Глава 1 Происхождение и значение примет

Откуда пошли приметы и как они появились, сказать определенно не в состоянии никто. Они переходили от поколения к поколению, из уст в уста. С точки зрения современного представителя компьютеризированного общества, суеверия кажутся абсурдными, однако ответ на вопрос, таковы ли они на самом деле, далеко не столь однозначен. Например, язык не повернется назвать Великобританию неразвитой страной, но вряд ли кому-то удастся найти в домах Лондона квартиры под № 13 или ряд № 13 в кинотеатре (хотя эта примета действительно сомнительная, ведь в некоторых странах то же число считается счастливым). Подобная вера в приметы практически на государственном уровне встречается достаточно часто на планете.

Было бы наивно думать, что приметы (пусть и не все из них) не имеют под собой никакой рациональной основы. Довод в пользу этого очень простой и в то же время неопровержимый: не бывает такого, чтобы бессмысленные предостережения на жизненном пути человека, коими иные приметы и являются, просуществовали многие сотни и тысячи лет. Любой человек способен найти в своей памяти примеры событий, которые происходили и забывались, поскольку не были поддержаны ничем разумным, можно сказать, энергетически сильным. Многие ли современные школьники знают о пионерах, Пленумах ЦК КПСС, программе партии и т. п.? Скорее всего, почти ничего об этом сказать они не смогут, а ведь с той поры прошло всего-то 20 лет. Вроде бы не так давно значительное количество россиян предыдущего поколения состояло в пионерах. Очевидно, что нежизненные традиции и надуманные действия быстро забываются в истории. Противоположная ситуация складывается с тем, что имеет глубочайшие корни.

Говорят, что как-то раз знаменитого физика и лауреата Нобелевской премии Нильса Бора сосед застал за необычным занятием: тот прибивал над дверью подкову. На вопрос о том, как такое может делать ученый с мировым именем, Бор ответил, что подкова приносит счастье независимо от веры в нее.

По своей сути приметы представляют собой подмеченные человеком постоянные взаимоотношения между какими-либо часто повторяющимися в жизни людей явлениями и событиями. Обычно подобные взаимодействия человеку непонятны. Тем не менее он наблюдает их и видит последствия, на основании которых приходит к выводу, что имеет место какая-то связь между тем, что случилось ранее, и тем, что произошло позднее. Результаты наблюдений сохраняются в памяти и передаются другим людям, потомкам. От характера наблюдений зависит, насколько та или иная примета верна, приближена к реальности.

В качестве еще одной причины появления примет можно назвать особое значение, придаваемое определенным явлениям, событиям, предметам, которым стали приписывать сверхъестественное, таинственное влияние и соответствующее воздействие. В этом случае часть примет основана не на собственном опыте и непосредственном наблюдении, а на особых представлениях, верованиях. Их именуют предрассудками.

В качестве иллюстрации того, что приметы порой все же действуют, и весьма эффективно, можно привести историю со знаменитым французским ученым П.-С. Лапласом. Будучи человеком внимательным и обладающим систематизированным складом ума, он обратил внимание на странную закономерность: если после сна его ночные туфли оказывались не на положенном для них месте, то в тот день обязательно в его карман пытались залезть уличные воришки. Не удовлетворившись простым наблюдением, математик поведал об этом своему коллеге, и они не раз проводили соответствующий эксперимент.

Поразительно, но когда туфли лежали там, где должны были, ничего не происходило. Если же они оказывались не на своем месте, то ученые подвергались нападениям карманников. Конечно, это личная примета Лапласа и работала она, вероятно, только для него. Но сам факт того, что приметы действенны, не может не озадачить.

Надо сказать, что между различными приметами, как бы они друг от друга ни отличались, имеется своеобразная и довольно тесная взаимосвязь.

Наверное, она относится к характеру их происхождения. Поскольку приметы возникли очень давно, установить их возраст обычно не представляется возможным, ведь появились они в разное время и подвергались порой значительным искажениям

(в немалой степени из-за гонений со стороны Церкви). Неизвестно, в чем заключалась и первопричина: то ли в непосредственном опыте наблюдений, то ли исходя из священного значения того или иного предмета, явления в те далекие языческие времена, к которым та или иная примета относится.

В большинстве случаев примета отражает результаты наблюдений за какими-то явлениями природы, поведением животных и т. п. Хотя зачастую, если вникнуть поглубже, примета оказывается порожденной не наблюдением, а верованием.

Условно можно разграничить приметы, которые указывают на реальную или мнимую связь, постоянные отношения, действительно имеющие место между разнообразными явлениями природы, и те, которые подмечают аналогичную связь между событиями по большей части случайными, происходившими порой в жизни человека и народа.

Приметы с реальными взаимосвязями в своей основе обычно являются результатами наблюдений за естественными процессами и в основном направлены на предсказания погоды и других регулярных природных факторов. Например, когда-то люди подметили, что лошади фыркают перед дождем, и так появилась соответствующая примета. Или обратили внимание на рыбу, которая лучше клюет при молодом месяце, а перед дождем не клюет, – опять же родилась примета. Или, например, хозяева увидели, что кошка спала, закрыв мордочку, а на следующий день ударил лютый мороз. Причем для примет важно, чтобы события, лежащие в их основе, повторялись многократно. Хотя надо сказать, что немалая часть примет, связанных с предсказаниями погоды, имеет в своей основе не наблюдения, а языческие верования.

К безусловно языческим относятся приметы, рожденные под влиянием данного мировоззрения. Они отражают многое, что содержалось в преданиях седой старины, которые обретали свои истоки в поверьях, сказках, обрядах, народных традициях и т. д.

Такие приметы привносят в жизнь людей своего рода детальный кодекс поведения, порожденный непосредственным, наивным и младенческим состоянием древнего человека, беспрекословно подчинявшегося еще не изученному пращурами миру и приписывавшего любому мало-мальски значимому явлению и предмету окружавшей его действительности предопределенность, произвол или волю богов.

В частности, в народных приметах ночь символизирует царство тьмы, злых и враждебных духов, тогда как день, наоборот, считается царством света, жизни. Например, приметами не рекомендуется смотреть в окно до утренней зари, поскольку это грех; после заката солнышка бросать сор на улицу нельзя – можно пробросаться. В соответствие ко дню и ночи были приведены лето и зима, тепло и стужа.

Например, утопленник свидетельствовал о сильных грядущих морозах, а гнездовья ласточек отмечали счастливое место; филин, будучи ночной птицей, севший на крышу дома и кричащий, означал близкую смерть кого-то из домашних.

Довольно часто в приметах встречается отождествление благоприятного с правым, а неблагоприятного – с левым: правая ладонь чешется к деньгам, а левая – к расставанию с ними; звон в правом ухе означает теплую погоду, а в левом – мороз; месяц, народившийся с правой стороны, обещает внезапное счастье (по некоторым признакам, данная примета имеет очень древнее происхождение).

Много примет пошло от считавшихся священными образов огня и очага. Например, нечаянно затушенный огонь приведет нежданного гостя; а если полено упало, то в гости нагрянут чужаки; если в печке дрова развалились, то тоже ожидаются гости. Бить человека лучиной не рекомендовалось под страхом чахотки. В процессе выпекания хлеба устраиваться на печи нельзя – иначе хлеб не получится.

Черные тараканы, предпочитавшие жить у печи, считались провозвестниками счастья, поэтому их изобилие трактовалось как обещание богатства и истреблять их не следовало.

Большое значение наши предки придавали жилью и всему, что с ним связано, о чем свидетельствуют многие дожившие до нас приметы: ключами стучать не рекомендовалось во избежание ссоры; через коромысло перешагивать также было нежелательно, чтобы не свело судорогой; если оставить пряжу на столе, можно нажить 40 грехов (вообще прялка считалась признаком ведьмы).

Каждодневное принятие еды превращалось пращурами в своеобразный ритуал со своими правилами, отраженными в приметах: тем, кто перекрестился, выйдя из-за стола, садиться за него обратно было опасно, иначе крестники умрут; выходить из-за стола с другой стороны, нежели с той, с которой присаживался, означало возможность заблудиться; на столе нельзя было оставлять нож, чтобы лукавый не зарезал; а ложкой не следовало стучать о тарелку, поскольку примета обещала за это ссору.

Известны приметы, связанные с порогом дома, а также с процессом выметания, которому придавалось особенное значение: если мести сразу везде, то можно лишиться богатства; а чем чище метение, тем вероятность встретить хорошего жениха больше.

Нельзя не упомянуть про отдельный класс примет, связанных с животными, как правило, имевшими отношение к домашнему хозяйству. Много примет про кошек: например, чихающей кошке рекомендовалось говорить «здравствуй», чтобы у хозяев не заболели зубы; а если кошка загребает лапами, то вскоре быть гостям. Не обошли вниманием и друзей человека – собак. Так, лучше было не пихать животное, иначе можно было заработать судороги, или же лающая перед домом мордой вниз собака пророчит покойника, а вверх – пожар. Связанных с покойниками примет вообще почему-то много; вероятно, эта тема тогда была весьма актуальной, как, впрочем, и в любое время. Если солома пристанет к хвосту курицы, то в доме будет покойник. А у того, кто крал курицу, руки должны были трястись. Разные народы приписывали мышам необычные свойства, например древние греки и римляне полагали, что этот маленький зверек способен предсказывать погоду и даже судьбы целых государств. Белая мышь считалась хорошим знаком.

На Руси мышь, соорудившая гнездо в стоге недавно сложенного сена, предвещала холодную зиму, а жадное поедание хлеба мышью свидетельствовало о скором голоде. Во многих странах заяц, считалось, приносит несчастье, перебегая дорогу.

Птицы стали героями многих примет во всех уголках планеты. Обычно истолкование их поведения зависело от местонахождения по отношению к наблюдателю, силы и повторения их криков. В частности, ворон издавна считается вещей птицей.

Многообразие примет поистине неисчерпаемо и затрагивает практически любую сферу деятельности человека. В нынешних условиях появляются приметы, по духу больше соответствующие нашему времени. Часто современное поколение, свободное от религиозного и мистического восприятия окружающего мира, рождает, хотя и верные по смыслу, но весьма иронические приметы, например: если водитель почувствовал, что в его машину врезались сзади, то это к прибавлению денег, а если спереди – к убавлению; или дети, идущие в школу, нарядные и с цветами, означают, что скоро копать картошку; а вот еще: ходить на работу – к деньгам.

Психологи подтверждают, что суеверия отражают стремление людей устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, событиями, поскольку именно эта способность крайне важна для выживания, так как на ней основано любое предвидение результатов собственных действий и объяснение происходящего вокруг человека. В древности людям было свойственно мифологическое (символическое) мышление, рассматривавшее мироздание в цельном виде, поэтому каждое событие, каждое существо могло выражать что-то другое – надо было лишь правильно истолковать знаки. На этом этапе сбои обычно и происходили, так как для правильного толкования требуется критическое мышление.

Недаром многие из старых примет сейчас кажутся наивными, где-то даже абсурдными, и немало из них уже получили свои очень простые объяснения. Но у наших предков не было современных средств познания, и создание ими примет может рассматриваться как своеобразный способ познания окружающего мира, а сами приметы – как результат познания. Таким образом они представляли окружающий мир более упорядоченным, чувствуя присутствие в их жизни сил, которые не поддаются осмыслению и контролю и способны играть с людьми, как ураган со щепкой.

Несмотря на то, что нынешняя цивилизация достигла определенных успехов в объяснении явлений природы, людей по-прежнему тревожит непредсказуемость стихий, над которыми они не властны. Имеются в виду не только природные, но и общественные стихии, например можно грамотно вести свои финансовые дела, зарабатывать деньги, а потом по какому-то стечению обстоятельств наступит экономический кризис и отберет все нажитое непосильным трудом. Нет ничего хуже, чем ожидание беды и бездействие, поэтому люди продолжают верить в необъяснимые связи между различными, вроде бы не связанными друг с другом явлениями. Тогда они обращаются к приметам, которые хотя бы создают иллюзию какой-то деятельности по защите от неподвластных человеку сил.

Приметы продолжают процветать. Можно сказать, что это своего рода защитная реакция, однако говорить о том, что неочевидных связей между явлениями не существует, было бы излишне самонадеянным.

Чем уровень тревожности выше, тем сильнее тяга человека к суевериям и ритуальному поведению (даже в мелочах). Статистика свидетельствует, что профессиональные спортсмены (особенно представители опасных видов спорта наподобие гонок «Формула‐1») намного более склонны к суевериям, чем обычные люди.

Кроме вышесказанного, приметы важны и с социальной точки зрения, так как устанавливают реальные связи между людьми. Когда они совершают однотипные действия в соответствии с какой-то приметой, то чувствуют общность, будучи воспитанными в одних и тех же традициях. Приметы оживляют и сближают общую историю человечества (народов отдельных стран), делая ее еще интереснее. В них отражены связи человека с окружающим миром, что весьма актуально и в древние времена, и сейчас и, пожалуй, будет еще долго.

Однако в плане отношения людей к приметам и суевериям необходимо чувство меры. Нельзя допускать, чтобы они регламентировали всю жизнь человека. Конечно, современные люди более критично настроены, хотя и далеко не все. Вряд ли кто-то пожелает оказаться там, где находились его предки тысячелетия назад. Хочется надеяться, что человек все-таки неуклонно эволюционирует и способен к более точным интерпретациям своих наблюдений.

Иоганн Гете утверждал, что суеверия – это поэзия жизни. Возможно, так оно и есть, но поэзия эта символическая. Уже многие столетия ученые пытаются как-то разобраться с феноменом знамений и классифицировать их. В частности, один из французских специалистов Роберт д'Обюиссон издал книгу под названием «Теория малых знамений». Попытка не удалась, поскольку стало очевидно, что нельзя загнать в конкретные рамки послания неизвестных сил. Они слишком индивидуальны. Лучше познавать их и следовать им в конкретных жизненных ситуациях.

Загрузка...