Лавров, Николай Иванович

(1761—11.9.1813, с. Сабурово Орловского у. той же губ.) – генерал-лейтенант (30.8.1811).

Как и многие из его поколения, начал свою боевую деятельность с русс.-турецкой войны 1787—91 (Бендеры; Измаил, где получил пару пулевых ранений навылет в правую ногу, контузию в левую руку и… Золотой крест за его взятие; Мачин; ор. Св. Георгия IV-го кл.).

Затем – польская кампания 1792 г.

Спустя годы – в 1798 г. – он уже сражается в составе австрийских войск против французов в Италии. Там он присоединяется к экспедиционным войскам А. В. Суворова, с которым проделал Итальянский и Швейцарские походы 1799 г. (Ваприя, Кассано, Турин, Тидона, Треббия, Нови, Сен-Готард и Гларус) в должности дежурного штаб-офицера и производится в генерал-майоры.

Проходят годы и Лавров снова воюет с французами – в 1807 г.

В начале «грозы 1812 года» генерал-лейтенант Н. И. Лавров состоит при императоре Александре I, а после откомандирования Барклаем вел. кн. Константина Павловича в С.-Петербург ему поручают командовать 5-м пех. (гвард.) корпусом.

Между прочим, с Николаем Ивановичем Лавровым принято связывать немало комичных (полуанекдотичных) ситуаций из-за его прогрессировавшей глухоты. В армейской среде на тему его «недуга» постоянно «травили» анекдоты. Так, например, рассказывали, что как-то на марше был объявлен гвардии привал. Глуховатый после контузии Николай Иванович рявкнул: «Ложись!» Все легли. Тем временем, из авангарда быстро приближалась маркитантская повозка. Ее возница громко вопил: «Сторонись! Сторонись!!» Тугому на ухо Лаврову послышалось «Становись!». Он и скомандовал «Становись!» Весь гвардейский корпус по команде встал в ружье. Прошло немного времени и, видя, что причин для особой тревоги вроде бы нет, Лавров поинтересовался у адъютанта: «Кто кричал „становись!“» В ответ он услышал: «Маркитант кричал „Cторонись!“» – «Слышу, что адъютант, да чей адъютант?» Когда ему растолковали, что не адъютант, а всего лишь маркитант, то смутившийся генерал буркнул: «Так бы и говорили!» и снова громко рявкнул: «Ложись!» Весь корпус опять лежал, но уже от смеха…

Рассказывали, что во время Бородинского сражения по причине болезни (приступ радикулита или остеохондроза?) командовать своими войсками он не мог, но Ор. Св. Георгия III-го кл., все же, получил.

Потом были Малоярославец, Красный, кампания 1813 г. и смерть в ее конце.

Загрузка...