К приближающейся зиме испокон веков всякое живое существо готовилось заранее. Кто-то улетал в теплые края, кто-то зарывался глубже в землю, кто-то загодя готовил сани, а кто-то запасался медом.
Как пчелы готовятся к зиме? Первым делом, сразу после главного медосбора, они изгоняют трутней, причем делают это без всякой жалости и снисхождения. Кстати, первыми начинают избавляться от своих трутней слабые семьи, самыми последними – сильные. Затем и матки постепенно прекращают червление, т. е. размножение.
С первыми похолоданиями пчелы покидают крайние соты. Чтобы сохранить тепло, они скучиваются и без отдыха продолжают трудиться. Дел в улье, как ни удивительно, еще много. Надо замазать все щели прополисом, мед с крайних сотов переместить и сконцентрировать наверху, над головой, чтобы долгой зимой он был в любой момент доступен, имел оптимальную температуру и ни при каких условиях не испортился.
Принято считать, что зимовка начинается в тот момент, когда в гнезде выходит последний расплод и образуется клуб. В средней полосе России это обычно вторая половина октября. И именно тогда же и для пчеловода сезон подходит к концу.
Впереди почти полгода. У пчеловода есть время подготовить свою пасеку к зимовке.
ВНИМАНИЕ! Вес слабых по численности семей всего 500 г, или 5000 рабочих пчел. Такая семья занимает в гнезде только 2–4 улочки и даже при хороших условиях часто погибает зимой или ранней весной после выставки улья на улицу.
Приступая к обустройству первой собственной пасеки, наивный начинающий пчеловод часто представляет свою жизнь на ней «наскоком». Опираясь на некое «сезонное» представление, он рассуждает примерно так: «Когда и потружусь, а когда и вовсе касаться не буду дел пчеловодческих. Ну, вот весной немного поработаю, выставляя ульи на точку да расширяя гнезда надставками, в июне рои половлю и заодно новые семьи сформирую, а в августе наконец скачаю мед!
А там и осень с незначительными заботами, и не за горами длинные зимние каникулы. Пчелы полгода будут сами по себе, а я сам по себе. Ну да, может, и не все пчелы доживут до весны, но это не беда. Какие семьи выживут, с теми и начнем новый сезон. После – новое роение, и общее количество ульев на пасеке у меня вроде как меньше и не станет…»
Но если бы все было так просто… Это иллюзия, за которую потом приходится дорого расплачиваться. Осень и зима и в жизни пчелиной семьи, и в труде пчеловода не менее важны, чем весна и лето. Особенно зима. Иногда она куда сложнее, чем кажется, потому что чаще всего пчелиные семьи гибнут как раз именно в период зимовки. Это наносит серьезный удар и по численности пасеки, и по бюджету и авторитету (или самооценке) пчеловода.
А те пчелосемьи, что чудом выжили, но ослабли по разным причинам, очень редко набирают силу даже к главному медосбору. За ними с ранней весны требуются дополнительный уход, подкормка, а иногда и просто медикаментозное лечение, но гарантий, что подобная семья станет полноценной и окупит все затраты, нет никаких. А поработал бы плотно пчеловод осенью, не поленился бы подготовить пчелосемьи к зимовке, да и зимой не оставлял бы пасеку без присмотра, глядишь, в августе сидел бы с медом, деньгами и чувством глубокого удовлетворения. Но увы…
Да, люди уже полетели в космос и погрузились в морские глубины, познают микромир и создают искусственный интеллект. Мы решаем многие серьезные проблемы, а вот жизнь пчелиной семьи в зимнее время изучили до сих пор недостаточно.
Научных исследований зимующих пчел проводится очень мало, а уж пчеловодам-любителям их результаты становятся известны в последнюю очередь, если вообще становятся.
Да еще к тому же и ученые, как ни странно, в своих рассуждениях частенько приходят к противоположным выводам.
Пчелиный мир при всей своей кажущейся простоте оказывается на поверку чрезвычайно сложным и даже где-то в чем-то загадочным.
Цель нашей книги – вспомнить опыт зимовки пчел, накопленный пчеловодами многих стран за все время культурного пчеловодства, или, как любят говорить многие пасечники, пчеловождения.
По одной из теорий, история медоносных пчел началась с Индии.
Там до сих пор можно встретить несколько видов пчел: есть и медоносная, и индийская, и карликовая, и даже гигантская. Считается, что благодаря климату этой страны, где соседствуют тропики с субтропиками, и происходило формирование биологических особенностей пчелиной семьи. Мягкий климат с резкими ночными похолоданиям в горной местности заставил отдельных особей объединяться для производства и сохранения тепла в гнезде.
Пчелы-одиночки не имеют подобного признака, а у пчел, приобревших и сохранивших его благодаря естественному отбору, срок развития личинок и куколок не зависел больше от перепадов температуры и стал постоянным.
Неблагоприятные погодные условия научили пчел делать запасы корма, вначале небольшие, всего на ночь или несколько дней, а затем и на более длительный срок. Современная среднерусская пчела может более полугода находиться в состоянии зимовки. В процессе эволюции пчелы стали приспосабливаться к сложным климатическим условиям, теперь ареал их обитания достаточно широк. И там, где зимой мороз достигает минус 50 °С, и там, где летом доходит до 45 °С. Будет нектара в нужном количестве, будут и пчелы. Пчел находили даже в Гренландии, где лето длится всего пару месяцев. Они есть на всех континентах, кроме разве что Антарктиды.
В нашей средней полосе определенно наблюдается дефицит лета. То в июне зарядят дожди, то в июле ночи слишком прохладные, а уж когда сентябрь сменяет август, возникает стойкое ощущение, что лето хоть и было, но на месяц короче, а жара снова обошла наши края стороной. Редко когда все три летних месяца выдаются на славу, когда солнца и тепла хватает на всех.
А когда приходит осень, природа начинает менять свои краски. День ото дня везде становится больше оттенков красного и желтого.
Деревья сбрасывают листья, приходят ночные заморозки, птицы спешат на юг. И в октябре уже не верится, что еще совсем недавно было лето, поля и луга устилал разноцветный ковер медоносов, а пчелы с утра до позднего вечера – целый день собирали нектар.
Для пчеловодов самое жаркое время уже позади. Большая часть дел сделана. После июня, когда надо было быть все время начеку, то и дело отлавливая пчелиные рои, после августа, когда целый день вы качали мед, просто не верится, что почти все работы на пасеке уже закончены. Осенние хлопоты размеренны и несуетливы, по сравнению с летними заботами кажутся пустяковыми, но время для отдыха еще не пришло. Нужно переработать в воскотопке старые, потемневшие соты и снять прополис стамеской с рамок и надставок. А впереди самый ответственный период – зимовка, и к ней необходимо готовиться не только пчелам, но и пчеловодам.
Если все предыдущее время начиная с конца февраля и первых дней марта пчелосемьи в ульях развивались стабильно, если в них есть молодые и здоровые матки, достаточно пчел, готовых своим теплом согревать их в сильные морозы, а запасы кормов составляют не менее 20 кг на улей – беспокоиться не о чем.
Большинство пчеловодов-любителей в отличие от тех, для которых пчеловодство стало профессией, не слишком обременяют себя работами по подготовке пчел к зимовке. Хотя и стоит (в теории) перед ними задача обеспечить каждую пчелиную семью хорошей маткой, правильно отстроенными сотами и доброкачественным кормом, на практике так бывает не всегда. А жаль! Принятие этих мер в весенне-летний период просто необходимо для успешной зимовки. По силам это пчеловоду-любителю? Конечно! Но это лишь первая часть подготовки.
Вторая часть начинается ближе к осени, когда заканчивается медосбор. Что считается у профессионалов обязательным для хорошей зимовки?
• Большое количество молодых пчел. Не менее 5–6 рамок.
• Пчелки должны быть выведены после главного медосбора.
Необходимы: плодная высококачественная матка, соты светло-коричневого цвета, в которых вывелось от трех до шести поколений пчел, запас цветочного меда и, наконец, подготовленное помещение без резких колебаний температуры и защищенное от сквозняков.
Состояние семьи осенью может определить и начинающий пчеловод. Но стоит ли ему это делать, большой вопрос. Раздавив нечаянно матку, на улье он может ставить крест.
Но если за плечами несколько лет пчеловодства и руки действуют уже достаточно аккуратно, тогда смело приступайте к осенней ревизии пчелиных семей. Она расскажет о состоянии вашей пасеки лучше, чем любой рентгеновский аппарат. Так что же мы должны выяснить для себя?
1. Убедиться, что матка в семье качественная. Делается это по количеству и плотности расплода.
2. Оценить силу пчелиной семьи (слабая, средняя или сильная). Чем больше пчел и расплода разного возраста, тем лучше. Для усиления осеннего червления семью следует подкормить сахарным сиропом.
3. Оставить по возможности в улье лишь качественные соты.
4. При наличии осеннего, хотя бы небольшого, взятка или при осеннем подкармливании пчел на черву* в слабые семьи дать в гнезда по 1–2 рамки вощины для осенней отстройки сотов.
5. Проверить качество печатного и особенно вновь приносимого меда, так как часто осенью пчелы приносят падевый мед.
Падевый мед определяют с помощью известковой пробы, предложенной А.Ф. Губиным. Методика заключается в следующем: к одной части меда добавляют дистиллированную воду и известковую (1: 10), смесь нагревают до кипения. Если мед падевый или есть его примесь, в осадке будут хлопья. Метод определения падевого меда – ГОСТ 32168-2013 Мед.
6. Определить имеющийся в каждом улье мед и при необходимости наметить количество и порядок пополнения запасов.
7. Проверить, нет ли семей, больных гнильцом.
Гнилец (гнилобой) – инфекционная бактериальная болезнь личинок пчел, вызывающая их гниение. Возбудители чувствительны к антибиотикам тетрациклиновой группы, эритромицину и другим сульфаниламидным препаратам.
* Черва – личинки пчел, преимущественно в последней стадии вырастания, в ячейках, заделанных восковыми крышечками.
Весь опыт зимнего пчеловодства, особенно российский, говорит однозначно: чтобы пчелиная семья успешно перезимовала, необходимо начинать подготовку уже с осени. И не с этой, а с осени предыдущего года. Только нормально перезимовавшая пчелосемья, активно вышедшая на весенние работы, собравшая большие запасы меда летом и воспитавшая значительное количество рабочих пчел за весь активный сезон, имеет хорошие шансы дожить в полном здравии до будущей весны.
Ничего в пчеловодстве нет сиюминутного. И так уже десятки миллионов лет – ровно столько, сколько существуют пчелы.
Где-то эти условия не выполняются, и семьи погибают, а в других местах (и их, слава Богу, много) соблюдаются, и есть все шансы, что так будет еще десятки миллионов лет.
Для хорошей зимовки нужно многое, но главное (о чем уже упоминалось выше) – это сильные семьи (не менее 9–10 улочек в северных и центральных регионах России и 7–8 улочек – в южных) с молодыми пчелами, появившимися на свет уже после главного медосбора, и не меньше 20 кг меда на рамках, не считая перги, на один улей. Чем холоднее зима, тем больше меда должен оставлять пчеловод в ульях.
Сильная семья, как это ни парадоксально звучит, употребляет меда в два раза меньше, чем слабая. Слабая семья вынуждена генерировать энергии куда больше, ей приходится и меда потреблять больше и вести более активную жизнь в зимний период, что приводит к преждевременному изнашиванию, а порой и гибели.
Оценка силы семьи вещь достаточно субъективная, и в разное время к этому относились по-разному. Средней считалась семья на 8 рамок. Иногда идеальная (осенью) по количеству пчел семья с 11–12 улочками еле доживает до весны, тогда как 5–6-улочковая, по внешнему виду очень слабая, благополучно проходит зимовку и становится летом сильной, избежавшей роение, семьей.
Для чего раньше на больших пасеках делалась оценка семьи? Для племенной работы. Чтобы из года в год отправлять в зиму только ульи с крепкими, производительными матками. Этим можете заняться и вы. Я от этого отказался. Мне, честно говоря, жалко растрясывать в августе слабые семьи, избавляясь таким образом от непроизводительных маток. Понимаю, что пчелы не пропадут, и из всего улейка погибнет только маточка, но… рука не поднимается. Что я делаю? Подкармливаю такое семейство сразу после главного медосбора, подкармливаю и зимой.
Иногда, словно в награду, слабая семья «встает на ноги» и приносит много меда, иногда же так и остается слабой и становится частью будущих ульев-медовиков. Что делать вам – решайте сами. На своей пасеке вы и бог, и царь, и воинский начальник!
Главное отличие пчел, собравшихся в зимовку, от летних – это продолжительность жизни. У летних она коротка: за месяц пчелы успевают сделать все необходимое и погибнуть. Зимние же более крупные и неторопливые. Они не тратят силы на воспитание деток и сбор нектара, поэтому и жить могут от пяти до девяти месяцев.
Многомесячная жизнь внутри улья, когда все засыпано снегом и стоят морозы, для пчелы не проходит легко и беззаботно. Летом, понятно, работы достаточно, надо и корм запасти, и молодых пчел вырастить не одну смену, и соты новые отстроить и т. д. и т. п. Тут не до долгожительства… 1–2 месяца, и пчела умирает.
Пчелы, занимавшиеся выращиванием и воспитанием осеннего расплода, не доживают до весны и составляют большую часть зимнего подмора. Зато родившиеся в конце лета и начале осени успешно перезимовывают и активно работают весной на следующий год.
Но как ни странно, пчел летом меньше не становится. Выводятся новые на смену старым. Качественная матка может в сутки производить до 2,5 тысяч яичек. И надежда семьи не на пчел, трудившихся в августе и сентябре (они уже поизносились), а на молодых, родившихся после главного медосбора, не принимавших участия в полевых работах и не ухаживавших за деткой. Полные сил, они проживут шесть, семь, а то и восемь месяцев. И через некоторое время на них ляжет большая ответственность. Пчелам придется потрудиться в полную силу не меньше месяца, пока им на смену не вырастут другие молодые. А они начнут появляться в улье лишь во второй половине зимовки, и то в небольшом количестве. Матка будет червить лишь в конце февраля – начале марта, и число новорожденных в день составит от нескольких особей до нескольких десятков. Сравните с летними 2,5 тысячами!
Принято считать, что зимний уход за пчелами сводится к обеспечению полного покоя и сохранению их от изнашиваемости.
Если зимовка протекает благополучно, пчелы двигаются мало, значит, и корма им требуется тоже немного. Крепкой семье в первые месяцы достаточно одного килограмма меда.
Энергии, выработанной из этого меда, им хватит, чтобы создать внутри улья комфортные условия. Если же что-то пчел беспокоит (сырость, духота и т. д.), им приходится затрачивать больше энергии, чем обычно, и поэтому поедать дополнительное количество корма. Вынужденная вентиляция изнашивает пчелу. Она быстрее стареет и раньше погибает.
Печальным итогом зимовки может стать не только полная гибель семьи, но и потеря до 80 % личного состава. Такая семья, как правило, тоже обречена. Оставшиеся пчелы погибают после выставления, не успев воспитать себе молодую смену. И чем хуже зимовала семья, тем быстрее приходит ее смерть.
Семья весной может показаться пчеловоду средней или даже сильной, однако это еще ни о чем не говорит. Но если зимовка была плохой, то она однозначно состоит из слабых, износившихся пчел. И хотя при хорошей теплой погоде в таких семьях матка может развить сильное червление (не предел 5–6 рамок яиц, из которых через 3–4 недели могли бы появиться молодые пчелки), но это весна, и практически всегда есть риск ночных заморозков. Будь пчелы неизношенными, они своим теплом согревали бы расплод, но плохо перезимовавшие особи гибнут раньше. В итоге в улье становится просто холодно, и расплод или часть его, не обогреваемый семьей, в худшем случае застывает и гибнет, в лучшем – задерживается в развитии. Такие пчелы, перенесшие переохлаждение в зародышевом состоянии, могут вылупиться неполноценными и не годящимися для будущей работы внутри улья и вне его. Ослабевшие семьи уж точно не смогут окрепнуть за весну. Нехватка пчел не позволит полноценно ухаживать за деткой, собирать нектар и пыльцу. Да еще из-за слабости существует риск развития болезней, что просто обрекает такую семью на гибель.
Чтобы стать долгожителем, пчеле необходимо родиться либо в конце лета, либо осенью и ни в коем случае не воспитывать расплод, потому что эта работа, как никакая другая, сокращает жизнь. Есть же она должна не только мед, но и обязательно белковую пищу – пергу. Но и это еще не все. Как ни странно, родившиеся в конце лета или осенью особи не обладают признаками долголетия сразу. Это качество не врожденное, а приобретаемое! Хотя уже на 10-й день пребывания в семье, готовящейся к зимовке, пчела немного увеличивает продолжительность жизни, долголетие она приобретает только после 28 дней совместного существования с такими же, как она сама, «осенними» пчелами. Удивительно, но факт!
С точки зрения физиологии пчелы, способные зимовать в суровых условиях, характеризуются максимальным развитием глоточных желез, жирового тела и яичников. У тех, кто осенью занимается выкармливанием расплода, яичники не развиваются, и весной они живут значительно меньше.
Понятно, что долголетие тоже не вечно. У пчелы, родившейся осенью, в марте-апреле происходят потеря жирового тела и дегенерация глоточных желез, и вместе с этим исчезает способность долго жить. Кстати, всякие заболевания, такие как нозематоз или акарапидоз, тоже вызывают преждевременную дегенерацию жирового тела и глоточных желез, поэтому, увы, больные пчелы живут меньше, чем здоровые.
В свое время при сравнении пород пчел, не приспособленных для длительных русских зим, а это итальянские, итальянские золотистые, кавказские и краинские пчелы, выяснилось, что меньше всех живут итальянские. Перед главным взятком продолжительность их жизни составляла 26 дней, во время главного медосбора – 20 дней, после взятка – 25 дней. У кавказских, соответственно, – 27, 24 и 29 дней, у краинских – 29, 25 и 33 дня. Дольше всех летом жили пчелы итальянские золотистые (32, 26 и 33). Зимовки показали, что итальянские пчелы живут дольше всех – максимум 109 дней, за ними следуют кавказские – 82 дня, краинские – 71,6 дня, итальянские золотистые – 71,2 дня. А что это для средней полосы России, Сибири или Башкирии? Да и температура в клубе у «южных» пчел была ниже, чем у «северных».