В одном сельском посёлке, в пруду, поросшем тиной, на глубине жила Ундина. Выбрала этот пруд русалка, потому что всегда тяготела к прекрасному. Прохладный, чистый, глубокий, он находился в лесу под плакучими ивами. Сверкающую гладь пруда украшали дивной красоты кувшинки. Они источали тонкий волнующий аромат. И Ундине нравилось ими любоваться. Водомерки то и дело скользили по зеркальной поверхности водоёма в разных направлениях. Жуки-плавунцы иногда грелись на лепестках кувшинок, лениво наблюдая за беспечной добычей. Всё в пруду было томно, спокойно и просто. Лягушки сонно позёвывали, разглядывая ярко-рыжие густые волосы Ундины, покачивающиеся под водой.
Часто русалка просто лежала на поверхности пруда, раскинув в стороны руки, и похлопывала голубым хвостом, распугивая карасей. В эти моменты в её глазах отражалось лазурное небо, а мысли витали далеко-далеко. Где-то за пределами Вселенной она представляла себя любимой и не одинокой. Её потребность в любви была так сильна…
И однажды мысли материализовались: на берег озерца вышел молодой красивый пастушок. Совсем недавно он женился и получил в подарок от тестя стадо овец, которое он пас недалеко от водоёма. Увидев красоту парня, Ундина так испугалась, что на целый день ушла под воду, осмысливая происходящее.
Наутро она ждала его, затаившись в густых камышах. Он пришёл, сел, погружённый в свои мысли. Стал неторопливо наблюдать за волшебным танцем перламутровых стрекозок. Тихая мелодичная песня, доносящаяся из глубины пруда, его весьма удивила. Ундина пела. Золотые переливы голоса прорывались сквозь толщу воды, обволакивая юношу, как туманом. Песня была настолько красива и время так быстротечно, что оцепенение юношу оставило только через несколько часов. «Мои овцы!» – в ужасе подумал он и ринулся через лес к зеленеющему полю. Конечно, без пастуха животные прижались друг к другу и жалобно блеяли.
Вернулся юноша домой поздно и очень удивил молодую жену своим поведением. Он молча поел, молча умылся и тихо лёг спать, угрюмо отвернувшись к стене. Так продолжалось неделю. Деревенская девушка не находила себе места: она страдала, плакала и готова была уже на всё, даже на слежку за мужем.
А тем временем у пруда отношения Ундины и пастушка стремительно развивались. Большая красивая девушка-рыба подплывала всё ближе и ближе к своему избраннику. Её глаза были так прекрасны, голос завораживал, и сладкие речи всё глубже проникали в сердце юноши. Ещё чуть-чуть – и Ундина затащила бы его в пруд, где уже мёртвому пела бы свои печальные песни. Но по совету селян, которые знали о существовании русалки в пруду, молодая жена пастуха всё-таки выследила их вечером. И, рыдая у него на груди, она умоляла не бросать её и забыть разлучницу. Сердце парня дрогнуло. Собрав всю свою волю в кулак, он пошёл на встречу с этой хищницей. «Ундина! – начал умолять он, стоя на коленях. – Оставь меня! Я так люблю свою жену! Забери у меня то, что захочешь, только не губи мою жизнь и любовь!» – «Хорошо, – отвечала русалка, – я взяла бы что-нибудь у тебя. Но ты так беден, а овцы мне твои не нужны». – «Возьми мои глаза! Это самое ценное, что есть у меня. Я так сильно люблю свою жену, что готов отдать их тебе, чтобы не смотреть на твою красоту. Ведь только мои глаза с тобой. А сердце моё – с женой». – «Хорошо», – сказала Ундина и забрала себе глаза пастуха.
Пока он пробирался сквозь чащу к своей хижине, его возлюбленная другой дорогой уже направлялась к озеру, чтобы уговорить разлучницу отказаться от мужа. – «Ундина! Это я! Покажись! – жалобно просила девушка. – Забери у меня что захочешь, только верни мне моего возлюбленного». – «Хорошо, – сказала Ундина. – Я бы взяла, но у тебя нет ничего ценного». – «Возьми тогда мою красоту, навсегда и безвозвратно!» – предложила девушка, решив, что если муж её любит, то примет и некрасивой. И Ундина забрала её красоту. Алые щёчки девушки стали бледными, губы синими, глаза блёклыми, а волосы превратились в ветошь. Кожа потеряла упругость.
Испугавшись своего отражения в пруду, она шла и горько плакала, пока не наткнулась на своё жилище, где её ждал ослеплённый супруг. Увидев, что любимый слеп, потерявшая красоту девушка всё поняла. И, обнявшись, они долго сидели в темноте, не проронив ни звука. Конечно, молодые жили потом долго и счастливо. У них родилось много прекрасных деток. И на лице у счастливой жены иногда даже появлялся румянец. Настоящая любовь настолько сильная бывает, что даже красоту другой можно не видеть, если очень-очень захотеть.
Картина Анны Порошиной «Ундина» на сюжет произведения «Сказка о русалке-разлучнице». 2021. Масло.