Экономические преобразования, проводимые в России в начале 1990-х гг., потребовали существенно изменить земельные отношения. Формирование рыночных отношений в экономике привело к необходимости ликвидации монополий государственной собственности, включения земли в гражданский оборот и создания всероссийского рынка земли. В условиях рыночной экономики необходима была и децентрализация в регулировании земельных отношений. Изменение экономических отношений в сфере земельных отношений повлекло введение платы за земельные участки.
Земельная реформа представляла собой совокупность экономических, организационных и социально-политических мер, которые были направлены на преобразование земельно-правового строя на основе создания множественности форм собственности и использования земли, включения ее в систему рыночных отношений.
Реформа имеет своей целью перераспределение земель в интересах создания условий для равноправного развития разных форм хозяйств, многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель в РСФСР.
Правовую основу проведения земельной реформы составляли: Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» и Земельный кодекс РСФСР 1991 г., которые распространили право частной собственности на землю граждан и на их коллективы. Земельный кодекс 1991 г. установил в России три основные формы собственности на землю: государственную (федеральную и республиканскую), частную, общую (долевую и совместную).
Можно выделить следующие этапы земельной реформы в Российской Федерации:
• инвентаризация земель. Целями данного этапа являлись выявление потребности физических и юридических лиц в землях, формирования земельного фонда для последующего перераспределения;
• передача и закрепление земель в собственность (пользование, аренду, пользование и владение землей субъектом).
В 1990 г. впервые было предусмотрено право частной собственности на землю (в ст. 12 Конституции РСФСР). Она строго ограничивала продажу гражданами земельных участков в течение десяти лет с момента приобретения.
Результаты реформы:
♦ была ликвидирована монополия государственной собственности на землю;
♦ проведена реорганизация 10 тыс. колхозов и совхозов и осуществлена приватизация их земель;
♦ работники колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей;
♦ сформирован значительный слой крестьянских фермерских хозяйств;
♦ создан фонд перераспределения земель;
♦ введена плата за пользование землей.
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процедуры реформирования протекали непоследовательно и медленно. В связи с отсутствием земельного кодекса не была создана стойкая система земельного законодательства.