Хочется, наконец, копнуть поглубже и ошарашить вас историей этого «простенького дачного городка».
Впервые в письменных источниках Зеленогорск упоминается в 1548 году под своим первым именем Терийоки/Териоки (швед.Terijoki, но название финское, возможно переводится, как «Тетеревиная речка» от финского «teeri joki» или «Смоляная речка» от финского же «terva joki»). Тогда он уже входил в состав шведских земель.
История криминальная: за незаконную торговлю с городами Ганзы Густав Ваза казнил несколько крестьян, в том числе Антти из Терийок. Мда… Нахулиганил Антти, но засветил родные места в истории. И в честь него в Терийоках после Революции была названа одна из центральных улиц Антинкату (совр. Красных командиров).
Скульптура «Рыбак» у выхода с центральной аллеи парка на Золотой пляж
Наши же современники в память об упомянутом в летописях контрабандисте в Зеленогорском парке поставили скульптуру веселого красавчика с вот такенной рыбой, которая, вероятно, тоже когда-то здесь водилась. Чтобы помнили…
473 года! Представляете?! Старше Хельсинки и Петербурга! Но если отмотать еще на пару веков назад, то оказывается, что до 1323 года, до Ореховецкого «вечного мира», эти земли принадлежали новгородцам. Но мир был не вечным, а всего на четыреста лет.
В 1721 году после Северной войны Петр I присоединил Терийоки в составе Выборгской губернии. С 1809 года в этих местах можно было официально пользоваться не только шведским, но и русским языком. А с 1863 года Александр II разрешил в качестве третьего официального языка и финский.
Земли долго были приписаны к военному ведомству Сестрорецкого оружейного завода, основанного Петром I, и не особо тут жизнь кипела. Но всё зашевелилось в середине XIX века, когда государственные власти дали разрешение на гражданские сделки с землей. Да еще в 1870 году «железку» запустили из Петербурга в Хельсинки. Земли начали активно скупаться крестьянами, купцами, чиновниками и предпринимателями различных этнических групп. Финны, русские, шведы, поляки, татары находили себе дело в быстро развивающемся пригороде. Появились крупные дачевладельцы (сдача жилья в аренду всегда была здесь хорошим бизнесом!)
Дачи стали расти, как на дрожжах. И в 1911 году, согласно переписи, в Терийоках проживало около 48 тысяч русских при 3,5 тысячах финнов. Язык не поворачивается назвать такое поселение «деревней»! Но по бумагам так и было.
Без малого двести лет здесь мирно сосуществовали православные и лютеране, имели свои приходы. В начале двадцатого века появились и католический приход, и мусульманский.
А потом, вы знаете, случилась Революция. В 1917 году Финляндия стала независимой и национально ориентированной. Терийоки вместе с приличным количеством русскоязычного населения она прибрала себе, естественно.
Но приграничный «пинг-понг» продолжался. В 1939 году началась Зимняя война. Терийоки вновь оказался русским, но уже в 1941 году вернулся в Финляндию, воевавшую на стороне гитлеровской Германии. И только в 1944 году Терийоки окончательно влился в СССР и стал пригородом Ленинграда.
Наконец, в 1946 году Терийокам присвоили статус города, а в 1948 году он зажил при своем современное названии – Зеленогорск. Так как многое было разрушено войной, в 1950 году город получил новый план застройки и стал развиваться, как здравница (город-санаторий) для жителей Ленинграда.
Вот так все сложно, но интересно! А Вы говорите: «Дачи, как дачи!»