Апа́цха – кухня, отдельно пристроенная к дому.
Мацо́ни – молочный продукт, похожий на простоквашу.
Ача́лт – большая плоская рододендроновая плетенка.
«Амза первый подбежал к дельфину-афалине». Афалина – вид дельфинов, обитающих в самых разных уголках мира, в том числе и в Чёрном море. Иначе их называют бутылконосыми. Внешний вид афалин можно назвать классическим. Именно таких дельфинов вы чаще всего встретите в дельфинариях и океанариумах.
Бутылконосыми их называют не в обиду. Просто удлинённый череп афалины в самом деле похож на бутылку. Сходство увеличится, если дельфин займёт вертикальное положение и будет плавно раскачиваться на волнах, словно брошенная в море бутылка – правда, весьма больших размеров.
Дыхало – дыхательное отверстие у дельфинов и китов.
Ноговицы – вид плотных чулок, покрывающих голень и колени. натягивают поверх голенища сапога.
«А мы его даже трогали, гладили! Ведь это… ноздрю на макушке видел?» То, что Амза назвал «ноздрей на макушке», в действительности было дыхалом. Дыхало – это дыхательное отверстие, расположенное на голове дельфина. Погружаясь в воду, дельфин закрывает его кожно-мышечным клапаном.
Аху́л – сорт капусты, то же, что кольраби.
Аха́хча – творожная масса из сыворотки с пряностями и зеленью.
Па́голенок – часть сапога, охватывающая голень. Заломить паголенки – значит вывернуть их внутренней стороной по ноге, чтобы удобнее было снимать сапог.
Аху́д, то же, что ло́био, – блюдо из фасоли.
«За домом скрывался долгий и сумрачный сарай, возле него – семейное кладбище…»
Устав от турецкого гнёта, Абхазское княжество обратилось к Александру I с просьбой включить его в состав Российской империи. Манифест о присоединении вышел в 1810 году, с тех пор турки не могли тревожить абхазов напрямую, однако придумали другой, более изощрённый способ. В начале XIX века турецкие солдаты тайком вскрывали могилы на кладбищах Абхазии. Их интересовали не украшения, а тела усопших, порой даже их кости.
В Абхазии всегда почитали старших. Умершие родственники ценились едва ли не больше живых. В этом абхазы видели почтение к истории, к традициям. Турки ночью похищали тела, затем присылали семье погибшего краткое письмо – требовали выкуп. Опустошённая могила – позор для абхазской семьи. Они вынужденно продавали имущество: дом, землю, скот. Отдавали деньги, возвращали в могилу пращура, а сами оставались в нищете.
Таких случаев становилось всё больше, и наконец собрался Совет старейшин Абхазии. Старейшины придумали, как обхитрить турок. Они разрешили абхазам хоронить родственников не на общем кладбище, охранять которое было непросто, а возле дома – с восточной стороны, на расстоянии выстрела из того ружья, которое имелось у семьи. Тот, кто хотел осквернить могилу, считался худшим из преступников, и его дозволялось убить без размышлений.
Турки со временем отказались от промысла мёртвыми, он стал слишком опасным, но похоронная традиция сохранилась на многие десятилетия. До сих пор в абхазских сёлах во дворе, за сараем, можно увидеть опрятное семейное кладбище.
«Абхазы в Лдзаа́». В селе Лдзаа, иначе – Лидзава, сейчас проживает почти две тысячи человек. За последние годы здесь появились новые красивые дома, многие из которых построены приехавшими в Лдзаа армянами, но в прочем поселок изменился мало. Большинство абхазов по-прежнему живут в домах, построенных грузинами. Рыбный завод пришёл в запустение. Недалеко от него можно найти и другие развалины, среди которых старая школа, магазины. Галечный пляж не обустроен, что не мешает туристам приезжать в Лидзаву на отдых. Летом здесь во многих дворах сдаются комнаты. Сюда приезжают те, кто хочет попасть на море, но не готов тратить деньги на проживание в гостинице.