В соблюдении здорового образа жизни (ЗОЖ) важен не только поведенческий компонент как таковой (исполнительность, последовательность и т. п.), но и условия окружающей среды: 1) сферы обитания, 2) обстановки трудовой деятельности, 3) рекреационной среды (отдыха). Именно в данном сочетании факторов открываются возможности реального преодоления сложившихся эколого-гигиенических проблем охраны окружающей среды. В развернутом изложении эти материалы представляют интерес для преподавания экологии человека и гигиены окружающей среды. Медико-экологическая информация может быть использована для активной профилактической деятельности в области создания здоровой среды обитания и оптимизации образа жизни в условиях эколого-физиологического соответствия.
Медико-социологические и гигиенические исследования показывают необходимость оптимизации среды обитания человека в жилых и общественных зданиях, улучшения факторов внутри жилищной среды (микроклимат, жилая площадь, наличие удобств, возможности уединения, аэрации помещений и другое), обеспечения безопасности при влиянии любых внешних факторов. То же самое относится к оптимизации условий труда, учебы.
По И. М. Сеченову (1863 г.), организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен. Речь идет о здоровой внешней среде. Однако в условиях почти повсеместного развития несбалансированных социально-экономических отношений имеет место неблагоприятное воздействие на человека (население) многих факторов антропогенного ряда: загрязненного воздуха и воды, почвы и растений, продуктов питания и др.
Совокупность последних вызывает снижение неспецифической (общей «фоновой») резистентности организма.
✓ Задачами эколого-гигиенической направленности являются защита биологической среды от попадания любых вредных веществ: бытовых и промышленных отходов, отравляющих веществ, ионизирующего излучения, так как они при «включении» в биологический круговорот могут предопределить гибель человечества;
✓ создание четкой системы санитарно-гигиенического нормирования, которая является компромиссной при объективной невозможности устранения (экономического) процесса производства социально необходимых, значимых продуктов;
✓ формирование условий для создания нового биолого-экологического мышления человека и человечества, которое обеспечит надлежащее перспективное эколого-физиологическое соответствие;
✓ формирование безотходных источников энерговооруженности промышленности (сила ветра, энергия прилива-отлива, термальных источников в природе, солнечного тепла и т. п.).
Эти и подобные широкие социальные действия мирового сообщества позволят при взвешенном проектировании сохранить на планете нормативный диапазон приспособляемости (адаптации) и толерантности (переносимости) в системе «Среда – Человек (Общество)». Сказанное подразумевает активное и результативное международное сотрудничество народонаселения всех континентов – как единой семьи народов – на цивилизованных, юридически прозрачных началах с высокоэффективной и устойчивой координацией.
С медико-педагогической (валеологической) точки зрения обогащенный образ жизни личности должен воплощать в своей содержательной программе оздоровительные мероприятия, которые по циркадному (суточному) режиму (24 часа) проецируются в пространственно-временной континуум, а именно: 8 часов – сон (в домашней обстановке); 8 часов – учебная (трудовая) деятельность (в учреждении); 8 часов – личное необходимое время (в транспорте, учреждениях культуры и досуга, условиях быта и прочее). Таким образом, по рекомендуемому нами для широкой практики оздоровления населения «правилу трех восьмерок» несложно программировать и проводить оздоровительные мероприятия по показаниям.
Так практическое решение вопроса об индивидуальном (оздоровительном) подходе в обеспечении нормального, физиологического сна не встречает препятствий при широкой доступности консультативной помощи компетентных специалистов (невропатолога, психоневролога, валеолога и других).
Далее в учебной или трудовой обстановке врачебно-педагогическое оздоровительное воздействие связано с принципиально новым подходом к самой организационной форме. Последняя предусматривает повсеместное полное использование «технологических окон» в учебном трудовом процессе для индивидуального или группового оздоровления, максимальное приближение средства оздоровления к учебному (рабочему) месту, активную пропаганду «культа здоровья», моральное и материальное стимулирование стабильно здоровых индивидуумов, стимулирование также труда обслуживающего персонала – высшего и среднего звена – по конечному показателю – нарастающему числу здоровых лиц, наблюдаемых в контрольные сроки: в течение полугодового срока, 1 года и многолетнего (3–5 лет и более) периода активного воссоздания устойчивого здоровья у здоровых.
Подобная оздоровительная деятельность в учебной (трудовой) среде должна иметь преемственное продолжение в домашней обстановке по врачебно-педагогическим рекомендациям. Здесь на домашних рубежах массового оздоровления целесообразно создание инфраструктурной части каждодневного медико-педагогического обеспечения при жилищно-эксплуатационных структурах (бассейн, тренажерный и спортивный залы, спортивные площадки, лыжные базы и другие). Сообразным фактическому объему деятельности персонала должно быть врачебно-педагогическое штатное обеспечение муниципальных оздоровительных центров и их филиалов, максимально приближенных к месту жительства (то есть при ЖЭК, РЭУ и т. п.). То же самое относится к средствам лечебно-диагностического обеспечения, крайне необходимым для осуществления надлежащего врачебного контроля и возможного оказания помощи в непредвиденных (экстренных) случаях.
Во внеучебное время особая роль в материализации здорового образа жизни подконтрольного контингента принадлежит социальной рекреационной службе, которая пока функционирует во «фрагментарном представлении» и по «неполной» программе. Хотя значение последней в системном (целостном) понимании и программной деятельности социальной индустрии здоровья неоспоримо, что убедительно подтверждает «один лишь перечень» необходимых объектов (системных элементов): разнопрофильные стадионы, катки и лыжные базы, бассейны, водоемы с лодочными станциями, многопрофильные культурные центры в условиях парков культуры и отдыха, физкультурно-спортивные клубы, променадные, велосипедные и беговые дорожки, клубы семейных встреч, танцевальные залы, библиотечно-информационные центры и др.
Актуальным остается оптимальное оздоровление в период каникул или очередного трудового отпуска. Избранными организационными формами должен быть предусмотрен индивидуализированный образ жизни в условиях благотворного психоэмоционального воздействия санаторно-курортной зоны отдыха с новым ландшафтом и климатическим влиянием.
Предпочтение семейной (коллективной) форме отдыха и оздоровления должно найти отражение в системной (комплексной) организации, учитывающей специфику целеполагания, заключение комиссий санаторно-курортного отбора, транспортное обслуживание, медицинское обеспечение, целесообразное времяпрепровождение, в первую очередь для коллективов со спортивно-экскурсионными запросами.
Таким образом, весь диапазон оздоровительного воздействия на индивидуума должен преломляться через оптимальный образ его жизнедеятельности с учетом многообразных условий обитания и иметь однозначным следствие – устойчивое, надежное здоровье каждого и всех.
Специалисты сходятся во мнении, что наибольшая (по частоте) ущербность здоровью человека находится в непосредственной связи с нарушением его образа жизни (а именно: в половине наблюдаемых случаев). Закономерно возникает вопрос, какие же пути, способы и действия могут благоприятствовать преодолению этой «сложившейся традиции»?
Разумеется, вначале необходимо вскрыть сущностные признаки образа жизни человека и здорового образа жизнедеятельности в особенности. Образ жизни вбирает в себя различные стороны конкретной повседневной жизни человека (группы, коллектива) в целостности. При естественной активности сознания субъекта его образ жизни в развернутом толковании имеет деятельностную основу в духе коллективизма (человеческого общения) и необходимого удовлетворения самых насущных и других потребностей. То есть, человек принимает решения с учетом конкретных условий жизни и сообразно жизненным целям и задачам в бесконечном потоке индивидуальных поступков, соизмеряя в активной деятельности себя (индивидуальное) с общественным (коллектив, общество, культура, цивилизация, право и т. д.).
Здесь мы вплотную подходим к наиболее перспективным врачебным воздействиям на принятие решений подконтрольными субъектами в духе самооздоровления, равно как оптимизации условий для жизнедеятельности. Именно такая стратегия и тактика в медико-социальной сфере – активного непосредственного оздоровительного воздействия на контингент здоровых – создает предпосылки к его устойчивому здоровью и предотвращению формирования потока больных.
В русле многоаспектных социальных перемен оздоровительной направленности становится понятной высокая роль организации, воспитания и пропаганды духовно-физического здоровья общественных субъектов как носителей этого бесценного национального богатства. А сам адресат оздоровления, благодаря осознанию высокой (высочайшей) градации своего здоровья приближается, таким образом, к «глубинному залеганию» его во внутренней структуре личности к устойчивому принятию правильных поведенческих решений.
В методическом плане очень важным является воспитание устоявшейся ориентации личности «на здоровье!», что предусматривает формирование в образе жизни соответствующего стереотипа потребностей и обеспечивает ее устойчивость (верность, надежность принципам, идеалу и ценности здоровья), преемственность целенаправленного поведения и деятельности с учетом оздоровительных потребностей и интересов. Таким образом, стройная целостность оздоровительного поведения личности, по нашему мнению, является материализованной функцией Единой Государственной системы активной пропаганды научных медицинских знаний о здоровье человека и апробированных способах его укрепления.
Практическое осуществление оптимального образа жизни, благоприятствующего формированию гармоничного развития личности – с нравственной чистотой, духовным богатством и физическим совершенством – возможно и необходимо на пути создания сети специализированных оздоровительных учреждений (центров) и их филиалов, приближенных к месту жительства и работы (учебы). В методическом аспекте достижение массового духовно-физического оздоровления – благодаря оптимизации здорового образа жизни общественных субъектов – возможно и необходимо в условиях достаточного и систематического выпуска учебных пособий, учебных, телевизионных и радиопрограмм, книг, брошюр, журналов, газет, пластинок, компакт-дисков, дискет, аудио– и видеокассет и других изданий по здоровому образу жизни человека.
Говоря об арсенале оздоровительного воздействия, следует указать на его большое разнообразие по средствам и видам: подвижные игры, легкая атлетика, тяжелая атлетика, плавание, гребля, спортивная ходьба, лыжная прогулка, катание на коньках, гимнастика в бассейне, кросс, езда на велосипеде, ритмическая гимнастика, спортивная или художественная гимнастика и другое.
Что касается организационно-контрольного и профессионального обеспечения оздоровительного процесса, то наряду с врачом-валеологом, врачом спортивной медицины в него должны быть включены (для организованных коллективов) профессионалы врачебно-педагогических специальностей (должностей) оздоровительного плана, которые в широкой социальной практике могут стать ведущими и в комплексном изучении закономерностей развития, совершенствования и оптимизации здоровья здорового человека (личности) путем динамической оценки и контроля резервов здоровья, подконтрольного увеличения резервов с помощью различных видов психофизического оздоровительного воздействия.