Е. А. Гараева Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании

Введение

Состояние здоровья молодого поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые запасы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья молодежи. Внимание к вопросам здоровья в нашей стране в последние годы заметно возросло, соответственно усилилось внимание к здоровью школьников, учащихся и студентов. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. В последнее десятилетие увеличилось число факторов, которые раньше не создавали проблем для врачей, педагогов, родителей учащихся. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. В попытках разрешить проблемы здоровьесбережения субъектов образовательного процесса чаще всего не приходится рассчитывать ни на помощь родителей, озабоченных трудностями материального плана, ни на систему государственного здравоохранения.

В реализации мер по улучшению здоровья нового поколения особая роль отводится системе образования. В Национальном проекте «Образование» одной из приоритетных является проблема здоровья учащихся и студентов. Ее решение определяет качество подготовки и полноценность выполнения социальных функций будущими гражданами России. Здоровье современных студентов неблагополучно, в структуре общей заболеваемости растет доля хронических форм заболеваний. Существенное отрицательное влияние на организм студентов оказывают вредные привычки.

Преподавателям высших учебных заведений совместно с медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовывать образовательную деятельность, чтобы студенты повышали свой уровень здоровья и заканчивали вуз здоровыми, а впоследствии его укрепляли. Для осуществления здоровьесберегающей деятельности педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности здоровья и здорового образа жизни, которые стали понятиями современного образования.

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающих технологий предполагает консолидацию всех усилий образовательных учреждений, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся и студентов. Здоровьесберегающие технологии решают задачи сохранения и укрепление здоровья сегодняшних учащихся и студентов, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.

Целью изучения дисциплины «Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании» является формирование профессионального сознания будущего бакалавра профессионального обучения посредством раскрытия совокупности теоретических знаний о здоровьесберегающих технологиях в профессионально-педагогическом образовании; а также формирование профессиональных умений будущего бакалавра профессионального обучения применять знания по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса в профессионально-педагогической деятельности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций будущего бакалавра профессионального обучения в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

1 Общекультурных (осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека; осознает ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности; владеет правовыми и нравственными нормами экологического поведения).

2 Профессиональных (способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста); готов к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых; готов к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию; способен проектировать и оснащать образовательнопространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов)).

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

1) повысить уровень профессиональных знаний будущего бакалавра профессионального обучения о здоровьесберегающих образовательных технологиях в профессионально-педагогическом образовании и способах их применения в условиях образовательного пространства;

2) сформировать у будущих бакалавров профессионального обучения умения применять здоровьесберегающие образовательные технологии в профессиональной деятельности;

3) повысить уровень культуру здоровьесбережения у будущих бакалавров профессионального обучения в условиях профессиональнопедагогической деятельности.

Усвоение данной дисциплины обеспечивается использованием нестандартных педагогических технологий, инновационными педагогическими играми, ролевыми играми, педагогическим тренингом, способствующих повышению уровня профессиональных знаний будущего бакалавра профессионального обучения о здоровьесберегающих образовательных технологиях в профессионально-педагогическом образовании и формированию умений их использования в условиях образовательного пространства.

Учебное пособие по дисциплине «Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании» состоит из восьми лекций по актуальным теоретическим вопросам эффективной организации образовательного процесса без ущерба для здоровья бакалавров профессионального обучения. Каждая лекция сопровождается списком литературных источников для самостоятельной подготовки. В приложениях представлен фрагмент рабочей программы по учебной дисциплине, примерные вопросы к зачету, фрагмент тестовых заданий, практические задания для бакалавров, словарь основных понятий.

Загрузка...