Попробую кратко описать суть гормонов сочетая медицинскую терминологию с образами. Гормон, это многофункциональный элемент, созданный Творцом в качестве оперативного и быстродействующего помощника, который реагирует на команды разума, сознания и подсознания человека через нейро импульсы гипоталамуса и эпифиза головного мозга. Чтобы образовался сигнал в форме командного импульса, запускающего процесс химической реакции на основе синтеза, создающей гормон, должен быть отдан сигнал с последующим включением «ключа зажигания». Первичным сигналом (импульсом) является команда подсознания, которая включает программу в виде формулы образования гормона за счет синтеза.
Команду отдает головной мозг, подчиняющийся программе подсознания, но поскольку суть гормона – помощь в адаптации существа к условиям давления обстоятельств внешней среды, разум и сознание также участвуют в цепочке командных импульсов. Разум и сознание производят оценку ситуации, а подсознание отдает команду на воспроизводство гормона с требуемыми функциями – для оказания содействия в текущей ситуации. Именно поэтому, время продолжительности действия гормонов крайне малое, фактически это «гормональный всплеск», своего рода вспышка химических реакций внутри тела, которая вырабатывает множественные источники энергий, а также оказывает прямое воздействие на разум и сознание через ощущения, эмоции и психо-физическое состояние человека.
Таким образом помимо прямых функций, гормон способствует формированию опыта, который за счет анализа реакций тела и ощущений увеличивает потенциал прогнозирования. Иными словами, связь цепи гормон – эмоция – оперативная память, призвана помогать человеку адаптироваться в мире конкурентных условий для выживания и развития. Если вы хотите иметь хорошее физическое самочувствие, то в этом случае должны обладать навыками управления своим эмоциональным фоном, так как эмоциональная волна является не только фактором ощущений, но и представляет из себя мощнейший энергетический ресурс.
Эмоция, как комбинация химической реакции в форме синтеза (ускоренной трансформации вещества), совмещенная с анализом на основе опыта и собранная в формулу оценочного суждения системы жизненных ценностей – способна значительно увеличить эффективность, результативность и потенциал биологического тела человека, создавая при этом, необходимый гормональный баланс.
Учитывая связь цепочки взаимодействия системы гормон-эмоция-оперативная память и психология как фактор учета/классификации поведенческих реакций, чтобы научиться качественно управлять эмоциями, требуется понимать и составные части системы, в которой они участвуют. Это означает необходимость осознания базовых элементов и сути гормонов, а также работы оперативной памяти. Информацию о базовых принципах гормонов я изложу в начале книги, а условия системы памяти опишу в последующих текстах «тела» книги. Для включения программы формирования гормона за счет синтеза химических элементов, подсознание должно получить один из базовых сигналов, после чего запустить «ключ зажигания» называемый в медицинской терминологии синапсом.
В программе подсознания заложены несколько вариантов начала воспроизводства гормонов. Первая, это химико-биологическая, она происходит при попадании в кровь человека определенных элементов из внешнего мира и в этом случае включается «автопилот», когда команда подсознания минуя разум и сознание запускает соответствующую программу. Как правило, это продукты питания в жидком, густом или твердом виде, химические микроэлементы в качестве осадков в воде, продуктах, воздухе, а также прием лекарственных препаратов. Наибольший состав попадает из молекул, находящихся в парообразном состоянии в период дыхания. Также, есть синтез радиационного излучения, например фотоны и ионы Солнца, без которых не воспроизводится серотонин – один из гормонов группы счастья. Этот гормон транквилизатор, даже при химических реакциях с микроэлементами, содержащимися в сахаре, не синтезируется без солнечного света, соответственно успокоения или эйфории без излучений Солнца или аналогов соответствующего спектра излучения мы получить не сможем.
Дополнительный вариант создания гормонов происходит от непосредственных команд головного мозга уже через разум и сознание, которые анализируют внешнюю среду и опыт диктует необходимость включения дополнительных физиологических функций. В этом случае действует ассоциативный ряд файлов, записанных в программе подсознания, который извлекается телом из базы данных оперативной памяти разума и сознания. Например, нейромедиатор обеспечивающий химическую передачу нервного импульса в норадренергических синапсах центральной и периферической нервных системах, не сможет синтезировать бывший гормон группы счастья дофамин в агрессивно-яростный норадреналин без одного элемента реакции, который можно назвать «ключом зажигания». Мы говорим о синапсе. Синапс, это зона контакта между нейронами или нейроном и клеткой, обеспечивающая связь. Иными словами, нет контакта – нет связи, значит цепной реакции не произойдет, синтез невозможен и гормон технически не воспроизвести из-за разрыва цепи в системе реакций. Поэтому, я образно называю связь между нейронами в медицине используемую как синапс – ключом зажигания, без которого стартер тела не завести, двигатель останется в холостом режиме ожидания запуска и физически активных процессов не произойдет.
Если брать цепочку преобразований (синтеза) пяти последовательно возникающих гормонов, таких как тирозин – дофа – дофамин – норадреналин – адреналин, то в этом случае на каком этапе синтеза одного гормона в другой исчезнет синапс, на этом гормоне этап трансформации и остановится.
Конечно, при отсутствии синапса в первой стадии не возникнет никакого гормона и тогда речи о цепочки быть естественно не может. Я останавливаюсь, отдельно акцентируя внимание на синапсе потому, что в дальнейшем осознание этого этапа формирования любых гормонов может помочь читателям найти самостоятельный вариант команд, отдаваемых сознанием при управлении эмоциями для процессов кроветворения. Главное понимать суть, синапс, это зона контакта – связь, без которой процесс возникновения гормона или перехода одного в другой невозможен.
Соответственно при управлении сознанием, понимая принцип процессов можно пользоваться наиболее простым способом – останавливать возникновение тех эмоций, которые мы называем негативными или отрицательными. Для этого требуется прекратить синтезирование соответствующего гормона. Помнить или знать все гормоны, влияющие на возникновение негативных эмоций для обывателя сложно, да и не нужно, так как при создании команд требуется процесс исключения трактовок, поэтому понимая суть и помня название не гормона, а «ключа зажигания» от «стартера» всех гормонов – синапс, этим инструментом пользоваться будет удобно.
Даже если вы не сможете сами сформулировать точную команду и процесс не остановите, то, как минимум значительно уменьшите взрывной эффект возникшей негативной эмоции. Следует понимать, эмоция, это программная реакция на пропорцию химических веществ в организме, но без гормонов как временно активных веществ – эмоции не возникнет. Эмоция является результатом вброса гормонов в кровь, которые действуют очень кратковременно и при любой задержке процесса – «взрывная волна» негативных эмоций кратно падает по своей мощи. Любое отвлечение внимания от концентрации на негативной эмоции, кратно уменьшает процессы воспроизводства гормонов, влияющих именно на этот формат эмоционального реагирования. По факту, думая о создании кода остановки, вы уже отвлекаете внимание и разрушаете резонанс синапсов – этим самым останавливаете волну негативных ощущений. Поэтому, даже если не получится самостоятельно управлять кодами запусков или остановок, то, не имея потенциала для увеличения позитивных ощущений, процессы негативных, вы сократить сможете, а это автоматически изменит общий баланс в лучшую сторону.
Это принцип простой математики, если, к примеру у вас было 20 единиц позитива и 20 негатива, то любое уменьшение одного значения автоматически увеличивает значение противоположного из-за баланса взаимодействия. Поэтому уменьшая негатив, позитив будет возрастать, изменяя баланс сил даже сам по себе без вашего намеренного участия.
В любой технике или методике управлении эмоциональными потоками самым важным элементом является не умение увеличивать позитивные волны, а технически осуществимая способность уменьшать негативные.
Мы часто не можем найти баланс в психоэмоциональном состоянии, потому что, бежим сломя голову в противоположную сторону. Надо стремиться не к поиску «позитива», а искать способы уменьшения на ваше восприятие «негатива», в этом случае «позитив» растет сам по себе – автоматически.
Здоровье, это психология и подсознание. Функции подсознания обеспечивают работу всех органов тела. Психология, через реакции решений, ощущений и анализа вызывает эмоциональные состояния, которые непосредственно влияют на здоровье человека. Следовательно, учитывая обратный порядок сначала в приоритетном порядке идёт значение работы подсознания как управляющей структуры. Подсознание в свою очередь формирует за счёт комбинации взаимодействия парадигмы с восприятием – систему поведенческий реакций (психологию), а она, аккумулируя в себя все источники, непосредственно влияет на текущее состояние здоровья человека и закладывает фундамент его будущего потенциала. Какой фундамент вы создадите, на таком в итоге и построите свое «здание» жизни.
Если в основе будет песок, без связывающей арматуры и клеящего состава в виде цемента, то ваш шалаш, каморка или замок – будут воздушными иллюзиями надежд, разбивающихся о волны действительности из-за приливов внешнего и отливов внутреннего мира.
Почему психология, формирует здоровье? Ответ очевиден. Психология, это учёт контроля эмоционального состояния, которое способно воздействовать на тело как минимум двумя глобальными факторами. Первый фактор, это обратная связь, с помощью которой эмоция способна запускать синапс (команду начала воспроизводства гормонов) и этим самым значительно видоизменять всю работу систем жизнедеятельности, либо улучшая, либо ухудшая функциональные возможности тела.
Второй фактор, это резкие колебания амплитуды и силы нейро импульсов, которые за счёт повышения значения внутренних "токов" (энергии) приводят к зависанию базовых программ, а также «приложений» задающих все параметры работы организма. Именно поэтому говорят, что все болезни от нервов.
Если осознавать, что эмоция, это вид энергии, обладающий общей мощностью, а также значительно видоизменяющий "пусковые токи" то, даже не обладая специальными знаниями несложно понять – резкие колебания энергии не приводят к позитивным результатам в организме, так как из-за них происходит нарушение базовых программных настроек. При этом, сбой в любой системе будь то ЦНС, эндокринная, иммунная, а также система пищеварения, дыхания, кровеносная и кроветворящая – это, единая структура. Любое слабое звено нарушает работу всех систем и более того способно оборвать общую цепь и остановить процесс нашей физической жизни. Эмоциональная волна, вспышка или взрыв аналогичен по своей сути удару молнии в трансформатор на подстанции, обеспечивающей энергосбережение жизненно важного объекта. Психология учит управлять эмоциями, а соответственно видоизменять поведенческие реакции в форме решений, действий и выводов личности. В нынешних условиях традиционных медицинских практик, как правило психология занимается очень узким форматом деятельности. За счёт ведения и учёта базы данных, психология создаёт классификации общечеловеческих поведенческих реакций, которые впоследствии специалисты пытаются применять в индивидуальном порядке. Учитывая общих характер человека по некоей стандартной классификации, это сравнимо с попыткой лечить пациента без поставленного диагноза на основе принятия за константу не его личных данных, а средней температуры по больнице. Именно поэтому психология, как «среднее» звено, выступающее в качестве посредника-проводника между подсознанием и здоровьем, должна учитывать весь спектр влияющих на конкретного человека факторов. Можно привести конкретный пример.
Предположим, что человек приходит к специалисту, практикующему психологию за консультациями. Целью прихода является поиск способов с помощью которых возможно получать комфортное состояние на системной основе – за счет сохранения психо-физического баланса. Психолог, оперирует навыками на основе собранного в рамках традиционной медицины опыта исследований, которые выражаются в наблюдении реакций за пациентами. В хорошем случае психолог имеет соответствующее медицинское образование и опыт из собственной практики, являясь специалистом по поведенческим реакциям человека. Психология, это собранная в отдельный кластер и классифицированная база общих поведенческих реакций, которые обобщены в некие подгруппы и технически не могут учитывать индивидуальные нюансы физиологии пациента. Посетитель выслушал психолога, который рассказал ему общие принципы, но при этом совершенно не учитывает индивидуальных особенностей человека, связанных напрямую с его физиологическим состоянием.
Психологу может быть неведомо в силу специфики его навыков об жесткой взаимосвязи гормонов с эмоциями человека, так как курсов эндокринологии данный специалист в области медицины проходить не обязан. Получается система, при которой человек получил вроде бы правильные рекомендации, однако у него существует любая форма нарушения кровотока из-за сердечной деятельности.
Даже без серьезных медицинских диагнозов или сердечной недостаточности именно у этого индивидуума будет нарушен кровообмен организма. Казалось бы – при чем здесь психолог и поведенческие реакции?
Однако, все будет несколько иначе нежели это представляет себе специалист в области изучения психологии. Во-первых, упадет кровяное давление и в этом случае все органы недополучат свою порцию топлива. Не будем углубляться в дебри эндокринологии и остановимся только на одном фрагменте. Гипоталамус головного мозга, не получая необходимого давления уменьшит выработку нейромедиатора окситоцина, называемого гормоном комфорта, который отвечает за удовольствие, нежность, повышает стрессоустойчивость организма и уменьшает болевые ощущения. В этом случае человек получит повышенную утомляемость и станет раздражительным.
Если это будет не беременная женщина, у которой автоматически повышается гормон привязанности к ребенку окситоцин, то все рекомендации психолога останутся лишь благими пожеланиями.
Человек физически будет испытывать постоянный дискомфорт, воспринимать мир не в розово-радужных тонах, а видеть любые обстоятельства сквозь призму темно серых оттенков. Следовательно, все его усилия соблюдать рекомендации психолога для сохранения позитивного настроения будут встречать почти непреодолимые препятствия на уровне физиологии.
Вопрос. Виноват ли в этом случае психолог? Ответ – нет. Однако, посетитель приходил к нему за консультацией располагая получить итоговый результат, которого он не достиг. При этом, если человек придет как пациент к эндокринологу, то специалист в данной области не станет разбираться в эмоциональном состоянии, потому что его задачей будет найти способ медикаментозного лечения определенного органа. Поэтому чисто объективно психология как наука, изучающая поведенческие реакции человека, должна учитывать не только прямые, но в обязательном порядке и нелинейные, а также обратные факторы, влияющие на решения человека.
При этом психология технически не может игнорировать базовый центр принятия решений – систему жизненных ценностей личности, называемую парадигмой. Любые оценочные суждения напрямую зависят от двух параметров – парадигмы и восприятия. Система ценностей аккумулирует опыт, а восприятие позволяет производить регулировки «мощности» за счет концентрации внимания, либо наоборот «рассеивания» так называемой точки сборки. Более того при принятии решений в обязательном порядке присутствует и третий незыблемый фактор – условия окружающей среды, которые мы называем внешними обстоятельствами.
Без навыков в практической философии формирующей понятие окружающего мира, а значит и способов взаимодействия с ним, учитывать только индивидуальные настройки личности наивно, так как любой человек живёт в единой среде и подвергается ежесекундно взаимодействию с факторами окружающей среды, а не только с правилами контактируемого социума. Следовательно, знать навыки поведения и правил социума и не учитывать при этом общего воздействия мира – непродуктивно по определению. Из этого получается, что как таковая психология автоматически должна совмещать как минимум знания по самой психологии, плюс практической медицине (эндокринологии) и философии.
Мы даже не касаемся фундаментальных основ, которые влияют на решения и действия индивидуума еще с трех векторов, а именно – разума, сознания и подсознания. У каждой программы есть не только базовые программные функции, но и гораздо более значимые заводские «закладки» помимо рефлекторных. Об этом будет изложено в дальнейших текстах, так как формат вступления к книге предусматривает малый объем информации.
На вышеуказанном примере с психологом мы рассмотрели только влияние эндокринологии, ведь гормональный фон напрямую вызывает именно запрограммированные эмоции, а они соответственно приводят к ощущениям, решениям и действиям – значит, состоят в прямой причинно-следственной связи поведенческих реакций любого человека.
Исходя из вышеизложенного примера, становится очевидным процесс поиска позитива в настроении не за счет концентрации внимания на «хорошем», а путем минимизации «плохого». Полюс противоположности законов антимонии пустоты действует в обе стороны. Следовательно, чем больше у вас стремление найти позитив, тем больше будет препятствий со стороны негатива. Поэтому, надо не бегать «в кандалах» на скоростные дистанции с попытками перепрыгивать через препятствия, а научиться снимать «лыжные ботинки» в ходьбе на марафонские.
Для того, чтобы понимать суть взаимодействия систем организма не обязательно быть эндокринологом или неврологом экстра-класса. Конечно, базовые знания не помешают, но следует осознавать эффект обратной опасности, когда человек нахватавшись «вершков» начинает мнить себя узкопрофильным специалистом или наоборот стоя перед зеркалом примеряет на уши лавровый венок всезнайки. Когда вы пару раз разрезали на кухне помидор ровными дольками, вряд ли после этого стали нейрохирургом и вас допустят в операционную для демонстрации навыков над пациентом.
Принципиальная суть гормонов – приводить в движение систему на кратковременной основе к необходимым функциональным показателям для выполнения тактических целей, непосредственно влияющих на общую стратегию развития (выживания). На нынешнем этапе развития медицинской науки определить полный спектр влияния гормона достаточно сложно, так как несмотря на очевидные прямые следствия, гормон оказывает широкий диапазон скрытого воздействия на организм, и тактическая функция по факту может иметь глобальное воздействие.
Возьмем, соматотропин (гормон роста), который стимулирует у детей и подростков рост костей и развитие внутренних органов, а у взрослых поддерживает балансовое соотношение мышечной и жировой массы, регулируя при этом обмен веществ. Значение данного гормона трудно переоценить так как его влияние не только тактическое, но и очевидно глобальное. Однако, этот гормон невозможно поставить выше по значению чем гормон вазопрессин, который регулирует количество воды в теле и отвечает за сохранение жидкости в системе.
С одной стороны регулировка жидкости тактический процесс, но учитывая то, что человек является полужидким кристаллом и состоит в диапазоне 55-65% из воды с учетом 70% находящейся во внутриклеточной жидкости. Получается, что уменьшение или увеличение пропорции жидких веществ автоматически нарушает весь баланс организма, и система идет в разнос ускоренными темпами, так как все связи химических, биологических и нейронных процессов имеют свои заданные программные параметры.
Соответственно любое изменение баланса жидкости в организме наносит неприемлемый ущерб системам жизнеобеспечения и значительно сокращает их ресурс, причем не завтра, через месяц или год, а здесь и сейчас. Баланс воды внутри клеток, частично соотносится к «золотому сечению», которое регулирует рост клеток, органов и тела, следовательно имеет свой энергобаланс – пропорция взрослого 1.62 (когда «живой воды» 62% и «мертвой» 38%). У детей и подростков в связи с необходимостью роста органов тела – баланс золотого сечения несколько иной – 1.72, это значит, что телу необходимо иметь 72% «живого уровня энергии» и всего лишь 28% «уровня мертвой воды», которая создает достаточное сопротивление, но позволяет клеткам расти, увеличивая их количество до заданного программой диапазона. Золотое сечение, это энергетический баланс сущности, он взаимодействует с балансом воды (жидкости) в теле и с гормональным балансом, но при этом является самостоятельной системой.
Гормон, это биохимический элемент, синтезируемый за счет программных закладок (реакций) и каким бы внешне малым функциональным значением не выглядел любой гормон, его глубинное значение – глобально. Образно значение гормона можно сопоставить со значением формулы, решение которой имеет для вас критически важное значение. Представьте, что вам, к примеру, необходим какой-то результат, отсутствие которого несет экзистенциальную (смертельную) угрозу. Этот результат, возможно получить только путем задействования целой системы, имеющей программные реакции и строгую последовательность сочетания взаимодействующих факторов – своего рода формулу решения вашей задачи. Теперь возьмите и удалите из формулы решения всего одно любое звено… – цепь оборвется и результат необходимый вам для выживания вы не получите. Любой другой непрогнозируемый – пожалуйста, но тот который был необходим, окажется недоступным из-за разрыва цепи последовательностей в системе взаимодействия. Тело, это система программного взаимодействия. Гормоны, наиважнейшие элементы помощники, они как родители, обеспечивающие безопасность ребенка – оберегают человека своими программными реакциями, участвуя в единой системе развития тела и сознания человека.
Изъятие одного элемента (гормона), способно нарушить связи в общей системе, даже если в организме предусмотрены дублеры. Исходя из вышеизложенного примера любой гормон можно определить как наиважнейший элемент ввиду того, что разрыв цепи способен привести к остановке всю систему. Образно можно назвать гормон – «рядовым генералом». Даже если какой-то из известных гормонов выполняет узкопрофильную функцию, он оказывает генеральное влияние на всю систему организма человека так как участвует в виде «звена» в общей «цепочке» систем жизнеобеспечения. Если медицинскую терминологию перевести в аналогию военного искусства, то можно выразиться следующими образами понятий. Гормон – это, командир, одновременно сочетающий в себе множество функций и способностей.
В общем, гормон, это многофункциональный элемент управления – своего рода мини программа, действующая в макро диапазоне. Иными словами гормон, это максимально малая величина простоты, сжатая в максимальную концентрацию функций. Малый элемент, действующий прямым, обратным и косвенно-нелинейным способом на огромный спектр реакций организма, выходящих за видимые горизонты планирования.
Следует учитывать, что "рядовых" гормонов не существует, так как любой гормон по своим функциям не солдат в звании рядового, ефрейтора, сержанта или старшины. Гормон, это всегда офицер в ранге генерала соответствующей должности, специальности и ранга, имеющий при этом одновременно боевой, штабной, тыловой и учебно-преподавательский опыт. Я, со своей стороны не уполномочен рекомендовать специалистам в области традиционно доказательной медицины в каком формате им следует формулировать должностные функции и присваивать понятия медицинской терминологии – так как не являюсь социальным представителем данных групп специалистов ввиду отсутствия медицинского образования, статуса, должности, званий и научных степеней. Пусть этим процессом занимаются те, кому это положено по статусу – кандидаты и доктора наук, профессора, членкоры или академики РАМН.
Человеку, не обладающему познаниями в традиционной или народной медицине не обязательно знать гормональный состав в полном объеме, это прерогатива эндокринологов. Достаточно понимать значимость гормонального фона и стараться крайне осторожно относиться к любым гормональным препаратам, которые воздействуют на организм в крайне широком диапазоне. Лечить один орган, подвергая риску всю систему взаимодействия тела – не самый эффективный метод медикаментозного воздействия на организм.
Когда мы говорим о хорошем здоровье, то предполагаем совокупность следующих девяти факторов по их значимости:
– Правильное дыхание
– Чистый воздух
– Качественная вода
– Сбалансированная еда
– Достаточная активность
– Эффективный отдых
– Психо-эмоциональный баланс
– Самовосстановление программ (Приложений)
– Управление сознанием «закладками» подсознания
Если первые шесть факторов достаточно несложно соблюдать при соответствующих намерениях, решениях и наличии воли, то седьмой требует определенных знаний и навыков, поэтому в данной главе остановлюсь на нем чуть более подробно.
Чтобы учитывать психологию, требуется как минимум понимать всеобъемлющие взаимозависимые нюансы. На вышеизложенном примере прихода человека к психологу в качестве пациента за консультацией акцент уже был. Вполне очевидно, что в одном из первых рядов по значимости приоритетов стоит физическое состояние здоровья человека вызывающие у него конкретные ощущения, которые наполняют гормональный фон определенными эмоциями. При этом любой человек сталкивавшийся в своей жизни со значимыми потерями и невзгодами прекрасно понимает, что самыми сложными моментами являются именно состояния душевной боли и эмоциональных переживаний. Поскольку я не являюсь дипломированным специалистом по психологии и не имею соответствующего образования в данной области, «выдавать на гора» рекомендации по преодолению душевных травм необходимости не вижу. Мое субъективное мнение основанное собственном на опыте, говорит о том, что без квалифицированного общения в формате, использующем философские образы, направить внимание человека на правильный путь, ведущий к преодолению душевной боли сложно, а порой и вовсе невозможно. Для меня психология и философия неразделимые понятия если их рассматривать в практическом применении, а не рассуждать абстрактно. Это не сложно понять на следующем пояснении с примером.
Психология, это прежде всего не реакция в формате действий называемая поведенческой, а решение человека, которое основано на извлечении собственной оценки из системы ценностей. С одной стороны, психология как фрагмент непосредственно участвует в формировании оценок так как учитывает парадигму, но поскольку система, это объемная структура – создает картину собственно мира именно философия. Чтобы у вас появился фрагмент, являющийся собственным внутренним миром, он должен состоять во взаимосвязи с внешним пространством – внешним миром. Поскольку философия обучает человека эффективному пониманию, а значит и учит взаимодействовать с окружающим миром, именно она и создает клеящий состав любой системы жизненных ценностей человека. Без знаний реакций окружающего мира любая система внутренних параметров будет шаткой и слабой структурой и может быть обрушена в одночасье при сильном внешнем воздействии – ударе. Если у человека в результате внешних причин и обстоятельств «обрушится мир, и земля ушла из-под ног», значит его парадигма была недостаточно сбалансирована.
По признакам стрессоустойчивости система жизненных ценностей не имела качественных нелинейных факторов – делающих структуру гибкой (эластичной).
Приведу пример разницы между жесткой и гибкой системой ценностей. Возьмем двух пассионариев, готовых ради своей системы ценностей на любые личные жертвы, включая собственную смерть ради достижения цели. Первый, так называемый убежденный «верующий». В кавычки берем веру так как в данном случае несмотря на крайнюю степень собственных убеждений это жесткая фанатичная цель, оправдывающая любые средства. Для рассмотрения данной классификации обоих людей помещаем в рамки вооруженного конфликта, когда человек истинно верит в то, что отстаивает свою веру. Однако, несмотря на его целеустремленность и абсолютную уверенность, фанатичность предусматривает крайне жесткие параметры убеждений. Более того, вся его вера по факту не является объективной реальностью (истиной) так как была сформирована на основе не личного опыта применяемых знаний и соответствующих реакций внешнего мира, а жизделась исключительно на убеждениях, которые в любом случае хоть и являются в его понимании безальтернативными, но при этом предполагают что истина является таковой. Получается, что кроме собственной системы личных убеждений, вся «истина» является коконом надежд, которые человек боится подвергать сомнениям, просто потому что в случае получения иных реальностей, вся его система ценностей рухнет.
Такой пассионарий, будь даже готовым умереть ради своей идеи обреченной в формат цели, будет идти напролом так как в его основе лежит не пассионарность, а эгоцентризм, спрятавшийся в иное обличие. Данный человек будет готов умереть ради других не из-за того, что так необходимо, а потому, что четко уверен, что его после смерти будут ценить, уважать, почитать и более того, он автоматически попадет в рай, нирвану или иной учебный центр переподготовки. Получается, что его истинная цель не создать результат для общества, а умереть, чтобы его поступок оценили – это и есть скрытая форма эгоцентризма, которая приводит к фанатизму.
В бою фанатик имеет определенное преимущество, но он идет на смерть нахрапом, пытаясь сломить волю соперника собственной отвагой, которая за счет вспышки норадреналина создает фонтан силы. При этом, в сам момент боя фанатик слеп и прет словно танк, следовательно шанс погибнуть, не выполнив боевую задачу у него крайне высокий, просто потому что он, намеренно идет на смерть. Его задача – умереть ради чего-то.
Если второй участник пассионарного склада ума и характера в отличие от фанатика имеет не просто некие жесткие убеждения, а четко знает реакции окружающего мира на конкретные действия, то его преимущество получается в том, что он ищет способы достичь именно цели. Этот герой, готов тоже умереть, но не ради каких-либо мыслей, а только в том случае если это будет необходимо именно в результате достижения цели. У него отсутствует страх на том основании, что его знания реальности имеют опыт неоднократных проверок, а значит вместо темноты будущего он видит озарение конкретики. Следовательно, такого плана боец вместо напора и безбашенности применит все средства имея в наличии бесстрашие и его уровень коэффициента достижения цели кратно выше. Его система ценностей гибкая так как учитывает пространство реальности, а значит этот боец способен найти любой способ учитывая обстановку, а не тупо бежать на пули врага брызгая слюной объективной отваги. Такой воин доставит врагу максимум проблем и неприятностей, так как готов рисковать жизнью именно достигая четких задач, следовательно вариативность его решений много векторная, гибкая и поэтому максимально остойчивая к множеству преград.
Фанатизм, это аналог действий крысы, загнанной в угол – опасный соперник, но из-за своей жесткости хоть и агрессивный, однако предсказуемый. Героизм, это учет всех параметров и использование всех форм и способов в достижении целей. Сделать человека фанатиком, не очень сложно, для этого есть определенные техники манипуляций, а вот для того, чтобы воспитать героя – потрудиться придется в сто потов. Героями не рождаются, а только становятся и для этого требуется особая форма парадигмы, которая учитывает именно опыт примеров, следовательно не вызывает никаких сомнений, так как является по факту способами достижения целей на основе конкретных систем. К моему сожалению то, что сейчас творится с воспитанием в нашей Родине, ничего кроме возмущения вызвать не может. Если бы не силы энергий Ра-Ро-Ру пронизывающие территорию страны, удержать натиск врагов мы бы вряд ли смогли. Спасибо Небу, что Россия, бесспорно, и очевидно – управляется Богом.
В завершении данной главы, еще несколько акцентов по психологии. Психология по факту является совокупностью программ разума, сознания и подсознания так как в основе изучения поведенческих реакций человека, базируется на способах понимания причин психологических проблем человека, чтобы найти методы с помощью которых специалист подведет индивидуума к самостоятельным решениям – регулирующим и нивелирующим их причины.
Функции психологии согласно медицинской терминологии, заключаются в «отражении индивидом внешнего мира, регуляции им поведения и деятельности, осознании своего места в окружающей действительности». При этом психология считается наукой, которая изучает психику человека на основе взаимодействия людей с окружающей средой, фактически изучает все, что вынуждает человека мыслить, ощущать, выносить решения и на их основе испытывать эмоции.
Психология включает – фундаментальную (механизмы и законы психики), прикладную (явления в естественных условиях) и практическую (применений полученных знаний на практике). Методы психологии разделяются на базовые – психоанализ (по Фрейду) с поиском именно специалистом подсознательных причин, психотерапевтические с применением методов лечения как медикаментозных (психиатрия) так и ментальных (психолог), гештальт-терапия которая происходит только при личном контакте специалиста и пациента на основе именно осознанных решений человека пересматривающего свои взгляда на реальность в рамках беседы, чтобы создать целостную картину вместо незавершенной.
Если психолог пытается достичь с пациентом взаимного понимания решения проблем человека и убедить его в определенных действиях, мотивируя будущие решения личности за счет слов и убеждений, то психотерапия назначается при диагностировании именно заболевания, которое требуется лечить с помощью лекарственных препаратов либо активирующих, либо наоборот тормозящих определенные процессы в организме человека, через циркуляцию мозговой деятельности.
Кратко можно резюмировать психологию как совокупность множества знаний и применяемых способов, с помощью которых, человек трансформирует свои решения на основе изменений в системе собственных оценочных суждений. В итоге мы получаем вид науки сочетающей в себе целый букет разнообразных знаний и приходим к выводу о том, что специалист в данной области должен обладать знаниями и практикой экстра-класса, а не пытаться раздавать платные советы после прохождения онлайн курсов или неких обще обобщающих «курсов по психологии». Психология – это: неврология, психиатрия, эндокринология, философия, психоанализ, гештальт-терапия, социология и множество иных знаний, включающих не только научно обоснованные методики, но и в обязательном порядке практический опыт. С одной стороны, абсолютно естественно воспринимать психологию как глубинные знания и опыт в практической деятельности так как для понимания множества причин требуется обладать целым веером разнообразных данных.
Однако, такой глубинный процесс очень часто практически нивелируется обратным полюсом, с которым сталкивался каждый на своем личном жизненном опыте. Попробуем рассмотреть и частично разобрать обратный эффект в психологии, когда человек получает крайне эффективный результат, вообще не обращаясь к специалистам. Мы говорим о методике «случайный попутчик».
Многие люди не понаслышке знают, что эффект обсуждения назревших проблем с абсолютно неизвестным человеком порой превосходит по качеству (результативности) и эффективности (соотношению трудозатрат с полученным результатом), нежели любая консультация с самым именитым психологом… Получается, что какой-то дядя Вася или баба Марфа, ни сном ни духом не ведающие об основах глобальной значимости психологии способны всего лишь двумя способами – выдать нам результат, кратно превосходящий консультации специалистов. Вопрос – за счет чего это происходит? Ведь как мы выше уже выяснили – психология, это множество переплетаемых знаний.
Техника «попутчика» имеет свое обоснование так как учитывает простоту на основе глубины сложностей. Даже если ваш собеседник не обладает огромным потенциалом житейской мудрости, все равно эффект происходит. Во-первых, как ни крути, а человек на уровне подсознания и без специалистов интуитивно знает о себе практически все, но ему необходимо трансформировать зыбкие собственные ощущения в жесткую систему анализа. Вопрос – почему в этом случае человек самостоятельно не исправляет свои психологические проблемы путем вынесения личных решений? Ответ – срабатывает базовая заводская «закладка» и программа разума включает при отсутствии информации о последствиях своих действий и решений – функцию остановки в виде страха. Человек, не зная точно алгоритма последующих реакций внешнего мира испытывает страх и останавливает систему собственного анализа. Разум фактически блокирует информацию, посылаемую подсознанием в форме ощущений. Мы боимся раскрыть суть своих переживаний опасаясь, что переданными третьим лицам данными могут воспользоваться нам во вред и информация способна принести ущерб. Случайный попутчик – не страшен, он никоим образом не способен воспользоваться информацией, поэтому человек самостоятельно излагает ему проблемы фактически включая самоанализ. Поскольку случайному человеку безразлично, он слушает и в итоге сам не опасаясь последствий искренне высказывает мысль, которая принимается человеком в форме доказательной базы из-за своей очевидной простоты. Происходит процесс принятия решений – сам подумал, сам сказал и сам сделал вывод, а как итог, сам снял свой груз ментальных проблем и переживаний.