Мы всегда должны помнить, что живём в мире, существенно отличающемся от того, в котором жили наши бабушки и дедушки. В нашей жизни изменилось очень многое, хотя мы, постепенно привыкая к этим переменам, не замечаем их и не задумываемся над тем, как это отражается на нашем здоровье и на нашем зрении в том числе.
И следует сказать, что XX1 век принёс человечеству много новых задач, требующих срочного и неотложного решения. Большинство из них касается состояния здоровья населения планеты, сокращения заболеваемости и снижения уровня смертности. При этом надежды наши заключаются вовсе не в помощи медицины. Да, она может помочь, может спасти жизнь при тяжёлом заболевании, но не в состоянии направить человека по правильному пути, если он сам того не хочет. Поэтому в современном мире акцент значительно сместился в сторону личной ответственности человека за своё здоровье, поскольку так называемые «болезни цивилизации», собирающие наибольшую жатву смертельных исходов в относительно молодом возрасте, напрямую связаны с образом жизни.
Серьёзной проблемой сегодняшнего дня являются нарушения зрительной функции и заболевания органа зрения у населения, частота которых неуклонно возрастает год от года. Причём проблема эта охватывает всю планету, не признавая границ и национальных различий. Прагматичные американцы уже давно провели статистические исследования и применили методы прогнозирования, что позволило им прийти к очень неутешительным выводам. Так, учёными Колумбийского университета ещё в конце прошлого века прогнозировался беспрецедентный рост частоты зрительной патологии на границе тысячелетий – более чем в 4 раза за 10 лет (1997–2007). И это, к сожалению, произошло в действительности. В нашем постсоветском пространстве ситуация не лучше, как показывает практика.
И это не удивительно. За вторую половину XX века характер зрительной деятельности человека изменился настолько резко, что приспособиться к нему оказалось задачей исключительно сложной. К тому же существенно ухудшилась экологическая ситуация на планете. Значительно понизился уровень здоровья населения. Всё это не могло не сказаться на состоянии такого тонкого и чувствительного органа, каким является орган зрения.
Если говорить о характере зрительной нагрузки, то его отчётливо ощущают на себе уже наши дети. Они близко знакомы с телевизором с младенчества. Раньше была такая передача по радио – «Радио-няня», помните? Теперь функцию няни в некоторых семьях успешно выполняют телевизор, а в последнее время и электронные гаджеты. А родители и не задумываются над тем, какой ущерб здоровью ребёнка наносят таким легкомысленным отношением к широким и бесконтрольным контактам его с современными техническими устройствами.
Слов нет, технический прогресс принёс нам массу преимуществ и удоб-ств, а компьютеризация открывает перед человеком огромные, почти неограниченные возможности. Но любая медаль имеет две стороны, как известно. И расплачиваться за эти достижения нередко приходится собственным здоровьем, как это ни прискорбно, особенно если пользоваться современной техникой бездумно и бесконтрольно. Это наиболее важно в отношении детей. Их организм, и орган зрения в частности, очень чувствительны к факторам воздействия на человека любого дисплея, будь то компьютер как таковой, либо экран телевизора с телепередачей или компьютерной игрой, либо экран мобильного телефона или другого электронного гаджета. Не суть важно, что ребёнок делает перед экраном, значимо, что он перед ним сидит и на него смотрит, иногда, что греха таить, по нескольку часов подряд. Между тем, реакция несформировавшегося организма на воздействие видеотерминала может быть очень серьёзной. Проводя в рамках научной тематики специальные исследования в школах нашего города, мы с сотрудниками в своё время оценили, среди прочего, и реакцию зрительного аппарата учащихся на двухчасовый урок информатики. Это было ещё в середине 90-х годов, когда компьютер был верхом совершенства среди средств отображения информации, а цифровые гаджеты в обиходе ещё не высветились. Мы использовали имеющиеся в нашем распоряжении тонкие физиологические методики и выявили интересные закономерности. Оказалось, что по физиологической реакции 15-летние девятиклассники значительно уязвимее для воздействия компьютера, чем 17-летние учащиеся одиннадцатых классов. Что же говорить о младших школьниках? А ведь они садятся за экран терминала с первого класса, не говоря уже о том, что дома свободно общаются с телевизором как с лучшим другом, а теперь уже имеют и более широкие возможности. А помимо этого фактора у школьников есть нагрузка, связанная с обычными занятиями – письмом и чтением. И нагрузка эта, как известно, немаленькая. Чему же удивляться, когда частота так называемой школьной близорукости растёт как на дрожжах, а планка её верхней границы всё ползёт и ползёт вверх?
Что касается взрослого населения, то среди профессий офисного труда редко какая сегодня обходится без использования компьютера и цифровых гаджетов, зачастую по много часов в день. Это, конечно же, тоже не остаётся без последствий. Итогом может быть зрительное утомление, близорукость и весь комплекс функциональных нарушений, которые укладываются в понятие «компьютерной болезни». Это достаточно серьёзно и, конечно же, требует к себе внимания.
А каким образом влияет на орган зрения экологическая ситуация, спросите вы? Оказывается, влияет очень существенно. Во-первых, через изменившуюся структуру питания. Хорошо известно, что в питании современного человека недостаёт полноценных белков, а также витаминов и микроэлементов. А недостаточность питательных веществ, и в первую очередь витамина А, отражается на функционировании сетчатки глаза очень ощутимо. При работе с компьютером, например, резко возрастает потребность организма в витаминах-антиоксидантах (А, С, Е), микроэлементах антиоксидантных систем (селен, медь, цинк, магний) и биологически активных растительных комплексов антиоксидантного действия (антиоксиданты – это вещества, противостоящие разрушающим наш организм свободным радикалам, о которых сегодня, я думаю, слышали все). И это должно быть восполнено путём дополнительного поступления необходимых веществ. Давно известно, что при далеко зашедшей близорукости (более чем 5,0–6,0 диоптрий) в организме наблюдаются выраженные нарушения обменных процессов, которые должны быть точно диагностированы лабораторными методами исследования и скорректированы акцентированием на определённые продукты питания либо (и) приём специальных натуральных комплексов. Установлено также, что такое тяжёлое заболевание глаз как макулярная дегенерация сетчатки, ведущее к снижению зрения вплоть до слепоты, связано с дефицитом в организме цинка. А это может быть следствием неполноценного питания, в частности жёсткого вегетарианства, а также злоупотребления алкоголем, больших физических нагрузок и некоторых заболеваний, как например, сахарный диабет. Здесь тоже нужен лабораторный контроль и специальное лечение.
Но главное заключается в другом. Изменился состав доходящего до нас сквозь слой атмосферы солнечного света. В нём больше стало жёстких ультрафиолетовых лучей, от которых глаз защищает себя очень бдительно. Ведь попав на сетчатку, они вызывают гибель чувствительных её элементов, а значит, потерю функции. Поэтому-то глаз устроен так, что все ультрафиолетовые лучи поглощают такие ткани как роговица и хрусталик. Приняв на себя этот удар, хрусталик может ответить помутнением своих тканей. Это и есть та самая катаракта, частота которой растёт, а возрастной контингент поражения молодеет. И всё-таки при увеличении силы воздействия света часть ультрафиолетовых лучей достигает сетчатки, поражая её. Поэтому упомянутая уже выше макулярная дегенерация сетчатки стала сейчас достаточно распространённым заболеванием. Световое воздействие – это вторая составляющая в его патогенезе. И самое страшное заключается в том, что зрительная функция утрачивается навсегда, если своевременно не выполнены все лечебные меры. А для этого нужна ранняя диагностика.
Инфракрасных (тепловых) лучей в солнечном излучении также становится больше. А они значительно слабее поглощаются роговицей и хрусталиком, попадают на сетчатку и тоже травмируют её. При интенсивном воздействии возможен ожог светочувствительной ткани сетчатки, что приводит к образованию в ней рубцов и ухудшению зрения. Яркий пример – разглядывание незащищённым глазом солнца во время его затмения: видимые лучи света блокированы, глаз широко открыт и доступен интенсивному тепловому облучению, которое фокусируется на сетчатке, поражая её. Солнечные затмения последних лет дали немало примеров такого поражения, несмотря на то, что разъяснительная работа в средствах массовой информации велась. По-види-мому, её нужно вести более активно.
Да и сам по себе видимый свет тоже небезразличен для глаза. При слишком высокой его яркости световоспринимающий пигмент сетчатки интенсивно обесцвечивается, вследствие чего ухудшается зрение в темноте. Это особенно важно для пожилых людей – у них способность восстанавливать светочувствительность значительно снижена. А вот у детей высокая яркость света может вызвать спазм аккомодации, который является первой ступенью близорукости. Надо помнить также, что есть довольно много лекарств, делающих глаз более чувствительным к свету и тем самым более ранимым. К ним относятся, например, аллопуринол (от подагры), хлорпромазин (нейролептик), изотретиноин (от угрей), тетрациклин (антибиотик) и др.
Я привела лишь несколько примеров того, что угрожает органу зрения современного человека в условиях обычной жизни, не касаясь экстремальных ситуаций. Но и этого достаточно, чтобы понять – орган зрения на современном этапе жизни требует к себе усиленного внимания и постоянной заботы. Некоторые виды профессиональной деятельности повышают риск развития патологических изменений в органе зрения и поэтому требуют ещё большего внимания.
Следящий за своим здоровьем человек один-два раза в году обязательно посещает стоматолога. Но я буду очень удивлена, обнаружив человека, хотя бы раз в год посещающего глазной кабинет, если он не страдает заболеванием органа зрения, разумеется. И совершенно напрасно, как мы выяснили. Учитывая сложившуюся ситуацию, контроль за состоянием органа зрения должен быть тщательным и постоянным.
Прежде всего, очень внимательно следует наблюдать за зрением детей. Обязательно углублённое обследование перед поступлением в школу с последующей коррекцией всех выявленных нарушений в оптике глаза. Далее необходимы ежегодные осмотры, желательно с применением функциональных проб, чтобы не пропустить момента, когда начинает зарождаться близорукость. Следует помнить, что близорукость у школьников начинается чаще всего во второй половине учебного года, когда накапливается утомление от учебного процесса, сочетающееся с дефицитом витаминов в организме и осенне-зимним дефицитом солнечного света. А самым опасным в отношении прогрессирования уже имеющейся близорукости временем года является весна. И я хочу напомнить родителям, что ежегодная проверка зрения ребёнка – это в первую очередь их задача. Не стоит полагаться в этом вопросе на школьную медсестру. Лучше всего сводить ребёнка на осмотр к специалисту. Сейчас можно воспользоваться услугами глазного кабинета районной поликлиники, специализированных центров и оптометрических кабинетов при крупных оптических салонах.
Что касается взрослых людей, то после 40 лет необходим ежегодный офтальмологический осмотр с контролем глазного дна и измерением внутриглазного давления. Это позволяет выявлять своевременно угрозу таких заболеваний как катаракта и глаукома. Для ранней диагностики макулярных нарушений полезно применение простого теста с сеткой Амслера. Для тех людей, кто профессионально работает с компьютером и цифровыми гаджетами, углублённый осмотр показан независимо от возраста дважды в году. И обязательно применение функциональных проб, позволяющих выявить риск развития компьютерной болезни.