Существует ряд советов и практических рекомендаций, как очистить дом от негативной разрушающей энергии. Прежде всего давайте избавимся от старых ненужных вещей, а попросту говоря, от хлама: от пустых подарочных или из-под бытовой техники коробок, поскольку пустоты заполняются отрицательной энергией (здесь действует вселенский закон – любая пустота должна быть обязательно заполнена), от сухих цветов со времен прабабушки (их необходимо сжечь вне дома, а пепел желательно закопать), от пыли и грязи в труднодоступных углах, от спертого и душного воздуха – проветрите всю квартиру или дом, выбейте все ковры и почистите их влажной тряпкой или губкой. Все эти процедуры делайте со следующими словами: «Как эта грязь уходит, так и все мои проблемы и невзгоды уйдут. Аминь». То же самое проделайте и со своими негативными мыслями, которые загрязнили не столько вашу голову, сколько душу, сердце. Для такой процедуры сильно потрите друг о друга ладони, чтобы ощутить сильное тепло, и «умойте» свою ауру: проведите ладонями, не касаясь при этом тела, по своему силуэту от макушки до пяток. По окончании такого незамысловатого упражнения тщательно вымойте руки с мылом, смывая таким образом с себя энергетическую грязь. После этого уйдите из дома на какой-то промежуток времени, погуляйте, сходите в магазин.
После прогулки обратите внимание на расположение вещей, мебели, т. е. на весь свой интерьер в целом. Сделайте объективный вывод, словно вы не хозяин этого дома, а пришедший с улицы человек. Задайте себе вполне закономерный вопрос от третьего лица: хорошо ли ему в таком доме живется? Скорее всего ответ будет отрицательным, потому что привычное расположение вещей выстраивает в памяти своеобразную ассоциативную цепочку, звенья которой состоят из негативных моментов, которые вам пришлось пережить. И получается, что вы в любое время сможете пойти прогуляться, искусственно уйдя от насущных или давно не решенных проблем, но возвратитесь-то вы опять в свой замкнутый мир, в свой дом-вакуум с отрицательной энергией.
В маленьком помещении, которое к тому же может быть покрашено в темные цвета, человеку будет неуютно, может появиться ощущение давления на психику и, как следствие, – раздражительность… Да мало ли что может раздражать! Можно сделать такой опыт: взять карандаш и, постепенно приближая, направить к переносице. Ощущения в этом случае будут не из лучших. Между прочим, с точки зрения фэн-шуй вы таким образом испытываете на себе явное воздействие отрицательной энергии, которая называется ша-ци.
Существует такое направление в науке, как психологическая экология. Это направление изучает влияние окружающего мира на психику человека. Многие, наверное, наслышаны о холодных и теплых цветовых оттенках, о том, как разные оттенки цвета влияют на настроение человека, а также о том, что расположение стола относительно окна может влиять на аппетит или эффективность работы и учебы, о том, что расположенная не в том месте лестница в двухэтажном особняке может создать семейные проблемы, о влиянии на спокойный сон расположения вашей кровати? Причем удивительным образом некоторые современные исследования подтверждают правоту древних геомантов.
Многие люди, у которых вошло в привычку спать в одном положении относительно сторон света, как будто направляют свою нервную систему по каналам магнитного поля земли. В случае резкой смены положения ориентировка изменяется. Несколько изменяется работа нервной системы человека, итогом чего могут стать бессонница, кошмары и т. д.
Очень часто в особняках спальни располагаются на втором этаже. Когда лестница поднимается на второй этаж из прихожей, тем самым являясь продолжением дороги входящего в дом, то она как бы приглашает каждого идти дальше… Это влияние может быть и незаметным, но такая первая мысль при входе в дом уже служит разобщению жильцов, отдаляет их друг от друга и от общих дел. Не думаю, что семья, в которой нет внутреннего единства, будет счастливой.
С окном тоже все просто. Вид за окном, какое-то движение всегда будут отвлекать человека, а тем более ребенка. Даже самые усидчивые дети, если их посадить заниматься уроками лицом к окну, время от времени будут отвлекаться, хотя бы на несколько секунд, но и от этого усвоение материала может нарушиться.
Законы фэн-шуй складывались из длительных наблюдений за тем, как человек реагирует на различные особенности окружающих его вещей. Даже если мы заняты другими делами, наш мозг запомнит что-то нехорошее и будет поддерживать нас в состоянии необъяснимой тревоги. Эти рефлексы помогали нашим предкам вести себя настороженно в местах засады на хищников, опасных для прохода и ночлега, и т. п. Между прочим, не так уж мало мы от них унаследовали, и те же «научные» правила фэн-шуй тому подтверждение.
Вот одно из них. Если над вашим домом возвышается какое-либо здание, то это очень плохо. Конечно, в большинстве случаев современные дома стоят довольно прочно, но живущий в нас пещерный человек оценивает многоэтажный дом как огромную нависающую скалу. «Ходить под ней опасно – еще камень на голову свалится; а уж пещеру рядом занимать – нет уж!» Если случится обвал, то вход будет засыпан. Если перед входом было какое-то препятствие, то считалось, что в нем скрыта опасность. Это может удивить многих, но такими первобытными рефлексами обладают многие люди. Это можно обнаружить, понаблюдав за человеком при возникновении опасности. Существует даже гипотеза, что по той или иной реакции можно определить, в каких условиях наши предки жили десятки тысяч лет назад: резко прыгают вперед или в сторону потомки степных жителей (надо добежать до укрытия), потомки горцев замирают на месте (один неверный шаг – и упал в пропасть, нужно прочнее закрепиться), а обитатели лесов мечутся с места на место (предки пытались укрыться от хищника за деревьями).
Человек тоже лучше всего себя чувствует, когда, проснувшись, может осмотреть всю комнату и увидеть входную дверь. И вообще, иногда человеку бывает слишком много свободного места.
Если с вашего места не видно входную дверь, нужно повесить зеркало так, чтобы входящий был виден.
Вполне объяснимо и классическое благоприятное расположение возвышенностей вокруг дома. Согласно древнекитайской философии так называемая черная черепаха с севера (большой холм или гора) защищает от холодных ветров, «зеленый дракон с востока» и «белый тигр с запада» (два холма пониже, причем «дракон» должен быть несколько выше «тигра») создают оптимальный микроклимат с равномерным освещением, прогревом почвы и т. д. Ну а объяснять такой неблагоприятный символ, как «вода на горе» (водоем выше по склону), наверное, нет необходимости.
Символика, родившаяся в деревнях, перешла и в современные города. Роль холмов взяли на себя высокие здания. Они тоже заслоняют от ветра и солнца, создают вид из окна и способны угнетающе воздействовать на психику. Давно отмечено, что улицы между однотипными высотными зданиями создают такой же микроклимат и так же подавляют человека, как и узкие горные ущелья. А жить на верхнем этаже небоскреба не соглашается практически никто – люди чувствуют негативный эффект «вершины холма» и ощущают подсознательный страх упасть.
Вы когда-нибудь видели дом под голубой или синей крышей? А хотели бы в нем жить? На храмах, магазинах и ином голубая краска или черепица привлекает внимание; на жилом доме создает то самое ощущение «воды на горе» – нависшего водоема.
Не рекомендуется (ни дизайнерами, ни мастерами фэн-шуй) голубая отделка потолка, даже светлых оттенков. Человеку в доме нужно чувство защищенности, а не «небо» над головой. И совсем не рекомендуются «модные» зеркальные потолки, особенно в спальне и гостиной. Они нарушают баланс стихий и начал, искажают потоки ци, способны вызвать самые непредсказуемые негативные последствия, с их помощью происходит зрительный эффект слияния потолка с полом, возникает хаос. С точки зрения психологов, зеркальный потолок зрительно увеличивает высоту помещения и искажает нормальное освещение, а это в большинстве случаев отрицательно влияет не только на здоровье человека.
Потолок, находящийся слишком высоко (выше 4,5–5 м), уместен в спортзале, кинотеатре или соборе, но уюта он не создаст. Вообще, наши далекие предки оставили нам в наследство свои понятия о том, какого размера должна быть хорошая пещера, – не более 20 м2 на одного человека. Сейчас строители и проектировщики учитывают эту норму даже в огромных и богатых особняках, а вот в королевских замках и дворцах их высокопоставленным обитателям приходилось весьма неуютно. Различного рода балдахины, альковы и прочие приспособления над кроватями служили именно для того, чтобы создать относительно небольшое пространство, в котором человек чувствовал бы себя защищенным.
Точно так же может подействовать избыток окон. Установить, утекает через них ци или нет, довольно сложно. Однако представьте себя в стеклянном доме, и вы поймете, что жить в витрине могут только манекены (вспомните роман-антиутопию Е. Замятина «Мы»). Большие окна уместны только на веранде или лоджии, где мы пытаемся, как бы выйти из дома. Если вам показалось, что в том или ином помещении есть лишние окна, их можно занавесить. Но если это сильно ухудшит освещенность помещения (например, если комната глубокая, а окно расположено в торце), в фэн-шуй найдутся другие способы (например, можно расположить около окна растений или создать яркие пятна на стенах, отвлекающие взгляд и внимание в глубину помещения).
Каменный пол плох во всех отношениях; единственные места, где он допустим, – это ванная, туалет и участок перед камином или другим источником открытого огня. Некоторые западные дизайнеры пытались ввести моду на мраморные (или пластиковые под мрамор) полы в античном стиле. Однако камень всегда, даже со специальными системами подогрева, будет нарушать микроклимат комнаты, холодить ноги и в итоге способствовать появлению различных заболеваний. В Китае на пол стелились бамбуковые циновки, в Европе – слой камыша или травы, ковры, половики и т. д. Однако и ковровыми покрытиями увлекаться не следует – полностью ворсистый пол не только собирает больше пыли, но и нарушает баланс стихий. Лучше всего, когда углы, участки под мебелью и хотя бы несколько видимых мест на полу остаются открытыми. В первую очередь это касается деревянных полов.
Дерево – практически идеальный материал для пола. Однако если вы настилаете паркет, предпочтительнее будет квадратный узор. Если паркетины выкладываются «елочкой», следите за тем, чтобы углы не были направлены в сторону входной двери и против прохода от нее, к духовному центру дома. Вообще, любые «стрелки» должны приглашать входящего (в том числе и ци, разумеется) внутрь дома, а не указывать на дверь. Поскольку дерево – это одна из пяти стихий, обозначающая жизнь вообще, существует только один вариант, когда его присутствие в доме следует ограничивать: если хозяин или кто-либо из семьи относятся к стихии Земля, избыток дерева будет действовать на них угнетающе. Для уравновешивания в этом случае нужно ввести заметное присутствие огня, лучше всего настоящее пламя (камин, свечи) или его имитацию (огонь поглощает дерево). Резкий контраст создадут дерево и металл в больших количествах, в этом случае фэн-шуй будет неблагоприятным для всех.
К какой стихии отнести современные отделочные материалы, прежде всего синтетические? Как влияет их присутствие на фэн-шуй? На этот вопрос классические школы, естественно, не могут дать прямого ответа, а современные обычно уделяют ему мало внимания. Однако вопрос этот представляется чрезвычайно важным, особенно в связи с широким распространением в нашей стране различных синтетических тканей и моды на них.
В фэн-шуй многое зависит от тех или иных символов, и даже деревянная или каменная фигурка может обозначать огонь, если она имеет соответствующую форму и окраску. Поэтому при помощи пластика можно внести в обстановку присутствие любого элемента, однако сами материалы, видимо, занимают промежуточное положение между водой и деревом с определенным влиянием земли. Чего в них обычно нет, так это огня и металла. Но учитывать в фэн-шуй только эти свойства синтетики недостаточно. Не будем забывать, что синтетика по ряду своих свойств существенно отличается от привычных материалов. Прежде всего это касается выделения различных химических веществ (особенно при нагреве) и влияния на электромагнитные поля. В результате создаются условия, непривычные или даже неприемлемые для человеческого организма. Поэтому большое количество синтетики и пластика нежелательно в принципе (это искусственный, неживой материал), в первую очередь надо стремиться к применению натуральных материалов в детской комнате и спальне. Кроме того, большинство пластмасс и изделий из них напоминают нам о своем происхождении, о деятельности человека (это всего лишь артефакт). Этим привносится активное начало ян (мужское начало); оно вполне уместно и даже необходимо на рабочем месте, но не там, где вы собираетесь расслабиться и отдохнуть.
Впрочем, и в кабинете избыток ян может навредить, если он не сбалансирован (например, при популярном ныне евроремонте). Вообще, модные материалы и способы не обязательно лучшие именно для вас. Сами европейцы постепенно отказываются от рекламируемого ими стиля, там пластиковые обои и сверхсовременные светильники используются весьма ограниченно (по необходимости) и не считаются престижными, скорее наоборот.
С точки зрения фэн-шуй многие особенности так называемого русского евроремонта просто ужасны. Обилие прямых линий и углов, господство одной-двух стихий, два-три цвета или тона, подавляющие все остальное, – это еще не самое худшее. Хуже всего воздействует обычно мебель и ее расположение. Строгий деловой стиль может быть даже изящным, как гоночная машина или абстрактная скульптура. Однако ци здесь просто неоткуда взяться и негде задержаться. А размещение мебели в кабинете обычно диктуется производственными потребностями (изредка – вкусом начальства). В результате получаются неуравновешенные, несбалансированные кабинеты. Ничего лишнего, ничто не отвлекает от работы, ничто не позволяет расслабиться, постоянное напряжение всех сил, а притока энергии нет. Недаром работники пытаются хоть как-то украсить такие офисы – приносят из дома картины, цветы, игрушки, иначе «евроремонтизированный» офис вымотает их за несколько дней, выдавит все силы и будет действовать угнетающе.