ВВЕДЕНИЕ

Пенсионное обеспечение в нашей стране является одним из основных видов социального обеспечения, и право на него относится к числу важнейших социальных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. В то же время с момента реформирования пенсионной системы нарушение данного права носит массовый характер, что вынуждает граждан использовать все способы защиты для его восстановления.

Право на государственную защиту, в свою очередь, признается самостоятельным правом и может рассматриваться в общей системе гарантий как «гарантия гарантий», поскольку призвано обеспечивать реализацию конституционных прав граждан, включая и право каждого на пенсию.

Нарушения, допускаемые в процессе реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, обусловлены прежде всего сложностью самого пенсионного законодательства, которое с принятием каждого нового акта становится все более недоступным для понимания даже специалистами, не говоря о населении, которое выступает участником пенсионных правоотношений. В частности, Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ1, внесший существенные изменения в пенсионное законодательство, как и предыдущие акты, изложил внесенные изменения посредством сложнейших формул. Кроме того, содержание указанного Закона состоит фактически из бланкетных норм и напоминает инструктивные указания. Все эти недостатки существенно осложняют процесс реализации права на пенсию, дают основания для нарушения гарантированных прав граждан и, как следствие, приводят к многочисленным спорам и жалобам, в связи с чем количество обращений граждан в уполномоченные государственные органы и особенно в суды резко возрастает.

Председателем Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькиным отмечается, что жалобы по социальным вопросам занимают по количеству одно из первых мест среди всех обращений граждан в Конституционный Суд2.

Особенно показательным является также и анализ количества пенсионных споров, рассмотренных судами общей юрисдикции. С момента реализации пенсионной реформы (2002 г.) наблюдался резкий рост удельного веса пенсионных дел в общей массе гражданских дел (с 0,9 до 3,8 % в 2005 г.)3. Причем количество удовлетворенных исков колеблется от 89 до 93,5 %, что свидетельствует, на мой взгляд, прежде всего о проблемах не столько в правоприменительной деятельности, сколько в качестве законотворческого процесса.

В докладах Уполномоченного по правам человека В. П. Лукина указывается на то, что треть обращений граждан связана с нарушением пенсионных прав. Такая тенденция сохраняется с 2008 по 2011 г.4

Приведенные показатели являются объективным доказательством, свидетельствующим о существующей необходимости дальнейшего системного совершенствования пенсионного законодательства, которое, с одной стороны, устанавливало бы достойный уровень пенсионного обеспечения, а с другой – гарантировало гражданам простоту и доступность беспрепятственной реализации пенсионных прав.

Загрузка...