Осенью 1998 года на Парижском автосалоне первая французская автокомпания продемонстрировала необычное концептуальное трехобъемное купе.
Впрочем, любой концепт-кар должен быть необычным, опережать время и удивлять современников. Но Vel Satis, несмотря на все свои авангардистские штучки, все же намного ближе к обычному автомобилю, чем «марсоходы», на которые не скупилось в девяностые годы дизайнерское отделение Renault, возглавляемое Патриком Ле Кеменом.
Сочетание обрубленного округлого багажника и длинного капота у Vel Satis можно было бы назвать непривычным и смелым, если, конечно, забыть о предшественниках нынешних престижных автомобилей. Например, о роскошных Bucciali и Hispano-Suiza с кузовом от Саучика тридцатых годов двадцатого века. То же четкое разделение кузова на три объема, короткий задний свес, огромные колеса…
Впрочем, французские дизайнеры и не скрывали, что при создании этого автомобиля к столетнему юбилею фирмы ими были использованы мотивы больших Renault двадцатых-тридцатых годов XX века, в частности известной модели 40 CV.
Некоторые стилистические элементы у Vel Satis – заходящие на крылья вертикальные фары, лобовое стекло, плавно переходящее в прозрачную крышу, – заимствованы у показанного в 1995 году во Франкфурте концептуального седана высшего класса Initiale. Среди собственных наворотов узкое, словно амбразура дота, панорамное заднее стекло и вытянутые вертикально вдоль кромки багажника парные задние фонари.
У Renault Vel Satis, в отличие от классических купе, у которых покатая крыша ограничивает пространство над задними сиденьями (отчего их часто называют детскими), четыре полноразмерных кресла. Поездки в этом автомобиле можно совершать на большие расстояния в абсолютном комфорте. Фирма гарантирует.
Судите сами: простор четверым, а не пятерым, как обычно, обеспечен за счет щедрых габаритов машины (4,68 м х 1,88 м х 1,35 м плюс 2,83-метровая колесная база). Утонув в креслах с подголовниками с электроприводом, пассажиры могут с помощью индивидуальных пультов выбирать микроклимат по собственному вкусу, поднимать и опускать занавеску на стекле.
Сидящим сзади повезло больше: в нишах дверей предусмотрены небольшие холодильнички, в которых хранятся бокалы для шампанского хрустального завода «Святой Людовик» (к таким фужерам и бутылки должны быть соответствующие – что-нибудь в духе «Дом Периньон» или «Вдова Клико»).
Доступ на задние сиденья Vel Satis комфортен благодаря самым широким в мире распашным дверям2 (они на 17 см превосходят ширину «Жигулей»). Легкое прикосновение к кнопке на двери, и переднее сиденье отъезжает вперед, а маленькие боковые стекла опускаются. Как только пассажиры займут свои места, переднее кресло и стекла возвращаются на прежние места.
Внутри концепта – гармония бежевого и серого цветов. При оформлении передней панели широко использовались кожа и дерево. Кресла декорированы кожей нубук в сочетании с дорогой тканью, применяемой в мебельном производстве. Все кнопки на панелях Vel Satis из «растительной слоновой кости» – сверхтвердых зерен южноамериканского дерева фителефаса.
Центральная консоль очищена от приборов, ее верхнюю часть венчают часы с круглым циферблатом. Традиционный перчаточный ящичек уступил свое место выдвигаемой, словно лупа из футляра, панели управления навигационной системы.
Информацию о пути следования машины с перечнем встречаемых достопримечательностей можно просмотреть на двух мониторах. По команде они поднимаются из верхней части передней панели и центрального подлокотника задних сидений. Эти же дисплеи служат и дополнительными зеркалами заднего вида, которые получают информацию от видеокамеры, установленной у заднего стекла.
Кому как не специалистам Renault помнить, что на автомобиле их фирмы впервые появилась вместо «коровьего поводка» и прочих экзерсисов нынешняя «баранка». Наверное, поэтому они не заменили каким-нибудь супермодным штурвалом старое доброе рулевое колесо. Правда, сделали они его не совсем обычным: с фиксированной ступицей – вращается только обод руля.
Alfa Romeo Bella / Bertone (1999)
Под капотом у Vel Satis был не V-образный 10-цилиндровый монстр мощностью 392 л. с. от концептуального Initiale, а более близкий к народу модернизированный 3-литровый 210-сильный V6 от Renault Laguna Initiale (названием концепт-кара фирма стала обозначать высшие версии своих серийных машин). Сагрегатирован он с 5-ступенчатым секвентальным «автоматом».
Трудно представить, чтобы в ближайшее время экстравагантное 4,7-метровое купе шелестело огромными 20-дюймовыми колесами по европейским дорогам. Пока ему самое место в массовке какого-нибудь фантастического фильма. Например, в продолжении сериала «Назад в будущее».
Но трудились дизайнеры Renault не зря. Они раскрыли не только новую грань потенциала фирмы к ее юбилею, но и сделали еще один шажок в поиске перспективных направлений в развитии автомобиля. В этом им помог, как ни парадоксально, исторический опыт французского автомобильного классицизма.