Правовой кризис заработной платы в России. Затронутая проблема правового кризиса заработной платы актуальна для нашей страны, ее решение затрагивает интересы большинства населения.
В Конституции РФ Россия провозглашена социальным государством (ст. 7, 45 Конституции РФ). Однако нельзя не признать с сожалением, что Россия не являлась социальным государством при принятии в декабре 1993 г. Конституции РФ, не является таковой и сейчас. Но она должна стать им в силу требования Основного закона страны. Это возможно лишь при условии проведения социальной политики в полном соответствии со ст. 7 Конституции РФ, в том числе и в сфере института заработной платы.
В этих целях в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.29 предусмотрено возрастание роли человеческого капитала как основного фонда экономического развития, указано, что в целом по экономике рост заработной платы должен возрасти по сравнению с 2007 годом в 3,3 раза. Ожидается, что реализация инновационного сценария даст импульс более высоким темпам роста заработной платы в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности. В результате этого должно снизиться существенное превышение уровня оплаты труда в сырьевых производствах и финансовой деятельности по сравнению с другими отраслями. По самым оптимистическим прогнозам, до 2020 г. будет обеспечено постепенное сближение среднего размера оплаты труда работников бюджетной сферы с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетном секторе экономики. Росту оплаты труда работников бюджетной сферы будет способствовать выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума. В результате в структуре доходов населения предусматривается повышение доли заработной платы с 37,6 % в 2007 г. до 42,4 % в 2020 г.30
В разделе, посвященном развитию человеческого потенциала, говорится о необходимости улучшения уровня жизни, развитии и эффективности рынка труда.
К примеру, в последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Только за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза – а в доле ВВП с 21 процента до 27 процентов. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008–2009 гг. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора31.
В соответствии с Указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 г. № 597 в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики предусмотрено увеличение к 2018 г. реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза32.
Все это будет способствовать укреплению функций заработной платы, поскольку трудовое право является частью социального права.
Социальной политике, труду посвящены многие статьи Конституции РФ. Их связывает в единое целое то, что Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Это положение не случайно закреплено в главе 1 раздела первого Конституции Российской Федерации, определяющей основы политического строя.
Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» (ст. 7) устанавливает, что участвующие в Пакте государства признают право каждого на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, обеспечивающее как минимум всем трудящимся удовлетворительное существование для них самих и их семей.
Ранее международное и российское законодательство не давало легального определения термина «достойный труд», оно вытекало из анализа ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН, из ст. 7 Международного пакта «об экономических, социальных и культурных правах» от 19 декабря 1966 г. о том, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него и его семьи, из ст. 2 Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
В России заработная плата большинства работников значительно отстает от цены рабочей силы (цены труда). Одной из причин является то, что в ходе рыночных преобразований произошел большой рост цен на экономические ресурсы, соответственно снизилась и реальная заработная плата, цена же на рабочую силу выросла незначительно, этому способствовало значительное сокращение спроса на рабочую силу, занижение оплаты труда работников посредством изъятия общенациональной добавочной стоимости, которая выплачивалась работникам через общественные фонды потребления, как здравоохранение, жилье, бесплатное образование и т. д. В этой связи воспроизводство рабочей силы в России не является расширенным. По мнению В.Д. Ракоти, оплата труда в России стала результатом продажи наемным работником своей способности к труду и покупки ее работодателем на формирующемся рынке труда33.
График уровня заработной платы в мире34:
1 – низкий уровень; 10 – высокий
• Швейцария 7,82
• САР Гонконг 7,80
• Люксембург 7,38
• Швеция 7,18
• Катар 7,05
• Сингапур 7,01
• Нидерланды 6,98
• Германия 6,63
• Ирландия 6,56
• Бельгия 6,37
• Дания 5,98
• Великобритания 5,91
• Бразилия 5,72
• Индия 5,71
• США 5,50
• Норвегия 4,83
• Франция 4,71
• Италия 4,17
• Россия 4,08
• Япония 4,04
• Китай 3,92
Другой причиной низкой цены рабочей силы в России является нежелание честно оценить предпринимательским сообществом реальную стоимость рабочей силы из-за желания обогатиться и извлекать чрезмерную прибыль.
По данным I Всероссийского съезда руководителей трудовых коллективов России, безудержное присвоение прибавочного продукта и значительной части необходимого продукта (за счет поддержания низкого уровня зарплат наемных работников) со стороны формирующегося класса российских предпринимателей привело Россию к беспрецедентному социальному расслоению. Российская Федерация является лидером по показателю расслоения по доходам населения. Нарастает расслоение общества галопирующими темпами: богатые становятся еще богаче, а бедные – беднее. В 2009 г. на 20 % самых богатых людей России приходилось 47 % всего объема денежных доходов, а на 20 % самых бедных граждан – лишь двадцатая часть. Суммарные доходы 10 % богатых в 16 раз превысили доходы самых бедных, хотя год назад эта диспропорция была меньше.
Заниженной цене рабочей силы и реального содержания заработной платы35 способствует и установление низкого размера МРОТ, занижающего цену труда в стране. Недобросовестные работодатели устанавливают в организациях низкооплачиваемым работникам минимальную оплату труда не выше МРОТ, соответственно в этих организациях не повышается результативность труда, что сказывается не только на низкой оплате труда работников, но и на доходах работодателей и в целом отражается на экономике страны.
Россия не ратифицировала Конвенцию МОТ № 26 «О создании процедуры установления минимальной заработной платы». в ст. 1 говорится, что член Международной организации труда, ратифицирующий Конвенцию, обязуется ввести или сохранить процедуру, с помощью которой могут устанавливаться минимальные ставки заработной платы трудящихся, занятых в определенных отраслях или секторах промышленности (и, в частности, в домашнем производстве), в которых не существует установленной процедуры эффективного регулирования заработной платы посредством коллективного договора или иным путем и где заработная плата исключительно низка.
Ратификация этой конвенции дала бы возможность установления минимальной заработной платы в отдельных отраслях без установления МРОТ и минимальной заработной платы в субъектах РФ и установления эффективного регулирования заработной платы посредством коллективного договора или иным путем, где заработная плата исключительно низка.
В настоящее время группа 20 % наиболее высокооплачиваемых работников владеет практически половиной средств из общей суммы начисленной заработной платы, в то время как на долю наименее оплачиваемых приходится менее 6 % общей суммы из этих средств36.
Работник, так же как собственники и его менеджеры, будет заинтересован в эффективности производства и образовании прибыли, если от нее будет зависеть его оплата труда.
В РФ на сегодняшний день «участие работников в прибыли» широко распространено на стимулирование руководителей и управленцев высшего звена, из «чистой прибыли», оставшейся после налогообложения, посредством денежных выплат или путем предоставления акций по льготной цене (опцион). По мнению Т.Ю. Коршуновой, «вопросы участия работников в прибыли, строго говоря, лишь косвенно относятся к участию работников в управлении организацией»37, хотя в правовой литературе «участие работников в прибыли» выступает как «элемент оперативного управления организацией, направленной на обеспечение получения прибыли»38 с целью увеличения оплаты труда работников.
Исторически идея участия работников в управлении предприятием реализовывалась в форме привлечения работников к участию в прибыли организации39. К примеру, в советское время из прибыли производились оплата единовременной поощрительной выплаты, которая входила в состав заработной платы, создавались фонды материального поощрения за счет отчислений от прибыли предприятий по установленным нормативам. В настоящее время в странах развитой рыночной экономики из части прибыли текущего года создаются различные формы распределения прибыли между персоналом40.
Т.Ю. Коршунова считает, что введение в организации различных систем участия в прибыли является правом работодателя, которое реализуется им в различных, произвольно избранных формах и не может определяться централизованно в приказном порядке. По ее мнению, работодателей и работников объединяет взаимная заинтересованность в деятельности организации: первые получают прибыль (доход), а вторые – средства к существованию41. Исходя из этого положения исключается самореализация наемных работников, соответственно и высокая духовность, ибо она прямо противоположна бедности, она заменяется функцией выживания, исходя из доступных средств к существованию.
Между тем при распределении прибыли неравенство свойственно любому обществу, поскольку имеются различия в социальном статусе работников, в их способностях, образовании и т. д. Еще Дж. М. Кейнс, исследуя проблемы, связанные с регулированием доходов населения, разграничивал доходы предпринимателей и населения.
А. Смит указывал на то, что если заработная плата устанавливается на уровне физиологического выживания работника и не учитывает необходимость максимального выживания работника и не учитывает необходимость материального обеспечения его семьи, то ее следует рассматривать как несовместимую с «простой человечностью»42.
Полное самоустранение государства из основных направлений, связанных с заработной платой (оплатой труда), открывает возможность недобросовестным работодателям в целях получения прибыли узурпировать интересы работников.
Думается, что необходимо на государственном и коллективно-договорном уровне умерить аппетиты работодателей по получению прибыли, только в этом случае в современный период развития общества не будет суждений, высказываемых Т.Ю. Коршуновой, кощунственно попирающих интересы наиболее слабой стороны в трудовых отношениях.
Таким образом, нарушена трудовая теория стоимости рабочей силы, распределительная функция заработной платы в трудовых отношениях должна защищаться на государственном уровне.
Думается, что на уровне законодательного регулирования следует разработать концепцию, к примеру установление верхнего предела доходов или налоговое ограничение на дополнительный заработок, с использованием медианной системы заработной платы.
На встрече 17 марта 2014 г. с Президентом России В.В. Путиным председатель ФНПР М.В. Шмаков прокомментировал ситуацию со средней заработной платой так: «На сегодня опубликованы данные Росстата, средняя заработная плата в России – 30 тысяч рублей по итогам прошлого года. Но средняя зарплата не дает полную картину. Медианная зарплата (то есть заработная плата 50 % ниже этого уровня, 50 % – выше) – всего 22 тысячи. Но мы, когда считаем планы экономического развития, берем среднюю зарплату. Это с одной стороны. А с другой стороны, если посчитать рациональную потребительскую корзину, то у нас она будет на уровне 16–18 тысяч рублей в ценах сегодняшнего дня», – добавил М. Шмаков43.
В развитых зарубежных странах заработная плата достигает 60–70 % ВВП, в России – в два раза меньше. Приведенные данные свидетельствуют, что в РФ позорно низкая заработная плата. Тогда как, по мнению Дж. В. Робинсон, повышение заработной платы служит предпосылкой экономического роста и стимулом к техническому прогрессу, низкая заработная плата ведет к стагнации.
Злостно нарушено справедливое распределение результатов труда. Разница в средней зарплате между отраслями промышленности достигает 4–5 раз. К началу XXI в. за чертой бедности, т. е. ниже прожиточного минимума, по официальной статистике, проживало примерно 38 млн населения России. Около 10 % населения не имело необходимых средств для потребления в достаточном количестве даже самых дешевых продуктов питания44.
Приходится с сожалением констатировать, что в последние годы в России не наблюдалось (в отношении большинства категорий работников) резкого роста номинальной заработной платы при одновременном снижении ее реальной величины.
Разница в зарплате, например, топ-менеджеров и рабочих предприятий составляет сотни раз. Между тем оплата труда призвана выполнять социальную функцию, решать проблему социальной справедливости, посредством оплаты труда повышать престиж профессии. Отражать социальный статус профессии.
В настоящее же время статистические исследования, проводимые в России, показывают, что в Российской Федерации примерно 30 % работающих имеют заработок ниже прожиточного минимума45. При этом нужно не забывать, что официально рассчитываемый показатель прожиточного минимума в Российской Федерации очень низкий. Он официально обозначает границу бедности в стране. В IV квартале 2012 г. он составлял 7263 руб. для трудоспособного населения, в III квартале 2013 г. составил 8016 руб.
Конечно, попытки разрешения сложившейся ситуации предпринимаются, к сожалению, не всегда удачные, к примеру, в 2008–2010 гг. предполагалось осуществление мер, направленных на поэтапное повышение оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. Денежные доходы населения в 2010 г. по отношению к 2006 г. должны были возрасти в номинальном выражении на 88 % (в реальном – на 39 %)46. За счет нефтяных доходов зарплаты в 2012 г. должны были вырасти на 6,3 % при прежнем прогнозе 4,9 %47. Однако этого не случилось.
Проведенный нами правовой анализ соглашений, заключенных на федеральном уровне за последние 10 лет, дает основание полагать, что они недостаточно способствуют повышению оплаты труда работников. Более того, в их содержании в каждом последующем соглашении уделяется все меньше внимания вопросам оплаты труда. Их отличительной особенностью является то, что стороны социального партнерства уделяют значительное внимание вопросам минимального размера оплаты труда, однако не определяют в них ориентиры для роста оплаты труда по РФ, отраслям.
Средняя заработная плата работающего на полную ставку работника в РФ составляет 15 131 руб. в год, меньше получают только в Латинской Америке, Чили, Мексике, Бразилии48.
Справедливости ради надо отметить, что в РФ в последнее время резко возрос уровень средней заработной платы. В России применительно к средней заработной плате можно говорить о повышении общего уровня оплаты труда. Только для каких категорий работающих? За счет чего повышается «общий» уровень? За счет того, что высокооплачиваемым работникам добавляется заработная плата, премии, социальные выплаты и так далее? А статистика выводит среднемесячное повышение «общей» заработной платы?
К тому же в нашей стране сложилось такое положение, когда показателем жизни населения выступает средняя заработная плата. Очевидно, что средняя заработная плата может быть хорошим показателем заработной платы в стране при низкой степени неравенства оплаты труда.
В России при неоправданно высокой дифференциации заработной платы для сравнительного анализа необходимо использовать не среднюю, а медианную заработную плату, что, к сожалению, не делается49.
Для подтверждения сказанного приведем таблицы о величине медианной заработной платы, подготовленной ФНПР50.
Как это ни странно, но низкая заработная плата основной части работающего населения в стране не связана с недостаточностью экономических возможностей России.
Величина суммы начисленной заработной платы по 10 дисциплинарным группам работников в 2011 г. (руб.)*.
Рис. 2
* Стандарты ДТ – презентация ФНПР – Сов. 22.02.2013. Microsoft Power Point.
Официальные данные по Российской Федерации и экспертные оценки Международных органов подтверждают, что ВВП в РФ долгие годы растет и замедлился только с середины 2011 г. По объемам ВВП Россия вошла в пятерку крупнейших экономик мира.
В литературе нет однозначной позиции по вопросу о признаках, характеризующих социальное государство, тем не менее два признака, на которых основана социальная политика, признаются всеми исследователями – это справедливость и равенство51.
Целью реализации социальной политики государства является достижение условий, обеспечивающих достойную жизнь человека на основе двух базовых принципов социального государства – равенства и справедливости.
Доктрина справедливой заработной платы была разработана в энцикликах Папы Римского в ХIХ в. Гегель, Ницше полагали, что заработная плата не может быть справедливой в отношении всех лиц, работающих по найму. К. Маркс, исследуя трудовую теорию стоимости, отмечал необходимость создания новой системы распределения, указывал, что справедливая заработная плата – противоречивая категория и она не может быть справедливой, поскольку наемный труд предполагает эксплуатацию. В настоящее время в документах МОТ под справедливостью и равенством понимается законность и обеспечение законности.
В социально ориентированной рыночной экономике заработная плата должна обеспечивать удовлетворительное существование работника и членов его семьи.
В процессе реализации прав в области оплаты труда эти положения должны быть учтены.
Одним из показателей правильной социальной политики является уровень заработной платы, который тесно взаимосвязан с таким макроэкономическим показателем, как объем ВВП, поскольку оплата труда составляет неотъемлемую часть ВВП, является долей работников в ней.
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату через раскрытие экономической сущности заработной платы – как денежного выражения, это дает возможность утверждать, что по своей экономической сущности она представляет долю в ВВП.
Общепризнанным индикатором социального государства является ВВП. Также важнейшим показателем ВВП является зарплатоемкость ВВП52.
Развитие заработной платы в настоящее время определяется функциональным распределением национального дохода между трудом и капиталом. Если темпы роста ВВП в целом опережают рост совокупной оплаты труда, то доля заработной платы (доля трудовых доходов) сокращается по отношению к доле капитала, и наоборот, если рост совокупной заработной платы опережает темпы роста совокупного ВВП, то доля оплаты труда (доходов) растет, а доля капитала – снижается.
По мнению Э.Г. Тучковой, чем ниже цена рабочей силы, тем ниже уровень оплаты труда и, соответственно, ниже покупательная способность населения, которое рискует оказаться на уровне черты бедности или даже ниже этой черты, она указывает, что соотношение доли расходов на оплату труда в стране с величиной ее валового внутреннего продукта рассматривается экономистами как показатель степени эксплуатации наемного труда53.
Необходимо увеличить ту долю ВВП, которая используется на заработную плату. Основная цель экономического развития – повышение жизненного уровня населения на достижение благосостояния и развития человека.
Увеличение доли зарплаты в ВВП нашей страны на 40–50 % позволило бы поднять минимальную заработную плату примерно до 15 тыс. руб. в месяц с почасовой оплатой примерно в 3 доллара за час54, Такая оплата труда соответствует принципам социального государства, сформулированным в международных правовых актах и программе действий, принятой на Копенгагенском социальном саммите 1995 г.
В России необходима социальная реформа с целью доведения доли оплаты труда в ВВП до уровня высокоразвитых стран рыночной экономики, необходимо принятие государственной программы повышения минимальной заработной платы до реального уровня прожиточного минимума согласно ст. 133 ТК РФ, а в дальнейшем до более высокого уровня.
Следует согласиться с мнением В.Д. Роика, считающего, что постановка и решение крупной задачи государственного масштаба по повышению и оптимизации доли заработной платы наемных работников в ВВП включает в себя институт достойной заработной платы, позволяющий работнику и членам его семьи обеспечивать приемлемые уровень и качество жизни. Ведь, во-первых, заработная плата является источником благосостояния работников и членов семей. Во-вторых, заработная плата является – средством стимулирования труда и, следовательно, повышения производительности труда. В-третьих, заработная плата составляет существенную часть издержек производства и существенный элемент себестоимости продукции.
Воспроизводственная функция заработной платы связана с тем, что она является денежной формой распределения, используемой для сопоставления затрат и результатов производства на каждом предприятии55.
Воспроизводственная функция по отношению к другим функциям оплаты труда является определяющей и состоит в возможности воспроизводства рабочей силы на нормальном социальном уровне потребления. В России оплата труда, не обеспечивающая воспроизводства рабочей силы, создала проблему дополнительных заработков для большинства работников, которые имеют негативные последствия – истощение трудового потенциала работников, повышенная смертность, снижение профессионализма, ухудшение производственной дисциплины.
Чтобы возродить баланс спроса и предложения на рынке труда, в определении стоимости рабочей силы можно использовать количественную оценку качества работы (КОКР); ею можно пользоваться для распределения между различными производственными предприятиями вознаграждений (и даже основной заработной платы), а также при применении поощрений; в других случаях. Единственным нормативным актом, регулирующим применение количественной оценки качества работы (КОКР), по существу являлись утратившие силу «Рекомендации по организации материального и морального стимулирования работников предприятий (объединений)» в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 13 апреля 1978 г.56
Размер минимальной заработной платы следует приблизить к величине не ниже 40 % от средней заработной платы по стране; размер средней заработной платы должен составлять 5–6-кратную величину от прожиточного минимума, для чего требуется существенно увеличить объем заработной платы57.
Ориентиром для этого может послужить Концепция МОТ 1999 г. «Достойный труд», целью которой является соблюдение трудовых прав работников, достойная заработная плата, обеспечивающая расширенное воспроизводство человеческого и трудового потенциала, экономическую свободу работающего человека и его семьи. По существу традиционные функции трудового права – экономическая (производственная), социальная (защитная) – поглощаются консолидированной функцией трудового права, включающей в себя достойный труд.
В настоящее время критерии достойного труда являются важнейшими стандартами и юридически закреплены в Концепции достойного труда, разработанной МОТ в 1999 г.
Согласно этой Концепции достойным может называться труд, который является свободным, справедливо оплачиваемым, безопасным, социально защищенным, не принижающим достоинство человека, открывающим равные стартовые возможности для всех, гарантирующий участие в принятии управленческих решений и саморазвитие личности. «Достойный труд – это труд, позволяющий работнику заниматься любимым делом в условиях свободы, справедливости, безопасности и уважения человеческого достоинства»58.
По мнению Европейской комиссии государства-члены должны установить «достойный и жизнеспособный уровень оплаты труда».
В соответствии с Концепцией МОТ в Программе ФНПР «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны», утвержденной на VII съезде ФНПР, было дано понятие достойной заработной платы: «Достойная заработная плата – заработная плата, обеспечивающая расширенное воспроизводство человеческого и трудового потенциала, экономическую свободу работающему человеку и его семье».