6 вещей, о которых я бы очень хотел знать, когда только начинал

1. НЛП для большинства околопсихологической тусовки слово ругательное. Хотя НЛП пронизывает все эффективные техники, методики и подходы в практической психологии и психотерапии просто сверху-донизу. Как тебе, например такое, что в РФ есть сексолог, который на 90% работает только методами нейролингвистического программирования (и очень успешно)? Фактически, открытие Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера, это такая интересная надстройка, владение которой упрощает кучу вещей. Например, раппорт. Или выявление ведущей модальности. Да и сама метамодель, куда без неё?

2. Гипноз – это не какая-то там самостоятельная школа или направление психотерапии. Это инструмент. Как пила или молоток. То есть для того, чтобы эффективно применять гипноз, нужно быть сначала психотерапевтом, а уже потом гипнотерапевтом. Никак не наоборот. Если ты просто научишься наводить гипнотические трансы, но не будешь понимать динамики терапии – гипноз тебе ничем особо не поможет. Отсюда у меня большое недоумение по отношению к тем, кто идет на курсы гипноза (любого). Что они потом собираются делать? Их же нельзя к другим людям подпускать. Потому что если ты не можешь, скажем, убрать у человека страх собак без гипноза (ну ладно, хотя бы ослабить симптоматику), то ты не сможешь это сделать и с гипнозом. Гипнотический транс всё ускоряет, это да. Но это (еще раз) не более чем инструмент. В общем времени терапии он занимает ну 10% от силы. Всё остальное – это работа специалиста. А у хорошего специалиста должен быть набор инструментов. Одним молотком дом не построить.

3. В сфере отечественной психологии очень странное отношение к ценам за свою работу. А раз так, то на рынке (это во мне говорит недобитый маркетолог) просто полный раздрай как по ценам, так и по услугам. Повсеместно принято брать деньги за час работы. Но позвольте, если мне нужно полтора часа для обеспечения результата (и я это вижу, слышу, чувствую… словом, калибрую сенсорно очевидными сигналами от клиента), то я буду работать полтора часа за тот свой прайс, который назвал. В то время как некоторая часть психологов тебя деликатно прервет и объявит, что дальше надо доплатить. Или выставит на мороз. Потому что в коридоре следующий. Отсюда, кстати, растет ловкий навык укладываться в 50 минут на клиента. Лично мне (это мое оценочное мнение) кажется это дичью.

4. Мне, как маркетологу, вообще очень странно видеть то, что творится на рынке психологической помощи в России. Но об этом как-нибудь в другой раз.

5. Основное оружие психотерапии – вопросы. Самый большой секрет любой действенной терапии в том, что изменения происходят уже на стадии диагностики. Остальное – не более чем коррекция траектории к свету. Отсюда и гипотеза о том, что 5 лет плотного психологического образования и краткосрочные «командирские курсы» психотерапевтов дают на выходе "в полях" примерно одинаковый результат. Всё решает потом “налет часов”, как у летчиков. Практический опыт важнее просиженных в аудитории лет.

6. Как ни крутись, всё в итоге завязывается на тебя, как на специалиста. Поэтому ищущему клиенту можно только напомнить старую поговорку про спортивный кружок: «ребенка отдают не на спорт, ребенка отдают тренеру». Если ты понимаешь структуру этажности терапии, то дело за малым – найти своего специалиста, который ложится в твою карту как родной. Либо (!) найти такого, которого ты боишься. Это странно, но на парадоксах построена добрая половина результативных техник.

Загрузка...