Примечания

1

В русский язык термин «депривация» пришёл из английского – deprivation – и означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей» [Энциклопедический словарь медицинских терминов].

2

В большинстве семей няне категорически запрещают целовать и ласкать младенца. Это продиктовано ревностью матери, её опасениями, что ребёнок слишком сильно привяжется к няне и будет называть её мамой. Многие няни даже тайком боятся приласкать ребёнка, чтобы он не «выдал» её потом своей привязанностью.

3

И не только в российских.

4

Это название использует выдающийся английский психолог Джон Боулби, который вместе с американским психологом Мэри Эйнсворт стал основоположником нового направления современной психологии – психологии привязанности (прим. автора).

5

Эти названия используют психологи Праг и Харлоу [Йозеф Лангмейер, Зденек Матейчек «Психическая депривация в детском возрасте». Авиценум, Прага, 1984].

6

Х. Харлоу из американского университета Висконсин.

7

Прихожан А. М., Толстых Н. Н. – «Дети без семьи», М., 1990.

8

Привязанность – чувство близости, основанное на глубокой симпатии, преданности кому или чему-либо.

9

Прихожан А. М., Толстых Н. Н. «Дети без семьи», М., 1990.

10

За первый год новорождённому нужно «слезть» с маминых рук и передвигаться уже самостоятельно, за второй – научиться контактировать с взрослыми людьми, помимо мамы, а за третий – овладеть умением налаживать контакт с детьми. Попутно за эти три года у ребёнка формируется мировоззрение и происходит основное становление личности. С трёх лет он уже не нуждается в постоянном присутствии рядом мамы – он уже самостоятельная личность.

11

«Мама» – это не мама, а бабушка, няня – тот, кто заменяет ребёнку маму.

12

И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова «Психология депривированного ребенка»: пособие для психологов и педагогов. Москва, Владос, 2009.

13

Боулби Дж. «Привязанность», М., 2003.

14

И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова «Психология депривированного ребенка»: пособие для психологов и педагогов. Москва, Владос, 2009.

15

Из опроса многих нянь, практически все родители ведут себя аналогично, как ни парадоксально это выглядит.

16

Бронфенбреннер «Два мира детства». М., 1976.

17

Ури Бронфенбреннер – американский психолог, специалист в области детской психологии, иностранный член Российской академии образования.

18

В первом классе оценки не ставили, поэтому и вопрос о них не обсуждался.

19

И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова «Психология депривированного ребенка»: пособие для психологов и педагогов. Москва, Владос, 2009.

Загрузка...