Новиков Иван Михайлович (дед)
Рис. 1: Новиков И. М., 1910 г.
Рис. 2: Семья Новиковых с сыном Афанасием, 1913 г.
Год рождения неизвестен. Работал волостным писарем в районе г. Почепа Брянской области. Умер в 1918 г. во время всемирной пандемии гриппа (как её назвали в то время, испанки).
Маневич Александра Эфраимовна (бабушка) и её семья
В конце 19 века в г. Почепе Брянской области проживала большая многодетная семья Маневичей: отец Эфраим и мать Соня (в девичестве Трегер). Они вырастили 2 дочери и 4 сына. Это типичная семья местечковых евреев, которые не устраивали революций и контрреволюций, не занимались ростовщичеством, а пекли хлеб, ремонтировали часы, обихаживали огород и растили детей. Судьбы детей1:
1. Самая старшая – Александра (бабушка), родилась предположительно с 1878 по 1880 г. Помогала матери растить и поднимать на ноги детей, почему и осталась неграмотной. Примерно в 1910 г. покрестилась и вышла замуж за волостного писаря Новикова Ивана (Михайловича2) г. Почепе Брянской области. Семья проживала в с. Красный Рог (Почепский уезд). В 1913 г. родился первенец Афанасий, в 1914 г. – дочь Анастасия, в 1916 г. – сын Георгий. Бабушка осталась одна с детьми в 1918 г., когда муж умер от всемирной пандемии гриппа. Средств для содержания сыновей и дочери не было. Детей пришлось сдать в почепский приют, бабушка работала там же уборщицей. Они все остались живыми и выросли.
Дети:
А) Афанасий стал работать на овощесушильном заводе в г. Почепе. В 1941 г. призван в Красную Армию. Последнее письмо от него получили в октябре 1941 г. из Подольска. Через несколько месяцев пришло извещение, что Афанасий пропал без вести. В областной Книге Памяти сообщается, что это случилось в декабре 1943 г. Афанасий женат не был.
Б) Георгий уехал к родственникам в г. Карачев и там работал, перед немецко-фашистской оккупацией ушёл в партизанский отряд. Когда район освободили советские войска, вернулся в город и сразу заболел брюшным тифом – эта болезнь стала причиной смерти. В отряде у Георгия была гражданская жена Бася, которая родила ему дочь.
В) Анастасия (моя мама) проучилась два года в педагогическом техникуме г. Почепа, в 16 лет из-за материальных трудностей вынуждена уйти с третьего курса и начать трудовую деятельность. В ноябре 1933 г. вышла замуж за жителя с. Великая Дуброва (далее В. Дуброва) Мглинского района, сына местного священника Виноградова Виктора Владимировича – мой отец. После он перевёз семью на Урал, к старшему брату Александру, который находился там в ссылке с семьёй. Я родился в тех краях – с. Петропавловское (теперь г. Североуральск). В 1938 г. моя семья пополнилась ещё одним членом семьи – на Урал переехала бабушка.
2. Второй сын Маневичей, брат бабушки. Имя неизвестно. Когда вырос и выучился, переехал в г. Харьков и позднее работал там директором крупного завода. Как говорила бабушка: "Он имел персональную квартиру из шести комнат". Судьба неизвестна. Его детей тоже.
3. Третий – Абрам, родился в г. Почепе в 1890 г. Переехал с женой Песей жить и работать в г. Карачев. В 1941 г. вместе с четырьмя детьми – Исааком 19 лет, Львом 17 лет, Ициком 15 лет, Лейбой 13 лет – погибли в оккупации. Уцелел только сын Анис, который в 1988 г. жил на Украине в г. Черновцы.
4. Дочь Вера родилась примерно в 1895 г. Вышла замуж за Соболя3. У них родилось двое сыновей – одного звали Александр.
Вполне вероятно, что сыновья Веры участвовали в войне. До войны жили в г. Карачеве и успели эвакуироваться. После войны переехали в г. Орёл. Пока бабушка была жива, наша семья вела переписку. Где жил и проживает сейчас Александр и его потомки неизвестно, в 2000 г. он находился в Израиле.
5. Последний сын – Хвайба (Файвел). Родился тоже в г. Почепе в 1898 г. Освоил специальность пекаря, после революции вместе с женой Ривой уехал жить и работать в Брянск. В 1924 г. у Хвайбы родился сын Григорий. С 1941 г. в действующей армии, дошёл до Берлина и там погиб.
Хвайба и Рива при приближении фронта поехали на восток в г. Карачев к Абраму и Вере. Сестра Вера эвакуировалась, а братья замешкались и вместе с жёнами и детьми весной 1942 г. расстреляны в оккупации.
Рис. 3: Вера Соболь (Маневич) с мужем и сыновьями
Бабушка, старшая среди детей, вынянчила их всех. Для посещения школы и учёбы времени у неё не было. Бабушка совсем не умела ни писать, ни читать. В документах, если нужно было расписаться, она ставила большую корявую букву "Н". Либо не хотела замуж за еврея, либо мужа среди евреев бабушке не нашлось, семью создала с русским – Новиковым Иваном Михайловичем, уроженцем г. Рославля (Смоленская губерния), где-то в 1910 г., приняв православие. После смерти мужа в 1918 г. осталась с тремя малыми детьми на руках. Работала в то время в с. Красный Рог Почепского района прачкой в имении писателя графа А. К. Толстого (бабушка называла усадьбу "экономия графа Толстого").
Летом 1999 г. я с сыном Серёжей был в этом селе. За прошедшие 100 лет там, видимо, мало что изменилось: те же маленькие деревянные домики, деревянная церковь, которой исполнилось уже более 200 лет и которая, что удивительно, уцелела во время войны. В ограде церкви сохранился склеп с прахом писателя.
Работа в имении не могла обеспечить семью без кормильца не только одеждой, но и обычным пропитанием. Время было суровое: в стране разгоралась гражданская война, наступил голод. После того, как война пошла на убыль, государственная власть стала бороться с беспризорностью. Начали открывать приюты (детские дома) для детей, где обеспечивалось сносное кормление и учёба по школьной программе. Такое заведение открылось в г. Почепе в 1922 г. Бабушка работала в приюте уборщицей с условием, что её дети будут туда приняты, как она говорила, "на казённый кошт". Это позволило семье выжить.
К концу 20-х годов, когда дети подросли и начали вести полусамостоятельную и самостоятельную жизнь, безграмотная бабушка ушла из детдома, но всё равно трудилась только на "чёрных" и физических работах. Например, уборщицей в еврейской школе им. 3-го Интернационала и других подобных работах.
Когда родители уехали на Урал (где-то в 1935 г.), бабушка оставалась в г. Почепе вместе с сыновьями Афанасием и Георгием (их называли Фоня и Жорж), которые уже работали, но семей ещё не создали. Потом, видимо, бабушка решила помочь дочери Анастасии (моей матери). Мне тогда было 2 года. Приехала к нам в 1938 г. на Богословские угольные копи (сегодня это г. Карпинск Свердловской обл.), да так и осталась с нами до конца жизни. В 1940 г. в гости приезжал бабушкин сын Георгий. Я хорошо его помню, т. к. он почему-то был в галифе и обмотках. Видимо, после военных сборов, на обратном пути, заехал к нам. Бабушка постоянно рвалась на Брянщину, ей очень не нравился Северный Урал – его холодный климат, дикая тайга вокруг, тощие неплодородные каменистые почвы. Но тут началась война, она круто сломала судьбу бабушки и её близких родственников.
Старшего сына Афанасия сразу же мобилизовали в действующую армию связистом. Регулярная переписка с ним завершилась в октябре 1941 г. Последнее письмо пришло из-под г. Подольска Московской области. На многочисленные запросы бабушки о судьбе сына отвечали – пропал без вести. В областной Книге Памяти Афанасий записан как пропавший без вести в декабре 1943 г.
Где-то через 5 лет после письменных обращений во многие инстанции бабушке дали пенсию за сына – 172 руб. Буханка чёрного хлеба на базаре стоила в то время 200 руб.
О судьбе Георгия долго ничего не знали. Как только область освободили от оккупации, бабушка сразу поехала на родину. Побыла в Почепе недолго и вернулась к нам назад – на Брянщине никого не осталось. Бабушкин младший сын всю войну находился в партизанском отряде в районе г. Карачева. После освобождения этой территории от немецко-фашистских захватчиков заболел брюшным тифом и умер. В отряде у Георгия была гражданская жена Бася, которая родила ему дочь. Связь с ними утеряна.
Младшая сестра бабушки Вера успела уехать с семьёй на Урал и поэтому уцелела. Переписка прекратилась с тех пор, как бабушка умерла. Связь утеряна.
После поездки на родину бабушка часто плакала, вспоминая погибших родственников. Я был ребёнком и тогда не понимал причину её переживания. Только в зрелом возрасте осознал, какую семейную трагедию пережили родные. Ведь они лишились всех мужчин семьи и ближних родственников: в 1918 г. бабушка потеряла мужа, в 1941-1945 гг. всех братьев и двух сыновей, в 1944 г. мама стала вдовой. Воспитывать и поднимать меня пришлось женщинам, а жизнь во время и после войны была чрезвычайно тяжёлой.
У бабушки сформировался непростой характер. Отношения она поддерживала только с людьми, кто видел в ней человека. Была достаточно самолюбива и не терпела грубого обращения. На моей памяти, два-три раза мать и дочь "имели крупный разговор" между собой, но без грубостей. Однажды бабушка даже ушла из дома. Потом оказалось, что устроилась в какую-то контору работать сторожем, там и жила месяц в сторожке. Бабушка не терпела пьяниц и пьянство. К спиртному не прикасалась, как в то время говорили, "в рот не брала даже рюмки". Я чувствовал, что такая позиция вызывает у бабушки некоторую неприязнь к моему отцу, который мог иногда "заложить за галстук".
Так как мама была с утра до вечера на работе, домашнее хозяйство вела бабушка. В основном она готовила пищу, топила печь. Естественно, занималась и моим воспитанием, хотя я часто не во всём с бабушкой соглашался. За это она иногда называла меня "поперечным". Бабушка с детства усвоила, что воровство, пьянство и другие пороки – страшные грехи, эту хорошую воспитательную закваску передавала и мне. Была глубоко верующим человеком. Хотя церкви на Урале были уничтожены, отмечала дома церковные праздники и знаменательные еврейские даты. Пекла куличи и мацу. Бабушке были знакомы некоторые деятели цирка, например: В. Дуров, известные борцы эпохи начала века, знала некоторые по рассказам других людей литературные произведения тех лет. В хорошей квартире с ванной и центральным отоплением она пожила всего один год. В течение жизни практически не болела, умерла скоропостижно в больнице г. Свердловска 25 марта 1955 г. Похоронена на Ивановском кладбище недалеко от захоронения известного писателя П. П. Бажова.