Экспериментальный поход в пустыне Кара-Кумы

После окончания института В 1982 году я уехала по распределению в Тюмень. Работа была нервная и тяжёлая. Кроме этого я увлеклась самодеятельным туризмом. Походная жизнь интересная и опасная. Постепенно до тридцати пяти лет я накопила множество заболеваний. Перечислить их трудно, практически все, что зафиксированы в «Медицинской энциклопедии».


В январе 1990 года активистка городского клуба туристов Елена Хлебникова предложила мне принять участие в оплаченном экспериментальном походе в Кара-Кумы. Эксперимент заключался в том, что испытуемые должны были пройти более трехсот километров в условиях пустыни за две недели, одну из них – только на воде по системе Галины Шаталовой.

Я наотрез отказалась: во-первых, я люблю водные походы; во-вторых, у меня было в это время обострение хронического ринита, и я проходила курс лечения в профилактории; в-третьих, у меня была странная зависимость от еды: через каждые два часа, если что-то не попадало в мой желудок, я терпела страшные головные боли; в-четвертых, я не люблю экспериментов над собой.

Но Лена не сдавалась:

– Группа состоит, в основном, из новичков, нужны опытные туристы.

Этим она и «купила» меня: у меня была низкая самооценка – я не считала себя «опытной» туристкой.

Нехотя, я согласилась.

Нас было семеро – самых смелых. Два «мужика» и пять «тёток». Мы распределили «портфели»: руководитель, ориентировщик, завхоз, фотограф, летописец, ботаник. Я была санитаром.


После тщательной подготовки в марте мы вылетели в Ашхабад. В самолете из-за ринита я чуть не оглохла. Но жалеть о том, что согласилась на эту авантюру, было поздно.

Перед выходом на маршрут мы плотно подкрепились местным пловом и взвесились.

Картой я не интересовалась: у нас был опытный ориентировщик, но я поняла, что маршрут наш проходит по «восьмерке». Начало похода – центр «восьмерки», здесь закапываем продукты и сто пятьдесят километров идем только «на воде». Проходим первое кольцо «восьмерки», откапываем продукты и идём второе кольцо, как обычно, с кухней.

Вышли в пустыню где-то на окраине города. Через пару километров остановились на полянке, окруженной семью (по количеству участников эксперимента) барханами для подготовки и экипировки: надели бахилы на ботинки, рубахи с длинными рукавами и высокими воротниками, чтобы не обгореть, шляпы, лицевые марлевые повязки и мотоциклетные очки.

После этого развели «Магнезию» («Магния сульфат» – слабительное). Выпили по кружке этого зелья. Руководитель похода тщательно проконтролировала этот этап эксперимента, чтобы никто его не пропустил.

После принятия «Магнезии» нужно было активно подвигаться. Мы ходили по кругу среди барханов и разговаривали. Каждый наметил свой бархан, чтобы опорожнить кишечник перед выходом на маршрут – это одно из основных условий «облегчённого» похода по системе Г. С. Шаталовой.

Мы узнали, что Галина Сергеевна в возрасте 61 года начала успешно водить студентов по пустыне без продуктов, только на воде. Ею была разработана целая система физических нагрузок и питания в походе.

Через некоторое время из семерых по кругу ходила только я, вероятно, из-за «ленивого кишечника», остальные спешно скрылись за «своими» барханами. Вскоре мои спутники стали возвращаться из-за барханов несколько обескураженные. Наконец, и меня «понесло» за бархан. Я быстро выкопала в песке канал и пристроилась…. Из меня хлынула вонючая жидкость с непрожёванными кусками мяса, риса и морковки. Видя, что мой канал быстро заполняется до краев, я, не отвлекаясь от процесса, вырыла новый канал рядом и плавно перенесла корпус на новое место. Но и этого нового канала не хватило для отходов. Пришлось рыть – третий…

Наконец, я почувствовала облегчение. Закидав каналы песком (пригодился опыт наблюдения за кошками), я поспешила на полянку. Меня ждали. Не дойдя до компании, я почувствовала новый позыв, и, схватив на ходу рулон туалетной бумаги, вернулась на прежнее место.

Странное чувство испытала я: количество вышедшего «материала» не соответствовало вошедшему. Мне показалось, что я состою исключительно из этой нечистоты.

Впервые за тридцать пять лет жизни, прочистив таким пиратским способом кишки, я присоединилась к спутникам. Они уже нашли местечко подальше от «общественного туалета», и, закопав все продукты под каким-то многолетним растением, мы двинулись по карте. Риск потерять продукты был невелик, потому что через неделю мы должны были вернуться точно сюда, на окраину города. Удивляюсь сейчас, что мы доверили свои жизни руководителю и ориентировщику, с которыми никогда раньше в походах не были.

Загрузка...