Когда родитель / воспитатель проводит совместную деятельность не с одним ребенком, а с несколькими, порой приходится организовывать занятия для детей разного возраста, в чем есть свои преимущества, ведь общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования познавательной деятельности младшего ребенка.
В современном дошкольном образовании со всем его разнообразием форм и подходов как во России, так и за рубежом довольно широко распространена организация педагогического процесса в рамках разновозрастной группы.
Если мы обратимся к европейской практике дошкольного образования, то увидим, что во многих дошкольных учреждений воспитательно-образовательный процесс организуется с учетом разновозрастного состава детей, а не при помощи разделения их на возрастные группы. И, как показывает практика, такой подход более эффективен, поскольку более гармонично формирует и развивает социально коммуникативную компетенцию детей, позволяя им более активно взаимодействовать между собой, познавать мир, себя и других.
В центре внимания – интересы и активность детей.
Так как часто весь разновозрастной состав детей (преимущественно 3–7 лет) не делится на отдельные группы или подгруппы, воспитанники могут по своему усмотрению объединяться для выбранных ими дел или делать что-либо отдельно от других, свободно передвигаться по помещениям детского сада. Воспитатели закрепляются, таким образом, не за группой детей, как свойственно традиционным детским садам в России, а за помещением. Основной акцент в деятельности воспитателей ставится на выстраивании пространства, в котором ребенок получает разнообразный опыт.
Нельзя не признать, что подход зарубежных коллег к организации образовательного процесса достаточно корректен по отношению к детям, их меняющимся интересам, возможностям и потребностям, вариативен и представлен интересными решениями. Некоторые из них могут быть приемлемы и для российских дошкольных образовательных организаций.
В российской образовательной практике, например, сельские малокомплектные детские сады, дошкольные образовательные организации, транслирующие опыт вальдорфской педагогики, группы кратковременного пребывания, специальные, коррекционные, инклюзивные, а также домашние и семейные детские сады имеют в своей основе разновозрастный состав воспитанников.
Решение воспитательно-образовательных задач в условиях разновозрастной группы, достижение достаточного уровня знаний и умений детей в рамках государственного образовательного стандарта вызывает у воспитателя значительные трудности, поскольку основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом групп.
Соответственно организация педагогического процесса требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель должен использовать и преимущества такой системы – наладить свою работу так, чтобы научить старших заботиться о младших. Общеизвестно, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются гораздо быстрее, подражая во всем старшим.
Специфика воспитательно-образовательной работы в разновозрастной группе обусловлена несколькими важными особенностями.
Первая – малокомплектность группы. Например, в вальдорфских и малокомплектных садах группа должна быть не менее 12 чел., а в подгрупповых занятиях в обычном или семейном детском саду, как правило, 3–7 детей, т. е. при проведении занятия воспитателю будет гораздо легче держать в поле зрения всех воспитанников, уделить каждому внимание, а также уловить настроение каждого ребенка и его заинтересованность в конкретном занятии.
Из этого вытекает вторая, и может, самая главная особенность разновозрастной группы – индивидуальный подход к каждому ребенку. И это не дань современным педагогическим веяниям, а естественное состояние нормальной, здоровой атмосферы для занятий и комфортного пребывания детей и дома, и в детском саду. Так взрослый лучше поймет состояние детей в данный момент и сумеет подстроить весь ход занятия под их конкретные возможности и потребности.
Рассмотрим преимущества такого подхода на примере занятия по теме «Транспорт». Начинаем его с загадок, их любят и малыши и старшие дошкольники. Особенно, если в качестве отгадок мама (папа, любой другой взрослый) выкладывает картинки. Чтобы участвовали все, младшим даем более простые загадки, а старших просим не выкрикивать ответ, пока не обратятся именно к ним. Если кто-то огорчился, что не смог отгадать, – не беда, у мамы в запасе много как легких, так и сложных загадок, так что все будут довольны.
На следующем этапе занятия, когда мы определяемся с понятиями «водный», «воздушный» и «наземный транспорт», также найдутся задания для каждого по силам. Младший ребенок просто показывает то, что называет мама или брат, а старшие уже пытаются сами объяснить, почему данный транспорт входит именно в эту группу. Опять же широко используем наглядность: и малышам все доступно и понятно, и старшим интересно.
Во время игры на внимательность все отвечают по очереди, так как задание посильно для всех, а старшие дети не должны чувствовать себя обделенными из-за того, что им приходится постоянно уступать.
Дома, будь то занятие с одним или двумя детьми, или с детьми в многодетной семье, практически не бывает возможности разделить детей на подгруппы для проведения занятия с определенной возрастной категорией, но и из этого положения есть выход. Когда задание или игра слишком сложны для младшего дошкольника, он просто забирается к маме на колени, и они играют как одна команда, например, в домино «Транспорт».
Считается, что развивающая среда в семье проигрывает той, что существует в детском саду (нет такого разнообразия дидактических пособий, игр и игрушек), но зато ребенок гораздо легче ориентируется дома и может принимать активное участие в создании этой среды на занятии. Например, можно попросить старших приготовить игрушки для игры на внимание (это должны быть транспортные средства). Большую часть из них дети могут собрать из имеющегося у них конструктора.
При обсуждении дети могут вспомнить о каких-то игрушке, книге или предмете, так или иначе связанных с темой данного занятия, принести их (ведь дома они чувствуют себя более уверенно и свободно, чем в детском саду) и таким образом ощутить себя активным участником всего процесса.
Говоря об инициативе детей на занятии, следует упомянуть и о том, что родитель может более чутко реагировать на эту инициативу, чем воспитатель обычного детского сада. Родитель не так сильно привязан к временным рамкам, расписанию и классическому ходу занятия. Например, после обсуждения видов транспорта можно провести рисование. Но если рассматривание картинок в энциклопедии вдохновляет детей слепить парусники из пластилина, то рисование можно перенести и на другой день.
Организуя совместную деятельность детей разного возраста, родитель / воспитатель старается решить множество сопутствующих педагогическому процессу вопросов, наладив свою работу так, чтобы научить старших заботиться о младших, не перебивать, давать сначала высказываться младшим, ненавязчиво помогать, если они затрудняются с выполнением задания. Однако эти сложности и составляют преимущества совместного воспитания детей разного возраста: они обучаются гораздо быстрее, подражая во всем старшим детям, а посладние становятся мягче и терпимее к малышам.
Таким образом, залог правильного воспитания в том самом индивидуальном подходе к ребенку, который может полноценно осуществить именно родной для него человек!
Подобная атмосфера может быть создана и в детском саду, но, безусловно, с учетом малокомплектности группы, когда индивидуальный подход действительно возможен. В таком случае в подобной группе создадутся комфортные условия и для организации занятий с детьми разного возраста.
Данное пособие содержит сценарии занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений, лепке, а также музыкальные, логопедические, психологические занятия и многие другие.
При проведении занятий с детьми как дома, так и в детском саду очень удобно пользоваться рабочими тетрадями и готовыми альбомами. В них сконцентрирован необходимый для изучения и закрепления темы материал, а значит, они облегчают подготовку к занятию, поскольку содержат требуемые заготовки и методические рекомендации.
Распространенным приемом среди педагогов в настоящее время стал уход от рабочих тетрадей в сторону игровой деятельности. С их точки зрения, учиться прилежанию ребенок должен в школе, а в дошкольном возрасте – играть. Рабочие же тетради и готовые альбомы многие педагоги не признают относящимися к игре.
Однако следует учитывать, что в зависимости от возраста и количества детей, участвующих в занятии, организовать такое занятие можно несколькими способами (индивидуально, с разбивкой на подгруппы и одновременно со всеми). Индивидуальные занятия, равно как и объединение в подгруппы, в данном случае не вполне приемлемы, поскольку, например, дети в многодетной семье, как правило, очень дружны, и если они что-то делают, то только вместе. Соответственно остается проведение занятий одновременно. При этом важно помнить, что если в занятии принимают участие дети-друзья, соседи, и участники очень хорошо знают друг друга, близко общаются или являются братьями и сестрами, если речь идет о семье, т. е. их роли распределены, за каждым закреплена своя доля лидерства. Поэтому при проведении таких занятий применение рабочих тетрадей и готовых альбомов с дидактическим материалом оправданно – по крайней мере, так можно удержать внимание всех детей, а вопросы предлагать в зависимости от возраста.
Дети любят рабочие тетради, потому что они содержат различные виды развивающих заданий – от наклеек, выполнения заданий-головоломок до закрепляющей материал игры, следующей за письменными упражнениями.
Анализируя практику проведения занятий с детьми, учитывая их разный возраст, следует отметить, что в очень выигрышном положении оказываются интегрированные занятия, на которых дети одновременно узнают, например, что-то об окружающем мире, развивают свою речь и, воодушевленные новыми идеями, создают творческие работы.
Представленные занятия обобщают практический опыт мам-воспитателей и педагогов-специалистов по дошкольному образованию, т. е. практиков.
Пособие поможет родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям семейных и домашних детских садов, воспитателям, педагогам ДОО организовать и провести интересные занятия, обучающие игры и досуги для детей разного возраста, с учетом особенностей детей с ОВЗ.
Занятия во многом базируются на принципах позитивной социализации дошкольников, транслируя, главным образом, развитие коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта, личностных компетенций ребенка с помощью игры. Занятия можно легко корректировать на усмотрение родителей, а также применять при реализации любых комплексных и парциальных образовательных программ, с которыми работают детские сады. Все занятия представлены в доступной и интересной форме и в соответствии с содержанием образовательных областей ФГОС ДО.