Цели:
– активизировать интерес детей к окружающему миру;
– систематизировать знания детей о явлениях природы;
Оборудование:
«черный ящик», полотенце.
1. Знакомство с помощником воспитателя.
Воспитатель (в дальнейшем – В.) предлагает отгадать, что лежит в сундучке (черном ящике, под платком и т. д.), а потом достает и представляет детям «помощника воспитателя» – игрушку (в дальнейшем – И.), которая будет помогать вести занятия.
Желательно игрушку пустить по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и познакомиться с ней.
2. Диалог с игрушкой о погоде.
Игрушка приходит на занятие мокрая. Воспитатель ее вытирает и разговаривает с ней:
В: – Почему ты такая мокрая?
И: – А я очень дождь люблю!
В: – Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!
И: – Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистое становится!
В: – Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.
И: – Нет, солнышко плохое! Когда жарко – голова болит и пить хочется; все цветы завянут…
В: – А нашим ребятам солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть…
Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.
3. Подвижная игра «Солнышко и дождь».
Правила игры: когда воспитатель говорит «Солнце», дети играют, бегают; когда «дождь» – приседают, «прячутся под зонтиками».
Воспитатель может вносить усложнения: добавлять «Теплый летний дождик» (тоже можно бегать и играть) или «Сильная-сильная жара» (нужно прятаться под зонтиками, чтобы не обгореть).
4. Обсуждение с детьми противоречия в погоде.
– Ребята, а как по-вашему дождь – хороший или плохой?
– …
– Что хорошего в дожде?
– …(ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…)
– А что плохого в дожде?
– …
– Значит, получается. что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь – это «хорошо» тогда, когда …, и дождь для нас это «плохо», когда …
И: – А солнце какое, хорошее или плохое?
В: – Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
– …(ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)
– А что плохого может быть в солнце?
– …
– Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
5. Подведение итогов.
– Что понравилось сегодня на занятии? Что не понравилось? Что узнали нового? Что было самым интресным?
Воспитатель обращает внимание на типичную ошибку детей: смешивать содержание занятие (понравилось солнце и не понравился дождь) и форму, организационные моменты (понравились знакомство с игрушкой, подвижная игра…).
Основная цель при подведении итогов – обучение коллективному рефлексивному анализу и «официальное» окончание занятия (прощание с игрушкой). При этом воспитатель не ограничивает инициативу детей, если сюжет занятия вызывает потребность в продолжении игры и обсуждения.
Цели:
– систематизировать навык классификации предметов по внешним признакам;
– систематизировать знания о свойствах предметов;
Оборудование:
«мешок», игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток)
1. Классификация игрушек по различным признакам.
Игрушка приходит на занятие с большим мешком. Она очень любит играть и принесла с собой разные игрушки (7–8 штук).
Все предметы выкладываются на стол (можно предложить детям хором их называть), игрушка немного играет, а потом собирается уходить – «наигралась».
В: – Ты куда идешь? Нужно же вначале игрушки сложить. Вот тебе две коробочки, собери игрушки.
Игрушка не «просто» собирает, а раскладывает предметы в две коробки по разным признакам признакам:
– В эту коробочку положу все большие игрушки, а в эту – маленькие… Нет, лучше в эту все красные, а сюда – все зеленые… Нет, в одну коробку все деревянные, а в другую – все мягкие… и т. д.
Затем игрушка начинает «ошибаться», проводя неправильные классификации: «В эту коробку положу все зеленые, а в эту все деревянные; нет лучше сюда – мягкие, а сюда – большие игрушки…»
В: – Что-то ты совсем запуталась! Игрушки можно разделять или по цвету: на красные, зеленые, синие или по размеру: большие и маленькие или по материалу: пластмассовые, деревянные или бумажные… А разделять их на зеленые и деревянные – неправильно, иначе куда ты положишь вот это деревянный грузовик зеленого цвета?
И: – Я уже устала…
В: – Ну тогда иди отдохни, а потом продолжишь, хорошо?
2. Подвижная игра «Разбежались!».
Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разбегаться дети. Например: мальчики направо, девочки налево; у кого есть красный цвет в одежде – к двери, у кого нет – к окну и др.
Желательно называть признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами – без карманов; длинные рукава – короткие; в сандаликах – не в сандаликах; кто летал на самолете – кто не летал, кого в детский сад привел папа – кого не папа и др.
Не рекомендуются называть ситуации, требующие сравнений («Высокие – направо, низкие – налево.»), предполагающие «средний» вариант ответа («Кто любит конфеты, кто нет?» – а если шоколадные любит, а леденцы нет?), делящие детей на число групп больше двух («Любит собак – любит кошек» – а если любит других животных?)
Игрушка тоже принимает участи в игре и выполняет соответственные команды. Игра может проводиться в быстром темпе на выбывание.
3. Обсуждение противоречий в предметах.
Пока дети играли, кто-то убрал со стола почти все игрушки, осталось только две: мячик и свисток (дудочка).
И: – Осталось только две игрушки, я их быстро уберу: в эту коробочку положу хорошую игрушку, а в эту – плохую.
В: – А мячик какой? Что в нем хорошего?
И: – Можно в игры разные играть.
В: – А что плохого?
Д: – …
В: А свисток хороший или плохой? Чем он хороший?
Д: – …
В: – А что в нем плохого?
Д: – …
И: – Что же мне делать, куда их положить? И в мячике есть и хорошее и плохое, и в свистке тоже…
В: – А ты их можешь пока не убирать, а пойти поиграть с ними, только не забывай, что когда играешь с мячиком, то нужно …, а когда со свистком – будь внимательной, чтобы … (дети дополняют советы воспитателя).
Желательно после занятия организовать игры с мячиком и свистком (дудочкой).
Цели:
– систематизировать знания детей о профессиях;
– обучать выделять противоположные признаки объектов;
– развивать внимание; эмпатию;
Оборудование:
мяч, конфета, нож, будильник.
1. Беседа о профессиях.
Игрушка приходит и спрашивает детей:
– Вы пришли в детский сад, а ваши родители пошли на работу. А чем они на работе занимаются, что делают?
Воспитатель выслушивает ответы детей (можно в виде игры с мячом или по цепочке), затем задает вопросы о профессиях на расширение кругозора («Кто лечит людей?», «Чем занимается шофер?» и др.).