Полюбовавшись величественной Веной, мы отправились в транзитный отель, а с утра нас ждал переезд в Венецию.
Кто из нас не слышал о Венеции – всемирно известном и уникальном городе на воде? Я думаю, что каждый из нас мечтает побывать в Италии и полюбоваться ее прекрасными жемчужинами.
Венеция – это город, столица области Венеция. Расположен он на севере Италии в лагуне Адриатического моря, а в состав Венеции входят больше сотни островов. И высота Венеции всего лишь один метр над уровнем моря.
Многие мечтают сюда попасть, своими глазами увидеть красоту необычного и прекрасного уголка нашей планеты, и нашей группе повезло.
Мы отправились в дорогу ранним, очень ранним утром, чтобы успеть за один день все увидеть и внимательно осмотреть.
Я представляла Венецию очень маленькой, состоящей из нескольких улочек, но это оказалось далеко не так.
Сначала нас привезли на площадку, где останавливаются туристические автобусы, потом мы долго ехали по автостраде с параллельно проходящей рядом с ней железной дорогой, и только затем загрузились в катер и начали преодолевать водную гладь.
От пейзажей вокруг просто захватывало дух – те из нас, кто оказались на нижней палубе, беспрерывно щелкали своими фотоаппаратами.
Фотографировать здесь нужно все, все пейзажи, что открываются перед глазами. Когда еще придется здесь побывать?
И пока не увидишь своими собственными глазами – невозможно поверить, что в мире существует такая красота, морская голубая лагуна со спокойной и тихой гладью воды.
Плыли мы довольно долго, за процессом фотографирования время пролетело совсем незаметно, но по моим ощущениям, примерно полчаса. И вот все ближе красивые прибрежные домики.
На берегу уже виднеются многочисленные катера, бороздящие просторы Адриатического моря в пределах венецианского Гранд Каньона.
Колоритные разноцветные и яркие домики самых разных цветов, расположенные по сторонам водной глади на деревянных сваях, создают впечатление игрушечных.
Даже не верится, что там могут жить люди. Вода ближе к домам становится зеленоватой.
Видны мостики – визитная карточка Венеции. В городе больше четырехсот мостов, и каждый из них уникален. Самый древний и известный – мост Риальто.
Мы прибыли в сам город, где нас встретила женщина – местный гид. Вышли из катера и пошли гулять по узким улочкам.
Гид многое нам рассказала о местных жителях, о том, как им живется посреди водного пространства, и где они находят работу.
Местные жители любят свой город и живут здесь веками, передавая в наследство детям и внукам свои дома и собранные там сокровища.
Ежегодно в Венецию приезжает более восемнадцати миллионов туристов, которые влюбляются в это прекрасное чудо с первого взгляда. Своей необычностью и вычурной архитектурой чудесный город на воде, как магнит, притягивает внимание туристов всего мира.
Здесь постоянно столпотворение, и летом, и весной, и зимой, и осенью.
Центральная площадь Венеции – площадь Сан-Марко. Здесь очень многолюдно, и легко потеряться.
Пока мы с подругой отвлеклись на красоты вычурных фасадов дворцов – поняли, что потеряли нашу группу. Нам оставалось только фотографироваться, мы решили, что Венеция не такая уж и большая, чтобы здесь можно было потеряться и остаться навсегда.
Некоторые приезжают в Венецию, чтобы пожениться и походить по площади в свадебном наряде. Рассказывают потом детям и внукам, что поженились на площади Святого Марка.
Красивая невеста притягивает любопытные взгляды прохожих.
А некоторые на площади Святого Марка выгуливают собачек. Итальянцы – большие поклонники этих милых животных, вижу это в каждом городе Италии.
У некоторых не одна собачка, а сразу четыре.
Здесь торгуют на каждом свободном метре. Баснословно дорогая земля и недвижимость. Даже обычные магнитики по пять евро.
В витринах магазинов стоят манекены в вязаных платьях и кепочках – так себе, ничего особенного. Толп туристов такие манекены не привлекают. Может, местные жители покупают себе модные вязаные платья?
Вообще-то, самые прославленные дизайнеры вязаных платьев родом из Бразилии – Ванесса Монторо и Джованна Диас. Я знаю, потому что все мои платья связаны по моделям Ванессы Монторо. Есть даже термин в интернете – монторомания.
Странно, что итальянские дизайнеры в вязании не впереди планеты всей.
Продаются старинные картины, почему-то с изображенными на них котами и собаками. Наверное, они тоже старинного рода, потомственные дворяне.
Магазины стоят полупустые.
Жители Венеции живут с неутешительным прогнозом – ведь к концу столетия Венеция должна уйти под воду. Можно только представить себе, с каким отчаянием местные жители ожидают печального финала.
В мире есть и другие города, расположившиеся на воде. Но отличие Венеции от таких стоящих на воде городов, как Амстердам и Санкт-Петербург, в том, что здесь вообще нет асфальтированных дорог. Машина на островах абсолютно бесполезна, на ней некуда ехать. Здесь лишь только восемнадцать островов, разделенных сотней каналов, служащих перманентными улицами этого необычного и уникального города.
На заре зарождения Венеции, в то время, как она еще только строилась, местность здесь не была столь болотистой, как стала сейчас. Никто даже предположить не мог, что город начнет с течением времени постепенно опускаться под воду. Даже историческое название его на латинском языке – город на высоком берегу.
Высокая вода, приходящая в Венецию, – беда именно двадцатого века, так как венецианская лагуна по своей природе не очень глубокая.
Для прохода кораблей и функционирования предприятий раскапывались фарватеры, и именно они со временем создали проблему из-за углубления каналов.
Когда поднимается вода, в городе звучит сирена. У венецианцев есть специальная форма одежды – полноводные штаны, в которых можно ходить по воде.
В сентябре жители начинают готовиться к сезонному поднятию вод – устанавливают специальные мостки, ждут осеннего сезона и прибытия высокой воды. К великому сожалению всего мира, Венеция постепенно и неуклонно тонет. Будем надеяться, что современные технологии в будущем смогут предотвратить эту катастрофу.
Может быть, еще наши внуки и правнуки будут приезжать сюда, чтобы полюбоваться узкими улочками Венеции, по которым проплывают изящные гондолы.
Город очень маленький по современным меркам – на сегодняшний день население всей Венеции составляет двести шестьдесят – двести семьдесят тысяч человек.
Но на центральной островной части Венеции проживает всего около пятидесяти тысяч человек.
И самая экзотичная и в то же время востребованная профессия в Венеции – гондольер.
Многие молодые люди еще со школы мечтают получить профессию гондольера. В школах Венеции все обучение направлено на то, чтобы передать детям знания, которые помогут им жить в условиях Венеции. Школьников учат правилам безопасности на воде, управлению сложной лодкой гондолой, умению помочь пострадавшему туристу и даже навыкам быстро потушить пожар.
Профессия пожарника тоже считается одной из самых престижных – эти ребята на работе не скучают. В связи с тем, что дома старые, в них часто происходят короткие замыкания. Пожар тушить можно только пресной водой, чтобы не разрушать старинные здания.
«Скорая помощь» здесь может прибыть по вызову только по воде.
Лицензия на право управления гондолой передается из поколения в поколение, от отца к сыну. Не коренному жителю города невозможно получить лицензию на управление гондолой. Кроме того, чтобы управлять гондолой, нужно долго учиться, сдать очень сложный экзамен. За один год такой экзамен сдают всего три-четыре человека. Этой фигурной и капризной лодкой сложно грамотно управлять, требуется навык.
Управление гондолой создает также сложности оттого, что вокруг снует множество других маленьких, средних и больших лодочек. Нужна большая сноровка, чтобы не столкнуться в узком канале.
Гондольер – мужская профессия, и только в 2009 году появилась первая женщина-гондольер, в связи со стремлением всего мира к стиранию границ между мужчиной и женщиной.
Гондольеры – закрытая каста людей. За сезон гондольер зарабатывает столько, что может построить себе хороший добротный дом.
Сами гондолы – это настоящее произведение искусства, они очень изящной формы. Настоящую гондолу очень трудно построить, это не какая-то обычная лодка из нескольких досок, для производства одной гондолы тратится множество материальных и временных ресурсов.
Длина гондолы – одиннадцать метров, ширина – один метр и сорок сантиметров. Она асимметричная и плоскодонная.
Мастера занимаются изготовлением настоящих гондол веками, а секреты передаются из поколения в поколение. Создание одной гондолы занимает в целом около года.
На носу лодки мы видим красивый металлический гребень с певучим итальянским названием ferro с шестью зубцами, по количеству областей в Венеции. Высота этого самого ferro служит для определения высоты приближающегося моста, что особенно важно во время высокой воды.
Все гондолы одинакового черного цвета, и существует даже легенда, почему в XVIII веке все гондолы перекрасили в черный цвет. Якобы, очень-очень старому венецианскому дожу, царствующему в то время, доложили, что к его молодой жене приплывает по ночам любовник на гондоле черного цвета.
А дож уже не молодой был, побоялся, что поползут слухи, что он уже не может исполнять супружеские обязанности по причине своей старости и дряхлости.
И тогда дож, чтобы скрыть свой позор, приказал все гондолы в городе перекрасить в черный цвет. И оповестить всех, что черные гондолы приезжают к самому дожу по делам, а никакого любовника у его молодой жены нет.
Дожи в Венеции издавна жили в больших, изящных и высоких дворцах.
А остальные люди – в маленьких, в основном, трехэтажных домиках. На первых этажах домов расположены гаражи для гондол, так же, как во всем остальном мире на первом этаже располагаются гаражи для автомобилей.
Гондола стоит относительно недорого, купить ее можно по цене автомобиля, а вот парковочное место для гондолы стоит баснословно дорого, и его в Венеции невозможно найти. Во многих дворах нет гондолы, но есть парковочное место для нее, которое свято берегут и никому не отдают. Кто что в завещании указывает, а жители Венеции – парковочные места.
Основная проблема Венеции – полное отсутствие работы. Венецианцы зарабатывают только в сфере туризма.
Гондольеры рассказывают туристам предания глубокой старины, что когда-то Венеция была тихая и спокойная, но было это около пятидесяти лет назад.
Со временем город привлекал и привлекает сейчас все большее число туристов.
Одни говорят, что туризм погубит город, другие, более грамотные люди, утверждают, что без туризма Венеция умрет раньше, чем с туризмом.
Венеция сегодня – не город для жизни, это гигантский парк развлечений, в своем роде Диснейленд. Многие дома имеют старую систему канализации, город зажатый, маленький, узенький, в зданиях отсутствуют лифты.
Как туристический центр Венеция начала приобретать значение еще при фашистах. В годы правления Муссолини диктатор придумал народные поезда, чтобы вывозить итальянцев на побережье, и в результате города на побережье и близ воды быстро обросли мусором.
Конечно же, в наше время такой антисанитарии, как при Муссолини, нет, вся система модернизируется и перестраивается.
Однако, при всем при этом местные рыбаки не употребляют в пищу рыбу, а вылавливают ее из воды лишь ради спортивного интереса.