Тема: В поисках заветного клада. «Карта Джека».
Форма организации: игра-путешествие познавательно-игровой направленности с соревновательным компонентом.
Оборудование: карты кладов с объектами, названия которых можно узнать, разгадав загадку (на карте также должно быть указано расстояние, которое измеряется в шагах ребёнка), и сам «клад» (сгущённое молоко, конфеты или шоколад).
Тип мероприятия: подвижная игра на свежем воздухе.
Характер мероприятия: развлекательный.
Место проведения: здание школы и пришкольная территория.
Участники: учащиеся 1–4 классов.
Цель: привлечение детей к здоровому образу жизни, организация содержательного досуга.
1. Стимулировать познавательную и двигательную активность учащихся.
2. Способствовать:
• сплочению группы, развитию командного духа; развитию навыков установления контакта с партнёрами;
• активизации взаимодействия друг с другом, быстрого принятия правильных решений;
• умению добиваться конечной цели, чётко её сформулировать;
• развитию познавательных процессов: внимания, мышления, воображения, памяти;
• прививанию правил этики общения;
• стимулированию творческих способностей, эрудиции.
3. Воспитывать чувства коллективизма, ответственности за своих товарищей.
Домашнее задание: придумать название и девиз команды, принести небольшую любимую игрушку.
Подготовить и спрятать клад, например: снять дёрн, вырыть углубление, спрятать клад, закрыть дёрном.
Подготовить инвентарь для игры: чёрный ящик, «хвостики» (верёвки длинной 1 метр) для каждого участника, четыре ведёрка, шарики, ложки.
Разделить участников на две равные команды. Например, используя считалочку или ранжируя детей по дням рождения или по случайному выбору разноцветных фишек. Сообщить участникам правила игры:
• участникам предстоит преодолеть множество преград, пройти испытание мудреца, проявить смелость, фантазию, уверенность, единство;
• каждой команде вручается карта с маршрутом путешествия. Участники должны чётко держаться последовательности своего маршрута;
• игроки не должны мешать прохождению маршрута другими командами;
• игроки должны соблюдать правила техники безопасности;
• игроки не должны наносить вред имуществу школы и зелёным насаждениям.
Рассказать участникам историю появления клада.
Участники выбирают капитана команды. Капитаны команд получают карты и задания-подсказки к ним.
Если команда испытывает затруднения в поисках клада, она вправе обратиться за советом к Мудрецу, который после соответствующего испытания помогает команде советом.
В давно минувшие времена по бескрайним морям плавал пиратский корабль. Заплывал он и далеко на север, где на волнах качаются глыбы белого льда, бывал и на востоке, и на западе, и даже на юге, чудом уцелев между смертоносных рифов и бессчётных атоллов и островков, где жили племена свирепых людоедов. За свою долгую жизнь этот трёхмачтовый парусник избороздил воды Мирового океана и многих внутренних морей вдоль и поперёк.
Капитаном корабля был жадный пират Джек Сладкоежка. Джек любил загадки и сладкое. Он был невысокого роста. Потёртая треуголка покрывала кудрявые чёрные волосы. Густая борода закрывала толстую шею, обвязанную красным платком. Платок служил в море банданой, так как треуголку могло легко сдуть порывом ветра. Коричневый камзол был надет поверх белой рубахи и обвязан кожаным толстым и широким ремнём, на котором крепились сабля и пистолет. Широкие штаны, под цвет камзола, были заправлены в чёрные сапоги с широкими голенищами.
Однажды Джек Сладкоежка награбил много сундуков со сластями. Вёз он их в тайную пещеру на острове Пальма. Ночью море разбушевалось. Корабль кидало из стороны в сторону, и один сундук выпал за борт. Джек отметил на карте это место крестом. Удивительно то, что во времена Джека Сладкоежки территория, где находится наш город, была залита водой. И судя по карте, которую нам удалось раздобыть, сундук упал в районе школьного участка.
Эта карта вручается вам.
1. «Чёрный ящик» – участники угадывают на ощупь названия предметов, находящихся в ящике.
2. «Хвостики» – каждому участнику повязывается на пояс верёвочка, за неё закладывается «хвостик», конец которого лежит на земле. Участники команд становятся в круг лицом наружу и во время всего упражнения держат свои руки в замке над головой. По команде инструктора они поворачиваются, и задача каждого – наступать ногами на «хвостики» соперников. Игрок, потерявший свой «хвостик», тут же выбывает из игры. Побеждает та команда, чьи участники с «хвостиками» останутся последними.
3. «Ложки» – у каждой команды есть два ведёрка. Одно ведёрко наполнено пластмассовыми шариками, второе, расположенное на расстоянии 6 метров, – пустое. Каждый участник держит ложку. Первый «зачерпывает» и достаёт шарик, передаёт второму и т. д. Последний бросает шарик в ведро. Если шарик падает, поднять его может только первый игрок. Он должен бросить его в первое ведёрко и начать всё заново. Побеждает та команда, которая раньше отнесёт все свои шарики.