Эх, жизнь моя жестянка, а ну ее в……. Воспитываешь, воспитываешь его, ….. а он вон, что вытворяет. Стоп, стоп, стоп. С этого момента давайте рассмотрим все поподробней. Речь пойдет, как вы уже догадались, о воспитании. Так что – такое воспитание и с чем его едят? Очень часто слово воспитание встречается в педагогике. Она жить без него не может. А вот в семьях это слово услышишь редко, только в тех случаях, когда родитель просто разгневан на ребенка. Вот тогда и звучит как гром слово «воспитание». Из личной жизненной практики и практики семейного психолога сложилась такая интересная картина про воспитание: родители, у которых первый ребенок, уверены в правильности своего воспитания; родители, у которых второй ребенок, уже сомневаются в своем воспитании и открыли сезон охоты на знания о воспитании; а вот у кого третий ребенок, родители понимают, что вообще не знают, что такое воспитание и как это делается. Вот такие брат дела! Заглянем вглубь слова «воспитание» – восполняющее питание. И сразу вопрос: А питание чего? Есть физическое тело, которое постоянно кормят. Это тело растет и развивается. Неужели все так просто? Ан, нет. А слышали ли вы о таком понятии, как «душа»? Да это невидимая часть человека, которую нельзя потрогать, но ее можно почувствовать. Как гласит народная мудрость «Не позволяй душе лениться, держи лентяйку в черном теле». Если к воспитанию подойдем с этой точки зрения, то какими чувствами и эмоциями обладает родитель, тем и будет питаться душа его ребенка. О чем это я? Да все о той же нравственности будущего поколения, а значит о судьбе своей страны, а ближе – Родине. Вот и вышли на высокие чувства и лозунги. А все началось то с мелочи: об отношении к своему ребенку. Вот так товарищи – родители, как не крути, а за будущее поколение мы – родители несем полную ответственность, а не садик и школа, и даже не само государство. Это все вспомогательные объекты для воспитания ребенка. Вот здесь и встречаем парадокс жизни: всем нужно воспитанное поколение, а никто не учит как воспитывать и нет такого предмета «Воспитание своего ребенка» и воспитывают родители своих детей методом «научного тыка», используя различные системы воспитания, или другая крайность, то есть не «заморачиваются» вообще воспитанием – расти полынь-трава (няньки-гувернантки да мини-садики).
Но не так все мрачно, как кажется. Важно понять самое главное, что ребенок уже личность со своими чувствами и эмоциями, которыми напитали вы, уважаемые родители. Учитывая личность ребенка, его чувства, эмоции и желания, можно открыть для себя, как родителя, великую страну « Воспитания», в которой все учат друг друга, мы – детей, а дети нас. Много мест в этой стране не исследовано. Предлагаю окунуться в эту страну и получить наслаждение от самого процесса жизни. А не быть в числе тех людей, которые говорят: «Пять минут удовольствия, а потом всю жизнь маешься».
Очень приятно и радостно, когда ребенок в подростковом возрасте говорит родителям: «Вы у меня самые классные, я очень люблю вас» – значит, вы являетесь авторитетом для своего ребенка.
Вот мы опять встретились. Наш разговор продолжается о воспитании. Вспомнили, что при воспитании очень важна ответственность. Все говорят про ответственность, а дайте потрогать или увидеть ее, что она из себя представляет. Поумничаем и посмотрим в словаре Даля, такого слова там нет. Ответственность – это чужое слово, которое не несет конкретного смысла. Есть другое выражение «держать слово», а в народе говорят «держи ответ» или сейчас используют обороты в речи: «отвечаешь», «за базар ответишь». А причем тут воспитание? Все гениальное просто! В воспитании ответить – значит признать полученный результат. Ребенок читает книги – это результат воспитания. Ребенок дерется со всеми детьми – это тоже результат воспитания? Да и это результат вашего воспитания. Нравится вам он или нет, как говорят: спи моя красавица. Самое главное понять для себя, что все действия и поступки ребенка – это результат ВАШЕГО воспитания. Если вы отвечаете за результат, то вам не нужны громкие и страшные слова как «подростковый кризис», «трудный ребенок» и т. д.
Легко скинуть ответственность на ситуацию в стране, на характер ребенка, на возраст и на все, что угодно. Но ведь в таком случае получается не ребенок «трудный», а родитель. Да, ладно, вся эта информация для тех родителей, которые отвечают (несут ответственность) за воспитание своего ребенка. Ответить можно словом и делом, а лучше, когда то и другое вместе. Если назвался груздем, то полезай в кузовок. Яркий пример из жизни, который сейчас актуален: очень часто родители не разрешают или просто запрещают детям смотреть телевизор. Да, согласна по телевизору сейчас показывают такое ТАКОЕ… Но сами родители, когда приходят домой и … «первым делом, первым делом телевизор. Ну, а дети? А детушки потом….». Возьмем всем известную ситуацию: когда родители с ребенком приходят домой с прогулки. Что вы родители делаете и говорите…. Первые слова родителей ребенку: «иди мой руки», a сами родители моете руки?
Проанализируйте свое поведение, есть ли синхронность в ваших словах и действиях. «Говори, что делаешь и делай, что говоришь» – золотое правило, которое воспитывает в ребенке, да и не только в нем, умение отвечать за свои поступки, а самое главное за свою жизнь.
Из консультационной практики выделяется часто задаваемый вопрос родителей, что делать с ребенком в магазине и как правильно поступать, когда ребенок капризничает. В жизни очень часто можно увидеть спектакль в двух ролях: мама и ребенок, который капризничает и просит все (главное, чтобы купили что-нибудь).
Появляется вопрос: откуда такое берется? Рассмотрим поведение родителя: Мама говорит ребенку: «У меня нет денег» или «Это вредно для здоровья», или многое другое в таком же стиле. А, что делает ребенок? Конечно, он начинает стонать и капризничать!!! Он-то знает, что мама уступит, так как говорит одно, а делает другое.
Дети хорошие психологи с самого рождения. Привычка, что можно сказать и не сделать, с возрастом растет и укрепляется, так у подростков появляется основа для развития бурных фантазий или виртуального мира и потребность в авторитете, но кто станет таким авторитетом (ясно не родители).
Слово расходится с делом. Вы родители рассматривали себя со стороны, – КАК ВЫ СМОТРИТЕСЬ! А если такое поведение у вас в ассортименте, что делать тогда ребенку???? А ребенок и не парится. Он так и относится к своим предкам: мели Емеля, твоя неделя; в доме ты главный, а на улице Я. Ба-бах и лопнул раздутый авторитет родителя. По официальной статистике угрожающе большое количество подростков уходят из дому. А есть и другой вариант, только о нем надо знать. Сложность в том, что конкретный результат воспитания проявляется не сразу, а через определенное время и срок готовности в 14—16 лет, то есть в подростковый возраст. Но в этом есть своя прелесть. За это определенное (проявляющееся) время родителям дается шанс лицезреть промежуточные результаты, которые и будут подсказывать дальнейший выбор пути в воспитании.
Интересно наблюдать за ребенком, который увлечен своей игрой, как он укладывает куклу или катает машину. Но вот ситуация, проходя мимо чужой игрушки, пнул ее (помешала). Мелочь? Нет! Это сигнал родителям (промежуточный результат) обратить внимание на то, что ребенок добрый только для своих. Вопрос возникает: а кто у него свои? Это могут быть как родители, так и другие всякие люди.
В жизни каждая ситуация с ребенком дает много возможностей и способов для воспитания счастливого человечка. Главное быть наблюдательным к мелочам. Вообще-то в жизни не бывает мелочей, а есть жизненные ситуации, из которых состоит наша жизнь.
Ну, как; Готовы держать ответ за воспитание своего ребёнка? Тогда поехали.
Ответьте на простой и в тоже время коварный вопрос: Кто или Что такое ребенок для ВАС (родителя)? Игрушка!!? Забота!!? Увлечение!!? А может быть, что-то другое? Вы удивлены таким вопросом? А жизненная практика детского психолога показывает, что очень важно понимание, как сам родитель относится к ребенку.
Большинство родителей «заводят» детей для себя, чтобы было о ком заботиться. Но забота – это не любовь! Как люди ухаживают за цветами? Вспомните, какие действия делают: подкармливают цветы удобрениями, поливают по расписанию, составленным по своим убеждениям, обрывают сухие листья т. д. все действия построены с вашей точки зрения и направлены на облагораживание цветка. Все вроде хорошо! Цветок не может сказать нравится ему или нет. Но ребенок не цветок. Прежде, чем предпринимать действия по отношению к ребенку, важно узнать, а как ребенок к этому относится?