Обсудим обстоятельства, которым мы подвергаемся под влиянием превратностей судьбы. Все обстоятельства нашей жизни возникают в результате взаимодействия нашей свободы выбора с:
• нашими прошлыми желаниями;
• нашими прошлыми поступками;
• нашими настоящими желаниями;
• нашими настоящими поступками.
Все обстоятельства нашей жизни находятся под управлением:
• вечного времени;
• гун материальной природы.
И гуны, и время контролируются Верховной Личностью Бога, который в Своем аспекте Сверхдуши пребывает рядом с индивидуальной душой в теле каждого живого существа, а также внутри каждого атома, и при этом неотрывно следит за осуществлением закона справедливости (закона кармы).
Следует заметить, что иногда милость возвышенных личностей и милость Бога, соприкасаясь с нами без всякой на то кармической причины, меняют ход событий всей нашей жизни. Другими словами, в каких-то редких случаях обстоятельства могут не зависеть напрямую от нашей кармы.
Все обстоятельства нашей жизни возникают в связи с действием божественных законов справедливости и приходят к нам как наша карма или как внекармическая, беспричинная милость Бога и сострадательных святых. В какие бы обстоятельства мы ни попадали, в любом случае у нас всегда остается свобода выбора, как на них реагировать.
Читатель: Эту тему свободы выбора, о которой вы так много говорите, я недавно серьезно проанализировал, и вместо ясности у меня возникло много сомнений. Эта идея свободы выбора на самом деле не очень-то понятна мне. Если наша жизнь ограничена определёнными возможностями нашего тела, то о какой свободе выбора может идти речь?
Человеческое тело с его ограниченными возможностями поставлено в строгие рамки функционирования. Я понимаю так: свобода выбора означает, что я выбираю, сколько мне жить, в каком теле мне жить и как мне поступать. Однако если я не могу по своему желанию увеличить продолжительность моей жизни, не в состоянии изменить своё тело, и к тому же мои поступки контролируются временем и гунами, то в чём же тогда выражается моя свобода выбора?
Автор: Вы можете все это выбирать, но не в настоящем, а в будущем времени. Более того, в некоторых формах жизни живые существа могут по своему желанию быстро трансформировать внешний вид своего тела.
Читатель: Что это значит – «трансформировать внешний вид своего тела»?
Автор: Это значит, что живые существа в более высоких формах жизни обладают большей свободой выбора в том, как им внешне выглядеть. Некоторые, более разумные, чем мы, живые существа способны по своему желанию менять свою внешность.
Читатель: А на что у нас нет свободы выбора?
Автор: У нас с вами нет выбора, как преодолеть действие времени, и нет выбора в том, что мы уже получили, а именно: человеческое тело как наше место для жизни. Однако у нас есть свобода выбора в обстоятельствах нашей жизни. Мы можем идти на поводу у условий нашей жизни или же можем стараться действовать так, чтобы не зависеть от них.
Таким образом, с одной стороны, у нас есть возможность преодолевать обстоятельства нашей жизни, но, с другой стороны, ни время, ни место, в котором мы сейчас живём (наше тело), никакой свободы выбора нам не предоставляют. Время и место, в котором мы живём, олицетворяют нашу прошлую карму, а обстоятельства нашей жизни олицетворяют нашу настоящую и будущую карму.
Читатель: Но согласитесь, что это достаточно жёсткие рамки. Где же здесь свобода?
Автор: Следует знать, что какими бы жёсткими ни были рамки нашего существования, мы всегда имеем право выбрать духовный настрой. Духовный настрой и приносит истинное счастье, он постепенно уничтожает все рамки, в которые ставят нас гуны. Поэтому наша свобода выбора на самом деле абсолютна: или мы выбираем сколько угодно духовного счастья, или сколько угодно материальных страданий.
Читатель: Если я правильно понимаю всё сказанное, то и время (рождения, жизни), и место для жизни даются нам в соответствии с прошлыми желаниями и поступками. Поэтому они не оставляют выбора, и приходится рождаться там, где положено, получая то тело, которое заслужили. Выбор же, как поступать, начинается только при нашем реагировании на те или иные приходящие к нам обстоятельства. Например, мы можем ответить на них или негативным поступком, или позитивным. Я вас правильно понял?
Автор: Да, всё правильно. Так работает наша ограниченная способность быть свободными в этом материальном мире и безграничная способность быть свободными на духовном поприще.
Читатель: Как же можно достичь победы над всеми обстоятельствами нашей жизни и обрести способность поступать всегда правильно?
Автор: Как уже говорилось, только человек, разум которого укреплен чистым знанием о справедливости и единой организации этого мира, способен понять, как правильно ориентироваться во всех неожиданно возникающих обстоятельствах. Но даже человека, у которого семь пядей во лбу, судьба иногда ставит в очень сложную ситуацию, и без наставника в этих случаях не обойтись. Поэтому для настоящей свободы выбора нужен ещё хороший наставник.
Читатель: Неужели разумный человек тоже идёт иногда на поводу у судьбы?
Автор: Да, так иногда бывает. Например, половое желание очень сильно. Часто женатый человек неожиданно для себя влюбляется и начинает считать, что этого-то он и хотел. Однако на самом деле эта неожиданная любовь возникла как результат плохой кармы, и её последствиями будут сильные раздоры или развал его семьи. Если у такого человека есть наставник, которого он беспрекословно слушается, то наставник сможет убедить его в том, что это очень плохая затея и её нужно изжить из себя. Так с помощью наставника можно преодолеть очень плохую карму, которую преодолеть самому просто не под силу.
Читатель: Неужели, даже очень сильно полюбив, человек, у которого есть наставник, способен поступить не по своему желанию, а по желанию наставника?
Автор: Наставник – это не собачка на поводке, которую можно вести, куда захочешь. Если отношения с наставником достаточно серьёзны, то придется выбирать между наставником и своей любовью. Разумный человек предпочитает сохранить отношения с наставником, потому что эти отношения ему дороже собственной жизни.
Читатель: А семейные отношения? Неужели они не могут в таких ситуациях хоть как-то отрезвить?
Автор: Мы разбираем тот случай, когда человек, поддавшись влиянию женских чар, сам попирает семейные отношения.
Читатель: Неужели даже разумный человек может пасть под влиянием женских чар?
Автор: Именно об этом мы с вами сейчас и говорим. Согласно Ведам, женщина может украсть разум даже у разумного человека. Поэтому по-настоящему свободен в своих поступках только тот человек, который имеет искренние отношения с хорошим наставником (возвышенным мудрецом). В своей жизни мы можем попадать в совершенно непредвиденные ситуации. Таковы обстоятельства нашей жизни.
Читатель: Хотя вы уже много раз говорили о том, что такое обстоятельства нашей жизни, мне это не очень-то понятно. Поэтому, пожалуйста, объясните подробнее, что это за сила «обстоятельства нашей жизни» и как человек с чистым разумом может преодолеть её влияние, чтобы всегда поступать правильно?
Автор: Хорошо, давайте поговорим о влиянии на нас обстоятельств, которые постоянно возникают в нашей жизни, и о том, как научиться преодолевать их.
Условия материального существования постоянно меняются из-за цикличности процессов, происходящих во Вселенной. Вокруг нас движется множество планет (Солнце, Луна, Марс и другие), и все они имеют свой неповторимый характер. Посредством своих характеров они оказывают на нас то или иное воздействие.
Каждая из этих планет имеет свой цикл движения. В каждой точке пространства планета влияет по-иному. В результате изменяется психическое воздействия планет на наше сознание. Эти движущиеся планеты каждую секунду жизни создают неповторимые комбинации, которые воздействуют на психику человека и, таким образом, стимулируют его к определённым поступкам.
Другими словами, эти непрестанно создаваемые комбинации планет влияют на наше настроение, психическое и физическое состояние, а также на все происходящие события. Всё это и образует неожиданно возникающие обстоятельства нашей жизни.
Читатель: Значит, все обстоятельства, как бы они ни складывались, зависят исключительно от комбинации планет, которые нас окружают? Но до этого вы упорно говорили о непреодолимом могуществе времени и гун материальной природы. Как же согласуются между собой столь противоречивые утверждения?
Автор: Очень просто. И на планеты, и на наш ум действуют время и гуны материальной природы. Под влиянием могущественного времени и непобедимых гун материальной природы все планеты приобретают определённую психическую окраску, с помощью которой они и влияют на наше сознание.
И время, и гуны призваны показывать нам, что происходит в жизни из-за наших желаний и совершённых ранее поступков. Каждую секунду на Землю воздействует непреодолимое время. Время с помощью планет и пространства создаёт неповторимые комбинации гун материальной природы. Каждая из этих комбинаций влияет на наше сознание по-своему, заставляя нас то радоваться, то страдать.
Более того, пространство и время влияют на психическое состояние больших групп людей. Эти силы одновременно меняют настроение людских масс, создавая некий общий настрой. В результате у людей увеличивается склонность поступать тем или иным образом. Всё это и образует обстоятельства нашей жизни.
Читатель: Значит, причина, по которой мы попадаем в те или иные ситуации, кроется в том, что гуны и время, взаимодействуя с внешним миром, создают определённую психическую среду?
Автор: Да, это так. Однако следует знать, что время и гуны взаимодействуют не только с пространством, но и с нашими телом, праной, чувствами, умом, разумом и эгоизмом. Другими слова, непобедимое время и могущественные гуны оказывают влияние и на наше внутреннее пространство. Поэтому в любой момент по своей же карме мы можем заболеть или выздороветь, загрустить или развеселиться. Это и есть наши внутренние обстоятельства.
Однако в любых ситуациях, если человек начинает немедленно думать о духовном, он в какой-то степени выходит из-под влияния времени и гун.
Читатель: А в какой степени человек, думая о Боге, выходит из-под контроля времени и гун?
Автор: Чем больше его жизнь наполняется духовной силой, тем в меньшей степени на его существование влияет материя. Сначала из-под контроля материальных законов выходит его психика. Это проявляется в том, что такой человек сохраняет полное умиротворение при любых обстоятельствах жизни. Затем его тело в какой-то степени перестает подчиняться влиянию гун. И всё же даже такому возвышенному святому в какой-то момент времени придётся оставить тело, в котором он живёт.
Таким образом, в нашей жизни существуют непреодолимые обстоятельства, но это не означает, что в складывающейся ситуации мы не имеем свободы выбора. Так, духовно настроенный человек даже на смертном одре не забывает о Боге, и в результате после смерти тела он отправляется в духовный мир.
Читатель: Но это очень высокий уровень, нам до него ещё далеко. Скажите, насколько человек, который ещё не достиг такого духовного уровня, способен противостоять обстоятельствам своей жизни?
Автор: Чем меньше в человеке устремления к духовному, тем меньше он способен противостоять обстоятельствам.
Читатель: А если человек очень сильно устремлён к духовному, тогда насколько его жизнь будет соответствовать его гороскопу?
Автор: Чем больше человек устремлен к духовному, тем в меньшей степени его гороскоп может указывать на то, как сложится его жизнь.
Читатель: Значит, такому человеку астролог по его карте ничего толком не скажет?
Автор: Да, человек, который серьёзно занимается духовной практикой, полностью зависит от милости Бога, и его астрологическая карта может не срабатывать. Даже время смерти такого человека по милости Бога может быть отодвинуто, не говоря уж о других менее значительных событиях. Естественно, что это утверждение не относится к людям, которые не занимаются духовной практикой.
Читатель: А возможность получить милость Бога в гороскопе отражена?
Автор: Бог не зависит от материального движения планет и материального времени, он выше всего этого. В гороскопе могут быть отражены духовные наклонности человека, но милость Бога находится вне всякого гороскопа.
Читатель: Но, извините, тогда получается, что для непродвинутого в духовном плане человека обстоятельств, как таковых, не существует, а есть только воздействие гун и времени, которые непреодолимо влияют на нас. Нам остается просто принять как факт всё то, что с нами происходит. Раз эти силы действительно так непреодолимы, тогда в общем-то никакой свободы выбора у нас нет и быть не может.
Автор: Не совсем так. Время и гуны неизбежно создают в нашей жизни определённые условия существования (обстоятельства жизни). Однако, помимо них, существует и другое обстоятельство, которое влияет на нашу жизнь. Это наша свобода выбора: идти ли на поводу у возникающих желаний и условий жизни или желать чего-то иного. Мы имеем полное право поступать в соответствии со своими настоящими, а не прошлыми убеждениями и желаниями. Это и есть наша свобода выбора. Однако следует знать, что свобода выбора по-настоящему сильной бывает только у людей с сильным разумом или у людей, имеющих наставника с сильным разумом.
Читатель: А я всегда думал иначе. Как мне видится, обстоятельства в основном зависят от поступков окружающих нас людей и от внешних факторов: общественного уклада, природных условий. Всё это ставит нас в очень жёсткие рамки, и выбирать особенно ничего не приходится. Когда приходит зима, нам приходится мёрзнуть; когда приходит лето, мы отогреваемся. Что мы можем поменять в этих обстоятельствах?
Автор: Поступки людей, окружающих нас, и внешние факторы, несомненно, определяют условия нашего существования. Вы правильно заметили, что всё это ставит нас в определённые рамки. Более того, и деятельность людей, и внешние факторы, в свою очередь, зависят от непреодолимого влияния вечного времени, от гун материальной природы и, как результат их действия, – от цикличного движения планет по небосводу.
Другими словами, все планеты, находясь под контролем времени и гун материальной природы, постоянно воздействуют на всё вокруг, в том числе на тело, психическую энергию, чувства, ум и разум каждого человека. Они воздействуют на психическое состояние общества в целом и на каждого из нас в отдельности, внося в нашу жизнь то гармонию, то хаос. Наша жизнь находится под строгим контролем всех этих сил. Поэтому, когда светит Солнце, мы иногда греемся, а иногда мёрзнем.
Таким образом, в результате влияния пространства и времени на наше сознание мы то радуемся, то страдаем в соответствии с нашей судьбой. Всегда очень трудно предугадать, что случится с нами через миг, через час или день. Эта череда событий и есть обстоятельства нашей жизни в материальном мире.
Но что бы судьба нам ни уготовила, у нас всегда есть выбор, как на всё это реагировать. А благодаря правильному (бескорыстному, духовному, в соответствии с писаниями) реагированию на происходящие с нами события, даже на очень плохие, на нас начинает влиять гуна благости. И в результате этого сначала к лучшему изменяется наше внутреннее условие жизни (настроение), а затем и внешнее (окружение). Однако не каждый человек способен на всё реагировать правильно.
Только тот, кто посвятил свою жизнь усилению и очищению разума, способен своим правильным пониманием противостоять всем невзгодам жизни. Поэтому чистый и сильный разум – вот единственное обстоятельство нашей жизни, которое всегда работает на увеличение нашей свободы выбора. Таким образом, возможность жить в разумном человеческом теле является существенным обстоятельством нашей жизни.
Читатель: Что, разумные люди перестают мёрзнуть зимой и перегреваться летом?
Автор: Тело такого человека может мёрзнуть, но внутри себя он остается при этом абсолютно невозмутим. Таких людей в Ведах называют дхирами – людьми стойкого разума.
Читатель: А где написано об этом?
Автор: О способности людей с твёрдым разумом противостоять обстоятельствам жизни в Ведах написано очень много, например, об этом говорится в Бхагавад-гите (2.55–2.66):
Господь, Верховная Личность Бога сказал: О Партха (Арджуна), когда человек избавляется от всех желаний, связанных с удовлетворением чувств, которые являются порождением его собственного ума, и, очистив, таким образом ум, черпает удовлетворение только в своей истинной сущности, о нём говорят, что он пребывает в чистом трансцендентном сознании.
Того, кто не теряет равновесия ума даже перед лицом тройственных страданий и не радуется счастью, того, кто избавился от привязанностей, страха и гнева, называют невозмутимым мудрецом.
Кто, находясь в материальном мире, одинаково принимает хорошее и дурное, не радуясь и не негодуя, тот обладает истинным знанием.
Кто подобно черепахе, которая прячет под панцирь свои конечности, способен отвести свои чувства от объектов чувств, тот обладает совершенным сознанием.
Душа, находящаяся в теле, может воздерживаться от чувственных удовольствий, хотя её по-прежнему влечёт к объекту чувств. Однако, испытав высший вкус, она утрачивает вкус ко всему низменному и утверждается в осознании Бога.
Чувства так сильны и беспокойны, о Арджуна, что они насильно увлекают за собой ум даже того, кто обладает знанием и прилагает много усилий, чтобы подчинить ум своей власти.
Того, кто отстраняет свои чувства от объектов чувств и, держа их в повиновении, сосредоточивает своё сознание на Мне (Боге), называют человеком с твёрдым разумом.
Когда человек созерцает объекты чувств, у него появляется привязанность к ним. Из этой привязанности возникает вожделение, которое затем трансформируется в гнев.
Гнев повергает человека во тьму иллюзии, а иллюзия приводит к потере памяти. Вместе с памятью пропадает разум, и тот, кто лишился разума, снова падает в океан материальных страданий.
Однако тот, кто ни к чему не привязывается и ничего не отвергает, кто следует регулирующим принципам (не принимает интоксикаций, не ест мяса, не занимается развратом и махинациями на чёрном рынке), тот достигает освобождения, подчиняет себе чувства и получает всю милость Господа.
Для того, кто таким образом (в духовном сознании) обрёл удовлетворение, перестают существовать три вида материальных страданий (страдания, связанные с телом, обществом и природой); в таком удовлетворённом сознании человек начинает действовать на уровне разума.
Тому, кто не связан со Всевышним (не занимается духовной практикой), никогда не сделать свой разум транцендентным (духовным), а ум устойчивым, без чего невозможно обрести покой. А как может быть счастлив тот, кто лишён покоя?
Читатель: Да это целая «манускриптовая» лекция! Спасибо за подробное объяснение этого вопроса. Но мне всё же не совсем понятно, как действует наша свобода выбора на смертном одре. Если обстоятельства складываются так, что смерть приходит неминуемо, тогда как же проявляется свобода выбора в этой безвыходной ситуации?
Автор: Для души безвыходных ситуаций не существует, точно так же, как для неё не существует и смерти. Тот, кто успел осознать ещё до прихода смерти, что он – душа, такой человек в момент смерти тела не испытывает никаких страданий. Если в конце жизни мы поступим так же, значит, мы правильно использовали предоставленную нам свободу выбора.
Однако если человек к моменту смерти своего тела всё ещё не понял, что он – душа, тогда он будет испытывать сильный страх. Из-за того, что такой человек находится на телесной платформе, он в момент смерти думает: «Я – тело». Поэтому он и считает, что умирает. Конечно, ему страшно.
Оставаясь на телесной платформе сознания, человек, лёжа на смертном одре, сильно ограничивает свою свободу выбора собственным неправильным настроем. К сожалению, тот, кто под счастьем понимает так называемое телесное счастье, в это критическое время и себя тоже будет считать умирающей материей.
Читатель: Но согласитесь, что и для того, кто понял, что он – душа, и для того, кто ещё не понял этого, обстоятельства жизни будут одинаковы: смерть придёт к обоим. Я не вижу здесь никакой свободы выбора. Почему же вы говорите, что человек, осознавший себя как душу, благодаря этому имеет в момент смерти какие-то преимущества? Какая польза в том, что в момент смерти человек не сознаёт, что это его тело умирает? По-моему, оба они благополучно скончаются, вот и вся их свобода выбора.
Автор: Похоже, мы с вами только и делаем, что обсуждаем тему свободы выбора, а вы всё же в этом вопросе до сих пор как следует ещё не разобрались. Человек, находящийся на духовной платформе, не будет чувствовать себя умирающим.
Более того, человек, осознавший себя как вечную душу и понявший, что нет смысла беспокоиться о телесном счастье, после смерти тела получает совсем иной результат, нежели человек с телесной концепцией счастья. Если в момент смерти человек неотрывно погружается в духовную реальность, тогда в следующей жизни он получает духовное тело. Предчувствуя это, он уже не беспокоится о переменах, происходящих с его телом в момент смерти.
Человек, занимающийся духовной практикой, обретает способность не чувствовать ужаса смерти. Достигнув высот самопознания, мудрец, находящийся на духовной платформе, пребывая в духовном трансе, практически не замечает, как смерть забирает его тело.
Как только такая возвышенная душа оставляет тело, она немедленно осознаёт себя в духовном теле и в результате попадает в духовный мир. Так что его исход будет совсем иным, нежели у большинства людей, которые живут, особенно не задумываясь о смысле своего существования. Тело в любом случае умрет, но то, куда пойдёт затем душа, – вот в чём состоит свобода выбора в момент смерти.
Читатель: Но, судя по тому, что вы сказали, эти два человека получат абсолютно различные результаты. Не правда ли, человек, не попавший после смерти в духовный мир, будет считать, что судьба поступила с ним несправедливо?
Автор: Вы правы, такое чувство несправедливости возникает у многих людей, и оно явно не приносит им счастья. Если человек всю жизнь считает себя телом и заботится только о нём, то на протяжении своей жизни он чувствует, что с ним поступают несправедливо. Человек, живущий так, не может рассчитывать ни на благоприятное последующее рождение, ни на мир и внутреннюю гармонию в этой жизни.
Читатель: Объясните, почему, заботясь о своём теле, человек обязательно будет чувствовать постоянную несправедливость по отношению к себе?
Автор: Хотя бы потому, что тело постоянно приближается к старости. Кому это покажется справедливым? Человеку, который считает себя телом, всё время кажется, что старость и неудачи постоянно приближаются, и поэтому жизнь как бы обделяет его. Молодая девушка даже в 20 лет чувствует, как красота постепенно оставляет её, и для неё это является причиной больших страданий.
Человек, сильно привязанный к телесной концепции своего существования, то есть убеждённый в том, что является материальным телом, постоянно страдает. В момент смерти он, считая себя телом и находясь потому в полной иллюзии, будет испытывать ужасные ощущения своей смерти. Согласитесь, что бессмертная душа никогда не сможет принять факт своей смерти как справедливость. Потому-то в момент смерти тела вечная душа, считающая себя из-за влияния ложного эго бренным телом, сильно страдает.
Читатель: Да, похоже, трудно не согласиться с различиями в судьбах этих двух людей, которые по-разному сосредоточены: первый – на душе, второй – на теле.
Автор: Но это ещё не всё: в будущем второго ждут ещё большие страдания. Выйдя из мертвого тела, но оставаясь в тонком теле, он поймет, что обманулся, что он жив, хотя все вокруг думают, что он мёртв, и потому причитают. Так, находясь в тонком теле, он будет сильно переживать о том, что все вокруг совсем не понимают, что с ним произошло.
Далее, через некоторое время, находясь в тонком теле, он испытает безмерное огорчение. Он поймет, что, не занимаясь постижением своей истинной духовной природы, он прожил свою разумную человеческую жизнь напрасно. В результате к нему придёт не духовное счастье, а новые материальные испытания в новом теле. Понимание этого ещё больше усилит его страдания. Затем ему придется отправиться туда, где нужно будет отрабатывать все свои плохие поступки. А этот процесс очищения от грехов обычно вызывает настолько сильные муки, что не может сравниться со всеми предыдущими страданиями, вместе взятыми.
Читатель: Зачем нужно столько страданий? Неужели всего лишь из-за различного настроя в момент смерти эти два человека обретут столь разные последствия? Допустима ли такая колоссальная разница в дальнейшей судьбе лишь из-за того, что в момент смерти они по-разному думали? Как же так, один обретает вечное счастье, а на другого обрушиваются сплошные страдания!
Теперь я понимаю, именно в этом заключается огромная несправедливость нашего существования. Представляете, просто думая о чём-то, один получает счастье, а другой – горе. А вдруг смерть будет такой тяжёлой, что о Боге подумать не удастся. Это спортлото какое-то… Если то, что вы сейчас говорите, – правда, тогда зачем жить?
Автор: Да, с первого взгляда может показаться, что этот мир несправедлив. Однако если разобраться поглубже, то никакой несправедливости нет. Судьба не мытьём, так катаньем учит нас, к чему следует стремиться, а к чему нет. Несмотря на могущество времени, несмотря на довольно жёсткие рамки нашей материальной жизни, Господь тем не менее даёт нам полную возможность преодолеть любые обстоятельства нашей жизни. Не думайте, что всё зависит только от одного последнего момента жизни.
Человек должен прожить свою жизнь так, чтобы перед смертью иметь возможность сосредоточить свой ум на Боге. В результате этих усилий, по милости Бога, он получит духовное тело. Если человек жил с духовными помыслами, то ничто не сможет помешать ему удерживать правильный настрой. Таким образом, независимо ни от чего: ни от нашего тела, ни даже от времени и гун материальной природы, мы сможем достичь вечного счастья, если всегда будем поступать правильно. Поэтому никакой несправедливости в нашей судьбе нет.
Читатель: Вы утверждаете, что количество получаемого счастья зависит от натренированности нашего воображения? Отсюда закономерно вытекает, что самое лучшее – это ничего не делать, а просто постоянно думать о Боге.
Автор: Ваши размышления в какой-то степени верны. Однако поймите, что постоянно думать о Боге, ничего не делая другого, не так-то просто, и это действительно является совершенным уровнем сознания. Воображение здесь ни при чём, потому что, думая о Боге, мы своим умом реально контактируем с Ним. При таком высоком уровне сознания человек уже не имеет никаких других обязанностей. Но знайте, что даже во всей Вселенной, не говоря уже о нашей Земле, совсем немного подобного рода святых, способных жить, погрузив свой ум в духовный мир.
Такая степень чистоты сознания возможна только в том случае, если человек настолько погрузил свой ум в духовное, что его не беспокоят уже ни голод, ни холод. Изменения, происходящие в теле, его совсем уже не волнуют. Если кто-то захочет имитировать этот высокий уровень сознания, то пусть попробует остаться без сна, без еды, без ночлега и не печалиться при этом.
Мудрец, по-настоящему погрузивший свое сознание в духовную реальность, уже ни в чём не нуждается. Это и даёт ему основание прекратить все заботы о поддержании тела и погрузить свой чистый духовный ум в постоянное памятование о Боге. Без такого высокого уровня чистоты сознания невозможно полностью погрузиться в духовное, так как рано или поздно появятся тревоги, вызванные голодом, жаждой и болезнями.
Читатель: Ага, теперь вы сам признали, что невозможно жить одними мыслями о Боге, нужно заботиться и о теле.
Автор: Да, это так, но, заботясь о теле, всегда следует думать о Боге.
Читатель: Неужели это так важно?
Автор: Из всего, что вы можете найти важного в этом мире, это важнее всего. Постоянные мысли о Боге меняют всю нашу жизнь.
Читатель: Подождите, сначала вы говорили, что всё зависит от нашего настроя. Затем вы сказали, что наш настрой зависит от наших поступков. Теперь вы утверждаете, что всё зависит от наших мыслей. Что-то я вас совсем не понимаю.
Автор: Греховность любого плохого поступка определяется не только самим процессом совершения греха, но и мыслями, которые были при этом у человека. Поэтому наши мысли и желания являются главными поступками, хотя понять это довольно сложно.
В этом мире вся деятельность человека происходит в уме. Желания, постоянно вспыхивающие в уме, определяют тип будущего тела. Наше стремление к счастью генерирует в разуме желания, которые затем попадают в ум и живут там, пока не сбудутся. Если до конца жизни наши желания не осуществятся, то они обязательно повлияют на формирование нового тела.
В момент смерти сохранившиеся в уме желания возбуждают целый рой мыслей. Все они, объединяясь вместе, формируют определённый настрой. В соответствии с этим человек в следующей жизни получит такое тело, какое подойдёт для реализации того, о чём он думал в момент смерти. Поэтому по очень большому счёту нет особой разницы между желаниями, мыслями и поступками.
Однако если говорить об их последовательности, то сначала возникает побуждение, идущее из глубинной памяти, потом изменяется настроение, затем возникают мысли, после них появляются желания, и лишь затем совершаются поступки. Все эти перечисленные виды деятельности ума и разума приводят к одному и тому же результату – мы получаем то тело и ту судьбу, которые заслужили.
Читатель: Если самая главная деятельность протекает в уме, тогда наши мысли и желания должны быть устремлены к тому, о чём мы должны больше всего заботиться в своей жизни?
Автор: Вы мыслите правильно.
Читатель: Тогда я продолжу. Значит, те, кто живёт беззаботной жизнью и ко всему относится наплевательски, находятся в лучшем положении. Из ваших утверждений вытекает, что, как бы я ни поступал, если мое воображение работает правильно, то в результате я обрету вечное счастье. Я знаю, что шизофреники, что бы они ни делали, всегда думают о чём-то другом. Получается, что только они достойны вечного счастья? Чем тогда шизофреники отличаются от святых?
Автор: Теперь ваша логика явно свернула в сторону. Упаси вас Бог сравнивать святых людей с шизофрениками. Мысли шизофреника настолько эгоистичны, что ему всё равно, какой поступок он совершит, и он не слишком обращает внимание на то, что происходит вокруг. Эгоизм никогда не приносит счастья, поэтому подобное состояние сознания неблагоприятно.
Эгоцентричный человек отвлечён от внешнего мира только вследствие того, что очень сильно занят собой. Однако существуют люди, которые на самом деле остаются постоянно отвлечёнными от ненужного и малозначительного в их жизни. И, тем не менее, они не проявляют подобного эгоцентризма; наоборот, святые люди абсолютно бескорыстны и всегда готовы прийти на помощь каждому. Они всегда пронизаны сильным энтузиазмом сделать нашу жизнь счастливее.
Читатель: Но согласитесь, что у тех, кто сосредоточен на материальном, тоже может возникать сильный энтузиазм сделать нашу жизнь счастливее.
Автор: Материальный энтузиазм быстро заканчивается, если он не стимулируется деньгами. Так что на самом деле его нельзя считать сильным. По-настоящему сильный энтузиазм возможен только у человека с чистым, бескорыстным разумом. Поэтому бескорыстие немедленно рождает целеустремлённость, а целеустремлённость приводит к контролю над мыслями и желаниями, что, в свою очередь, позволяет успешно расстаться с телом на смертном одре.
Так, имея возвышенные, бескорыстные мысли, мудрые люди преодолевают влияние на их сознание разрушительных сил гун страсти и невежества и даже самого времени, действующего в материальном мире. У человека, постоянно думающего о Боге, сознание защищено духовным временем. Время, которое течёт в духовном мире, действует так, что у живых существ, находящихся под его влиянием, счастье постоянно возрастает.
Такие люди всю свою жизнь стараются сосредоточить ум на духовной реальности. Это доступно лишь тем, кто не слишком заостряет внимание на постоянно возникающих в нашей жизнь материальных проблемах. Однако отсутствие погружённости в подобные проблемы не означает, что бескорыстный человек не собирается их решать. Он делает всё из чувства долга, а не из-за беспокойств. Благодаря такому духовному настрою он получает хорошую награду – рождение в следующей жизни в духовном мире. Преданные Бога стремятся с любовью думать о Боге, а не о себе; так они обретают божественные черты характера.
Шизофреник настолько эгоцентричен, что не воспринимает ни одного слова в свой адрес. Поэтому он обречён деградировать до тех пор, пока страдания не заставят его стать менее замкнутым. Преданные же Бога, хотя и отвлечены от материального, тем не менее всегда открыты для добрых советов и добрых дел.
Мысли людей, преданных Богу, постепенно становятся всё более бескорыстными. Они развивают в себе бескорыстие по отношению ко всем людям. С каждым днем их оптимизм усиливается, и в любых жизненных ситуациях они не унывают. Поэтому ваше сравнение святых людей с шизофрениками абсолютно неуместно.
Читатель: Неужели всего лишь сосредоточенность на цели и простая смена понимания смысла жизни могут так сильно изменить нашу судьбу?
Автор: Всё у вас так просто. Попробуйте хотя бы одну минуту оставаться сосредоточенным на Боге, и вы увидите, что это не так легко, как вам кажется. Наша сосредоточенность – это могущественная сила, способная преодолеть все обстоятельства нашей жизни. Именно поэтому так трудно сосредоточиться на главном и не обращать внимания на мелочи. Нужно взращивать в себе сосредоточенность на Боге – вот путь к настоящей победе над своей плохой кармой.
Читатель: Значит, самое главное в жизни – это тренировать свою концентрацию внимания?
Автор: Важна не концентрация внимания, а сосредоточенность на главном, или, по-другому, целеустремленность. Концентрация внимания – это деятельность ума, мы же говорим о сосредоточении разума. Нужно не просто тренировать свою концентрацию внимания, нужно тренировать своё правильное понимание счастья. Простая тренировка концентрации внимания не очищает сознание от грехов и не даёт сил думать перед кончиной о цели прожитой жизни. Зачем тогда это сильно сконцентрированное внимание, если не хватает разума воспользоваться им?
Читатель: Что-то я пока не вижу разницы между концентрацией ума и концентрацией разума.
Автор: Сильное необузданное внимание (сосредоточенность) ума всегда направлено туда, куда подсказывают ненасытные, осквернённые эгоизмом чувства. Если мы тренируем сосредоточенность ума на внешних материальных объектах (на своём доме, машине, доходах), то наши чувства очень сильно привязываются к ним и становятся абсолютно неуправляемыми.
Неуправляемые чувства раздирают ум многочисленными материальными желаниями. Так ум, чрезмерно сосредоточенный на материальном, делает нашу жизнь всё труднее. Поэтому простая тренировка внимания (тренировка ума) без изучения смысла жизни (тренировки и очищения разума) приносит больше вреда, чем пользы.
Читатель: Значит, тренировка разума – это изучение законов счастливой жизни и стремление к позитивному мышлению?
Автор: Совершенно верно, изучение законов счастливой жизни, которые описаны в Ведах, делают разум сильным и чистым. Так он становится всегда направленным на поиск высшей истины и позитивное (духовное) восприятие мира.
Читатель: Что надо сделать, чтобы преобладало желание концентрировать внимание ума и целеустремлённость разума именно на духовном?
Автор: Для этого нужно тренировать прежде всего чистоту и силу разума. Обычно люди, не зная этого, стараются читать как можно больше всевозможных книжек. Но это тренирует ум, а не разум. Разум тренируется только во время духовной практики.
Читатель: Объясните, пожалуйста, как с помощью практических действий можно укрепить разум? И почему от чтения книжек укрепляется только ум?
Автор: Если человек, проверив усвоенную им информацию на практике, испытывает счастье, у него сразу появляется вера в прочитанное (усиливается разум). От глубокого изучения всевозможной литературы без практической проверки ум становится сильным и амбициозным, претендующим на всезнание. Поэтому одно лишь чтение книг, содержащих обилие информации, не поменяет нашу жизнь.
Всем серьёзным людям Веды рекомендуют тренировать практически направленный разум и постоянно концентрироваться на повторении Святых Имен Бога, которые, обладая духовной природой, усиливают сосредоточенность на Боге, повышая тем самым силу разума.
Читатель: Но я не умею даже правильно произносить Имена Бога, как же я получу от них духовную силу?
Автор: Удивительно то, что Святые Имена Бога сами дают нам чистоту сознания, необходимую для правильного их восприятия. Достаточно изо дня в день продолжать повторять Святые Имена (даже не имея глубокого понимания, что это такое), и чистота разума вместе с его силой неизменно будут возрастать. Чтобы привлечься мёдом, нужно сначала понять, что он слаще, чем сахар. Восприятие духовного вкуса возможно, только если человек практикует повторение Имен Бога. Поэтому одного чтения книг недостаточно, нужна ещё духовная практика.
Читатель: Вы хотите сказать, что, повторяя Имена Бога, мы тем самым очищаем своё сознание для ещё лучшего повторения Имён Бога. Следуя вашей логике, в жизни ничего вообще больше делать не нужно.
Автор: Мы с вами только что обсудили этот вопрос. Если вы способны жить без еды, без сна, без секса и квартиры, то, кроме повторения Святых Имён, вам действительно больше ничего делать не нужно.
Однако если вы нуждаетесь в поддержании своего тела и своей семьи, то в таком случае нужно изо всех сил стараться выполнять все свои материальные обязанности перед родственниками и обществом. Но при этом не забывайте постоянно думать о Боге. Так со временем вы достигнете совершенного понимания счастья.
Подавляющее большинство людей не способны понять, зачем жить, если не заботиться о своём теле. И такие люди обязаны выполнять все свои обязанности перед обществом, чтобы обеспечить своему телу нормальное материальное существование. Однако разумному человеку выполнение обязанностей отнюдь не мешает концентрировать ум на Боге.
Читатель: Я понял вашу идею: всё, ради чего мы живём, нужно делать так, чтобы в момент смерти сосредоточить мысли на Боге. Получается, что мы живём только для того, чтобы нормально умереть?
Автор: Смерть – это экзамен жизни. Студент учится для того, чтобы успешно сдать экзамен, так как от этого зависит его профессиональное счастье. Однако это совсем не означает, что он живёт только ради того, чтобы сдать экзамен. Просто в жизни каждого должна быть цель, а иначе не будет сил жить. Чем возвышеннее цель, тем большей жизненной энергией мы обладаем для достижения этой цели, а значит, и для совершения всех остальных дел.