Примечания

1

Биоэнергетика – впервые данное понятие в обиход ввел А. Лоуэн, ученик выдающегося австрийского ученого Вильгельма Райха. А. Лоуэн создал биоэнерготерапию, способную через телесные упражнения воздействовать на психику.

2

Карма – одно из центральных понятий ведической философии, объясняющее доктрину перерождения.

3

Свами – мастер, духовный учитель, гуру. Приставка перед именем, аналогичная титулам в Европе.

4

Чакры – психические центры, представляющие собой вихри пранической (жизненной) энергии, расположенные в определенных местах эфирного (тело света) двойника человека. Задача чакр – воспринимать определенные виды пранической энергии, понижать или повышать ее уровень концентрации и передавать тем или иным частям и механизмам тела. Чакры способствуют раскрытию более высоких состояний и способностей сознания.

5

Нади – буквально с санскрита «течь». Это потоки невидимой обычным зрением пранической энергии и сознания в теле, благодаря которой тело одухотворено. Нади – это энергетические каналы в эфирном двойнике. Некоторые ведические источники говорят о семидесяти двух тысячах тонких каналов, или нади; другие – о трехстах пятидесяти тысячах. Тем не менее основных нади выделяют три: ида, сушумна, пингала. По иде течет ментальная сила, а по пингале – жизненная. Сушумна являет собой духовный канал (осознание) и проходит (внутри спинномозгового канала позвоночника) через центры всех чакр.

6

Мантра (стих, заклинание) – в древнеиндийской религиозной традиции – сочетание фундаментальных звуков Вселенной, магическая вербальная практика общения с богами, приватно транслируемая от учителя к ученику. Многие М. выполняют роль конструкций-входов в определенные медитативные состояния. Мантра – инструмент разума и выражает влияние звука и слова на сознание и материю.

Согласно представлениям тантризма, звучание мантр вызывает в теле вибрационные колебания, обусловливающие те или иные состояния духа-разума, сознания. Истинное значение каждой мантры познается в процессе медитации над ними и их сакральной символикой (мандалами, янтрами). Включенные в состав заклинания магические «звуки-семена (биджа-мантры) прорастают», вызывая особенно сильный эффект. Тем самым устанавливается тесное единство мысли, образа, слова, а иногда и действия (асана). При этом биджа-мантра, как воплощение «изначальных звуков», может заменить всю длинную молитвенную формулу, отдельное слово или объект медитации.

7

Бинду-висарга (буквально: «капля», «крошечная точка») – в метафизике индуизма саморождающееся зерно бытия и сознания, непостижимое для человека; изначальная энергия. Расщепляясь на мужскую и женскую части, бинду порождает мироздание.

8

Архетип (первообраз) – понятие, восходящее к традициям платонизма и неоплатонизма, играющее главную роль в «аналитической психологии» К.-Г. Юнга. Под слоем «личностного бессознательного» Юнг обнаруживает коллективное бессознательное, трактуемое как общечеловеческое основание душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Архетипы – универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. Архетипы не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело – архетипические представления (символы) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы выстраивают «защитную стену», позволяющую сознанию нарабатывать иммунитет к опасно-самостоятельным энергиям бессознательного, гармонизируя психику человека.

9

Бессознательное – подсознательная и сверхсознательная части сознания, которые человек не осознает, но которые определяют его основные мотивации.

Загрузка...