Примечания

1

Субъект Российской Федерации – часть российского федеративного государства, населённая гражданами РФ, обладающими всей полнотой государственной власти в пределах определённых Конституцией РФ, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и российским законодательством. Далее. Субъект РФ, субъект Федерации.

2

Первое издание вышло в 2010 г., второе в 2013 г.

3

Дальневосточный федеральный округ (далее. ДФО) образован Указом Президента РФ от 13.05.2000 №849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» (См. Собрание законодательства Российской Федерации (далее. СЗ РФ). 2000. №20, ст. 2112) в целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений. Аппарат полномочного представителя Президента РФ в ДФО был расположен в г. Хабаровске. В состав ДФО были включены: Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская автономная области (ЕАО), Корякский (КАО) и Чукотский (ЧАО) автономные округа. 01.97.2007 г. Камчатская область и входивший в её состав Корякский автономный округ объединились в Камчатский край; от 10 мая 2015 года в перечень округов были внесены соответствующие коррективы. Указом Президента РФ от 03.11.2018 №632 в состав ДФО были включены Республика Бурятия и Забайкальский край, ранее входившие в Сибирский федеральный округ. 13.12.2018 г. Указом Президента РФ аппарат полномочного представителя Президента РФ в ДФО был переведён из Хабаровска во Владивосток. Площадь территории округа 6 952 555 км² (40,6% от РФ) Численность населения округа по данным Росстата составляет 8 188 594 чел. (2019). Плотность населения – 1,33 чел./км2 (2019). Городское население – 57,06% (2018)..

4

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями учебно-методического комплекса по дисциплине «Законотворческий процесс» подготовленного О. В. Сазанковой для юридического факультета ДВФ РАП.

5

Государственная дума 1906 – 1917 гг. Т. 1 – М.: «Правовая культура», 1995. – С. 29.

6

Как пример см.: Ковалевский М. М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. В 2 т. – М., 1906; Розенталь П. Жизнь и смерть учредительных собраний. – Пг.: Книга. 1918; Рубинштейн Н. Л. К истории Учредительного собрания. – М. – Л.: Гос. соц.-экон. изд-во. 1931; Знаменский О. Н. Всероссийское Учредительное собрание: история созыва и политического крушения. АН СССР, Институт истории СССР, Ленинградское отделение. – Л.: Наука. 1976; Hosking, G. Russian constitutional experiment. Government and Duma. 1907—1914. – Cambridge, 1973. И др.

7

См. Трофимова О. Ю. Формирование органов представительной власти в России (на примере Чувашии). Историко-правовой аспект: Дисс. … канд юрид наук. – Чебоксары, 2005.

8

Здесь и далее под «Дальним Востоком России», «российском Дальнем Востоке» понимаются территории, вошедшие в состав Дальневосточного федерального округа, образованного 13.05.2000 г.

9

Попытку создать у себя Степную думу предпринимали и вилюйские якуты. Но ни в Вилюйском, ни Олекминском, ни в Верхоянском, ни в Среднеколымском округах такие думы введены не были // Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. СПб., 1896. Переиздание. – М., 1993.

10

Национальный архив республика Саха (Якутия) Ф. 36-и, оп. 1, д. 62, л. 32. (далее. НАРС (Я)).

11

НАРС (Я). Ф. 520-и, оп. 1, д. 1 – 13.

12

Якутская Степная дума была закрыта постановлением Якутского областного правления 27.11.1838 г. Дела Думы «по принадлежности» были переданы инородным управам и Якутскому земскому суду. (Цит. по: Якутия. Хроника. Факты. События. 1632 – 1917 гг. – 2-е изд., доп. / сост. А. А. Калошников. – Якутск: Бичек, 2002. – С. 178.)

13

Серошевский В. Л. Якуты … – С. 483.

14

Борисов А. А. Первый опыт якутского парламентаризма (Степная Дума) // В сб.: Государственность Республики Саха (Якутия): история, современность, будущее. Якутск: Академия наук РС (Я); Институт гуманитарных исследований, 1999. – С. 12—18.

15

Здесь и далее под регионом и производными от него дефинициями, понимается субъект Российской Федерации.

16

Хотелось бы обратить внимание на то, что в учредительных документах, изданных императором эти органы писались с заглавных буквы. К сожалению, наши современники стали писать их с прописной буквы, и даже не обращают внимание, что на приводимых ими же фотографиях документов слова «Городская Дума», «Городской Голова» «Городская управ» написаны с заглавных букв. Как пример такой нестыковки см.: «Местное самоуправление в Хабаровске: история и современность. – Хабаровск: Издательский дом «Амурский утёс», 2008. – С. 16 и 22.

17

Хотелось бы обратить внимание на то, что в учредительных документах, изданных императором эти органы писались с заглавных буквы. К сожалению, наши современники стали писать их с прописной буквы, и даже не обращают внимание, что на приводимых ими же фотографиях документов слова «Городская Дума», «Городской Голова» «Городская управ» написаны с заглавных букв. Как пример такой нестыковки см. фото 2 и 3.

18

См.: Якутия. Хроника. Факты. События. 1632 – 1917 гг. … – С. 229.

19

К участию в выборах были допущены 165 человек. Было избрано 30 гласных Думы. Городским Головой одновременно с Думой был избран отставной корпуса инженер-механиков подпоручик Михаил Кузьмич Федоров (общественный староста в 1874 – 1875 гг.). В 1879 г. он был переизбран на второй срок уже гласным Думы. В 1880 – 1890 гг. в состав Думы входили известные купцы и промышленники: Я. Л. Семенов, М. Г. Шевелев, В. П. Бабинцев, Н. И. Циммерман, В.О Жариков, Л. М. Бирк, Ю. И. Бринер, Ф. А. Гек, В. П. Пьянков, К. Н. Шульгин, О. В. Линдгольм, А. В. Датан, А. К. Вальден, М. К. Федеров, И. А. Ющенков. (См.: Яворская Е. Д. Из истории городского самоуправления во Владивостоке // Известия Российского государственного исторического архива Дальнего Востока. – Владивосток, 2000. Т. 5. – С. 131).

20

В 1876 г. в Благовещенске было введено Городовое положение, в 1870 г. в полном объёме. Обывателей с правом голоса было 376 человек; из них участвовало в выборах ― 82. В Думу избрано 30 гласных, а в Управу (с Головой) три члена. Первым головой был избран купец первой гильдии М. О. Мокеевский // Летопись Амурской области: (Хроника событий с древнейших времён до Октября 1917 г.). – Благовещенск. 1998. Т. 1. – С. 26. В 1900 г. в Благовещенскую Городскую Думу избиралось 38 гласных, кроме них в её работе также принимали участие депутат от духовного ведомства и три кандидата в гласные. В 1914 г. в составе Городской Думы уже было 60 гласных и депутат от духовенства. Там же.

21

Открытие кирпичного здания для городских учреждений в г. Благовещенске состоялось 16.08.1891 г. В нём разместились Дума, музей, библиотека, Городской общественный банк, сиротский приют. (См. Представительные органы власти в Приамурье. Очерки истории. – Благовещенск: ОАО «Производственно-коммерческое издательство» «Зея», 2009. – С. 42).

22

Первые выборы в Городскую Думу в г. Никольск-Уссурийском прошли в 1911 г. В выборах участвовало 538 избирателей. В состав Думы вошли 40 гласных и 7 кандидатов. Несколько позже была сформирована Городская Управа // Коммунар. – Уссурийск. 1994. 9 ноября.

23

См. Лихачева Л. Формирование представительных органов местного самоуправления в Хабаровске: история и современность // В сб.: Местное самоуправление: проблемы, теории и практики. – Хабаровск: Администрация Хабаровского края, 1997. – С. 90); Филиппов П. Д. Проблемы местного самоуправления в г. Хабаровске // В сб.: Проблемы местного самоуправления в Хабаровском крае. – Хабаровск: Хабаровская государственная академия экономики и права, 1997. – С. 14.

24

И вновь обращаю внимание, что в учредительных документах этот орган писался с заглавной буквы.

25

Положением о выборах в Государственную Думу от 03.07.1907 г. устанавливалось, что выборы в Государственную Думу по Амурской, Приморской, и Забайкальской областям проводятся на основании особых правил.

26

Об итогах работы Государственной Думы (1906 – 1917 гг.) можно ознакомиться по изданию: «Государственная Дума. 1906 – 1917. Стенографический отчёт. В 4 томах. – М.: Фонд «Правовая культура», 1995.

27

Во Владивостоке появился Совет офицерских депутатов. Но Исполком Владивостокского Совета запретил офицерам создавать свой Совет и потребовал от большевиков Никифорова и штабс-капитана Кистеру не допустить создание Совета офицеров. (См. Беликова Л. Борьба большевиков за установление и упрочение Советской власти в Приморье (1917 – 1918 гг.). – Владивосток, 1957. – С. 24—25).

28

См.: Местное самоуправление: российский вариант. Научно-аналитический обзор. – М.: ИНИО, 1993.

29

Во Владивостоке 3 марта на заседании городской Думы было принято решение о создании городского комитета общественной безопасности. 9 марта КОБ постановил считать себя органом власти всей Приморской области с подчинением ему администрации бывшего военного губернатора. В Хабаровске по инициативе социал-демократов и эсеров 3 марта был сформирован Хабаровский КОБ. В Благовещенске Амурский областной КОБ был создан 6 марта // Благовещенское утро. 1917. 8 марта. 06.03.1917 г. был избран Петропавловский городской комитет общественной безопасности. Для управления Камчатской областью 12.03.1917 г. он был преобразован в Камчатский областной комитет общественной безопасности. КОБ отстранил от власти вице-губернатора. (См.: Мухачев Б. И. Борьба за власть Советов на Камчатке в 1917 – 1920 гг. – Петропавловск-Камчатский, 1977. – С. 93).

30

Во Владивостоке председателем КОБ-а был избран городской Голова кадет И. А. Ющенков, генерал в отставке; в Хабаровске – большевик А. И. Малышев, в Анадыре – рабочий П. В. Каширин. В Благовещенске председателем КОБ-а был избран эсер Н. Кожевников (вскоре его заменил меньшевик И. Н. Шишлов). Председателем Петропавловским КОБ-ом был избран учитель А. Я. Сусляк, вскоре его заменил военный цензор радиостанции А. А. Пурин, по политическим взглядам примыкавший к буржуазным партиям.

31

3 марта на митинге во Владивостоке было принято решение образовать Совет рабочих депутатов, первое заседание, которого состоялось 4 марта. 5 марта на объединённом собрании рабочих и военных депутатов был избран исполком Владивостокского Совета рабочих и военных депутатов в составе 34 членов – по 17 рабочих и военных депутатов. Председателем был избран примыкавший к большевикам С. М. Гольдбрейх (Мироненко), впоследствии перешедший к меньшевикам. Собрание Владивостокского Совета, состоявшееся 17 марта, постановило, что Совет является революционным центром трудящихся Владивостока и окрестностей (см. Беликова Л. Борьба большевиков за установление и упрочение Советской власти в Приморье (1917 – 1918 гг.) … – С. 22—24, 30); Левицкий В. Л. О первом Владивостокском Совете рабочих и солдатских депутатов (1917 – 1918 гг.) // В сб. статей по истории Дальнего Востока. Отв. ред. академик М. Н. Тихомиров. – М.: АН СССР, 1958. – С. 323—331).

32

7 марта организовался первый Совет рабочих депутатов в Хабаровском окружном арсенале. 21 марта состоялось первое организационное собрание городского Совета рабочих депутатов. Председателем исполкома стал меньшевик-интернационалист Н. А. Вакулин. 14 марта было избрано правление городского Совета солдатских депутатов во главе с меньшевиком Л. Б. Альперовичем. 26 марта состоялось первое совместное заседание правлений рабочих и солдатских Советов, на котором было принято решение об объединении. Председателем объединённого Совета рабочих и солдатских депутатов избран Н.А Вакулин. (См.: Дальний Восток России в период революций 1917 г. и гражданской войны. – Владивосток: Дальнаука, 2003. – С. 92).

33

В Благовещенске многолюдные собрания рабочих, избравшие депутатов в Совет, состоялись 5 марта. Исполком был избран в большинстве из меньшевиков и эсеров. Председателем Совета стал эсер Н. Кожевников, которого вскоре заменил меньшевик Л. Быков // Известия Комитета общественной безопасности, 1917. №1.

34

Минц И. И. История Великого Октября. В трех томах. Издание второе. Том первый. – М.: Наука, 1977. – С. 750.

35

В Петрограде в Совет делегировался 1 депутат от 1 тыс. рабочих, но если предприятие насчитывало менее тысячи человек, то норма представительства сохранялась той же.

36

См. Минц И. И. История Великого Октября: в 3 т. – 2-е изд. – М.: Наука, 1977. Т. 1. – С. 698.

37

Хотя есть и другое мнение. Так, хабаровский историк В. Г. Попов считает, что депутаты Советов представляли 5 – 10% населения края. См. Попов В. Г. Первый съезд земских и городских самоуправлений Дальнего Востока // В сб.: Восток России: Проблемы и опыт преобразований. Выпуск 2. – Хабаровск: Дальневосточная академия государственной службы. 2000. – С. 152.

38

О введении земских учреждений в губернии Архангельской и в губерниях и областях Сибири: постановление Временного правительства от 17.06.1917 г. // Собрание узаконеней и распоряжений правительства издаваемое при правительствующем сенате. Отдел I. 18.06.1917 №164, ст. 894. – С. 152.

39

О частичном распространении Временного Положения 17.06.1917 г. о земских учреждениях в губернии Архангельской и в губерниях и областях Сибири на Камчатскую область: постановление Временного правительства от 26.08.1917 г. // СУ. 1917, ст. 1659.

40

Далёкая окраина, 1917. 10 декабря.

41

Голос Труда, 1917. №36. Октябрь.

42

Якутия. Хроника. Факты. События. 1632 – 1917 гг. … – С. 454—455.

43

Государственный архив Хабаровского края. Ф. П-44, оп. 1, д. 819, л. 83 – 86. (далее. ГАХК).

44

Сб. Дальсовнарком. 1917 – 1918 гг. – Хабаровск: Российский исторический архив Дальнего востока (далее. РГИА ДВ), ГАХК, 1969. – С. 11.

45

Несмотря на то, что города Дальнего Востока росли быстро, преобладающим было сельское население. Небольшие же города, по сути дела мало отличались от деревни. Население г. Имана, например, на 3/4 занималось земледелием. Накануне первой мировой войны численность постоянных рабочих на Дальнем Востоке и в Забайкалье составляла 125 – 130 тыс. человек. (См.: Дальсовнарком. 1917 – 1918 гг. Хабаровск: РГИА ДВ, ГАХК, 1969, л. 7).

46

На заседании первого чрезвычайного приморского Областного Земского Собрания, прошедшего 16 – 25 декабря 1917-го г. общей властью в области признаётся Объединённый Областной Совет представителей Земских и городских самоуправлений и Советов Солдатских, Рабочих, и Крестьянских депутатов // ГАХК. Ф. 260, оп. 1, д. 1, л. 121.

47

ГАХК. Ф. П-44, оп. 1, д. 819, л. 83—86

48

Необходимо отметить, что коалиция Советов с земством в 1917-м г. на Дальнем Востоке явление не исключительное и отражало на тот момент тот факт, что, во-первых, большевики не имели влияния на крестьянство, и оно было слабо представлено в Советах, крестьяне шли за земством. А потому, для того чтобы не потерять крестьян большевики пошли на такую коалицию. В последующем этот факт партийными историками оценивался как оппортунизм. Такое же объединение наблюдалось и «внизу». Так, копируя краевой комитет, президиум Сахалинского областного Совета предоставил городской думе пять депутатских мест. Такое же предложение было сделано областному земству. (См. Восточное Поморье (Николаевск), 1918. 16 января). Во-вторых, желание большевиков подчинить себе земство мирным путём. В-третьих, это решение позволило нейтрализовать деятельность краевого бюро земств, наличие которого могло дать повод для военной интервенции под флагом защиты земских органов. (См. Шиндялов Н. А. О некоторых особенностях тактики дальневосточных большевиков в борьбе за победу Советов… – С. 75).

49

Необходимо отметить, что коалиция Советов с земством в 1917 г. на Дальнем Востоке явление не исключительное и отражало на тот момент тот факт, что, во-первых, большевики не имели влияния на крестьянство, и оно было слабо представлено в Советах, крестьяне шли за земством. А потому, для того чтобы не потерять крестьян большевики пошли на такую коалицию. В последующем этот факт партийными историками оценивался как оппортунизм. Такое же объединение наблюдалось и «внизу». Так, копируя краевой комитет, президиум Сахалинского областного Совета предоставил городской думе пять депутатских мест. Такое же предложение было сделано областному земству. (См. Восточное Поморье (Николаевск), 1918. 16 января). Во-вторых, желание большевиков подчинить себе земство мирным путём. В-третьих, это решение позволило нейтрализовать деятельность краевого бюро земств, наличие которого могло дать повод для военной интервенции под флагом защиты земских органов. (См. Шиндялов Н. А. О некоторых особенностях тактики дальневосточных большевиков в борьбе за победу Советов… – С. 75).

50

РГИА ДВ. Ф. Р-786, оп. 1, д. 1, л. 6—7.

51

См. Попов В.Г Земское самоуправление на русском Дальнем Востоке // В сб.: Избирательный процесс: теория и практика. – Хабаровск: ДВАГС, 1999.

52

Так 19.01.1918 г. в Петропавловск поступила директива Дальневосточного краевого исполнительного комитета о правах и обязанностях Советов, в которой устанавливалось, что «в порядке управления Советы проводят в жизнь все декреты и постановления центральной власти и принимают меры к самому широкому оповещению населения об этих постановлениях, издают обязательные постановления, производят реквизиции и конфискации, налагают штрафы, закрывают контрреволюционные органы печати, производят аресты и распускают общественные организации, призывающие к активному противодействию и свержению Советской власти». (См. РГИА ДВ. Ф. Р-2338, оп. 1, д. 5, л. 11—12).

53

6 марта 1918 года Камчатский областной Совет своим постановлением о привлечении малых народов Камчатки к советской работе и о мероприятиях по улучшению их жизни отменил обложение кочевников налогами и предоставил им «право кочевать во всех тех местах, где они признают нужным для сохранения и поддержания средств к существованию». (См. РГИА ДВ. Ф. Р-2338, оп. 1, д. 3, л. 262).

54

Коваленко Н. И. Представительные органы власти Приамурского государства (1921 – 1922 гг.) // Законодательные (представительные) органы власти в Приморском крае: история, современность, тенденция развития. В 3-х частях. – Владивосток, 2000. Ч. 3. – С. 42—46.

55

Вестник Временного Приамурского правительства (ВВПП). 1921. №5.

56

В «Кратких тезисах по Дальне-Восточной республике», утверждённых на пленуме ЦК РКП (б) 13.08.1920 г., указывалось, что ДВР существует до полного удаления японских войск с территории Дальнего Востока. По форме организации власти – это буржуазно-демократическая республика, но правящей партией в ней должна быть Коммунистическая партия // Российский государственный архив социально-политической истории (далее. РГАСПИ). Ф. 17, оп. 3, д. 102, л. 4.

57

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. – С. 46.

58

Там же. – С. 48.

59

Галлямова, Л.И. 1917 год на Дальнем Востоке России: региональные особенности социально-политических трансформаций // Россия и АТР. 2017. №3. – С. 10.

60

Галлямова Л. И. 1917 год на Дальнем Востоке России: региональные особенности социально-политических трансформаций // Россия и АТР. 2017. №3. – С. 10.

61

Революционными комитетами назывались чрезвычайные органы Советской власти на местах, создаваемые на только что освобождённой от интервентов и белогвардейцев территории и действовавшие до образования выборных Советов. В большинстве случае это были не выборные, а назначаемые органы.

62

В основу лекции положен материал книги: Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. – М.: Норма, 1996.

63

Подробнее см. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право. – М., 1973; Правовая система социализма. Понятие, структура, социальные связи. – М., 1986.

64

См. Рейснер, М. А. Право (Наше право. Чужое право. Общее право). – Л. – М., 1922.

65

См. Рейснер М. А. Право (Наше право. Чужое право. Общее право). – Л. – М., 1922.

Загрузка...