1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
Государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции.
3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:
деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт;
деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
1. Первая редакция Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон) была подписана Президентом Российской Федерации 22 ноября 1995 г. с наименованием «Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"». Официально Закон опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» (1995, № 48, ст. 4553).
Федеральным законом от 7 января 1999 г. № 18-ФЗ Закон был изложен в новой редакции и получил новое наименование (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 2, ст. 245). По этой причине Закон в официальных документах принято именовать «Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года № 18-ФЗ)».
2002 год принес целый ряд изменений в Закон.
Изменения и дополнения были внесены Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"» от 29 декабря 2001 г. № 186-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 53 (ч. 1), ст. 5022); Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"» от 24 июля 2002 г. № 109-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3026); Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3033).
2. Статья 1 Закона направлена на определение предмета его правового регулирования и определение его действия по кругу лиц.
В пункте 1 статьи 1 определен круг общественных отношений, регулируемых Законом. Используемые в данном правовом предписании понятия «промышленное производство и оборот» необходимо понимать в том значении, которое им придается в абзацах 15 и 16 статьи 2 Закона.
Таким образом, Закон устанавливает правовые основы производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции юридическим лицом в объеме, превышающем потребности собственного производства, в целях ее продажи и получения прибыли, а также закупки, поставки, хранения и розничной продажи указанной продукции.
3. В пункте 2 статьи 2 определен круг лиц, на которых распространяется действие Закона:
– юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
– граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Такой круг лиц не является случайным и связан в первую очередь с тем, что деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с Законом осуществляется преимущественно юридическими лицами.
Для того чтобы юридическое лицо могло осуществлять деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, необходимо также учитывать положения гражданского законодательства.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 49 ГК РФ коммерческие организации,[1] за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, а, следовательно, хозяйственные товарищества и общества, а также производственные кооперативы обладают универсальной правоспособностью.
Универсальная правоспособность позволяет хозяйственным товариществам и обществам, а также производственным кооперативам осуществлять деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции независимо от того, имеется ли указание на данный вид деятельности в их учредительных документах.
Иное правовое регулирование предусмотрено для унитарных предприятий и некоммерческих организаций, поскольку гражданское законодательство определяет их правоспособность как специальную.
Данное обстоятельство предопределяет, что возможность для унитарных предприятий и некоммерческих организаций осуществлять деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции существует только в том случае, если указание на данный вид деятельности содержится в их учредительных документах.
Закон (в частности, пункт 1 статьи 18) существенно ограничивает правоспособность граждан – индивидуальных предпринимателей в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: единственный разрешенный им вид деятельности – это розничная продажа алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции.
Такое ограничение правоспособности граждан в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является правомерным и основано на положениях статьи 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми права и свободы человека и гражданина (в том числе предусмотренное статьей 34 Конституции Российской Федерации право каждого свободно заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью) могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты здоровья граждан.
ГК РФ (пункт 1 статьи 22) также допускает ограничение правоспособности граждан в случаях, установленных законом.
Вместе с тем необходимо выразить сомнение в целесообразности введения таких жестких ограничений в отношении граждан.
Дело в том, что гражданское законодательство допускает возможность создания или участия в хозяйственном обществе только одного лица (пункт 1 статьи 87, пункт 1 статьи 95, пункт 6 статьи 98 ГК РФ), а следовательно, гражданин все равно может фактически единолично осуществлять любой вид деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, «скрываясь» под вывеской юридического лица.
Вышесказанное свидетельствует о том, что, если гражданин выражает желание единолично осуществлять тот или иной вид деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, помимо розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции, он имеет возможность либо создать новое хозяйственное общество, выступив его единственным участником или акционером, либо стать таковым в уже созданном хозяйственном обществе.
4. В пункте 3 статьи 1 Закона определены следующие виды деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на которые действие Закона не распространяется.
4.1. Первая категория – это деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт.
Здесь необходимо обратить внимание на несколько моментов.
Во-первых, продукция, содержащая этиловый спирт, должна производиться не в целях сбыта. Понятие «сбыт» имеет ключевое значение для правильного уяснения смысла данной правовой нормы, однако ни Закон, ни иные акты действующего законодательства не раскрывают значение данной правовой дефиниции. Вместе с тем точное определение понятия «сбыт» сложилось в судебной практике по уголовным делам.
Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»[2] под сбытом понимается безвозвратное отчуждение тех или иных вещей в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо сделки (возмездной или безвозмездной), в том числе продажа, дарение, обмен и т. п.
Аналогичное определение понятия «сбыт» дано также в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».[3]
Представляется, что определенное Верховным Судом Российской Федерации понятие «сбыт» можно использовать и для целей Закона.
Таким образом, деятельность граждан, производящих продукцию, содержащую этиловый спирт, в целях совершения с ней какой-либо сделки (возмездной или безвозмездной), в том числе ее продажи, дарения, обмена и т. п., подпадает под действие Закона.
Законом не регулируется деятельность граждан, производящих продукцию, содержащую этиловый спирт, только для личных, бытовых нужд. Примером такого рода деятельности может служить изготовление гражданами вина домашней выработки или самогона для собственного потребления.
Необходимо также отметить, что в соответствии со статьей 160.2 ранее действовавшего Кодекса РСФСР об административных правонарушениях[4] изготовление или хранение без цели сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки влекло административную ответственность. Ныне действующий КоАП РФ[5] аналогичный состав административного правонарушения не предусматривает.
4.2. Вторая категория – это деятельность организаций, связанная с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения.
Исключение данного вида деятельности из сферы регулирования Закона связано с тем, что отношения, связанные с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, регулируются законодательством Российской Федерации о лекарственных средствах, в первую очередь Федеральным законом «О лекарственных средствах».[6]
Для того чтобы деятельность организаций, связанная с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, не подпадала под действие Закона, необходимо соблюдение нескольких условий:
1) средства, содержащие этиловый спирт, должны относиться к категории лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств.
Так, юридическое определение понятия «лекарственные средства» дано в статье 4 Федерального закона «О лекарственных средствах»: это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий;
2) указанные средства должны быть зарегистрированы специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. № 284,[7] государственная регистрация лекарственных средств относится к полномочиям Минздрава России.
Государственная регистрация лекарственных средств производится в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона «О лекарственных средствах» и Правилами государственной регистрации лекарственных средств, утвержденными министром здравоохранения Российской Федерации 1 декабря 1998 г. № 01/28–04;[8]
3) лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, содержащие этиловый спирт, должны быть внесены в Государственный реестр лекарственных средств.
Составление Государственного реестра лекарственных средств в соответствии с пунктом 6 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации относится к полномочиям Минздрава России.
Вторая категория распространяется на организации, осуществляющие следующие виды деятельности в области производства и оборота лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств:
– производство лекарственных средств (статья 13 Федерального закона «О лекарственных средствах»);
– продажа лекарственных средств предприятиями-производителями лекарственных средств (статья 28 Федерального закона «О лекарственных средствах»);
– продажа лекарственных средств предприятиями оптовой торговли лекарственными средствами (статья 29 Федерального закона «О лекарственных средствах»);
– розничная торговля лекарственными средствами аптечными учреждениями (статья 32 Федерального закона «О лекарственных средствах»).
4.3. Третья категория – это деятельность аптечных учреждений, связанная с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
Для третьей категории ключевым моментом является определение статуса организации, осуществляющей указанную деятельность. Такая организация должна быть аптечным учреждением.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О лекарственных средствах» аптечное учреждение – это организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств.
К аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.
Вторым важным аспектом для определения третьей категории деятельности является точное уяснение ее пределов.
Деятельность аптечных учреждений, на которую не распространяется Закон, включает в себя три разновидности:
– изготовление лекарственных средств по рецептам врачей;
– изготовление препаратов ветеринарного назначения;
– изготовление парфюмерно-косметической продукции.
Применительно к деятельности аптечных учреждений, связанной с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, необходимо учитывать следующее.
Аптечные учреждения вправе осуществлять изготовление лекарственных средств как по рецептам врачей, так и по требованиям лечебных организаций. Закон не распространяется только на деятельность аптечных учреждений, осуществляющих изготовление лечебных средств по рецептам врачей, но не по требованиям лечебных организаций.
Изготовление лекарственных средств необходимо также отличать от производства лекарственных средств.
Изготовление лекарственных средств аптечным учреждением по индивидуальным рецептам врачей осуществляется при соблюдении требований, установленных статьей 17 Федерального закона «О лекарственных средствах».
Закон не распространяется также на деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением препаратов ветеринарного назначения, прошедших государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 44 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. № 901,[9] государственная регистрация лекарственных средств ветеринарного назначения осуществляется Минсельхозом России по согласованию с Минздравом России.
Последний вид деятельности, на который не распространяется Закон, – это деятельность аптечных учреждений, связанная с изготовлением парфюмерно-косметической продукции,[10] прошедшей государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 967 «О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)»[11] государственная регистрация спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (средств), вырабатываемой с применением этилового спирта из всех видов сырья, производит Минздрав России.
Перечисление в пункте 3 статьи 1 Закона видов деятельности, на которые не распространяется Закон, имеет большое практическое значение.
Так, организация, осуществляющая производство лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, должна получить лицензию на производство лекарственных средств с уплатой лицензионного сбора в размере одной тысячи рублей в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Организация, осуществляющая производство иной непищевой спиртосодержащей продукции, должна получить лицензию на производство непищевой спиртосодержащей продукции. За выдачу лицензий на производство спиртосодержащей непищевой продукции взимается сбор в размере, установленном Федеральным законом «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции».[12] Лицензирование такой деятельности будет осуществляться в порядке, установленном Законом.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
этиловый спирт – спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья методом спиртового брожения либо гидратацией этилена с последующей перегонкой и ректификацией или без нее;
спирт этиловый денатурированный (денатурат) – этиловый спирт, содержащий добавки красителя или специальные вещества, наличие которых исключает его использование при производстве алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
спиртосодержащая денатурированная продукция – продукция, содержащая добавки красителя или специальные вещества, наличие которых исключает ее использование при производстве алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
спиртосодержащая продукция – спиртосодержащая непищевая и спиртосодержащая пищевая продукция;
спиртосодержащая непищевая продукция – непищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды непищевой продукции), произведенная с использованием этилового спирта, денатурата или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции;
спиртосодержащая пищевая продукция – пищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой продукции, за исключением алкогольной продукции), произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции;
алкогольная продукция – пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино (за исключением пива, производство и оборот которого регулируются отдельным федеральным законом);
этиловый питьевой спирт – ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, разведенный умягченной водой до 95 процентов объема готовой продукции;
спиртные напитки – алкогольная продукция, которая производится с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и не относится к вину или пиву;
вино – алкогольная продукция, произведенная из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22 процентов объема готовой продукции;
виноматериалы – сырье для изготовления вина, полученное в результате спиртового брожения виноградного сусла, виноградной мезги либо плодового сока с добавлением или без добавления этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта не более 22,5 процента объема готовой продукции;
коньячные изделия – коньяки (бренди), являющиеся разновидностью спиртных напитков;
спирт безводный (стопроцентный) – условное понятие, применяемое в расчетах;
промышленное производство (далее – производство) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – производство такой продукции юридическим лицом в объеме, превышающем потребности собственного производства, в целях ее продажи и получения прибыли;
оборот – закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа;
уведомление – документ, разрешающий организации осуществлять закупку этилового спирта, в том числе денатурата, в пределах выделенных квот на закупку и подтверждающий легальность его оборота (абзац введен Федеральным законом от 24.07.2002 № 109-ФЗ).
1. Понятие «этиловый спирт», приведенное в статье 2 Закона, является общим (обобщающим) понятием. Оно содержит лишь критерии, по которым конкретные виды продукции признаются этиловым спиртом.
К таким критериям относятся:
– производство из пищевого или непищевого сырья;
– применение методов спиртового брожения либо гидратации этилена с последующей перегонкой или без нее.
Такое определение понятия «этиловый спирт» связано с тем, что в природе не существует этилового спирта в чистом химическом виде. Не существует и технической документации (ГОСТ, ОСТ или ТУ) на этиловый спирт как самостоятельный продукт.
В настоящее время в Российской Федерации производится около двух десятков различных видов этилового спирта, отличающихся друг от друга исходным сырьем, методами и способами производства, глубиной ректификации (очистки), наличием разнообразных по составу и концентрации примесей.
Признание конкретного вида продукции разновидностью этилового спирта зависит от соответствия ее указанным критериям.
Так, решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. № ГКПИ 2002–39[13] головная фракция признана разновидностью этилового спирта.
2. Спирт этиловый денатурированный (денатурат) является разновидностью этилового спирта.
Спиртосодержащая денатурированная продукция является разновидностью спиртосодержащей непищевой продукции, что подтверждено в решении Верховного Суда Российской Федерации от 9 января 2001 г. № ГКПИ 00–1401 и определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2001 г. № КАС 01–59.[14]
Особенность денатурата и спиртосодержащей денатурированной продукции состоит в том, что они содержат добавки красителя или специальные вещества, наличие которых исключает их использование при производстве алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Перечень денатурирующих добавок (ингредиентов) для этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1998 г. № 732 «О введении государственной регистрации денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья».[15]
Необходимо также учитывать, что в соответствии с указанным актом Правительства Российской Федерации введена государственная регистрация денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья, содержащих одну или несколько вышеуказанных денатурирующих добавок (ингредиентов), исключающих возможность использования их для производства алкогольной и пищевой продукции. Указанная регистрация в соответствии с подпунктом 15 пункта 7 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется Минсельхозом России.
3. К спиртосодержащей пищевой продукции в соответствии с письмом МНС России от 5 января 2000 г. № ВБ-6–31/5@[16] относятся коньячный спирт молодой (код ТН ВЭД 2208204000) и коньячный спирт выдержанный (код ТН ВЭД 2208208900). Правомерность такой позиции подтверждена в определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. № КАС 02–32.[17]
Виноматериалы являются разновидностью спиртосодержащей пищевой продукции. Такая позиция выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 3 июля 2002 г. № ГКПИ 2001–1599.[18]
Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
1. В статье 3 Закона определен в общем виде перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, составляющих законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В иерархии правовых актов, составляющих законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, главенствующее место занимают Закон и иные федеральные законы.
В настоящее время нет иных федеральных законов, кроме Закона, которые были бы посвящены исключительно вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, однако в некоторых федеральных законах содержатся отдельные нормы, регулирующие те или иные аспекты производства и оборота указанной продукции.
К таким федеральным законам относятся:
Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»,[19] регулирующий отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.
Данный закон распространяется на производство и оборот алкогольной продукции, поскольку к пищевым продуктам относится и алкогольная продукция (статья 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».[20] Данный закон содержит нормы, регулирующие отдельные вопросы лицензирования деятельности по изготовлению и обороту алкогольной продукции (статья 40).
Необходимо отметить, что применительно к федеральным законам, регулирующим вопросы государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, законодатель не наделяет Закон более высокой юридической силой по отношению к иным федеральным законам, регулирующим аналогичные общественные отношения, как это сделано в ряде иных федеральных законов, например ГК РФ или Федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Возможные юридические коллизии между Законом и иными федеральными законами необходимо разрешать в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации»,[21] согласно которой в случае юридической коллизии между федеральными законами применению подлежит принятый позднее.
При обращении к законодательству о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может возникнуть также необходимость применять федеральные законы, которые, хотя и не относятся к актам указанной отрасли законодательства, однако регулируют общественные отношения, объектом которых являются этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция.
Среди таких федеральных законов можно назвать Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» и некоторые другие.
2. Второе место в иерархии актов законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции занимают указы Президента Российской Федерации.
В настоящее время действует 3 указа Президента Российской Федерации, регулирующих вопросы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
1) Указ Президента Российской Федерации от 6 октября 1998 г. № 1199 «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»;[22]
2) Указ Президента Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. № 442 «О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции»;[23]
3) Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 1996 г. № 161 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства».[24]
Оценка названных указов Президента Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что данные указы содержат преимущественно распорядительные и рекомендательные положения.
Необходимо также отметить, что Президент Российской Федерации вправе издавать указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Полномочия Президента Российской Федерации восполнять пробелы в законодательном регулировании основаны на положениях статьи 80 Конституции Российской Федерации и подтверждены в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1996 г. № 11-П.[25]
3. Следующее место в иерархии нормативных правовых актов, регулирующих вопросы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занимают постановления Правительства Российской Федерации.
В настоящее время действует 32 постановления Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (см. Приложение 1).
При обращении правоприменителя к актам Правительства Российской Федерации, регулирующим вопросы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, необходимо учитывать ряд особенностей их правовой природы.
Во-первых, в соответствии с частью 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации акты Правительства Российской Федерации издаются только на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Данное нормативное предписание применительно к вопросам производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции означает, что акты Правительства Российской Федерации, регулирующие указанные вопросы, могут быть изданы только в том случае, если соответствующие полномочия предоставлены Правительству Российской Федерации федеральным законом или указом Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в отличие от Президента Российской Федерации не наделено полномочиями восполнять пробелы в правовом регулировании.
Необходимо отметить, что Правительство Российской Федерации не всегда исходит из того, что его полномочия в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ограничены. Иногда оно, что называется «под шумок», пытается восполнять пробелы в правовом регулировании или трактовать Закон в смысле, сильно расходящемся с его истинным содержанием.
Так, к настоящему моменту вступило в законную силу 6 решений или определений Верховного Суда Российской Федерации, в соответствии с которыми некоторые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие вопросы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, частично признаны недействительными (незаконными), в том числе:
1) определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2001 г. № КАС 01–440, в соответствии с которым признаны недействительными отдельные положения Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. № 1026;[26]
2) определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 8 января 2002 г. № КАС 01–494, в соответствии с которым признан недействительным в полном объеме пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 1998 г. № 1159 «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»;[27]
3) определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2001 г. № КАС 01–36, в соответствии с которым признан недействительным пункт 6 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1998 г. № 727;[28]
4) Решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. № ГКПИ 00–1196, в соответствии с которым признан недействительным абзац 14 пункта 22 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1998 г. № 727;[29]
5) Решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2000 г. № ГКПИ 00–1251, в соответствии с которым признаны недействительными Правила выдачи специальных разрешений на поставку (отпуск) этилового спирта, произведенного из всех видов сырья, денатурированного спирта и спиртосодержащих растворов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1998 г. № 1292;[30]
6) Решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2001 г. № ГКПИ 2001–783, в соответствии с которым признаны недействительными Правила выдачи квот на производство этилового спирта из всех видов сырья, денатурированного спирта и спиртосодержащих растворов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1998 г. № 1292.[31]
Акты Правительства Российской Федерации в указанной сфере были предметом разбирательства и Конституционного Суда Российской Федерации. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 1997 г. № 3-П постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 197 «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции»[32] признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Во-вторых, необходимо учитывать, что многие акты Правительства Российской Федерации, регулирующие вопросы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, изданы до вступления в силу редакции Закона от 7 января 1999 г. и соответствующих положений Налогового кодекса Российской Федерации, а следовательно, подлежат применению только в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
4. Значительную роль в области нормативного регулирования вопросов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции играют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
При обращении к указанным актам необходимо учитывать следующее.
Во-первых, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции (пункт 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009[33]).
Во-вторых, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты (пункт 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации).
В-третьих, нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию. Указанные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу (пункты 10 и 12 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»[34]).
Только при соблюдении всех указанных требований нормативный правовой акт министерства или иного федерального органа исполнительной власти может быть отнесен к актам законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а следовательно, порождать те или иные юридические последствия для граждан и юридических лиц.
Перечень основных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, приведен в Приложении 2.
При работе с законодательными актами о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может возникнуть необходимость обратиться к ненормативным актам федеральных органов исполнительной власти, затрагивающим те или иные вопросы в указанной сфере.
Так, приказом Министерства торговли Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 76[35] утверждены рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению работы по аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания.
Однако при обращении к такого рода актам необходимо помнить, что юридически они носят либо рекомендательный характер, либо выражают точку зрения соответствующего федерального органа исполнительной власти на тот или иной вопрос в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо распространяют свое действие только на нижестоящие территориальные органы.
5. Второй важной частью законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие данную сферу.
Среди нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, значительное место занимают законы субъектов Российской Федерации.
Особая важность законов субъектов Российской Федерации в системе актов законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции связана с тем, что в соответствии с подпунктом «н» пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[36] вопросы, относящиеся в соответствии с федеральными законами к полномочиям субъектов Российской Федерации, регулируются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, если Законом или иными федеральными законами тот или иной вопрос государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесен к ведению субъекта Российской Федерации, он должен получить обязательное законодательное регулирование.
В законе вопросы, требующие правового регулирования, целесообразно решать одним из двух способов:
Напрямую включать в закон в качестве отдельных правовых предписаний нормы, регламентирующие отдельные вопросы в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пример:
Статья ___. Порядок определения органами местного самоуправления прилегающих территорий к объектам, где запрещается или ограничивается розничная продажа алкогольной продукции
1. Границы территории, прилегающей к детскому, учебному, культовому и лечебно-профилактическому учреждению, в пределах которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, должны устанавливаться на расстоянии не менее ____ метров от учреждения.
2. Границы территории, прилегающей к месту массового скопления граждан и нахождения источника повышенной опасности (вокзал, аэропорт, объект военного назначения), к оптовому продовольственному рынку, в пределах которой не допускается продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны устанавливаться на расстоянии не менее ____ метров от учреждения.
Такой метод законодательной техники использован, например, в Законе Санкт-Петербурга от 10 октября 2000 г. № 464–49 «О порядке определения органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».[37]
Достоинством такого метода юридической техники является прямое действие закона и отсутствие необходимости издавать во исполнение закона нормативные правовые акты органов исполнительной власти.
Возможно также включение в закон нормы, определяющей, что тот или иной вопрос в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регламентируется определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. После чего соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании полномочий, предоставленных ему законом, издает нормативный правовой акт, в котором регламентируется определенный вопрос в указанной области.
Необходимость определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации только законом субъекта Российской Федерации вытекает из положений пункта 4 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которыми полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставом и законами субъекта Российской Федерации.
Пример:
Статья ___. Полномочия администрации __________ области в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
К полномочиям администрации __________ области в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся:
а) установление порядка определения органами местного самоуправления прилегающих территорий к объектам, где запрещается или ограничивается розничная продажа алкогольной продукции.
Такой метод законодательной техники использован, например, в Законе Псковской области от 16 июня 1997 г. № 17-ОЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Псковской области».[38]
Достоинством такого метода юридической техники является возможность более гибкого и быстрого правового регулирования отдельных вопросов в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
6. К актам законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся также иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
К таким правовым актам относятся:
– акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
– акты высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
– акты иных органов государственной власти, образованных в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Устава Ленинградской области[39] нормативные правовые акты Ленинградской области принимаются в форме областного закона, постановления Законодательного собрания Ленинградской области, постановления губернатора Ленинградской области, постановления правительства Ленинградской области.
В качестве примера нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, можно назвать постановление правительства Ленинградской области от 11 марта 2002 г. № 16 «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ленинградской области»[40] или распоряжение Лицензионной палаты Санкт-Петербурга от 21 января 2000 г. № 02-р «Об утверждении положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге».[41]
Указанные правовые акты должны отвечать следующим требованиям:
– полномочия на их издание должны быть основаны на прямом указании федерального закона, конституции (устава) или закона субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1, подпункт «е» пункта 7 статьи 18, подпункт «з» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);[42]
– не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 22 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Недопустимо также включать в нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации нормы, воспроизводящие (дублирующие) положения Закона по предметам ведения Российской Федерации.
Это связано с тем, что в соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации осуществляется только федеральными правовыми актами.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 30 сентября 1993 г. № 18-П,[43] по предмету ведения Российской Федерации принимаются только федеральные законы; при этом не соответствует разграничению предметов ведения и полномочий положение, при котором законодатель субъекта Российской Федерации воспроизводит в законах субъекта Российской Федерации федеральные законы, принятые по предмету ведения Российской Федерации.
В отношении правовых предписаний, содержащихся в законах субъектов Российской Федерации, дублирующих нормы Закона по предметам ведения Российской Федерации, принимаются меры прокурорского реагирования, например, протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. № 31/1–1–308/01 на Закон Республики Карелия от 6 марта 2000 г. № 399-ЗРК «Об упорядочении производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Карелия».[44]
Государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации может вводиться федеральным законом.
Под государственной монополией принято понимать осуществление определенных видов деятельности на основании лицензии только государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями (см., например, статью 5 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»[45] или статью 17 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»[46]).
В настоящее время в Российской Федерации нет государственной монополии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, однако она может быть введена федеральным законом.
К ведению Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся:
регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (установление минимальных цен на отдельные виды спиртных напитков);
регулирование экспорта, импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
определение квот на закупку этилового спирта, необходимого для удовлетворения потребностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
организация государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
введение обязательной маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками и региональными специальными марками алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации;
установление видов подакцизной продукции и ставок акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
установление государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, порядка выдачи лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также выдача федеральных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
формирование и ведение сводного государственного реестра лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;
организация и осуществление государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
установление порядка представления деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе установление единого порядка аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
установление порядка сертификации этилового спирта, денатурата, алкогольной и спиртосодержащей денатурированной продукции и порядка государственной регистрации наименований указанной продукции;
установление порядка сертификации и государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции;
разработка и принятие федеральных целевых программ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также принятие мер, направленных на устранение недобросовестной конкуренции, охрану окружающей среды;
другие вопросы, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, отнесенные к ведению Российской Федерации иными федеральными законами.
1. В статье 5 Закона определены предметы ведения Российской Федерации в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Анализ перечисленных в статье 5 Закона предметов ведения Российской Федерации показывает, что они устанавливают правовые основы единого рынка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что в силу пункта «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации.
Определение предметов ведения Российской Федерации в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предопределяет формы нормативного регулирования указанных вопросов.
В соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Нормативное регулирование в указанной сфере может осуществляться также и иными федеральными нормативными правовыми актами, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации[47] и Постановлении от 27 января 1999 г. по делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации,[48] само по себе отнесение того или иного вопроса к ведению Российской Федерации не означает невозможности его урегулирования иными, помимо закона, нормативными актами, кроме случаев, когда сама Конституция Российской Федерации исключает это, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного либо федерального закона.[49]
Таким образом, при определении форм нормативного регулирования по предметам ведения Российской Федерации, перечисленным в статье 5 Закона, необходимо исходить из того, что издание субъектами Российской Федерации собственных правовых актов по этим вопросам недопустимо. Такие правовые акты не подлежат применению.
2. Регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (установление минимальных цен на отдельные виды спиртных напитков).
Регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. № 131 «О мерах по обеспечению устойчивой работы ликеро-водочной отрасли промышленности»[50] и от 16 июня 2001 г. № 467 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта из пищевого сырья».[51] Согласно данным правовым актам государственное регулирование цен осуществляется на:
– водку и ликеро-водочные изделия крепостью свыше 28 процентов, производимые на территории Российской Федерации или ввозимые на территорию Российской Федерации;
– этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации.
Указанные виды спиртных напитков и этилового спирта включены также в Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».[52]
Данный перечень является исчерпывающим и может быть расширен только постановлением Правительства Российской Федерации, которое наделено соответствующими полномочиями Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».[53]
Отсутствие в указанном перечне иных видов этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции означает, что цены на данную продукцию определяются производителями и продавцами самостоятельно.
Указанными правовыми актами определяется конкретный характер мер государственного регулирования цен на спиртные напитки и этиловый спирт.
Государственное регулирование цен на водку и ликеро-водочные изделия крепостью свыше 28 процентов – это установление нижней границы цены реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли на внутреннем рынке и для организаций-изготовителей, расположенных на территории Российской Федерации, а на этиловый спирт из пищевого сырья – это установление нижней границы цены реализации для организаций-изготовителей, расположенных на территории Российской Федерации.
Полномочиями устанавливать и пересматривать минимальные цены на указанную продукцию наделено Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации на основании представления Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
В настоящее время минимальные цены на спиртные напитки установлены письмом Министерства экономики Российской Федерации от 3 февраля 2000 г. № ИМ-155/7–113 «Об утверждении минимальных цен на водку и ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимые на территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации».[54] Указанные в данном письме цены действуют с 25 февраля 2000 г.
Разъяснения по применению минимальных цен даны в письме Министерства экономики Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. № СВ-477/7–1218 «О применении минимальных цен на водку и ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимые на территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации».[55]
Установленные минимальные цены распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
Несоблюдение установленной минимальной цены рассматривается как нарушение государственной дисциплины цен и влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В настоящее время нарушение порядка ценообразования на спиртные напитки и этиловый спирт может повлечь административную ответственность, предусмотренную статьей 14.6 КоАП РФ.
Несоблюдение установленных минимальных цен на алкогольную продукцию[56] в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона является также основанием для приостановления действия лицензии на производство и оборот алкогольной продукции.
3. Регулирование экспорта, импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовое регулирование вопросов экспорта и импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется как положениями самого Закона (пункт 4 статьи 9, статьи 13 и 21), так и иными актами законодательства. В первую очередь к ним относится Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
Так, юридические понятия «экспорт» и «импорт», используемые в Законе, необходимо понимать в том значении, которое им придается статьей 2 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
Экспорт – это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Импорт – это ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
При обращении к вопросам регулирования экспорта и импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции необходимо руководствоваться также таможенным законодательством Российской Федерации, в частности Таможенным кодексом Российской Федерации[57] и актами ГТК РФ.[58]
4. Определение квот на закупку этилового спирта, необходимого для удовлетворения потребностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вопросы определения квот на закупку этилового спирта, необходимого для удовлетворения потребностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулируются статьей 10 Закона, а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. № 129 «Об утверждении Порядка квотирования закупки этилового спирта»[59] и от 10 марта 2000 г. № 220 «Об утверждении Правил определения квот на закупку этилового спирта, производимого из непищевого сырья».[60]
Сама по себе квота представляет собой объем спирта, который разрешен для приобретения организациями-потребителями в течение года, и общий объем спирта для обеспечения потребностей субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти (для доведения до организаций-потребителей).[61]
5. Организация государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Закон относит организацию государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции к ведению Российской Федерации, а осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, – к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (абзац 6 пункта 1 статьи 6 Закона).
Различие между данными правовыми дефинициями заключается в том, что под «организацией» законодатель понимает определение правовых форм и механизмов осуществления контроля со стороны государства за лицами, осуществляющими производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Исчерпывающий перечень форм организации государственного контроля определен в статье 23 Закона.
Субъекты Российской Федерации наделены только полномочиями осуществлять контроль за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в тех формах, которые определены федеральным законодательством.[62]
6. Введение обязательной маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками и региональными специальными марками алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации.
Вопросы обязательной маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками и региональными специальными марками алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации, регулируются статьей 12 Закона, а также рядом нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Применительно к абзацу 6 статьи 5 Закона необходимо обратить внимание на то, что данное нормативное предписание было изложено в новой редакции Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. № 186-ФЗ.
В действующей редакции термин «марки акцизного сбора» заменен термином «акцизные марки», раскрыто также общее понятие «специальные марки»: вместо него используются понятия «федеральные специальные марки» и «региональные специальные марки».
Подробный комментарий приведен к статье 12 Закона.
7. Установление видов подакцизной продукции и ставок акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Данный предмет ведения Российской Федерации Законом не регулируется, поскольку относится к сфере законодательства о налогах и сборах и регулируется нормами Налогового кодекса РФ.
Виды подакцизной продукции установлены в статье 181 НК РФ:
1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.
Как подакцизные товары не рассматривается следующая спиртосодержащая продукция:
– лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
– препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;
– парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 270 мл;
– подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водки, ликеро-водочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;
– товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяк, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов).
Данные положения НК РФ разъяснены в Методических рекомендациях по применению главы 22 «Акцизы» НК РФ (подакцизные товары), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18 декабря 2000 г. № БГ-3–03/440.[63]
Налоговые ставки на вышеуказанные подакцизные товары установлены в статье 193 Налогового кодекса Российской Федерации.
8. Установление государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Вопросы стандартизации и установления технических условий на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию Законом не регулируются, поскольку относятся к предмету правового регулирования других отраслей законодательства.
Стандартизация в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится к предмету правового регулирования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и осуществляется с 1 июля 2003 г. в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»[64] (до 1 июля 2003 г. осуществлялась в соответствии с Законом Российской Федерации «О стандартизации»[65]).
Указанные изменения законодательного регулирования вопросов стандартизации необходимо учитывать в связи со следующими обстоятельствами.
Федеральным законом «О техническом регулировании» государственные стандарты более не предусмотрены. Вместо них указанный Закон вводит технические регламенты и стандарты (национальные стандарты и стандарты организаций).
Технический регламент – это документ, который принят международным договором Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Стандарт – это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, только технический регламент, но не стандарт может устанавливать обязательные для применения и исполнения требования.
Ранее Закон Российской Федерации «О стандартизации» предусматривал, что требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, являются обязательными для соблюдения государственными органами и субъектами хозяйственной деятельности.
Федеральный закон «О техническом регулировании» предусматривает также переходные положения, которые обязательно необходимо учитывать при обращении к государственным стандартам в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 1 статьи 46 указанного Закона со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Таким образом, впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов государственные стандарты в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в указанной части подлежат обязательному исполнению.
Необходимо также учитывать, что отдельные вопросы стандартизации алкогольной продукции регулируются также положениями Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», однако данный Закон в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О техническом регулировании» применяется только в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании».
К ведению Российской Федерации относится также установление технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.