В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1).
Эти знаменитые начальные строки Евангелия от Иоанна знают, наверное, все образованные люди. О чем здесь иносказательно говорится? Можно предположить, что Слово – это Божественная программа, Божественные законы, по которым развивается вся наша Вселенная и все ее обитатели, в том числе человек. Перед тем как сотворить материальный мир, Всевышний Творец должен был придумать и создать Законы как некую внешнюю управляющую, направляющую и контролирующую силу, довлеющую над материей.
В первой книге Библии, именуемой Бытие, повествуется о сотворении Богом материальных объектов нашего мира – звезд, планет, Солнца, земной природы, а также живых существ. Но перед этим непосредственным актом сотворения мира Творец явил Слово Божие – как Закон для всех его будущих обитателей. Этот Закон включает в себя как законы физического мира, например такие, как закон всемирного тяготения, так и законы духовного развития, которые впоследствии были ниспосланы людям в качестве Божественных заповедей.
Через эти законы, через это Слово Божие все «начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1:3). Данные Божественные законы управляют нашим материальным миром каждую секунду, каждый миг. Об этом во время своего пришествия на Землю так выразится Иисус: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф 10:29). Данные слова отражают действие закона всемирного тяготения, который функционирует по воле Всевышнего Творца.
Точно так же действуют и другие физические законы. Но нас интересуют прежде всего законы духовного развития. Мы можем ничего не знать о них, можем их игнорировать, но они все равно будут работать и будут оказывать на нас свое доминирующее влияние. От данных законов невозможно убежать никуда – ни в пустыню, ни в тайгу. Законы развития души невозможно отменить на время или как-то ослабить их действие. Этим законам можно только или следовать, или их нарушать и пожинать потом плоды своих правонарушений.
Итак, в начале было Слово, то есть Закон Божий. Затем, согласно первой главе первой библейской книги Бытие, был сотворен материальный мир – Вселенная, звезды, Солнце, небо… После этого была создана земная природа, в том числе, растения и деревья, а затем, по велению Творца, на Земле появляются живые существа – рыбы, птицы, пресмыкающиеся и животные. И, наконец, в финале творения, Бог создает человека…
Каждому виду живых существ, по замыслу Всевышнего, изначально была предназначена своя роль, своя задача на Земле. Так, рыбам и птицам было сказано: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт 1:22). Что касается людей, то первый человек – Адам, был поставлен следить за райским садом, возделывать его и хранить его. В качестве помощника для Адама Бог создал жену – Еву. Людям было поручено владычествовать над рыбами, птицами, скотом и над всей Землею, а также, как и другим живым существам, им было велено плодиться и размножаться (Быт 1:28). При этом Бог дает человеку первую ограничительную заповедь:
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:16–17).
Какие выводы можно сделать из этих начальных глав библейского повествования? Какой закон можно назвать первым и самым главным для всех сотворенных живых существ, в том числе для человека? Представляется, что этот наиважнейший закон можно определить как Закон Послушания Богу. Все живые существа, как клетки Единого Организма, должны работать во благо всего Организма и выполнять поставленные перед ними задачи. Перед любым своим действием человек должен сначала подумать о своем Всевышнем Создателе, а затем исполнить то, что ему предначертано согласно замыслу Творца.
«Да будет воля Твоя на Земле, как на Небе» – эта строка из молитвы «Отче наш» является выражением Закона Послушания Богу и олицетворяет суть должных взаимоотношений между творением и Творцом.
Закон Послушания Богу является настолько важным, что без его исполнения на Земле не будет никакого порядка и очень быстро во всем мире воцарится хаос. Данный Закон является определяющим не только для человека и других обитателей Земли, но и для всех разумных живых существ, в том числе ангелов. И даже Иисус в ночь накануне своего ареста, вознося молитву Отцу Небесному и прося избавить его от чаши страданий, добавляет: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22:42).
Таким образом, согласно Закону Послушания Богу, воля всех живых существ подчинена Сотворившему их Всевышнему Богу. Это естественно, разумно и справедливо. Но какие еще духовные законы действуют в нашем материальном мире? Что еще можно почерпнуть из начальных глав самой первой книги Библии?
Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии (Иак 1:25).
Итак, самым главным законом для всех сотворенных живых существ является Закон Послушания Богу. Другим важнейшим законом, действующим во всех Божественных мирах, является Закон Свободы Выбора.
Исходя из смысла библейских строк о сотворении человека, Бог не создает людей как рабов для своих нужд. Всевышний дает людям власть над другими обитателями Земли, поручает им возделывать райский сад и дает свободу во всем остальном.
Эта свобода, в частности, заключается в том, что люди могут либо, следуя Закону Послушания, трудиться, ухаживая за райским садом, либо, нарушая этот Закон, лениться и ничего не делать. Они могут также либо избегать вкушения плодов с запретного дерева, либо попробовать эти плоды. То есть, дав людям жизнь, работу и варианты действий, Бог предоставляет им полную свободу выбора того или иного пути.
Конечно, Всемогущий Творец мог бы поступить иначе – Он мог окружить людей надсмотрщиками в виде каких-либо демонических существ. Он также мог обнести запретное дерево высоким забором с колючей проволокой под электрическим напряжением или поставить у него ангела с мечом в качестве охраны. Но тогда люди не были бы свободными существами. Они были бы подобны роботам или животным в клетке. Управлять такими людьми было бы намного проще, но тогда люди бы не имели любви к своему Создателю, ведь только свободное существо может любить. Именно поэтому Бог предоставляет людям свободу…
Что случилось дальше, знают все, кто читал Библию. Не будем во всех подробностях пересказывать историю грехопадения людей. Нас интересуют сокрытые в Священном Писании Законы Бытия и ответственность за их нарушение.
Итак, люди нарушают самый главный закон – Закон Послушания Богу. Какие же последствия для них имело это печальное событие? Об этом говорится на страницах следующих глав книги Бытия. Когда Адам и Ева преступают запрет Бога на вкушение плодов с древа познания добра и зла, они теряют рай и попадают в мир, где их ждут многие трудности, лишения и скорби (Быт 3:15–19).
Учение Церкви говорит также о первородном грехе как о некой наследственной греховной порче, которая якобы распространилась от Адама и Евы на все человечество, но поскольку в Библии об этом нигде не упоминается, мы не будем останавливаться на этом скользком моменте. Люди нарушают Закон Послушания Богу и получают жизненные трудности. Это можно назвать проявлением действия Закона Воздаяния, автоматически вступающего в силу в ответ на совершение людьми правонарушений. Но почему действие Закона Воздаяния оказалось столь суровым?
Читая строки о наказаниях, которые Бог назначает человеку за несколько съеденных фруктов, можно подумать о чрезмерной жестокости Всевышнего Создателя. Но дело вовсе не в жестокости Бога. Дело в разумном устройстве Вселенной и четкой работе законов мироздания, которые не допускают никакого хаоса. Если клетка не подчиняется организму, она подлежит уничтожению. В данном случае за нарушение Закона Послушания люди были обречены на изгнание, что на самом деле является довольно мягким наказанием.
Закон Воздаяния можно отнести к проявлению действия другого закона – Закона Причинно-Следственной Связи, а точнее, к его отрицательной форме. Положительной формой данного закона будет Закон Поощрения, вступающий в силу в результате соблюдения людьми Божественных заповедей.
Согласно последующему библейскому повествованию, Бог неоднократно являлся избранным праведникам, то есть людям, соблюдающим Закон Послушания, и вознаграждал их различными благами. Так, Всевышний явился к Аврааму и после проверки его на послушание даровал ему бесчисленное потомство. На основании того же Закона Поощрения праведный Ной со своим потомством был спасен во время Всемирного потопа, а праведный Лот был выведен из обреченного на уничтожение Содома.
Таким образом работает Закон Причинно-Следственной Связи – послушные Богу люди получают поддержку и спасение, а непослушные обрекают сами себя на несчастья, страдания, болезни и смерть. И в этом заключена великая мудрость нашего Создателя, воплощенная в законах духовного мира и отраженная в известном библейском изречении: «Что посеешь, то и пожнешь». Что же конкретно надо сеять, какие качества, помимо послушания, необходимо взращивать в своей душе и с какими недостатками следует бороться, чтобы заслужить Божественные милости в виде разного рода поощрений? Об этом говорят другие Законы Бытия, завуалированные в заповедях, ниспосланных праведному Ною.
Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию (Быт 9:6).
Так говорит Господь Бог праведнику Ною, спасенному после Всемирного потопа. В этих строках отражается действие следующего Закона Бытия – Закона Непричинения Вреда, а за его нарушение тут же дается указание на возмездие, положенное согласно Закону Воздаяния. И в этом также заключена высшая справедливость.
Праведный Ной и его потомки заслуживают поощрения – им дозволяется мясная пища: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу» (Быт 9:3), но при этом людям запрещается вкушать мясо с кровью: «Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт 9:4). В данной заповеди о еде отражено действие еще одного Закона Бытия – Закона Умеренности и Самоограничения.
Впрочем, можно сказать, что указанный закон был дан людям еще в райском саду, когда Бог объявил им о запрете на вкушение плодов с древа познания добра и зла. Этот же закон отражается в следующих словах Бога, которые Творец обращает к Ною: «Господь благословил: вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (Быт 9:7). То есть Всевышний благословляет продолжение человеческого рода, а все иные половые отношения между людьми, не ведущие к продолжению рода, являются запретными.
Таким образом, согласно первым главам книги Бытия, можно констатировать, что сначала людям были обозначены четыре базисных закона духовного мира: Закон Послушания Богу, Закон Свободы Выбора, Закон Умеренности и Самоограничения и Закон Непричинения Вреда.
В зависимости от выбора людей, вступал в действие еще один закон – Закон Причинно-Следственной Связи, проявляющийся в двух формах – в форме Закона Воздаяния (отрицательная форма) и в форме Закона Поощрения (положительная форма), ведущих человечество по разным путям развития.
Дальнейшая судьба человечества складывалась в зависимости от того, насколько четко люди соблюдали указанные базисные законы. Об этом подробно говорится на страницах следующих глав книги Бытия. Мы не будем пересказывать их содержание. Наше исследование посвящено выявлению отраженных в библейском тексте Законов Бытия, дабы наконец понять, нарушением какого Божественного закона является коррупция и каковы бывают последствия у этого пагубного явления.
Поэтому оставим Бытие и перенесемся во времена великого еврейского пророка Моисея, получившего на горе Синай новую «порцию» Божественных законов. Эти законы даются людям уже не в завуалированном виде, как это было в предшествующие эпохи, а ниспосылаются в виде конкретных заповедей, начертанных на каменных скрижалях. Но перед исследованием самих заповедей зададим себе следующий вопрос: почему появилась необходимость прямого Божественного Откровения?
Дело в том, что после изгнания людей из рая прошло довольно много времени. Если прародители человечества – Адам и Ева – видели Бога в раю, общались с Ним, знали Его Облик, Его чувства, ощущали Его любовь, то их потомки со временем утратили это чувство.