В небольшом домике у опушки дремучего леса жила-была семья: бабушка, мама и маленькая девочка.
Бабушку звали Морошина. Она была очень старенькая и очень добрая. Целыми днями она сидела на крылечке и вязала тёплые варежки и носочки, красивые салфеточки и одеяльца и носила их на продажу в соседнюю деревню.
Маму девочки звали Морошка. Она все дни проводила в заботах о своей семье – прибирала в доме, стирала, варила вкусные завтраки, обеды и ужины. А ещё ходила в лес за хворостом, чтобы зимой в их домике было тепло.
А девочку звали Морошинка. И она была у мамы основной помощницей – носила маленькими ведёрками воду из ручейка, что протекал недалеко от их дома, поливала грядки с овощами, пасла на лужайке двух непослушных козочек. А в свободное время играла с котёнком Мурзиком и щенком Тяпкой.
Зимой снег заметал их домик так, что видна была только крыша. И не было возможности выйти на улицу. Но в доме было тепло и уютно. Вся семья собиралась у печки, и бабушка рассказывала сказки и истории, которых знала великое множество. А ещё они все вместе читали книжки, рисовали или играли с котёнком и щенком.
Когда наступала весна и таял снег, Морошинка пускала в ручейке кораблики и гуляла на лужайке возле дома.
Лето приносило свои хлопоты и заботы: поливать огород, собирать грибы и ягоды, варить компоты и варенье – готовить запасы на зиму.
Но вот однажды тёплым летним днём, когда мама и бабушка ушли по своим делам, Морошинка вдруг поняла, что не знает, чем ей заняться. Всё, что мама поручила, она уже сделала: полила грядки с морковкой и огурчиками, развесила на веточках деревьев бельё, что мама постирала, покормила козочек, кота и щенка.
Что бы ещё поделать?.. Скучно просто так сидеть.
Попался ей на глаза сарайчик, что стоял у забора.
«Пойду-ка я посмотрю, что там хранится. Вдруг что-нибудь интересненькое найду», – подумала Морошинка.
Зашла Морошинка в сарай, а там чего только нет: лопаты, метёлки, колёса, вещи разные непонятные. А в стороне, в самом дальнем уголке, стоят саночки – маленькие, лёгонькие, цветочками алыми расписанные.
Обрадовалась Морошинка находке, вытащила саночки во двор, на солнышко. Стоит – саночками любуется.
И вспомнилась ей та сказка, что бабушка Морошина зимой рассказывала. Про девочку Снегурочку, что любила на саночках волшебных по сугробам кататься.
«И ничего, что на дворе лето, – подумала Морошинка, – я только посижу немного».
Села она на саночки – удобно-то как! Припомнила, что в сказке Снегурочка слова волшебные говорила. А слова не простые, нельзя ни единой буковки перепутать.
И сказала, как запомнила:
– Марики-барики, ехали комарики!
А саночки-то взяли, да сразу и поехали. Да так быстро, что не успела Морошинка и глазом моргнуть, как перепрыгнули они через болотце, через ручей, и уже неслись по тропинке, что вела к лесу.
– Ой, что же я наделала?.. Надо, пока не поздно, обратно поворачивать, – загоревала Морошинка.
А как повернуть, как остановить саночки, не помнила Морошинка.
А саночки бегут всё дальше и дальше… Что же делать?
Вдруг саночки с разбегу влетели в болото и встали как вкопанные. Прямо перед ними из воды торчала большая разлапистая коряга.
Обрадовалась Морошинка, что саночки остановились, но вот новая беда – как из болота выбраться?
Вдруг коряга задвигалась, зашевелилась, и Морошинка увидела, что это и не коряга вовсе, а чудище болотное – руки-крюки, на голове вместо волос ряска болотная, а глаза – как два блюдца, да ещё и крутятся в разные стороны. Страшно Морошинке.
А чудище спрашивает голосом скрипучим:
– Кто тут бултыхается в моём болоте, спать мне мешает?
– Это я, Морошинка, – ответила девочка. – Простите, пожалуйста, я случайно у вас в болоте оказалась. А как теперь домой вернуться – не знаю… Меня там, наверно, уже мама и бабушка потеряли. Ищут, беспокоятся. Может, вы мне дорогу покажете?
– А твою бабушку, случайно, не Морошина зовут? – спросило чудище.
– Да, Морошина. А мама – Морошка. А я – Морошинка. А откуда вы бабушку мою знаете?
– Ну, мы с твоей бабушкой старые знакомые. Можно сказать, друзья. Неужели она тебе обо мне не рассказывала? – удивилось чудище.
– Бабушка обо всех друзьях мне рассказывала – о дядюшке Лешем, о дедушке Водяном, о подружках Кикиморах. Только я думала, что всё это сказки.
– А вот и не сказки. Я и есть дедушка Водяной.
– А разве вы в болоте живёте? Я думала, что в речке или в море.
– Я везде живу – в речке, в море, в ручейке и даже в луже. Везде, где вода есть. А в болоте я отдыхаю. Тихо здесь, спокойно. Только комары пищат. А лягушки песни поют, меня убаюкивают. Вот и удивился я, что кто-то к нам в такую глушь заявился, спать мне помешал.
– Я не сама, это саночки меня сюда завезли, – сказала Морошинка. – Вы извините меня, дедушка Водяной, и помогите мне, пожалуйста, домой вернуться.
– У тебя ведь саночки волшебные. Скажи слова заветные – они тебя и отвезут, – сказал Водяной.
– Да я забыла, что надо сказать, испугалась очень, – заплакала Морошинка.
– Ну ладно, не плачь, – сказал Водяной. – Давай-ка я тебя отвезу к Лешему. Он свой лес хорошо знает, может, и домой отведёт.
И потащил Водяной саночки с Морошинкой через болото. Ох, и натерпелась страху Морошинка! Водяной дорогу не выбирал – пни и коряги, из воды торчащие, цепляли саночки ветками, пузыри водяные всплывали и громко лопались, пугая девочку.
А ещё из-за пней и кочек болотных выглядывали какие-то зелёные страшилища и корчили ужасные рожи.
– Дедушка Водяной, а почему эти зелёные меня пугают? Я ведь им ничего плохого не делала.
– А это и есть Кикиморы, подружки твоей бабушки. Они сами тебя боятся, вот и стараются тоже напугать.
– Не бойтесь меня, я внучка бабушки Морошины. Я вас не обижу! – крикнула Морошинка.
– Хи-хи-хи, – подали голос Кикиморы. – Вовсе мы и не боимся тебя. Мы тебя попугать хотели, да видим, что ты не боишься. А хочешь, давай с нами поиграем – в прятки или в салочки. Мы очень играть любим!
– Дедушка Водяной, можно мне с ними немного поиграть? – спросила Морошинка.
– Что ты, девочка! Это для Кикимор болото – дом родной, а ты, если с саночек слезешь, из болота не выберешься.
– Извините, уважаемые Кикиморы, – сказала Морошинка, – мне очень хотелось бы с вами поиграть, да некогда, домой надо торопиться. Меня мама и бабушка ждут.