Прошло уже более 50 лет со времени первой пилотируемой экспедиции американских астронавтов на Луну. На ее поверхность ступили Н. Армстронг и Б. Олдрин.
Даже спустя пол столетия это событие кажется невероятным и тревожит воображение.
В Советском Союзе также велись работы по лунной программе, но они остались незавершенными и были закрыты. Об этом написано достаточно. Пишут непосредственные участники событий, специалисты и историки, любители, неравнодушные к космосу и ищущие самовыражения на сайтах и форумах интернета.
По утверждениям психологов люди не знают всего, что отложилось в их памяти по жизни. Они знают то, что вспомнили сейчас, продуцируя прошлое его видением сейчас, в отличие от того, каким оно было тогда.
Поэтому в воспоминаниях и мемуарах, вне зависимости от целей, точек зрения и пристрастий авторов, присутствуют, одновременно, правда, полуправда и неправда. В разной степени, но присутствуют. Это неизбежно.
Летом 2019 г. я отправил по e-mail в газету «Военно-промышленный курьер» отрывочные воспоминания об участии в работах по лунной программе.
Мне позвонили через два часа, сообщив, что напечатают только фрагменты, связанные с фактами работ по модернизированному лунному кораблю, добавив, что об этом почти нет публикаций в печати.
Хотелось, чтобы напечатали все, а напечатали фрагменты, объяснив это газетным форматом. Прочитав статью, я принял ситуацию за благо.
Я чувствовал бы себя некомфортно, напечатай они все. Ума хватило понять, что к написанию чего-либо, как и к любой работе, следует относиться ответственно и уж точно не в суе.
Когда читаешь добросовестные мемуары реальных участников событий, свидетелем которых довелось оказаться, возникает персональное отношение к обстоятельствам, обстановке и людям той поры.
Перечитав доступные источники, я попытался еще раз записать все, что помнил. Что-то изменил, многое добавил. Работа оказалась не простой, но уже не отпускала и по-своему разнообразила жизнь.
Возможно, я с излишней иронией отнесся к очень серьезным вещам, но мир не совершенен, а уж человек в нем тем более.
Если же серьезно, то остается процитировать нашего классика.
Человек – это звучит гордо!