ICAO Annual Digest of Aircraft Accidents, 1974, № 20, Montreal.
Эшелон – высота полета самолета. Эшелоны используются для того, чтобы упорядочить воздушное движение и избежать столкновений между самолетами на одной и той же трассе.
Угол атаки – это угол между направлением, в котором движется самолет, и его крылом. Чем больше этот угол, тем больше подъемная сила, но, если угол станет слишком большим, самолет может потерять подъем и начать падать.
Тангаж – это вращательное движение самолета вокруг его поперечной оси, которое изменяет угол наклона носа самолета вверх или вниз. Проще говоря, тангаж определяет, поднимается или опускается нос самолета относительно горизонта. Этот маневр контролируется стабилизатором и рулями высоты.
Сваливание – это когда самолет теряет подъемную силу и начинает падать. Сваливание может произойти, если самолет летит слишком медленно или под слишком большим углом к потоку воздуха, когда крылья не могут поддерживать самолет в воздухе и он начинает терять высоту.
На современных тяжелых транспортных самолетах тряску штурвала включает автоматика при приближении самолета к скорости сваливания для предупреждения пилотирующего летчика об опасности.
Плоский штопор – это опасное состояние, при котором самолет вращается вокруг своей вертикальной оси, теряя управляемость.
Помпаж – это нарушение нормальной работы реактивного двигателя, когда воздушные потоки внутри него начинают двигаться неправильно. Это сопровождается небольшими взрывами внутри двигателя, появлением дыма, сильной вибрацией и резким снижением тяги.
Руководство по летной эксплуатации (РЛЭ) является одним из документов, всегда находящихся на борту воздушного судна.
Спонтанная раскрутка – это самопроизвольная раскрутка компрессора двигателя, свидетельствующая о дефекте системы турбозапуска (когда воздух для раскрутки компрессора подается от вспомогательной силовой установки).
Вспомогательная силовая установка (ВСУ) – это небольшой двигатель, используемый для обеспечения самолета электроэнергией, сжатым воздухом и гидравлическими системами, когда основные двигатели не работают.
Глиссада – траектория полета летательного аппарата, по которой он снижается непосредственно перед посадкой.
Ершов В. В. Аэропорт 2008. Москва: Эксмо, 2008. 352 с.
Кабрирование – это маневр, при котором самолет поднимает нос вверх и начинает лететь на более крутом угле относительно горизонта.
В авиации взлетно-посадочные полосы обозначаются по округленным курсам захода на посадку с каждого торца, в данном случае курс 10 означает 102,5˚, а 28 – 283,5˚.
Курсо-глиссадная система (КГС или ILS) – это радионавигационная система, используемая для точного захода самолетов на посадку. Она обеспечивает пилота информацией о курсе (для выравнивания по центру взлетно-посадочной полосы) и глиссаде (для поддержания правильного угла снижения).