Задачи и вопросы данного раздела посвящены освоению таких базовых категорий бюджетного права, как бюджет, бюджетное устройство, бюджетная система Российской Федерации. Продолжает оставаться дискуссионным вопрос о правовой природе акта о бюджете (например, некоторые авторы не относят его к правовому акту, а считают актом управления), поэтому студентам рекомендуется изучить имеющиеся в научной литературе авторские позиции и сделать собственные выводы.
Данный раздел также направлен на систематизацию представлений о бюджетной системе и ее принципах. Рекомендуется обратить внимание на существующие в научной литературе мнения (например, Н. А. Шевелевой, В. М. Ведяхина, Н. М. Добрынина) об унитарной природе бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетное устройство унитарных государств характеризуется наличием единого государственного бюджета и в значительной степени зависимых от него местных бюджетов. Студентам необходимо, изучив нормативный и научный материал, сделать собственные заключения.
Поскольку элементами состава бюджетной системы Российской Федерации являются бюджеты внебюджетных фондов России, постольку раздел включает задания и задачи, направленные на закрепление знаний об этих фондах. Помимо нормативных правовых актов, регулирующих деятельность внебюджетных фондов Российской Федерации, студентам рекомендуется изучить соответствующие законы о бюджетах каждого из этих фондов.
Отношения, связанные с образованием, перераспределением и использованием публичных фондов денежных средств, являются предметом бюджетного права, поэтому студентам необходимо изучить понятие бюджетных правоотношений и выявить их специфику.
Вопросы
1. Что такое бюджетная система?
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
2. Как соотносятся понятия «бюджетная система Российской Федерации» и «бюджетное устройство Российской Федерации»?
Бюджетная система является структурным элементом бюджетного устройства, легального определения которого в Бюджетном кодексе РФ на сегодняшний день нет. Вместе с тем, анализируя раздел первый данного кодифицированного акта, можно утверждать, что «бюджетное устройство Российской Федерации»1 – более широкое понятие, ибо включает в себя не только бюджетную систему Российской Федерации, но и бюджетную классификацию, а также принципы бюджетной системы.
3. Чем отличается бюджетная система федеративного государства от бюджетной системы унитарного государства?
Бюджетная система федеративного государства трехуровневая и состоит из государственного федерального бюджета, бюджета субъектов Федерации и местных бюджетов.
Бюджетное устройство унитарных государств характеризуется наличием единого государственного бюджета и местных бюджетов. Местные бюджеты обладают отдельными признаками самостоятельности при преобладании жесткой финансовой зависимости от государственного бюджета. Унитарная бюджетная система существует в Испании, Италии, Китае, Белоруссии, Украине.
4. В каких аспектах рассматривается бюджет?
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджет – термин английского происхождения (budget), который означает «кожаный мешок». Когда палата общин в Англии в XVI–XVII веках утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета – позже название портфеля было перенесено на сам документ. С конца XVII века бюджетом стал называться документ, содержащий утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства2.
В настоящее время бюджет понимается в трех аспектах: материальном, экономическом и правовом.
С материальной точки зрения бюджет рассматривается как централизованный денежный фонд, формируемый в масштабах конкретного публично-территориального образования (государства, муниципального образования) и предназначенный для обеспечения выполнения задач, стоящих перед таким публично-территориальным образованием и осуществляемых им функций3.
С экономической точки зрения бюджет – это совокупность экономических отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общезначимых задач государства и муниципальных образований и выполнения функций соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления4.
В правовом смысле бюджет – это закон, разработанный в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством РФ, рассмотренный и утвержденный Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ5.
В зарубежных странах сложилось два подхода к закону о бюджете в зависимости от используемой в стране правовой системы – англосаксонской или континентальной. В континентальном праве бюджет, как правило, объединяет в себе доходную и расходную части и принимается в виде единого законодательного акта. (Так, например, ст. 110 Основного закона ФРГ констатирует, что «все доходы и расходы Федерации должны включаться в бюджет»). В англосаксонских странах (Великобритания, Индия, Канада) билль об ассигнованиях (расходная часть бюджета) и финансовый билль (по доходной части) обсуждаются и принимаются парламентом отдельно6.
5. Какие процессуальные особенности закона о бюджете вы можете назвать?
Процессуальные особенности закона о бюджете заключаются в следующем:
а) разрабатывается проект закона о бюджете и представляется Государственной Думе РФ исключительно органами исполнительной власти. В то время как принятие других законов, в соответствии со ст. 104 Конституции РФ, может инициироваться Президентом РФ, Советом Федерации, Верховным Судом РФ и др.;
б) законодательный процесс, в результате которого принимается закон о бюджете, урегулирован Бюджетным кодексом РФ;
в) принятый Государственной Думой закон о бюджете подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ;
г) принимается закон о бюджете на один год и плановый период; исполняется органами исполнительной власти; порядок исполнения урегулирован разделом VIII Бюджетного кодекса РФ;
д) для контроля за исполнением закона о бюджете создан специальный орган – Счетная палата РФ7.
6. К какому типу правовых актов (индивидуальных или нормативных) относится закон о бюджете?
В современной финансово-правовой литературе не раз указывалось, что ежегодно принимаемый закон о бюджете на предстоящий финансовый год – ярко выраженный смешанный акт, в котором одновременно закреплены нормативные и индивидуальные предписания8.
7. Что такое консолидированный бюджет?
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Консолидированные бюджеты не составляются, не утверждаются и не исполняются, представляя собой лишь отчет, объединяющий результаты исполнения бюджетов всех трех уровней.
8. Что такое бюджет «брутто», бюджет «нетто»?
В основе деления бюджетов на брутто и нетто положен способ формирования расходов. Бюджет-нетто представляет собой бюджет, очищенный от расходов на организацию бюджетного процесса, а бюджет-брутто – такой бюджет, расходы которого включают в себя все без исключения ассигнования. Данное подразделение не имеет практического значения, на сегодняшний день все бюджеты формируются по принципу «брутто» и содержат такой обязательный раздел, как расходы на государственное (муниципальное) управление. На самом деле трудно выделить из бюджета часть, которая касается непосредственно расходов на организацию бюджетного процесса, мобилизацию налогов, финансовый контроль9.
9. Какие бюджеты называются многолетними, годовыми и дробными?
Деление бюджетов на годовые и многолетние происходит в зависимости от срока их действия.
Для Российской Федерации в основном были характерны годовые бюджеты. Сейчас введен принцип «скользящей трехлетки», в соответствии с которым основные показатели бюджета утверждаются сроком на три года, а основой следующего трехлетнего бюджета являются показатели ранее утвержденного бюджета на второй и третий годы трехлетнего периода с добавлением к ним проектировок нового третьего года10.
Дробные бюджеты – это бюджеты, принимаемые на три месяца и полугодие, как правило, в случае тяжелого финансового положения в стране. Так, во Франции в 1947 г. экономическая и валютная неустойчивость была такова, что пришлось прибегнуть к квартальному бюджету11.
10. На каких принципах базируется бюджетная система РФ? Какое значение имеют принципы бюджетной системы?
Перечень принципов, на которых основано функционирование бюджетной системы Российской Федерации, закреплен в ст. 28 Бюджетного кодекса РФ. Это принципы:
а) единства бюджетной системы Российской Федерации;
б) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
в) самостоятельности бюджетов;
г) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
д) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
е) сбалансированности бюджета;
ж) результативности и эффективности использования бюджетных средств;
з) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
и) прозрачности (открытости);
к) достоверности бюджета;
л) адресности и целевого характера бюджетных средств;
м) подведомственности расходов бюджетов;
н) единства кассы.
В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений относится к бюджетным полномочиям Российской Федерации.
Нормативность принципов бюджетной системы позволяет правоприменителю руководствоваться ими в случае отсутствия конкретной правовой нормы.
11. Что такое бюджетная классификация?
В соответствии со ст. 18 Бюджетного кодекса РФ бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 19 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная классификация Российской Федерации включает:
• классификацию доходов бюджетов;
• классификацию расходов бюджетов;
• классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
• классификацию операций публично-правовых образований (далее – классификация операций сектора государственного управления).
12. Что такое государственные внебюджетные фонды? Какие виды государственных внебюджетных фондов предусмотрены законодательством? На финансирование каких расходных обязательств направлена их деятельность?
Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное и социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи12.
Законодательством предусмотрено создание следующих государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ.
Бюджеты этих фондов, так же как федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации и ее субъектов. Однако, в отличие от расходных обязательств «общего» характера, исполняемых за счет традиционных бюджетов, расходные обязательства, обеспечиваемые финансовыми средствами государственных внебюджетных фондов, носят строго целевой характер, специфический для каждого фонда13.
Например, средства Пенсионного фонда РФ направляются на: выплату в соответствии с действующим законодательством государственных пенсий; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и т. д.14
За счет средств Фонда социального страхования РФ обеспечивается выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг. Средства данного фонда направляются также на оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и в санаторно-курортные учреждения в государствах – участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание и т. д.15
Структура расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования включает в себя здравоохранение, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и в послеродовом периоде, субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, социальную политику и иные расходы16.
13. На основе каких нормативных правовых актов действуют государственные внебюджетные фонды?
Государственные внебюджетные фонды действуют на основе Бюджетного кодекса РФ (глава 17), ежегодно принимаемых законов о бюджетах данных фондов, закона о страховых взносах17.
Кроме того, правовое положение каждого из фондов урегулировано отдельными нормативными правовыми актами18.
14. Относятся ли страховые взносы, подлежащие уплате во внебюджетные фонды, к налогам? Какой орган осуществляет контроль за их уплатой?
Страховые взносы, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды, относятся к обязательным платежам, но налогами формально не являются, Налоговый кодекс РФ не признает их таковыми.
Закон о страховых взносах, предусматривая сроки и порядок уплаты данных платежей, ответственность за их неуплату, единого понятия страховых взносов19 не содержит.
Вопрос о правовой природе страховых взносов был предметом исследования работ многих авторов20, и некоторые из них сделали вывод о налоговой природе страховых платежей21.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ, контроль осуществляют Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы (ст. 3 Закона № 212-ФЗ о страховых взносах).
15. Что такое бюджетное право?
Бюджетное право – это подотрасль финансового права, имеющая свой предмет регулирования, в качестве которого выступают отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств, составляющих государственные и местные бюджеты22.
Легальное определение бюджетных правоотношений содержит статья 1 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с ней к бюджетным правоотношениям относятся:
• отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
• отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Задания и задачи
Задача 1
На занятии, посвященном бюджету и бюджетному праву, студент Иванов высказал мнение о том, что федеральный закон о бюджете, принятый на очередной финансовый год, обладает юридической силой, равной юридической силе других законов, которые устанавливают права и обязанности субъектов, обязательства государства.
Студент Петров, напротив, настаивал на верховенстве (после Конституции РФ) закона о бюджете над иными законами. По мнению студента, нормы данного финансового закона могут изменять ранее принятые нормативные правовые акты либо приостанавливать их действие. В обоснование своей позиции Петров назвал Федеральные законы о федеральном бюджете на 2006, 2007 и 2008 годы, положения которых приостанавливали действие ряда нормативных правовых актов23.
Вопросы: Каким образом соотносятся законы (решения) о бюджете с другими законами? Какова позиция Конституционного Суда РФ по вопросу о том, является ли закон о бюджете законом особого рода по отношению к другим нормативным правовым актам? Какой нормативный правовой акт подлежит применению в случае недостаточной финансовой обеспеченности в текущем финансовом году положений Федеральных законов, принятых ранее?
Задание 2
Проанализируйте положения Закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Найдите нормативные и индивидуальные предписания, прогнозируемые показатели и показатели, обязательные для исполнения. Сделайте вывод о правовой природе акта о бюджете. Изучите мнения Г. Жеза, А. А. Алексеева, Д. Л. Комягина, Г. Еллинека, А. Г. Пауля по данному вопросу.
Задание 3
Подготовьте сообщение на тему «Понятие и источники бюджетного права зарубежных стран».
Задание 4
Подготовьте сообщение на тему «Принципы бюджетного права зарубежных стран». Традиционно в зарубежной юридической науке выделяют следующие основные принципы: сбалансированности, ежегодности, единства, универсальности бюджета и специализации кредитов, обязательного облечения бюджета в форму законодательного акта. Раскройте каждый принцип и сделайте вывод о том, соответствуют ли принципы бюджетного права зарубежных стран принципам бюджетного права России.
Задача 5
Прокурор города обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим решения Городской думы от 16 марта 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в решение Городской думы от 19 декабря 2008 г. «О бюджете муниципального образования Город на 2009 год».
Исковые требования мотивированы тем, что Городской думой принято решение, которое вносит изменения в прекративший свое действие правовой акт.
Представитель Городской думы Иванова заявленные требования не признала, пояснив, что решение Городской думы принято в установленном порядке и в пределах полномочий представительного органа муниципального образования Город. Согласно ст. 31 Бюджетного кодекса, органы местного самоуправления наделены правом самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Кроме того, бюджетное законодательство не содержит прямого запрета на возможность внесения изменений в решение о бюджете после окончания финансового года.
Представитель Городской думы Петрова также заявленные требования не признала, пояснив, что, учитывая сроки предоставления финансовой помощи из бюджета Республики, внесение поправок в бюджет муниципального образования Город до конца 2009 (финансового) года было технически невозможным, поэтому указанные поправки были внесены решением Городской думы в 2010 г.
Вопрос: Оцените доводы сторон. Противоречит ли принятое решение бюджетному законодательству? Какое решение примет суд?
Задача 6
ООО «Люкс», заполняя платежное поручение на уплату налога на добавленную стоимость, допустило ошибку в указании кода бюджетной классификации, уплатив налог по коду, присвоенному налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет. В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ налог на добавленную стоимость зачисляется в полном объеме в доходы федерального бюджета. Поэтому налоговый орган решил, что ошибочные действия организации привели к недоимке по данному налогу, и начислил обществу пени и штрафные санкции. По мнению организации, налоговый орган поступил незаконно, поскольку, несмотря на ошибку, денежные средства, которые «предназначались» на уплату НДС, поступили в бюджет и налог фактически был уплачен.
Вопросы: Являются ли действия налогового органа законными? С какого момента налог считается уплаченным? Что такое бюджетная система? Какое значение имеет бюджетная классификация? По какому пути идет судебная практика, рассматривая подобные казусы?
Задача 7
У ООО «Лютик» имеется большая задолженность по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Организация не располагает денежными средствами для ее погашения.
Вопросы: Каким нормативным правовым актом урегулирован порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды? Предусмотрена ли возможность уплаты взносов путем обращения взыскания на недвижимое имущество организации? Какой орган принимает решение о взыскании задолженности по уплате страховых взносов путем обращения взыскания на имущество плательщика взносов?
Задача 8
ООО представило в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ. Однако банк своевременно не исполнил поручения из-за отсутствия необходимой денежной суммы на корреспондентском счете банка. Более того, вскоре у банка была отозвана лицензия на осуществление банковской деятельности. В связи с этим денежные средства так и не поступили в бюджет ПФР.
Вопрос: Является ли обязанность организации по перечислению страховых взносов в данном случае исполненной?
Задача 9
На территории Н-го автономного округа был принят Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Н-м автономном округе». В Законе были предусмотрены принципы бюджетной системы округа, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Так, были установлены меры, применяемые к нарушителям окружного бюджетного законодательства, ответственность за нецелевое использование средств окружного бюджета, полномочия органов, исполняющих окружной бюджет в области применения мер принуждения. А также порядок бесспорного списания средств у получателей бюджетных средств.
Вопросы: Какие принципы бюджетной системы нарушены данным Законом? Правомерно ли употребление термина «бюджетная система округа»? Каковы полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений?
Задание 10
Проанализируйте принцип самостоятельности бюджетов, закрепленный в ст. 31 Бюджетного кодекса РФ. Изучите другие положения данного кодифицированного акта, а также Налогового кодекса РФ и найдите примеры, исключающие абсолютную самостоятельность бюджетов.
Задача 11
Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Т. (управление) и главой муниципального района заключено Соглашение о взаимодействии по осуществлению государственного и муниципального земельного контроля. Данным Соглашением установлено, что глава муниципального района обеспечивает перечисление на лицевой счет управления 50 % административных штрафов, наложенных за нарушение земельного законодательства (по результатам деятельности управления).
Вопросы: Соответствует ли данное соглашение действующему бюджетному законодательству? Какой принцип бюджетной системы нарушен? Какое место занимает штраф в бюджетной классификации? В какой бюджет зачисляются суммы денежных взысканий (штрафов)?
Задание 12
Изучите положения Бюджетного кодекса и региональное законодательство о дорожных фондах. Ответьте на вопросы: обладают ли дорожные фонды признаками существовавших ранее целевых фондов; нарушает ли существование дорожных фондов такие принципы бюджетной системы, как единство бюджетной системы РФ, принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ?
Задача 13
Прокурор города обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации города, указав, что в бюджете города на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденном решением Городской Думы от 23 декабря 2011 года, не запланированы средства резервного фонда.
По мнению прокурора, планирование средств резервного фонда является обязанностью муниципального образования, прямо предусмотренной ст. 21, 32, 81 Бюджетного кодекса РФ. Отсутствие в бюджете средств резервного фонда может привести к неспособности органов местного самоуправления незамедлительно выделить денежные средства на финансирование непредвиденных расходов в случае чрезвычайных ситуаций на территории города.
Прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования принять меры по подготовке и разработке проекта изменений в решение Городской думы «О бюджете города на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», предусматривающего формирование резервного фонда в расходной части бюджета города, внести этот проект на рассмотрение Городской думы.
Представитель администрации города иска не признал.
Вопросы: Правомерна ли позиция прокурора?
Задание 14
Подготовьте сообщение на тему «Принцип сбалансированности бюджета» (раскройте следующие вопросы: что такое дефицит бюджета, профицит бюджета; какое научное мнение сформировалось в литературе относительно данных явлений; как принцип сбалансированности бюджета раскрывается в законодательстве зарубежных стран).
Задача 15
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения о понуждении принять меры, направленные на официальное опубликование сведений о ходе исполнения местного бюджета, о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления. В ходе судебного рассмотрения было установлено, что администрацией (в нарушение требований бюджетного законодательства) данные сведения официально опубликованы не были. По мнению администрации, в этом нет необходимости, поскольку соответствующие сведения размещены на стендах в местной библиотеке. Вопросы: Права ли администрация? Что означает официальное опубликование сведений об исполнении бюджета? Усматриваются ли в действиях администрации нарушения принципов бюджетной системы?
Задача 16
Государственное учреждение «Центр занятости населения Н-ского района» обратилось в Арбитражный суд К-кой области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Васильеву о взыскании суммы субсидии, предоставленной предпринимателю из средств областного бюджета на организацию предпринимательской деятельности.
В ходе судебного рассмотрения было установлено, что между учреждением и Васильевым заключен договор о предоставлении субсидии на содействие самозанятости безработных граждан. В соответствии с договором Центр занятости предоставляет за счет средств областного бюджета гражданину субсидию на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в соответствии с предоставленным бизнес-планом, а гражданин, в свою очередь, обязуется организовать предпринимательскую деятельность в соответствии с представленным бизнес-планом «Пчеловодство».
В соответствии с заключенным договором Васильев обязуется обеспечить целевое использование субсидии, документально подтверждать расходование средств, выделенных в виде субсидии.
Поскольку Васильев не предоставил своевременно необходимую документацию в подтверждение целевого использования данных средств, постольку учреждение усматривает в его действиях нарушение принципов эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств и считает необходимым привлечь к ответственности в виде возврата суммы субсидии в полном объеме. По мнению Васильева, несвоевременное предоставление необходимой документации не свидетельствует о нецелевом использовании субсидии. Вопросы: Прав ли предприниматель? В чем выражается нецелевое использование бюджетных средств? Кто несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств? Относится ли предприниматель к получателям бюджетных средств?
Задача 17
Сбербанком России и районным Отделением Управления Федерального казначейства по М-кой области (клиент) заключен договор. Предметом договора, в частности, является открытие клиенту счета в валюте Российской Федерации и осуществление расчетно-кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России. Полагая, что договор в силу ст. 168 ГК РФ является ничтожным, так как не соответствует требованиям действующего законодательства, прокурор обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным (ничтожным) заключенного договора банковского счета и применении последствий недействительности данной сделки в виде обязания Сбербанка России и Казначейства закрыть счет. По мнению прокурора, в данном случае отсутствуют обстоятельства, при наличии которых в силу п. 2 ст. 156 Бюджетного кодекса РФ кредитные организации вправе выполнять функции Банка России по обслуживанию счетов бюджетов, так как на территории М-кой области имеются 3 расчетно-кассовых центра Банка России и 5 полевых учреждений.
Вопросы: В каких случаях кредитные организации вправе обслуживать счета бюджетов? Что означают предусмотренные ст. 156 БК РФ понятия «соответствующая территория» и «невозможность выполнения учреждениями Банка России функций по обслуживанию счетов бюджета»? Что такое полевые учреждения Банка России? Содержит ли закон запрет на обслуживание полевыми учреждениями Банка России бюджетных счетов лиц, прямо не названных в соответствующей норме права?
Задача 18
На семинаре по финансовому праву студент Петров задал вопрос: вправе ли субъект РФ, например Красноярский край, создать собственное казначейство, которое будет осуществлять исполнение регионального бюджета и финансироваться за счет средств бюджета субъекта? Что вы могли бы ответить студенту?
Задание 19
На основе положений бюджетного законодательства определите, какое из учреждений – бюджетное или казенное – является получателем бюджетных средств. В чем еще заключаются отличия правового положения данных учреждений? Может ли получатель бюджетных средств иметь расчетный счет в коммерческом банке?
Задача 20
Прокурор Республики Т. обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений постановления Кабинета министров Республики Т. «Об утверждении Республиканской целевой программы сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в Республике Т. на 2009–2011 годы» (далее – постановление).
В обоснование своих требований прокурор указал, что пунктом 3 постановления органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить в установленном порядке муниципальные комплексные программы сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов.
Исходя из положений Республиканской целевой программы, источниками финансирования являются средства бюджетов муниципальных образований в конкретных установленных размерах – 15 000 тыс. рублей. В приложении к Республиканской целевой программе четко определены основные мероприятия и объем финансирования из бюджетов муниципальных образований Республики Т.