Я веду амбулаторные приемы в Третьей больнице Китасинагава в Токио. За свою врачебную практику успел поработать с тысячами пациентов, у которых наблюдались симптомы снижения интеллекта. Ко мне приходят люди, у которых возникают проблемы с когнитивными функциями мозга[1]. Опыт работы с такими пациентами помог мне четко осознать две важных вещи.
Не поймите меня неправильно, это вовсе не означает, что возрастные ухудшения неизбежны. Далеко не всегда старение неминуемо влечет за собой снижение интеллекта. Наоборот, я считаю, что ясность ума можно поддерживать до любого возраста, если правильно использовать свой мозг.
Итак, что же я имею в виду, когда говорю о том, что мозг со временем начинает работать хуже?
Около 13 миллиардов нейронов в нашем мозгу образуют невероятно сложную структуру, сеть. Благодаря этой сети мы можем осуществлять разнообразную, сложную деятельность высокого уровня, свойственную человеку. Но эта структура не может бесконечно функционировать хорошо, если ее работу не поддерживать. Так же, как и кости, и мышцы, мозг необходимо использовать, чтобы он не утрачивал работоспособность.
Нейроны мозга не имеют особого значения каждый по отдельности. Важна та сеть, которую они образуют, сгруппировавшись. Если человек не использует ее, она ослабевает и превращается в бессмысленный набор клеток. Это и приводит к различным нарушениям: значительному ухудшению памяти, мышления, внимания, проблемам в эмоциональной сфере и нарушению сознания. Все это – симптомы снижения интеллекта.
Мы можем запоминать информацию и извлекать ее из памяти, говорить и воспринимать речь на слух, понимать, размышлять, контролировать свои эмоции. Все это для нас – само собой разумеющиеся вещи. Нам кажется, что все эти умения существуют как бы сами по себе, но на самом деле они – плод ежедневных тренировок. Мы постоянно оттачиваем эти навыки, когда занимаемся необходимыми ежедневными делами. Часто человек перестает делать привычные вещи и не замечает, как у него начинают развиваться симптомы снижения интеллекта. В данном случае мы имеем дело не с физическими дефектами мозга. Это отличает подобное ухудшение интеллекта от деменции[2], которая бывает вызвана повреждениями мозга в результате травм или болезней. Хотя в данном случае физиологических повреждений мозга нет, какая-то одна его часть или несколько находятся как будто в спящем состоянии.
Риск деменции увеличивается с возрастом: чем старше человек, тем выше вероятность заболеть. А снижение интеллекта иногда происходит и в молодости. Примечательно, что в последние годы ко мне с такой проблемой стало обращаться все больше молодых людей в возрасте от 20 до 40 лет. Вероятно, это связано с глобальными изменениями в обществе.
Среда, в которой мы живем, постоянно дает нам информацию, стимулы, содержит изменения, на которые приходится реагировать. Под термином «среда» не подразумевается ничего особенного. Я имею в виду обычные события, которые происходят в жизни человека на работе, учебе и дома. К тому же я склонен считать, что таланты человека, которые, казалось бы, являются его врожденными особенностями, на самом деле тоже в значительной степени формируются окружающей средой. Не всегда среда дает нам возможность сбалансированно оттачивать нужные навыки. В современном мире очень многие жизненные факторы заставляют человека использовать возможности мозга только выборочно. Допустим, человек весь день работает за компьютером. Он сидит в офисе, его рабочее место отделено от соседнего перегородками, в ушах у него – наушники, через которые он слушает музыку. В основном, все общение работник ведет через электронную почту. Нужную информацию он ищет в интернете вместо того, чтобы пытаться вспомнить. Во всевозможных мыслительных операциях вроде счета он полагается на приборы. После работы он приходит домой и, не общаясь с семьей, смотрит телевизор и ложится спать. Если человек ведет подобный образ жизни, велика вероятность того, что его мозг напрочь лишен некоторых видов активности.
Вам может показаться, что ухудшение интеллекта происходит по какой-то особой причине, но это не так. Интеллектуальные способности могут начать снижаться, если этому способствует обстановка, а человек не компенсирует ее негативного воздействия. Обычно в такой ситуации оказываются люди, вышедшие на пенсию. У них вдруг появляются небольшие проблемы с речью, несмотря на то что они всегда были умны и сообразительны. Но и у молодых людей, которые очень усердно трудятся и всерьез увлечены работой, могут появиться проблемы, если они используют ресурсы мозга несбалансированно. Обычные люди попадаются в ловушки повседневной жизни и начинают постепенно «глупеть». Я знаю невероятно много таких примеров.
Удивительно, но многие люди не замечают постепенного ухудшения своих умственных способностей. Они, как всем известный «голый король», думают, что с ними все в порядке, а на самом деле постепенно перестают быть теми, кем были раньше. Такую опасность таит в себе снижение интеллекта. В большинстве случаев ко мне на приемы люди приходят уже на той стадии, когда симптомы настолько серьезны, что это плохо отражается на их работе или жизни. Часто их ко мне приводят родственники, которые заметили, что что-то не так.
Ухудшение умственной деятельности – проблема, к которой нельзя относиться легкомысленно, но все же неизлечимой болезнью она не является. Какими бы серьезными ни были симптомы (если только речь не идет о физиологических патологиях мозга, возникших по какими-либо другим причинам), состояние пациента можно привести в норму. Человек должен осознавать наличие проблемы, и для него подберут подходящий способ лечения. Как и в случае с любой другой болезнью, здесь важно начать терапию как можно скорее. Чем раньше приступить к лечению, тем быстрее и вернее будет протекать восстановление работы мозга. А на начальном этапе, пока симптомы еще выражены очень слабо, скорее всего, можно добиться улучшений даже без лечения: пациенту достаточно нормализовать свой образ жизни и выполнить некоторые упражнения.
Снижение умственных способностей человека не возникает в одночасье, у него всегда есть начальный этап. В этой книге мы подробно обсудим первую ласточку этой проблемы: «зависание» мозга. В современном обществе людей, находящихся в этой стадии, очень много.
Когда компьютер во время работы вдруг перестает выполнять какие-то операции, не отвечает на действия пользователя, говорят, что он «завис». На английский язык это переводится как «freeze», что означает «замерзать». И действительно, компьютер, как будто замороженный, перестает реагировать на ваши команды. Наверняка каждый хоть раз сталкивался с этим раздражающим явлением. Мозг тоже иногда приходит в похожее состояние. То есть бывают моменты, когда он вдруг перестает выполнять какие-то функции. Это может проявляется по-разному. Например, человек не может сразу ответить, когда с ним внезапно заговорят. Или не может подобрать нужные слова. Или, размышляя о чем-то, теряет мысль. Не может вспомнить какие-то названия или имена людей, которые, вроде бы, должен знать очень хорошо. Садясь за компьютер, чтобы отправить электронное письмо, напрочь забывает, что он хотел написать. Сразу после телефонного разговора не может вспомнить, о чем шла речь. Не может понять и запомнить содержание текста или рассказа собеседника. Все это те моменты, когда вы вдруг затрудняетесь делать то, что по идее должно получаться само по себе. Такое раздражающее состояние я и буду называть «зависанием».
«Зависание» может происходить, даже если нет никаких проблем с мозгом (о причинах подобного явления я тоже буду говорить в этой книге). Но не замечали ли вы, что в последнее время такое состояние стало случаться с вами чаще или длиться более продолжительное время? «Моменты пустоты» расширяются, как круги на воде, и снижают качество вашей жизни? Тогда это уже может быть связано со снижением интеллекта.
Если не обращать особого внимания на эти явления, они могут оставаться просто незначительными неприятными эпизодами повседневной жизни. Но иногда внимательное изучение причин, по которым происходят (или учащаются) «зависания», показывает, что либо есть какие-то проблемы во внешней среде, либо человек неправильно использует ресурсы мозга. Что-то из этого приводит к тому, что человек начинает глупеть.
Если еще на стадии «зависаний» понять, что с мозгом что-то не так, можно избежать усугубления ситуации, начав правильно использовать его возможности. Из этой книги вы как раз и узнаете, как обнаружить первые «тревожные звоночки» и исправить ситуацию.
Мозг каждого человека имеет свои индивидуальные особенности. Условия жизни у всех людей тоже разные. Нельзя сделать вывод о состоянии чьего-либо мозга, зная только то, что у человека случаются «зависания». Более того, необходимо тщательно изучить проблему, приняв во внимание и другие возможные ее причины помимо ухудшения работы мозга. Чтобы осветить проблему с разных сторон, в этой книге я приведу примеры из реальной жизни и рассмотрю следующие случаи:
✓ Страх говорить публично. История о трейдере, у которого начались проблемы после неудачных переговоров. Разрозненное мышление. История о преподавателе университета, который затруднялся вспомнить имена знакомых людей.
✓ Ощущение «туманности сознания», нарастающая слабость и непродуктивность. История системного инженера, у которого появились проблемы при работе за компьютером.
✓ Интернет-зависимость и забывчивость. История о директоре департамента общих дел.
✓ Проблемы с различением и запоминанием информации в разговоре с несколькими людьми одновременно. История предпринимателя.
✓ Неспособность принимать обдуманные решения и продуктивно рассуждать. История успешного бизнесмена, у которого возникли сложности после смены места работы.
✓ Внезапные проблемы с созданием текста и бесконечные исправления. История о фрилансере, который вдруг утратил творческие способности.
✓ Потеря способности мыслить эффективно. История о рядовом сотруднике, получившем руководящую должность. Потеря контроля над эмоциями и растерянность у человека, который всегда был спокойным. История деловой женщины.
✓ Нарушение концентрации внимания и участившееся состояние прострации. История амбициозного абитуриента юридического вуза.
Все эти истории содержат в себе ключевые вопросы. Может быть, какие-то из приведенных проблем показались вам знакомыми. Возможно, вы еще больше узнаете в героях этих историй себя, когда прочитаете подробности. Мы живем в такое время, когда вопрос снижения интеллекта уже в той или иной степени касается каждого.
Конечно, я не могу приводить реальные случаи своих пациентов и описывать лечение в точности, как оно проходило на самом деле. Но некоторые случаи, о которых я расскажу в книге, основаны на реальном клиническом опыте, а остальные максимально приближены к реальным. Ведь мой опыт дает мне возможность анализировать и предполагать, какие симптомы могут возникать на раннем этапе ухудшения мышления.
Давайте снова проведем параллель с компьютером. Если он зависает редко, то это не доставляет пользователю особого дискомфорта. Но когда это происходит постоянно, хозяину приходится искать причину и принимать меры. Так же и с мозгом.
Я бы хотел, чтобы благодаря этой книге еще больше людей задумалось о том, в каких условиях оказывается их мозг. Я был бы рад, если она подтолкнет вас к тому, чтобы пересмотреть свой подход к использованию его ресурсов.