Примечания

1

Подробнее о первом годе работы экспедиции см.: Беляков В. В. Загадки гробницы Хафра-анха // Труд. 6 мая 1996. Беляков В. В. Приютила Африка Жар-птицу. М., 2000. С. 201–202.

2

Строительство первой дамбы у Асуана велось с 1898 по 1902 год, после чего она дважды надстраивалась: на 5 м в 1907–1912 годах и на 9 м в 1929–1933 годах. Это делалось с целью увеличения объема вышележащего водохранилища, которое по замыслу проектировщиков должно было значительно повысить эффективность круглогодичного орошения Египта. Авторы благодарят Д. Б. Прусакова, доктора исторических наук, главного научного сотудника Института востоковедения РАН, за ценные замечания и дополнения, высказанные им в процессе прочтения рукописи этой книги.

3

Длина озера Насер – так называют водохранилище, образовавшееся у Асуана, – составляет около 550 км.

4

Именно первый русский египтолог В. С. Голенищев основал в 1924 году кафедру египтологии в Каирском университете, где потом преподавал другой русский египтолог, В. М. Викентьев, и, конечно же, еще сильны воспоминания о помощи Советского Союза в строительстве Высотной Асуанской плотины и ряда заводов.

5

Сведения о захоронениях собраны на сайте Генерального консульства России в Александрии: https://alexandria.mid.ru/russkie-zahoronenia-v-egipte (дата обращения: 10.04.2020). Беляков В. В. Приютила Африка Жар-птицу. С. 202. Подробнее о В. М. Викентьеве см.: Томашевич О. В. Слово о Владимире Викентьеве (по материалам Архива ГМИИ им. А. С. Пушкина) // Древний Египет. Язык – культура – сознание. По материалам египтологической конференции 12–13 марта 1998 г. М., 1998. С. 255–285.

6

Чикагская эпиграфическая школа по праву считается одной из лучших в мире. Эпиграфический проект в Луксоре начался в 1924 году и продолжается по сей день. Чикагский дом в Луксоре – одно из самых любимых мест для встреч среди египтологов: там есть отличная библиотека, там же устраиваются и самые веселые вечеринки. Сегодня коллектив эпиграфического проекта в Луксоре активно продвигает в жизнь «цифровую эпиграфику», обводя рельефы и росписи на электронных планшетах по выровненным цифровым или оцифрованным фотографиям. А тогда, во времена Флорова, художники чикагской школы копировали рельефы по распечатанным снимкам, великолепная детализация которых достигалась за счет использования широкоформатных камер с размером кадра порядка 20 × 25 см.

7

См., например: Oriental Institute Epigraphic Survey. Reliefs and Inscriptions at Karnak. Vol. III. Chicago, 1954; Oriental Institute Epigraphic Survey. Temple of Khonsu. Vol. 2: Scenes and Inscriptions in the Court and the First Hypostyle Hall with Translations of Texts and Glossary for Volumes 1 and 2. Chicago, 1981.

8

Oriental Institute Epigraphic Survey. Medinet Habu. Vol. V: The Temple Proper. Part. I: The Portico, the Treasury, and Chapels Adjoining the First Hypostyle Hall with Marginal Material from the Forecourts. Chicago, 1957; Oriental Institute Epigraphic Survey. Medinet Habu. Vol. VII: The Temple Proper. Part. III: The Third Hypostyle Hall and All Rooms Accessible from It with Friezes of Scenes from the Roof Terraces and Exterior Walls of the Temple. Chicago, 1964; Oriental Institute Epigraphic Survey. Medinet Habu. Vol. VIII: The Eastern High Gate with Translation of Texts. Chicago, 1970.

9

Nims Ch. F. The Epigraphic Survey // Oriental Institute Annual Report for 1964/1965. P. 21.

10

Беляков В. В. Приютила Африка Жар-птицу. С. 197.

11

Lepsius K. R. Denkmäler aus Ägypten und Äthiopien. Textband I. Berlin, 1849. S. 91–94.

12

Уабы – жрецы, исполнявшие очистительные ритуалы в храмах, в данном случае в припирамидном храмовом комплексе царя Хафра (Хефрена).

13

Faltings D. Die Keramik der Lebensmitet lproduction im Alten Reich. Ikonographie und Archäologie eines Gebrauchsartikels. Heidelberg, 1998. S. 21–22.

14

Скальными статуями мы называем пластические изображения, выполненные в технике горельефа; таким образом, создается впечатление, что это отдельно стоящие фигуры, высеченные из камня, однако в реальности они составляют одно целое со скалой, в которой вырублена гробница.

15

По проблеме древнеегипетского понятия Ка (т. е. двойник) см.: Большаков А. О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб., 2001.

Загрузка...