Есть такая известная шутка: каждый человек считает, что он может прекрасно управлять государством, воспитывать детей и лечить больных. Как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Поэтому, сидя перед телевизором, мы обычно бываем страшно недовольны работой нашего парламента, представляя, что на месте депутатов все сделали бы совсем иначе. А слушая рассказы своих знакомых об их «трудновоспитуемых» детях, обычно посмеиваемся про себя – очень уж много вы с ними цацкаетесь. Проблемы со своими отпрысками кажутся нам гораздо более достойными внимания. Ну и, конечно же, каждый из нас где-то в глубине души считает себя эскулапом милостью Божьей. Сходишь на прием к врачу, уйдешь из кабинета со стопкой рецептов, а дома достанешь медицинские справочники и давай проверять, правильное лечение тебе назначили или нет. Обычно получается – неправильное!
Вот и я[1] до недавних пор считала себя человеком, в медицине достаточно подкованным.
Во всяком случае, советы родным и близким раздавала направо и налево – когда какое лекарство принять, какую диету выбрать, как провести очистку организма. Да мало ли что еще! Нет ничего проще, чем дать такой совет. Недаром же все мы родом из страны Советов. Но вот получилось так, что, как говорится, клюнул меня жареный петух, и почувствовала я себя совсем беспомощной и, увы, в медицине несведущей. А советчиков в тот момент рядом не оказалось. Но, может быть, оно и к лучшему…
Наступил праздник 8 Марта. Мы с мужем любим обильные застолья, обожаем гостей, долгие посиделки с разговорами чуть ли не за полночь. Уж если праздник, так праздник! Стол у нас дома обычно ломится – тут тебе и гусь, зарумяненный в духовке, и скворчащая в гусином жиру кислая капустка, и жареная картошечка, и салаты… Да что перечислять! У нас из-за стола никто голодным не встает, наедаются до отвала. Да и со спиртным проблем нет – и водка на столе, и вино, а кто хочет, может пивком побаловаться, нет проблем.
Вот и в тот злополучный день собрались у нас гости. Часов восемь за столом сидели. И вдруг вижу: мой муж Михаил побледнел и бочком, бочком из-за стола. Я сначала не забеспокоилась – мало ли, перепил слегка человек, выйдет на балкон, подышит свежим воздухом и оклемается. Но потом смотрю: что-то долго нет моего Миши. Пошла в спальню, а он там на кровати согнулся крючком, лицо красное, на лбу пот выступил. Я перепугалась: «Что с тобой?!» А муж и ответить толком не может, только за живот руками держится.
Это было как гром среди ясного неба. Жили, что называется, не тужили, и вдруг такая неприятность. Пришлось среди общего веселья «скорую» вызывать. Впрочем, всем нам уже не до веселья было.
В общем, отправился мой муж прямо из-за праздничного стола в больницу. Врачи сказали, что у него острый панкреатит. Что это за болезнь? Откуда? Почему вдруг именно с Михаилом такая неприятность приключилась? Вот тогда-то и стало мне ясно, что ничего я в медицине не смыслю. Врач «скорой» мне сказал, что панкреатит – это воспаление поджелудочной железы. А я об этой железе единственное знаю, что она находится под желудком. Недаром же ее так назвали.
Я достала медицинские справочники и стала читать про строение поджелудочной железы и ее заболеваниях, да только написано все это для врачей, а не для простого человека. И тогда я решила расспросить про эту самую железу соседку – врача Татьяну Семеновну. Вот что она мне рассказала.
Оказывается, первыми о существовании поджелудочной железы узнали древние греки. «Pancreas» (по-гречески – поджелудочная железа) состоит из слов «рап», что значит «весь», и «creas» – мясо (по цвету и консистенции она напоминает сырое мясо). Древние считали ее очень важным органом, но не понимали, зачем этот орган нужен. Лишь со временем исследователи установили, каковы функции поджелудочной железы в организме.
Первые сведения о заболеваниях поджелудочной железы, в частности, абсцесса, появились в середине XVII века. Вскоре медики установили, что железа может воспаляться, и назвали эту патологию панкреатитом. Довольно долгое время панкреатит считался смертельным заболеванием из-за многочисленных осложнений, а его диагностирование – практически невозможным. Для того чтобы говорить о различных заболеваниях поджелудочной железы, надо знать, что она собой представляет, как устроена.
Это пищеварительная железа. Находится она позади и чуть ниже желудка, ближе к позвоночнику на уровне верхних поясничных позвонков. Располагается поперечно, как бы пересекая позвоночник, говоря медицинским языком, в надчревной и левой подреберной области, на 5-10 см выше пупка и напоминает лежащую букву S.
Строение поджелудочной железы очень необычное: она имеет головку, тело и хвост. Между головкой и телом находится узкая часть, которая называется шейкой. Длина железы у взрослого человека – от 16 до 22 см, толщина 2–3 см, а весит она около 80 г.
Поджелудочная железа имеет альвеолярно-трубчатое строение. Она заключена в капсулу из соединительной ткани, от которой внутрь отходят перегородки, делящие ее на дольки. Эти дольки состоят из железистой ткани и системы выводных протоков. В дольках расположены клетки железы, вырабатывающие панкреатический сок. Протоки долек соединяются в более крупные, объединяясь в конечном счете в общий выводной проток.
Поджелудочная железа состоит из эндокринной и экзокринной частей. Эндокринную часть образуют островки Лангерганса (панкреатические островки), которые представляют собой клеточные скопления, окруженные сетями капилляров. Диаметр каждого из островков составляет 0,1–0,3 мм, их общее количество колеблется от 1 до 2 миллионов, а масса не превышает сотой части массы самой железы. Островки Лангерганса выделяют гормоны глюкагон и инсулин. Глюкагон повышает, а инсулин понижает уровень сахара в крови. Островки Лангерганса имеются во всех отделах поджелудочной железы, но больше всего их в области хвоста.
Экзокринные клетки железы вырабатывают панкреатический сок, в котором содержатся трипсин и химотрипсин, а также амилазу, гликозидазу, галактозидазу, липазу и другие ферменты, необходимые для переваривания белков, жиров и углеводов.
К головке поджелудочной железы прилегает двенадцатиперстная кишка. Тело органа спереди покрыто брюшиной, хвост находится рядом с селезенкой. По всей длине поджелудочной железы проходит выводной панкреатический, или вирзунгов, проток. Он открывается в то же устье, что и общий желчный проток на сосочке двенадцатиперстной кишки. Диаметр панкреатического протока составляет в головке железы 3–5 мм, в теле – 2–3,5, а в хвосте – 1–2,4 мм. Вокруг железы расположено множество кровеносных и лимфатических сосудов.
Поскольку поджелудочная железа находится в тесном соседстве с желчными путями и двенадцатиперстной кишкой, она страдает, если в этой зоне возникают какие-либо неполадки.
Ликбез со мной Татьяна Семеновна проводила около часа, и к концу нашей беседы я уже плохо соображала, о чем идет речь, потому что, увлекшись, соседка забыла, что разговаривает не с медиком, и начала «вворачивать» непонятные латинские словечки, рассказывать про какие-то верхние брыжеечные сосуды, листки большого сальника, пристеночную брюшину и прочие вещи, непонятные, да, впрочем, наверное, мне и не нужные. Поэтому я вежливо прервала доктора и попросила объяснить, зачем вообще нужна поджелудочная железа?
Татьяна Семеновна округлила глаза: то есть как это – зачем? Пришлось признать, что в медицине я – полный профан. Соседка тяжело вздохнула и продолжила свою лекцию. Конечно, обойтись без специальных терминов она не могла, но я постараюсь передать ее рассказ, сведя их до минимума.
Одна из главных функций поджелудочной железы – выработка панкреатического сока, который нужен для переваривания пищи. Наибольшее количество этого сока у нас выделяется на углеводную пищу, чуть меньше – на белковую, а еще меньше – на жирную. Сок содержит четыре фермента, необходимых для пищеварения: амилазу, превращающую крахмал в сахар, трипсин и химотрипсин, расщепляющие белок, и липазу (расщепляет жиры). Клетки железы выделяют и специальный фермент, который защищает их от самопереваривания.
Несмотря на свои небольшие размеры, поджелудочная железа в сутки выделяет от 1 до 4 А панкреатического сока, который по мелким выводным протокам поступает из долек в главный проток, впадающий в двенадцатиперстную кишку. Состав сока меняется в зависимости от того, что человек поел, выделяться он начинает через 1–3 минуты после еды и заканчивает через 6-10 часов. Панкреатический сок на 98 % состоит из воды, остальные 2 % приходятся на ферменты.
На прощанье Татьяна Семеновна сказала, что поджелудочная железа тесно связана с другими органами пищеварения. На ее работу влияют гормоны, которые вырабатываются пищеварительным трактом – секретин, панкреозимин, гастрин, а кроме того, гормоны щитовидной и паращитовидной желез, гипофиза и надпочечников. Самое частое заболевание поджелудочной железы – острый панкреатит, который, если его как следует не лечить, может перейти в хронический. А при нарушении выработки инсулина клетками островков Лангерганса может развиться сахарный диабет. Гораздо реже встречаются атрофия поджелудочной железы, ее жировой некроз, кисты, склероз, абсцессы. К сожалению, в последнее время во всем мире участились случаи рака поджелудочной железы. Я поблагодарила соседку за беседу. Мне казалось, что теперь я знаю о поджелудочной железе все. Однако это мне лишь казалось.
Если вопрос о расположении и строении этого органа разъяснился, то о его заболеваниях я по-прежнему ничего не знала. Почему же поджелудочная железа начинает давать сбои? Что нужно делать, чтобы их избежать? И уж если приключилась такая неприятность, что делать, как лечиться? И еще много-много «почему» и «как»… Выпишется Михаил из больницы, думала я, нужно будет что-то менять в нашей жизни, чтобы больше он туда не попадал. Но что?
Для того чтобы ответить на все эти мучавшие меня вопросы, я несколько раз ходила на беседы к Мишиному лечащему врачу, а потом засела за книги, начала искать все, что касается заболеваний и лечения поджелудочной железы. Однако не каждый человек, столкнувшийся с подобной проблемой, сумеет найти и освоить такое огромное количество новой информации, прочитать те горы литературы, которые прочитала я. Поэтому мне и пришло в голову написать одну небольшую книжку, которая станет значительным подспорьем людям, страдающим заболеваниями поджелудочной железы, и их родственникам. Но, прислушиваясь к моим рекомендациям, не забывайте, что первый советчик и помощник в лечении любой болезни – все-таки врач.
Говорят, чтобы победить врага, нужно знать о нем как можно больше. И это, конечно, правильно. Поэтому для того, чтобы борьба с болезнью не велась вслепую, необходимо досконально ее изучить. Не стоит сидеть сложа руки и надеяться лишь на врача. Недуг отступает быстрее, когда с ним борются одновременно врач, сам больной и его родственники. Что же касается панкреатита, как острого, так и хронического, то здесь эта истина верна вдвойне. Как часто родственники уговаривают больного (или выздоравливающего) нарушить диету или даже выпить рюмочку, что при панкреатите крайне опасно. Именно родственники должны обеспечить больному возможность 5–6 раз в день есть нежирные протертые или измельченные блюда, приготовленные на пару или запеченные. Именно они должны следить за тем, чтобы еда не была слишком холодной или горячей. Ведь диета при панкреатите назначается не по прихоти лечащего врача. Она необходима, чтобы разгрузить поджелудочную железу, помочь ей восстановиться, помочь работе желудка и кишечника, которые тоже страдают при этом заболевании.