С чего начнем путь любви? Предлагаю изучить текущее отношение к себе. Понятно, что, отвечая на вопрос: «Как ты к себе относишься?» – человек способен что-то рассказать. Но чье это отношение? Конечно, скажете вы, наше! Тогда почему мы иногда или часто себя ругаем, критикуем, обижаем? Откуда появляются недовольство и даже борьба с собой? Что мешает жить в мире с собой и любить себя?
Поэтому прошу не торопиться с ответом, все не так просто. История нашего самоотношения достаточно долгая и формируется, как вы догадываетесь, в раннем детстве. Когда же оно начинает возникать? Далеко не сразу. Любопытный факт: в первые годы жизни ребенок не выделяет себя из мира, находится в тотальном единении с реальностью. Хотя младенец уже отделился от мамы, но у него еще нет собственного «Я». В представлении малыша мама является его частью, дитя огорчается и не понимает, если она исчезает даже на недолгое время. Интересная деталь: когда ребенок начинает осваивать речь, он первое время говорит о себе в третьем лице. Говоря психологическим языком, пребывает в разотождествленном состоянии. В младенческом возрасте дитя – открытая система, и все, что про него говорят родители, «боги-великаны», принимается им за чистую монету. Ребенку говорят: «Миша хороший», – и он повторяет за родителями: «Миша хороший».
На базе этой первичной внешней информации у ребенка возникает так называемая «Я-концепция», некое базовое представление о себе, с которым потом человек живет и на которое он потом опирается. Отсюда можно сделать вывод: почти все, что мы способны сказать о себе, – информация, полученная нами от других значимых людей. Если бы рядом никого не было, мы ничего не могли бы сказать о себе. «Я-концепция» как суммированное послание от значимых людей часто заменяет нам подлинное знание о себе. В дальнейшем иллюзия ее правдивости поддерживается тем, что мы неосознанно выбираем ситуации, где она подтверждается, и избегаем те из них, в которых она может не совпасть. Например, если у девушки идея себя «Я – некрасивая», она вряд ли пойдет участницей на конкурс красоты. Хотя внешне, вероятно, давно стала красивой и могла бы завоевать первое место.
Отношение к себе занимает в структуре «Я-концепции» важное место. Получается, что наше отношение к себе может быть не таким уж нашим. Чаще всего это отражение отношения родителей или тех, кто их заменял. От этих людей идет базовое, первичное самоотношение к объекту, который впоследствии мы будем называть «Я». Через отношение родителей мы неосознанно учимся, как к себе относиться. И тут как кому повезет. В случае «Я – некрасивая», возможно, мама не хотела, чтобы дочь выросла зазнайкой, и на всякий случай внушала ей критичное отношение к своей внешности. Так и в остальном. Если родители были к вам критичны, вы тоже будете критичны к себе. Если они были равнодушны, вы вряд ли будете высоко себя ценить. Если вы были обузой, возможно, выберете деструктивный сценарий, чтобы быстрее умереть. Если же родители вас любили, вам крупно повезло и проблем с собой не возникнет.
Итак, для начала предлагаю осознать, насколько текущее самоотношение действительно мое. Давно ли вы кардинально пересматривали отношение к себе? Скорее всего, мы по инерции поддерживаем отношение к себе людей, значимых в детстве, которое работает, как старая программа в компьютере. Проверяется это просто. Если отношение к себе не делает меня счастливым, значит это не мое отношение. Есть и хорошая новость – отношение не есть что-то жестко зафиксированное. Если оно не нравится, его можно заменить на другое, которое поможет стать счастливым.
Получается, что принимаемое на веру отношение к себе – это разновидность интериоризированной (принятой извне без критики) информации. Чтобы обрести любовь к себе, можно для начала попробовать выделить в своем отношении к людям… самого себя! Тогда, помимо внешних отношений («я к людям и люди ко мне»), появится внутреннее («я к себе»). Иными словами, попробуйте психологически отделить себя для себя от других людей. Выделить в «социальном общежитии» персональную квартирку, личное пространство, в котором будут действовать мои собственные законы и правила. Здесь нет ничего сложного или странного. Я – человек, как все люди, а значит, у меня может быть и отношение к себе. И с конкретным «Я», обладающим такой фигурой, такими мозгами и привычками, таким лицом, у меня будут особенные отношения. Если с другими людьми существуют равноправные отношения, то с самим собой я могу построить очень субъективные отношения. Если вспомнить школу, иногда у учителей бывают любимчики. Попробуйте стать любимчиком для самого себя. В конце концов, никто не может запретить нам относиться к себе так, как мы хотим. Это наше сугубо личное дело. Итак, первый шаг на пути любви к себе заключается в выделении себя как факта реальности, который можно назвать «Я у себя есть».
Шаг разделения мира на внешний и внутренний очень важен. То, что обычно люди считают внутренним миром, часто оказывается проекцией внешнего. Внутренний мир как субъективность необходимо построить, он дается человеку как потенциальность. При отсутствии четкой границы между внешним и внутренним субъективным миром человек продолжает рассматривать себя только как часть внешнего мира и поэтому уязвим, подвержен манипуляциям и критике извне. Законы внешнего мира спокойно действуют внутри него. «Твои слова меня ранили», «Вы меня унижаете», «Мне больно слушать твои обидные слова»… Знакомые выражения, не правда ли? С точки зрения психологии это полный абсурд и ненаучная фантастика. У меня однажды был клиент, который говорил, что мысли людей заходят ему в голову. Оказалось – шизофрения. Никто не в состоянии залезть в мозг и вызвать негативные эмоции. Такое шизофреническое представление об эмоциональной «проницаемости» лишает нас психологической безопасности и устойчивости. В результате негативные слова являются не просто метафорами (как оно есть), а воспринимаются нами вполне реальными действиями партнера.
Отсюда одно из расхожих мнений, что «словом можно убить человека». Отсутствие психологической безопасности провоцирует возникновение психологических защит: обесценивание партнера («сам дурак»), отключение каналов информации («я вас не слышу»), снижение когнитивных способностей («я вас не понимаю»), встречная атака («сам дурак»). В психологии существует классификация психологических защит (рационализация, проекция, деперсонализация, вытеснение и т. д.). Для человека, который не разделил для себя внешний и внутренний мир, любой контакт с другим человеком – всегда риск. Вдруг моему партнеру что-то не понравится и он скажет неприятные слова? Крайний вариант спасения – самоизоляция, которая рано или поздно приводит к одиночеству.
Защиты хоть и приносят временное облегчение, создают дополнительные проблемы, так как затрудняют восприятие реальности. Они становятся фильтрами, искажающими внешнюю информацию, а это снижает нашу эффективность. Думаю, более здоровый путь заключается в предложенном здесь психологическом разделении внешнего и внутреннего мира с дальнейшим перемещением отношения к себе во внутренний мир. В данном случае я могу пережить и выдержать противостояние отношения ко мне из внешнего мира и моего личного отношения.
Как все происходит в реальности? Например, я могу внимательно выслушать все, что говорят, понимая, что человек лишь сообщает свое мнение. Ко мне его слова не относятся, у меня о себе есть свое мнение. В этом заключается противостояние: я согласен, что меня можно воспринимать так или иначе. Но это не меняет моего отношения к себе (если оно появилось). Тогда самооценка является подлинной самооценкой, с акцентом на слово «само».
Конечно, это не означает, что надо игнорировать окружающих. Снаружи мы стараемся соответствовать социальным правилам и говорить с людьми на их языке. В крайнем случае, можем сделать вид, что рассердились или виноваты. Главное – не отождествляться с демонстрируемыми эмоциями, сохранять внутреннее равновесие. Окружающих, в подавляющем большинстве, мало интересует наше состояние, для них важно наше поведение. Если на уровне поведения мы адекватны, от внешнего мира не будет никаких претензий. Живите внутри, как хотите, относитесь к себе так, как вам нравится!
Один человек стал публично оскорблять Омара Хайяма: «Ты безбожник! Ты пьяница! Ты вор!» В ответ он лишь улыбнулся.
Наблюдавший эту сцену одетый по последней моде щеголь в шелковых шароварах спросил Хайяма: «Как ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели не обидно?» Омар опять улыбнулся и сказал: «Идем со мной». Щеголь последовал за ним в пыльный чулан. Хайям зажег лучину и стал рыться в сундуке, где нашел никчемный дырявый халат. Бросил его щеголю и сказал: «Примерь, тебе это под стать». Щеголь поймал халат, осмотрел его и возмутился: «Зачем мне грязные обноски? Я вроде прилично одет, а ты, наверное, спятил!» – и бросил халат обратно. «Вот видишь, – сказал Хайям, – ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же я не стал примерять грязные слова, которые мне швырнул тот человек. Обижаться на оскорбления – значит примерять лохмотья, которые нам швыряют».
И так, я обнаружил, что могу создать с собой отношения такие, какие мне хочется. Но кто я такой, с кем хочу построить отношения, насколько я себя знаю? Этот шаг «Я у себя есть» позволяет разделить меня как реально существующего, живого человека и каким я должен быть, в соответствии с системой идеальных представлений, заложенной в детстве. Последний живет в виртуальном мире и является продуктом мыслей о самом себе. Здесь часто происходит конфликт между виртуальным, каким я должен быть, то есть «думающим о себе», и реальным человеком: «реально существующий» упрямо не соответствует представлениям «думающего». В этом нет ничего странного. Вы, наверное, согласитесь, что фантазировать о себе можно бесконечно. Чем богаче фантазия, тем бледнее выглядит реальность. А у реального человека есть особенности, своя природная и социальная данность, которая не меняется на протяжении всей жизни. К этим заданным и неизменным параметрам можно отнести, например, тип нервной системы, цвет глаз, пол, тип информационного метаболизма, особенности телесной конституции, половая принадлежность и т. д. По поводу формирования человека есть точка зрения, что треть наших особенностей закладывается генетически, треть – во внутриутробном состоянии, а остальное формируется до пяти-семи лет. То есть после пяти лет человек представляет собой окончательно сформированное существо. Я предлагаю принять этот простой факт и перестать мучить себя на тему о самосовершенствовании.
Простая истина, которую многие не могут принять: в течение жизни люди практически не меняются. Они могут адаптироваться к разным физическим и социальным условиям, но качественно меняются мало. Вспомните встречи одноклассников или однокурсников. На первый взгляд все так изменились! Но когда начинаем общаться, понимаем, что человек по сути своей остался прежним. Так можно отнестись и к себе. Задача не в том, чтобы подгонять себя под некий идеал в погоне за самосовершенствованием, а научиться использовать то, что есть. Найти в себе сильные стороны и их развивать. Иногда, встретив человека с завышенной самокритичностью (большим разрывом между «Я-реальный» и «Я-идеальный»), я спрашиваю: «Встречали ли вы кого-то, в точности похожего на вас?» Обычно мне отвечают: «Нет, не встречал». Получается, каждый человек – создание единичное, поэтому идеала вас нет и быть не может. Другими словами, каждый идеален по-своему. Поэтому вместо думания о себе, хороший я или плохой, можно согласиться с этим фактом и принять, что я как я идеален.
Когда-то я размышлял над вопросом: почему, когда любимый человек любит еще кого-то, считается, что это плохо? В принципе, все согласны, что любовь – это хорошо. Тогда откуда страдания в любви? Мой ответ на сегодня заключается в следующем: все зло от сравнения. Мы хотим быть единственными! А если на горизонте появляется другой, возникает сомнение в своей исключительности. Это неприятно и уязвляет самолюбие. Перестать страдать нам поможет осознание того факта, что каждый человек – единственный по факту.