Муджи, объясни, в чем заключается самоисследование? С чего нужно начинать?
Начни так: Я есть, я существую. Это самое естественное осознание и знание. Существование спонтанно ощущается внутри тебя как «Я есть». Этому тебя никто не обучал. Помни об этом простом интуитивном ощущении, не связывая его с иными мыслями. Ощути, что значит просто присутствовать в настоящем моменте без каких-либо намерений. Не прикасайся ни к каким мыслям о необходимости делать что-то особенное. Храни тишину внутри себя. Если внезапно нахлынет волна мыслей, не паникуй. Не контролируй и не подавляй их. Пускай они играют без твоего участия. Наблюдай без привязанности. Оставайся свободным от намерений. Будь спокоен.
Представь, что ты стоишь на железнодорожной платформе. Поезда приходят на станцию, останавливаются, двери отрываются, двери закрываются, поезда уходят дальше. Ты не обязан садиться в поезд. Подобным же образом просто наблюдай за мыслительной деятельностью, которая появляется на экране сознания; не включайся в нее и не взаимодействуй с ней. Ты увидишь, как мысли и ощущения приходят и уходят сами собой, без усилий. Оставайся нейтральным. Будь осознанным, как сама осознанность. Почувствуй непринужденность собственного дыхания, без усилия и напряжения. Наблюдай за работой чувств, за внешними и внутренними ощущениями; все движения происходят сами по себе, спонтанно и без усилий.
Ты спокойно наблюдаешь мысль, чувство, движение или ощущение, но теперь во всем этом меньше заинтересованности, меньше притяжения. Все возникает, но не касается твоего Я. Все, что возникает, – просто наблюдаемо тобой. Даже ощущение себя, чувство «Я есть», появляется внутри этой осознанности. Не делай усилий больше, чем требуется. Ты уже здесь. То, что не совершает действий и не отменяет сделанного, не управляет деятельностью и не затрагивается ею, то, что осознает, но остается беспристрастным, это и есть твое истинное Я. Оно не позади, не впереди, не вверху, не внизу, потому что оно не феномен, не явление. Это – непроявленная безграничная осознанность, не имеющая какого-то конкретного места в пространстве.
Теперь наблюдай за наблюдающим: «Кто я?» Со всей бдительностью и внимательностью обратись внутрь, но ничего не делай, оставайся в тишине. Не ищи ответы и подсказки; любой ответ будет всего лишь очередным мнением, представлением или концепцией. Не связывай себя ни с какими концепциями. Переключи свое внимание с объектов на того, кто наблюдает. Кто этот наблюдающий? Кто тот, кто видит? Где он? Оставайся в тишине и будь нейтральным. Теперь наблюдение должно стать еще более сфокусированным.
Вновь обрати внимание на ощущение «Я есть». Что такое «Я»? Откуда оно возникает? Посмотри. Что ты обнаруживаешь?
Его невозможно обнаружить. Оно не существует!
Его невозможно обнаружить как некий объект. Тем не менее ощущение «Я», интуитивное знание «Я» никуда не исчезает. Удивительно, но именно невозможность найти «я» как чувственное явление доказывает его беспредметное существование. «Я», или «Я есть», обнаруживает свою бесформенность как интуитивное знание, возникающее из пустоты, в пустоте и как пустота. Если не провести целенаправленное исследование того, что такое «Я», то оно так и будет казаться чем-то объективно существующим, отдельной сущностью, состоящей из тела и заключенного в нем ума. Но если поискать это «я» как некую форму, то можно обнаружить, что эта сущность – всего лишь мысль. Личностное «я» имеет форму мысли. Но изначальное чувство «Я» не имеет формы и возникает из пустоты как интуитивное ощущение субъективного присутствия. Теперь, когда «Я» ощущается как бесформенное присутствие, задайся вопросами: «Кто понял это? Есть ли у него какая-либо форма?»
Исследуй так.
Спасибо, Муджи.
Пожалуйста.
Муджи, я не могу сконцентрироваться на наблюдении, я легко отвлекаюсь.
Да, тебе было бы легче дойти пешком до Луны, чем исследовать себя.
Моя проблема в том…
Твоя проблема – это не проблема. Мы любим свои проблемы, и существование без проблем для нас невыносимо. Это наши незаконнорожденные дети, требующие непомерного внимания, которое мы им с готовностью уделяем. Может, нам без них скучно? Кто ты без своих проблем? Всю эту суету создает ум. Ты – не ум и не его деятельность.
Как мне остановить ум?
Не останавливай ум, оставь его в покое. Не обращай на него внимания и оставайся Собой.
Ум не дает мне этого сделать.
Я расскажу тебе историю.
Один человек брал уроки вождения и был готов выехать в город. Однажды утром он ехал по шоссе, рядом с ним сидел его инструктор. Вдруг пошел дождь.
Инструктор посоветовал ему включить дворники, но, как только дворники пришли в движение, внимание водителя сосредоточилось только на них, и машину стало бросать из стороны в сторону. Другие участники движения начали сигналить, решив, что водитель пьян!
– А можно выключить дворники? Они меня отвлекают, – спросил ученик.
– Смотри только на дорогу, и дворники не будут отвлекать, – посоветовал инструктор.
– Может, мне перестроиться в правый ряд и сбросить скорость? – спросил водитель.
– Нет, – твердо возразил инструктор, – смотри только на дорогу.
– Не могу! – расстроенно сказал ученик. – Мои глаза сами следят за движением дворников. Можно их выключить?
– Нет. Ты должен научиться водить с включенными дворниками, – настаивал инструктор. – Смотри только на дорогу.
– Но это слишком опасно, я не могу держаться своей полосы! – воскликнул человек.
– Смотри только на дорогу, забудь про дворники.
– Но ведь это очень опасно! Мы попадем в аварию! – закричал водитель.
Другие водители начали возмущаться:
– Убирайся с дороги, ты пьян!
Начался ливень, и инструктор переключил дворники на максимальную скорость:
– Смотри только на дорогу. Расслабься.
Водитель хоть и был очень напуган, но доверился спокойному тону инструктора. Как только ученик сосредоточился на дороге и перестал замечать движение дворников, автомобиль выровнялся.
Так же и с тобой. «Смотри только на дорогу» – значит оставайся сосредоточенным нейтральным наблюдателем и не зацикливайся на своих мыслях, окружающей обстановке и кажущихся проблемах. Будь наблюдателем. Не следуй за потоком ума. Ты – не поток ума. Удерживай внимание в осознанности.
Какой прекрасный пример!
Водитель научился сосредотачивать свое внимание не благодаря какой-то технике, повторению мантр, практике йоги или медитации. Он просто доверился совету своего учителя, применил его на практике и в результате достиг концентрации внимания. Поначалу доверие, усилие и милость помогают удерживать внимание обращенным к истинному Я.
Попробуй поступать так же.