По странам и континентам – от древности и до наших дней

Древняя Африка

Вуду

Вуду – очень известный и достаточно распространенный культ, в прямом смысле связанный с «черной» магией. Очень древний, возникший почти 6000 лет назад, культ вуду был распространен в Африке, затем перенесен африканскими переселенцами во многие страны мира. Точного перевода слова «вуду» никто не знает. Похоже, это понятие близко к словосочетанию «чернокожий волшебник». Колонизаторы реально боялись магии вуду и старались не сталкиваться с ее последователями.

Основой ритуалов вуду являются музыка и танцы, а от зла помогают защититься жертвоприношения и талисманы. Свои святилища вудуисты зачастую устраивают в обычных жилищах.

Пантеон вуду чрезвычайно обширен, и его сложно четко систематизировать. В него входят и древние африканские божества, и божества, заимствованные из других религий, такие как христианские католические святые, духи различных индейских племен, и многие другие. Кроме того, в каждой общине жрецы могут организовывать поклонение собственным божествам местного значения, такими божествами часто становятся прежние руководители общины. Так как традиции вуду не закреплены письменно, то имена божеств и названия некоторых ритуалов могут отличаться в различных областях или меняться от поколения к поколению. Однако есть общие принципы, которых придерживаются всегда и везде: это почитание предков, амулеты и талисманы, принесение в жертву животных, фетиши, ритуальные пляски и музыка, предсказания с использованием различных предметов.

Вуду – официальная религия

Обычный неискушенный человек не делает различий между магией вуду и религией вуду. А ведь это совершенно разные вещи. Религия вуду и в наше время является государственной на территории некоторых стран Западной Африки, а также на Гаити.

Остров Гаити, жемчужина Карибского моря, долго был колонией Испании и Франции. За это время коренные обитатели – индейцы были практически полностью истреблены, их место заняли завезенные чернокожие рабы. Западная часть острова, испано-французская колония Сан-Доминго, к середине XVIII века стала одной из самых процветающих стран за счет плантаций сахарного тростника. В 1791 году на Гаити вспыхнуло восстание рабов, борьба за свободу длилась до 1804 года, – в результате французская монархия была низвергнута, французы пали духом, и повстанцы решили этим воспользоваться. Если учесть, что на тот момент на острове находилось 500 000 африканцев и около 36 000 белых, исход был предопределен (примерно 25 000 свободных мулатов, тоже проживающих там, погоды не делали). Начавшись с жертвоприношения, резня распространилась повсеместно и продолжалась до тех пор, пока в стране не осталось ни одного белого человека (тем, кому удалось сбежать, – несказанно повезло).

В 1804 году Гаити стал независимой республикой, а религия вуду – официальной религией государства. В свое время на смену вуду пришел католицизм и оставался официальной религией достаточно долгое время, но сейчас вуду снова правит бал – более 80 % населения исповедуют именно его.

Доктор, у меня это…

Кровавая история, постоянная борьба за власть, ужасные природные катаклизмы, разруха и нищета – это все о Гаити. А Папа Док – это отдельная жестокая страница истории страны.

Франсуа Дювалье – пожалуй, самая знаковая фигура за всю историю Гаити – стал президентом 22 октября 1957 года и оставался им до самой смерти – в течение 26 лет. И вся страна называла его Папа Док, как называли его еще в те далекие времена, когда он работал простым врачом и боролся с эпидемиями самых различных ужасных заболеваний, которые регулярно свирепствовали на Гаити.

Предвыборная кампания Дювалье была полностью ориентирована на темнокожее большинство и создавала образ идеального правителя. Кроме того, Дювалье открыто объявил о поддержке традиционной религии Гаити – вуду, которую исповедовал сам. Истинное обличье Дювалье раскрылось позже. Им была создана самая настоящая жестокая диктатура – вследствие репрессий и беспощадной борьбы с инакомыслящими были подвергнуты пыткам и уничтожены около 60 000 человек, а еще около 300 000 вынуждены были бежать из страны. Именно при Дювалье процветала работорговля и торговля детьми. Он создал специальные военизированные формирования – тонтон-макуты – и использовал их для достижения своих целей. «Тонтон макут» с креольского дословно означает «дядюшка с джутовым мешком». У креольцев есть такая мифическая, вымышленная легенда, в которой дядюшка (тонтон) похищает непослушных детей, запихивает их в мешок, а потом съедает. Гаитянские спецподразделения получили такое прозвище после того, как люди, за которыми они приходили, стали бесследно исчезать. Те, кого они забирали, больше никогда не возвращались. Тонтон-макуты не получали финансирования из бюджета, они просто присваивали имущество выявленных и уничтоженных «противников» диктатора – настоящих и мнимых. Расправы были чудовищными: с людей сдирали кожу, топили, сжигали заживо, забивали камнями. Гаитяне верили, что тонтон-макутов невозможно подкупить или убить, потому что они – зомби, которые подчиняются только Дювалье. Во главе подразделений тонтон-макутов стояли колдуны вуду, наводившие ужас на неграмотных местных жителей. При проведении облав и арестов они надевали белые балахоны и солнцезащитные очки, чтобы никто не видел их лиц.

Но этого ему оказалось недостаточно. Папа Док ассоциировал себя с вудуистскими божествами, особенно он почитал вудуистского бесплотного духа (лоа) Барона Самеди (Барон Суббота) – духа-покровителя головорезов, главного персонажа Дня мертвых (традиционного гаитянского праздника), воплощение смерти. Барон Суббота отправляет души умерших в царство мертвых, но может превратить их и в зомби. Его традиционное одеяние – черный костюм и цилиндр, у него черные глазницы. Барона Субботу часто изображают с крестом, но это не символ христианского распятия, а знак перекрестка. Папа Док не только перенял его внешний образ (всегда носил черные очки и говорил шепотом, как Барон Суббота), но и объявил себя его земным воплощением, внушая настоящий ужас. Известно, что голову одного из своих политических противников Дювалье велел заспиртовать и хранил в своем шкафу для того, чтобы общаться с духами. Он изменил и цвет национального флага – теперь он стал черно-красным, внутри на флагах вместо герба часто изображали портрет Дювалье, любимым изречением которого было: «Я – знамя Гаити, единое и неделимое».

Курировавшие Гаити американцы видели, что происходящее мало напоминает демократию, но придерживались точки зрения, что хоть Дювалье и ведет себя «как сукин сын, но это наш сукин сын», а установившаяся диктатура – лучше, чем нестабильность, и продолжили вливать в бюджет солидные денежные потоки, присваиваемые Дювалье и его свитой. Пришедший к власти Джон Кеннеди стал первым, кто отказался финансировать режим Дювалье под тем предлогом, что деньги разворовываются чиновниками и самим Дювалье. Дювалье пообещал отомстить, изготовил куклу вуду и провел над ней обряд. Здесь важно заметить, что к числу «22» Папа Док питал особую любовь, он считал его счастливым для себя, ведь он стал президентом 22 октября, поэтому всегда старался подгадать, чтобы все события его жизни приходились на две двойки. Поэтому кукле вуду, символизирующей Кеннеди, он нанес 2222 укола иглой. Он сделал это публично, гарантируя американскому президенту смерть. Многих американцев это позабавило. Но ровно через шесть недель, 22 ноября 1963 года, в Далласе Кеннеди был застрелен, и это видел весь мир. Тогда гаитяне удостоверились в том, что их вождь всемогущ, а американцы решили не искушать судьбу и продолжили вливание финансовых средств в Гаити.

Интересен тот факт, что Дювалье был убежденным антикоммунистом, но при этом называл себя революционером и преклонялся перед Лениным, считая последнего великим магом, который умел повелевать миллионами людей и сохранил власть над ними и после смерти. Незадолго до собственной кончины Дювалье высказал желание сохранить собственное тело в мавзолее для последующего оживления. Но этого не произошло, и оставивший этот мир в возрасте 64 лет Дювалье похоронен в столице Гаити по традиционному обряду.

Дагомеи больше нет?..

Дагомея – древнее государство в Западной Африке, Черная Спарта, родина черных амазонок и место зарождения вуду. Правда, Дагомеи больше нет, с 1975 года нет. Есть Бенин. Вуду и Бенин стали почти синонимами. В Бенине есть город Уида (Вида), где регулярно проводятся фестивали вуду: собираются маги и жрецы со всего мира, режут кур, возвращают духов, впадают в транс, проводят всякие загадочные и удивительные ритуалы.

В основе религии Дагомеи лежит культ предков, по сути, возведенный в ранг государственной религии. Знатные предки почитались вдвойне. Совершались человеческие жертвоприношения, чтобы, например, высокородный умерший предок королевской крови не испытывал дефицита обслуживающего персонала. При этом вместе с «персоналом» в царство мертвых отправлялся кто-нибудь из знати, чтобы умерший король имел еще и своего «официального посла». Непосредственно при погребении королей производились массовые жертвоприношения «сопровождающих», которых хоронили тут же, на территории дворца, вместе со связками ракушек каури и калебасами с брагой – это была плата за переход в другой мир. Людей менее знатных хоронили под тем ложем, где они скончались, при этом считалось правильным принести в жертву ребенка и захоронить вместе с умершим. Тела совсем простых людей могли вообще выбросить подальше – тогда их пожирали дикие звери.

На западно-африканском побережье распространен также культ Змея, священного питона, символа силы, который не требует человеческих жертв. Храм питонов и поныне существует и действует в Уиде, внутри него сделана специальная яма, где находятся змеи. Ежедневно на жертвоприношение к Храму питонов собираются десятки людей. Гремят барабаны, курица уже зарезана, а мужчины и женщины танцуют вокруг корзин с просом и бочек со спиртным, замаливают грехи на церемонии очищения, чтобы дух Дагбе, которому поклоняются в этом храме, дал им сил изменить свою жизнь. Прямо напротив храма находится католический костел. Это несколько странно, но закономерно: практически все жители Бенина, как говорят, днем – христиане, ночью – вудуисты.

Смешение традиционных верований народностей Дагомеи и католических церемоний привело к формированию совершенно новой религии. Несколько столетий назад черных рабов насильно крестили как католиков, и это отразилось на обычаях и ритуалах их родной религии, которую держали в тайне. В результате сегодня божества и духи вуду имеют сходство с христианскими святыми; вудуисты приблизили свои обряды к католическим, начав использовать статуи, свечи, мощи, реликвии и т. п. при их проведении. В 1860 году Ватикан был вынужден признать вуду разновидностью католицизма. Однако сами гаитяне считают, что их религия древнее и глубже христианства, что она впитала в себя лучшее из всех когда-либо существовавших и существующих религий.

Наверное, это так и есть, ведь папа римский Иоанн Павел II, посетив в 1993 году Бенин, присутствовал на церемонии вуду и проявил чудеса толерантности, отметив, что с уважением относится к жрецам вуду и признает «основополагающую добродетель», присущую этому учению и верованию, и что необходимо способствовать мирному сосуществованию этих двух противоположных, на первый взгляд, религий.

Зомбиапокалипсис

До сих пор большинство приверженцев этого древнего культа не сомневаются, что колдуны вуду превращают людей в «ходячих мертвецов», похищая их души. Как такое возможно?

Оказывается, для похищения души у колдуна есть несколько способов. Колдун может прийти ночью к дому жертвы и, прижавшись губами к дверной щели, высосать душу жертвы и поместить ее в бутылку, заткнув пробкой. После этого человек очень быстро заболеет и умрет, поскольку не сможет жить без души. Либо колдун может подложить жертве под подушку бутылку со специально заговоренными травами и предметами, которые вытянут у человека его душу. А еще колдун может рассыпать перед дверью дома жертвы порошок, заговоренный на человеческих костях и земле, взятой с кладбища. Тогда человека разобьет паралич, и он тоже быстро умрет. Впрочем, колдун может прийти к больному, пока тот еще жив, и легко похитить его душу, потому что умирающий будет не в силах сопротивляться.

После этого колдун дожидается погребения и в полночь приходит на могилу жертвы. Помощники колдуна раскапывают могилу, вскрывают гроб, и колдун читает заклинание, спрашивая имя умершего. Умерший обязательно ответит, так как у колдуна находится его душа. После ответа колдун на миг подносит к носу умершего бутылку с его собственной душой, приоткрывает пробку, и как только труп сделает вдох – все свершилось. Новоявленного зомби вытаскивают из могилы и бьют по голове той же самой бутылкой для окончательного «оживления». Пустую могилу приводят в первоначальный вид, чтобы никто не догадался о произошедшем.

Потом колдун приносит жертву возле дома умершего и читает заклинание, которое навсегда заставит зомби забыть свой дом. Зомби ведут в дом колдуна и дают выпить настой ядовитых растений.

Некоторые считают, что колдун должен продать дьяволу душу и заключить с ним договор, чтобы обрести магические возможности и заручиться поддержкой потусторонних сил, но он продает не свою душу, а душу другого человека.

Обычно людей превращают в зомби, чтобы отомстить им либо использовать умерших в качестве бесплатной и безропотной рабочей силы.

Изощренные способы защиты

Свято веря во все вышеизложенное, африканские жители применяют разные способы защиты в отношении себя и умерших близких.

Самый простой, действенный и радикальный способ – бетонирование могилы. Однако это очень дорого, и мало кто может позволить себе такую роскошь. Поэтому поступают проще: хоронят либо рядом с домом, чтобы покойник был под присмотром, либо возле оживленной трассы, либо дежурят возле могилы, пока труп не начнет разлагаться (колдуну нужен только свежий труп не старше 7 дней).

Случается, что покойника «убивают» повторно: спицей через ухо протыкают мозг, повреждая его, душат уже мертвое тело удавкой и хоронят прямо с ней, зашивают рот и хоронят лицом вниз (чтобы покойник не мог отозваться на призыв колдуна) и всякое подобное, только чтобы бедняга не стал рабом после смерти.

Магическое заклинание действует не постоянно, его необходимо периодически повторять. Мало кто из колдунов способен наложить проклятие на длительное время.

Все не так, как кажется

Самым известным в мире зомби является Клавдиус Нарцисс, который официально умер в 1962 году, около 20 часов находился в холодильнике морга, а затем был похоронен. Однако через 18 лет Клавдиус внезапно объявился в окрестностях своей родной деревни. Он сохранил память, поэтому боялся возвращаться в деревню, подозревая, что к его превращению в зомби причастны его братья, с которыми у него были споры из-за права на владение землей. Однако Клавдиуса узнали и сообщили о его появлении родным. Те признали его, но принять в семью отказались. Клавдиус рассказал, что стал жертвой колдовства и прекрасно помнит свою смерть и похороны. Гвоздь, которым забивали гроб, оцарапал его лоб, и там остался шрам. Потом его выкопали из могилы, дали выпить какое-то снадобье, а далее он работал на плантациях сахарного тростника вместе с другими зомби. Когда хозяин внезапно умер, все зомби очнулись и разбрелись кто куда.

Атеисты и скептики никогда не верили в возможность воскрешения мертвых и не единожды высказывались в пользу того, что человек, которого превращают в зомби, на самом деле совсем не мертв, а лишь находится в состоянии измененного сознания.

Американский этнобиолог Уэйд Дэвис был первым, кто решил разобраться в этом вопросе досконально. На помощь он привлек многих талантливых ученых в области медицины, химии, этнографии, истории, а также богословов и искусствоведов.

Для начала они выяснили, что для создания зомби применяется особый порошок, секрет изготовления которого, разумеется, имеет африканское происхождение и много лет передается колдунами из поколения в поколение. Понятное дело, делиться рецептом колдуны не собирались, да и вообще отказывались об этом говорить.

Тогда Дэвис начал собирать информацию по крупицам, беседуя с простыми гаитянами, начинающими колдунами и пытаясь выяснить все ингредиенты состава. И ему это удалось.

Предположения всех скептиков в целом и Дэвиса в частности подтвердились: зомби никогда не были мертвы изначально. Колдун с помощью пресловутого порошка вводил человека в состояние глубокой комы, и его метаболизм замедлялся настолько, что даже опытный врач не мог определить, жив человек или нет.

Затем колдун дожидался погребения. Учитывая особенности климата, ждать ему приходилось не слишком долго – всего несколько часов. Потом он доставал жертву из могилы. Вследствие кислородного голодания в закрытом гробу и воздействия порошка у человека повреждались центры головного мозга, ответственные за речь и память. Именно это и превращало его в зомби.

Основу порошка составлял яд, который колдуны получали из рыбы-собаки (рыбы семейства Иглобрюхие, из которых, кстати сказать, готовят и японское блюдо фугу): они долго сушили ее на солнце, а затем растирали в очень ядовитый мелкий порошок. Порошок этот ядовит настолько, что даже дышать рядом с ним надо с осторожностью.

Затем колдун брал гаитянскую жабу, помещал в банку с морским червем и оставлял на ночь. Червь кусал жабу, из-за чего у нее в специальных железах вырабатывались наркотические и токсические вещества. Спустя 12 часов жабу и червя убивали и также измельчали в порошок. Кроме того, в состав порошка входили желчь мертвого мула или человека, человеческие останки (лучше всего кожа и кости ребенка), некоторые местные ядовитые растения, а также порох и тальк. Параллельно с порошком шаман готовил и противоядие – на случай, если кто-либо из участников ритуала нарушит технику безопасности и отравится ядом. Дэвис категорически настаивал, что непрофессионалам ни в коем случае не следует пытаться изготовить этот порошок.

Так, казалось бы, исследования Дэвиса наглядно подтвердили рациональное объяснение мистической магии вуду. Но большинство людей остались при своем мнении.

Кукла Маша, кукла Миша

Кроме превращения в зомби, в данном культе существует еще много возможностей и способов воздействия на человека. Например, чтобы причинить кому-либо вред, злому колдуну вовсе не обязательно даже приближаться к человеку, ведь существует «вольт» – кукла, которая после специального магического обряда получает связь с определенной личностью (как в случае с Папой Доком и Кеннеди). После установления такой связи можно воздействовать на человека через эту куклу – и не только с целью нанесения ему вреда, но также для избавления от болезней, порчи и т. п.

При изготовлении вольта обязательно используются фрагменты тела жертвы (ногти, волосы, кровь) и принадлежащие ей вещи. Изготовив куклу, колдун протыкает иглами ее голову, шею, сердце, бьет, режет ножом, жжет огнем, читает над ней проклятие. Все это должно повлиять на здоровье человека.

Заговоренный вольт может быть спрятан недалеко от жертвы, чтобы воздействие было постоянным, или закопан в землю. Считается, что повреждения, нанесенные кукле, появятся на теле жертвы в виде физических или энергетических ран и ни один человек не сможет долго оставаться в живых после такого колдовства.

Часто куклу называют именем человека, рисуют характерные, узнаваемые черты его лица. Все это связывает, объединяет энергетически куклу и человека. При изготовлении куклы учитывают фазу луны – на убывающую луну делают куклу для наведения порчи, отворота и т. п., а также для избавления от болезней или неприятностей; на растущую луну и в полнолуние делают куклу с целью получения благ, приворота, привлечения денег.

Куклу создают в тишине и полном одиночестве из натуральных материалов – воска, дерева, глины, теста. Вудуисты верят, что вольт – это могущественный предмет, с помощью которого можно в корне изменить чью-то жизнь, поэтому обращаться с ним следует очень аккуратно.

Суть древней магической практики

Широкую известность и популярность вуду приобрело благодаря книгам и фильмам, в которых его ключевая суть, к сожалению, значительно искажена. Буквально в каждом шедевре кинематографии основной акцент делается на «черной стороне» вуду – причинении ущерба здоровью, а главным мотивом его использования служит, как правило, месть и желание сжить со свету своего обидчика.

Но мало кто знает, что один из главных принципов магии вуду – не навреди себе и другим, ведь любое зло втройне вернется к тому, кто его совершил. Основная цель вуду – помощь людям через общение с духами (лоа).

Настоящий маг вуду знает, к какому лоа надо обращаться в каждой конкретной ситуации, как его «уговорить», чтобы он помог решить имеющуюся проблему.

Маги используют музыкальные инструменты (в частности, барабаны), ритуальные танцы, обрядовые песни, одежду, маски, травы, свечи, благовония, цветы и различные предметы. Все это помогает жрецам войти в состояние транса. Некоторые ритуалы вуду могут показаться непосвященным дикими. Многих отталкивает принесение в жертву животных и тот факт, что эти жертвоприношения совершаются открыто. Это часто вызывает осуждение.

Время, когда вуду практиковали лишь жрецы из далеких африканских племен, давно прошло. Сегодня овладеть мастерством вуду пытаются многие люди – одни для достижения каких-либо целей, другие – просто из чистого любопытства, считая, что в этом нет ничего сложного, тем более что описание всевозможных обрядов, в том числе и изготовление вольта, имеется в открытом доступе.

Однако далеко не каждый способен освоить магию вуду, а из освоивших не многие могут правильно распорядиться «выпущенной на волю» магической силой. Маги утверждают, что научиться вуду самостоятельно невозможно, нужно быть учеником опытного колдуна.

Они предупреждают, что неумелое обращение с древней магической практикой может повлечь за собой многочисленные неприятности и проблемы – и такому волшебнику-недоучке не позавидуешь.

Заклинатели дождя

В древности многие народы связывали свои культы с поклонением божествам воды – это было вопросом выживания рода, вопросом жизни и смерти. Так, в некоторых племенах Гвинеи были собственные заклинатели дождя, которые проводили ритуал по мере необходимости, в период засухи.

Ритуал проходил следующим образом: вождь становился в центр очерченного на земле круга, а два заклинателя располагались напротив него и начинали ритуальное пение, постепенно входя в транс. Вокруг них садились на корточки все мужчины племени. После продолжительного пения один из заклинателей начинал биться, словно в эпилептическом припадке, другой же замолкал и застывал без движения. Очевидцы, описывавшие подобные обряды, утверждали, что они действительно вызывают дождь даже в период затяжной засухи.

Костер как средство «мобильной» связи

Почти треть африканцев свято верят, что у власти на самом деле стоят колдуны. В ряде стран Африки существуют даже партии колдунов, а в Гвинее глава такой партии одно время был президентом.

С помощью таинственных ритуалов африканские колдуны предсказывают будущее, вызывают дождь, излечивают болезни, находят преступников и делают многое другое, не поддающееся логическому осмыслению. Некоторые культовые ритуалы, с помощью которых колдуны общаются между собой, также не имеют никакого разумного объяснения.

Ритуальная церемония, сопровождающая передачу информации на большое расстояние, непременно проходит под барабанную дробь, как, впрочем, и большинство других ритуалов. При этом зажигают костер, в который кладут траву, дающую едкий дым. В это время колдун производит определенные действия, и – вуаля! – информация на самом деле достигает другого племени, находящегося на расстоянии в несколько десятков или даже сотен километров.

Европейцы, присутствовавшие при таких ритуалах, считают, что информация передается на телепатическом уровне, так как другого объяснения этому просто не может быть. Такой способ «общения» на африканском континенте часто использовали при различных конфликтах и войнах.

«Меч джедая»

Колдуны Южной Африки нередко участвуют в ритуальных боях, используя в качестве оружия… молнии. Конечно, можно попытаться объяснить все естественными причинами: в тех районах имеются многочисленные выходы железной руды на поверхность, и мощные молнии легко объяснимы.

Участие в этом обряде сопряжено с риском для жизни, поскольку цель такого поединка – уничтожить или хотя бы ослабить соперника с помощью молнии, а самому при этом остаться живым и невредимым. После такого поединка победивший маг зачастую становился самым богатым и уважаемым человеком племени, так как все были убеждены, что он умеет повелевать грозной силой и вообще, возможно, является земным воплощением одного из могущественных богов.

Для проведения этого ритуала маги брали копья и поднимались на возвышенное место, куда чаще всего попадают молнии. Поединок происходил, естественно, во время грозы – маги «ловили» молнии, стараясь поразить ими противника.

Большую роль в данном случае играл материал, из которого сделано копье: он должен хорошо проводить электричество. По сути, колдун использовал его как молниеотвод, поражая разрядом противника.

Человек «меняет» кожу

В непроходимых лесах государства Габон, расположенного в Центральной Африке, до сих пор живут племена пигмеев, сохранивших первобытный уклад, – они занимаются охотой и собирательством. Но при этом являются искусными врачевателями, ведь умение исцелять порой гораздо важнее для выживания, чем любые другие способности.

Так, целители одного из древних племен на территории современного Габона проводят таинственный ритуал мнимой смерти, с помощью которого излечивают различные тяжелые болезни, в частности женское бесплодие. Проблема рождаемости для немногочисленных племен является очень важной: ведь если не будут плодиться дети, народность обречена на вымирание.

Готовясь к ритуалу, местный шаман делает целебную мазь из трав и мастерит своеобразную «хирургическую маску» из шкуры хищника. Перед началом ритуала он разводит костер и целиком покрывает мазью тело женщины. После чего начинается непосредственно действо: шаман изображает движениями, как снимает с женщины кожу, рвет ее на части и бросает в костер. Женщина выпивает специальное снадобье, от которого у нее замедляется пульс и снижается давление. Затем знахарь накрывает больную чистой белой тканью, делает вид, что собирает сожженную кожу и снова надевает ее на женщину. Утверждают, что после этого наступает выздоровление.

Медик Жан Ноэль Гассита, известный в Габоне как автор книг о целебных растениях, утверждает, что существует ряд растений, которые способны трансформировать сознание, что позволяет общаться с духами умерших, а это очень полезно для человека.

К числу таких растений относится, в частности, ибога (Tabernanthe Iboga), растущая только в странах Западной и Центральной Африки. Ибога объявлена национальным достоянием Габона, ее вывоз из страны запрещен. В корнях кустарника содержится алкалоидное вещество ибогаин, имеющее мощный анестезирующий эффект, оказывающее стимулирующее воздействие на нервную систему, а в больших дозах – вызывающее галлюцинации. Габонская медицина использует растение для изготовления универсального препарата, помогающего от многих болезней.

Существует также местный религиозный культ бвити, в котором листья ибоги используются для установления контактов с умершими предками. Кроме того, растение широко применяется в обрядах инициации.

Луна, луна…

Как ни странно, у многих народов Африки никогда не было культа Солнца, они поклонялись другому небесному светилу – Луне. В Центральной Африке все племена приветствовали растущую Луну громкими восклицаниями и молитвами.

У каждого из многочисленных африканских народов имеются свои традиции и ритуалы. Одни в каждое новолуние совершают в честь Луны ритуальное жертвоприношение, используя для этих целей только белых животных.

Некоторые племена при виде молодого месяца проводят ритуал, который выглядит достаточно забавно: они бегают из стороны в сторону и делают вид, что бросают в луну головешки.

Другие при виде полной луны трижды подпрыгивают и, сложив руки, приносят ей восхваление.

Третьи смотрят на луну с суеверным страхом. В Конго люди в новолуние падали на колени или же стояли, хлопая в ладоши, и кричали светилу: «Пусть и моя жизнь обновляется так же, как обновляешься ты!»

От древних поклонений Луне многие народы переняли обычай показывать молодому месяцу серебряную монетку, чтобы всегда водились деньги.

Древний Египет

Великий бог Ра восходит с утра…

А вот у древних египтян как раз был культ Солнца.

Египтяне верили, что весь миропорядок создан Солнечным богом-творцом Ра, а люди должны его неукоснительно соблюдать и постоянно поддерживать. Основная часть храмовых ритуальных действий осуществлялась именно с такой целью.

Главным даром божеству Ра считалась скульптурка богини Маат – его дочери, олицетворявшей истину, справедливость, миропорядок и гармонию. Маат изображалась с повязкой на волосах, к которой прикреплено длинное священное перо страуса.

В специальных храмовых ритуалах каждый час суток ассоциировался с каким-то определенным божеством. Так, первый час дня был тесно связан с богиней Маат, а двенадцатый – с богом, дающим защиту в сумерках.

Священный царский Солнечный ритуал сопровождался непременным исполнением специальных гимнов и совершением определенных магических обрядов. Обязательными были также жертвоприношения. Главным даром считались статуэтки богини Маат, их приносили в храм на рассвете. Ритуал предполагал магическое повержение змея Апопа, олицетворяющего мрак, зло и хаос: его восковую фигурку сжигали.

В Древнем Египте для проведения основных ритуалов возводили специальные Солнечные святилища и церемониальные комплексы. Основные значимые ритуалы на протяжении веков оставались тайными и были известны только жрецам.

Главным центром Солнечного культа являлся важнейший религиозный центр Древнего Египта – город Гелиополь, где было создано огромное святилище, обитель бога Ра. Этот город был разрушен еще в древности, а его священные обелиски и храмовые постройки использовались при возведении Каира.

Главным священным животным в Гелиополе был бык Мневис, считавшийся земным воплощением Солнечного бога Ра, – его роль выполнял реально существующий бык, после смерти которого его дух переселялся в тело следующего реального быка и т. д. Мневиса изображали несущим солнечный диск. При фараоне Тутмосе III земли, на которых пасся Мневис, были объявлены неприкосновенными. Самое раннее погребение священного быка датируется периодом правления Рамзеса II. Тело быка было бальзамировано, шкура священного животного покрыта золотом, а само погребение являлось частью магического ритуала.

Волк – покровитель умерших в Египте

С загробным миром у разных народов связано огромное количество ритуалов, от простых до неимоверно сложных и загадочных.

Имя древнеегипетского бога Анубиса с головой шакала, покровителя мертвых, известно каждому. Но не все знают о более древнем божестве в виде человека-волка – Упуауте («Открывателе дорог»). Изначально Упуаут был одним из египетских богов войны, военным проводником, расчищающим путь для продвижения армии. Упуаут сопровождал каждый выход фараона, его изображения несли во главе процессии для устранения всевозможных препятствий. Любой человек, который не мог найти выход из какой-либо жизненной ситуации, просил Упуаута о помощи.

Со временем Упуаута стали воспринимать как проводника душ умерших в загробном мире. Согласно верованиям древних египтян, умершему после воскрешения в загробной жизни предстояло предстать пред судом Осириса, но прежде ему нужно было пройти через множество препятствий. Так вот, обязанностью Упуаута было помочь умершему преодолеть все испытания.

Волк в Египте с древних времен считался покровителем умерших и «открывал» им дорогу (позволял пройти, указывал путь) через горы на западном берегу Нила. По верованиям древних египтян, именно там находилась легендарная дорога в царство мертвых.

Наряду с культом бога-волка Упуаута, в Древнем Египте существовал культ бога-шакала Анубиса. В ранний период развития египетской религии его изображали как шакалообразное божество, пожиравшее умерших. Позже Анубис стал считаться покровителем некрополей и кладбищ и в пантеоне богов занимал подчиненное положение по отношению к Упуауту. Изображения Упуаута и Анубиса существенно отличались друг от друга: Упуаут обычно располагался на особом постаменте, тогда как Анубис просто лежал с поднятой головой.

Из-за внешнего сходства волка и шакала Упуаута часто путали с Анубисом, со временем их образы слились, культ шакала Анубиса победил, и все функции волка Упуаута по сопровождению умерших в загробном мире перешли к Анубису.

Почитание рек египтянами

Ежегодно в период половодья воды Нила удивительным образом меняют свой цвет: сначала они становятся зелеными от остатков растений, затем краснеют от прохождения через железистые породы. Зеленый цвет египтяне символически олицетворяли с родовыми водами богини-матери Исиды, покровительницы плодородия, супруги бога Осириса, ежегодно приносившей младенца Гора (Хора), бога неба и солнца, дающего обновление жизни. А красный цвет они считали символом крови богини, пролитой во время родов.

Реки были священными у всех египтян, но особенно на юге Египта, где люди сильно зависели от милостей природы. В городе Эдфу, на берегу Нила, до наших дней сохранился величественный храм, воздвигнутый в честь Гора (Хора), – второй по величине храм Древнего Египта. На протяжении многих веков сюда обязательно приходят молодожены, чтобы их будущая совместная жизнь была счастливой и благополучной.

Праздник разлива Нила, ежегодно отмечаемый в Египте, имеет тысячелетнюю историю. Древние египтяне считали, что Нил разливается потому, что богиня Исида льет слезы по своему любимому мужу – богу Осирису. Сейчас, как и в Древнем Египте, этому событию посвящены особые торжества, которые длятся две недели, начиная с 15 августа.

Ранее с праздника разлива Нила начинался отсчет нового года. Это событие – действительно очень важное для жизни египтян, ведь если бы не ежегодный разлив, страну постиг бы всеобщий голод. К этому большому празднику готовились заблаговременно, откармливали скот и птицу для жертвоприношения, шили новую одежду, все без исключения, даже самые бедные, украшали свои жилища.

Жрицы очень точно вычисляли день, когда должен был начаться разлив. В назначенное время египтяне собирались на берегу и спускали на воду огромную лодку с изваяниями богов. Она оставалась на воде на протяжении целого месяца. Позже священные скульптуры возвращали назад в храм. Во время двухнедельного празднования разлива все без исключения египтяне освобождались от любых повинностей и обязательных работ.

Согласно легенде, когда чудесная слеза богини Исиды падает в Нил, его воды на какое-то время становятся священными, способствуя благополучию Египта.

Сокар

Сокар – самое мрачное египетское божество, олицетворяющее собой смерть, считающееся покровителем мертвых, но вместе с тем его почитают и как бога плодородия. Изображался он в виде человека с соколиной головой. Ежегодно в Древнем Египте устраивались мистерии, во время которых инсценировалась символическая трансформация верховного бога Осириса в Сокара. Этот ритуал олицетворял переход мертвой формы в стадию новой жизни. Обряд очень сложный, как и все древнеегипетские ритуалы, весьма многозначный и важный.

Ладью Сокара сооружали из костей животных, нос и корму украшали головами или черепами птиц, а в центре помещали ковчег, увенчанный мертвым соколом, внутри которого скрывалось «тело» Осириса – источник новой жизни, возродившийся благодаря силам земли. Ладью увенчивали украшениями из стеблей лука и лотоса, символических растений Осириса.

Начинался ритуал с торжественного обращения жрецов храма к статуе Сокара-Осириса с целью призвать Осириса прийти в священный ковчег. Символического Осириса, созданного из смеси земли, песка, ила и зерна, с эрегированным фаллосом (символом жизни и плодородия), помещали в ковчег девять избранных жрецов. Одновременно они произносили заклинания о том, что Осирис победил врагов, а божества «собрали» его тело, забальзамировали и подготовили к переходу в иное состояние.

На второй день Сокару-Осирису приносили в жертву дикого осла, символизирующего бога Сетха, бога разрушения, песчаных бурь и войны, а также по совместительству брата и убийцу Осириса, и проводили ритуал символического умерщвления змея Апопа, символа зла и хаоса. Умерших в этот день очень почитали, им приносили различные жертвы.

Затем целая процессия из священных лодок отправлялась к озеру, где и происходило символическое погребение Осириса в сакральном месте. В конце ритуала жрецы сообщали о том, что двери небес открылись и из них вышел бог.

Этот ритуал, символизирующий собой одновременно горе и радость, свет и тьму, конец и начало, проводили во всех крупных храмах Египта с невероятной пышностью. Он запечатлен на многочисленных храмовых барельефах.

Древняя Греция и Древний Рим

Элевсинские мистерии

Праздники являлись очень важными событиями в жизни древних греков, в их культуре и религии, поскольку у них отсутствовали выходные в нашем понимании. Эту функцию выполняли праздничные дни, которых было достаточно много. Все работы в этот день прекращались.

Итак, в маленьком городке Элевсин, что находился неподалеку от Афин, на протяжении почти двух тысяч лет дважды в год проходили знаменитые праздники под названием Элевсинские мистерии. Их проведение было запрещено только в III веке н. э., когда окончательно установилась христианская религия.

В основу этих ритуальных обрядов была положена легенда о Деметре, богине плодородия, и Персефоне, ее дочери, которую обычно изображали юной девственницей. Прекрасную Персефону похитил Аид, царь подземного царства, чтобы взять ее в жены. Разлученная с дочерью Деметра предавалась скорби и печали, поэтому на земле настало запустение и голод. Прочие боги решили восстановить порядок, вмешались и постановили: полгода Персефона может проводить с мужем в Аиде, а полгода она должна жить с матерью.

Во время Элевсинских мистерий инсценировались и другие широко известные мифы, где действующими героями были Деметра, Персефона, а еще Зевс, Дионис и другие божества. Все эти мифы разыгрывались в ходе мистерий в виде ритуалов.

Элевсинские мистерии состояли из двух частей – были Великие и Малые празднества. Малые проводились во второй половине февраля – начале марта, они устраивались в честь появления молодой виноградной лозы. Сакральный ритуал этой части Элевсинских мистерий был связан с обрядом очищения людей, стремящихся оказаться в числе посвященных, тогда же совершалось священное жертвоприношение Деметре – с просьбой о плодородии и урожае.

Великие Элевсинские мистерии проводили во второй половине сентября, это был период, посвященный богу Аполлону. Действо продолжалось 9 дней (здесь не случайно использование именно этого сакрального числа). В это время жрецы торжественно переносили сакральные реликвии из города в храм Деметры. Затем все служители культа совершали символическое омовение в бухте Фалерон, приносили в жертву Деметре свинью (так как свинья наносит вред полям) и дружной процессией направлялись от афинского кладбища Кераймикос в Элевсин по так называемой Священной дороге, которая символизировала путь, когда-то пройденный Деметрой.

В определенные моменты этого действа его участники начинали выкрикивать остроты, порой непристойные, подражая старой служанке Ямбе, которая сумела рассмешить горюющую Деметру своими ироничными шутками и таким образом смогла отвлечь ее от тоски по похищенной дочери. Кстати, именно в честь нее назван стихотворный размер ямб. Тогда же служители Элевсинских мистерий выкрикивали имя Вакхоса – бога Диониса, который, по одной из версий, считался сыном Зевса и Персефоны. Когда процессия прибывала в Элевсин, начинался траурный пост, напоминавший участникам мистерий о печали Деметры, потерявшей смысл жизни в связи с утратой дочери.

Время ограничений и молитв заканчивалось в начале октября, когда участники мистерий праздновали возвращение Персефоны к матери. «Гвоздем программы» был кикеон.

Кикеон – галлюциногенный напиток, представляющий собой, по-видимому, нестандартное сочетание вина и ячменя, пораженного определенными плесневыми спорами. Понятие «кикеон» в те времена само по себе означало «магический напиток». Его часто употребляли при проведении обрядов, самым значительным из которых как раз и были Элевсинские мистерии. По преданию, кикеон выпила сама богиня Деметра, оказавшись в ходе своих скитаний в доме элевсинского царя Келея. Некоторые современные ученые, пытаясь объяснить силу эффекта воздействия мистериальных церемоний на их участников, считают, что в зерна ячменя добавляли спорынью, способную вызывать измененное состояние сознания. Чувства участников сакральных ритуалов были и так обострены до предела «специальной подготовкой» и обрядами, в результате употребление кикеона вводило их в особое состояние, позволяющее полностью раствориться в ритуальном действе.

Настоящее назначение Элевсинских мистерий точно определить невозможно, поскольку письменно ничего не фиксировалось, а рассказы о них передавались из уст в уста. К священным атрибутам элевсинского культа допускалась лишь небольшая часть посвященных, разглашение этой части ритуала было запрещено. Поэтому можно лишь предполагать, в чем же заключалось сакральное знание, открывавшееся адептам культа Деметры. Некоторые ученые считают, что посвященным открывалась перспектива жизни после смерти. Древнегреческий философ Платон, который, как считается, был участником Элевсинского культа и даже оказался изгнан жрецами за намеки на разглашение ритуала в своих «Диалогах», писал, что понимание таинств мистерий тесно связано с загробным существованием и возможностью обрести вечную жизнь. А многие исследователи оккультизма утверждали, что Элевсинские мистерии хранили в себе величайшую тайну магии и были ключом ко всей эзотерической мудрости.

Оргии менад

В Древней Греции так желали плодородия, что посвящали этому множество ритуалов, в том числе и такие жестокие, как, например, оргии менад (вакханок, безумствующих женщин). В мифах менады являлись кормилицами юного Диониса, а в дальнейшем – его неистовыми почитательницами, устраивавшими в честь него дикие оргии и безумные танцы. И если им это запрещалось, они сходили с ума, становились агрессивными настолько, что были способны разорвать на части собственных детей.

Посвященные богу Дионису ритуальные оргии (вакханалии) в те древние времена были связаны с человеческими жертвоприношениями.

Перед началом ритуального действа женщины с помощью наркотических веществ и специальной музыки превращались в сексуально необузданных фурий, нимфоманок, входили в состояние эйфории и экстаза, граничащих с безумием. По некоторым свидетельствам, в порыве священного безумия они могли голыми руками растерзать стадо быков. В звериных шкурах, накинутых на голое тело, и венках из плюща менады обвивали свои шеи собственноручно задушенными змеями, брали в руки вырезанные из дерева фаллосы и с безумными криками преследовали мужчин, совершая над пойманными сексуальное насилие. После этого мужчин убивали, пили их кровь, а мясо выбрасывали хищным птицам. Согласно одному из мифов, таким образом они растерзали и легендарного Орфея. Так было в самые древние времена, а затем женщины стали просто ловить животных и поедать их сырое мясо.

С помощью таких ритуальных убийств женщины как бы приобщались к плоти и крови растерзанного титанами Диониса, который, по верованию греков, каждую осень умирал, а каждую весну воскресал. На Крите в честь Диониса ежегодно приносились в жертву маленькие мальчики: на один день их объявляли царями, а затем разрывали на части и съедали в память о растерзанном и съеденном титанами Дионисе. Позже вместо детей стали приносить в жертву молодых бычков.

«Чистый город»

Символическое «очищение» являлось важнейшим сакральным смыслом всех ритуалов древних греков. О необходимости «очищения души» после различных жизненных событий неоднократно упоминал Гомер в «Илиаде».

Перед любым обрядом прежде всего следовало очистить тело: омыться в источнике и освятить себя кровью ритуального животного. При входе в храм было принято снимать обувь, затем следовало провести омовение из ритуальных сосудов или непосредственно в храмовом священном водоеме. Эти процедуры проводили во время всех важнейших церемоний, таких как рождение ребенка, свадьба, похороны и т. п. Веред обрядом очищения приносили в жертву свинью – как животное, притягивающее к себе грязь.

Известно, что в Афинах издавна проводили специальный обряд очищения всего города. Из числа пленников или преступников выбирали двух людей и обмазывали их городской грязью. Затем прогоняли их через весь город, символически посылая в их адрес всю «грязь», скопившуюся в городе, все плохие мысли и поступки. Считалось, что эти двое «забирали» таким образом из города всю скопившуюся грязь, после чего их убивали или изгоняли из города навсегда. Греки верили, что после такого ритуала город на долгое время освобождался от всяческой грязи.

Лефкада – остров без любви

Лефкада (Лефкас) – греческий остров, ставший знаменитым благодаря легендам и белой скале, где в давние времена находился храм Аполлона. В этом храме приносили в жертву богам коз и овец. Легенда гласила, что если прыгнуть с вершины белой скалы в море, то можно излечиться от неразделенной любви.

Традиция эта, как считается, начинается еще с богини Афродиты, которую ее брат, бог Аполлон, заставил прыгнуть в воды Ионического моря со скал Лефкады, чтобы освободить от любви к красавцу Адонису. И действительно, Афродита избавилась от своей любви благодаря чудодейственному свойству скалы, на которой любил отдыхать сам великий Зевс.

С этой скалы в море прыгало множество народа, в том числе знаменитая Сапфо. Благодаря этой античной поэтессе ее родной остров Лесбос прославился в веках. Как гласит легенда, во время правления на Лесбосе тирана Питтака поэтесса, как высокообразованная, но имеющая свои взгляды на философские и политические вопросы личность, была сослана на другой остров Ионического моря. Во время этого вынужденного путешествия Сапфо влюбилась в капитана судна – Фаона, загорелого мужественного красавца. Однако красавец чувств Сапфо не разделил, о чем прямо и заявил. После чего Сапфо бросилась со скалы в море, «и сия пучина поглотила ея». История, бесспорно, красивая, но ученые считают ее чистейшим вымыслом.

У лефкадцев существовал унаследованный от предков обычай на ежегодном празднике в честь Аполлона сбрасывать со скалы одного из обвиненных преступников, дабы уберечь остров от несчастий и гнева богов. На жертву навешивали разноцветные перья и живых птиц, чтобы прыжок получался «затяжным». Под скалой в море уже караулили расположенные по кругу лодки с рыбаками, которые подхватывали упавшего в воду преступника и приводили его в чувство. Чаще всего преступник оказывался цел и невредим, и тогда его переправляли в другую страну, оставляя в живых.

Собственно тавр, тавромахия и таврокатапсия

Остров Крит является древнейшим очагом цивилизации (минойской – названной в честь мифического царя Крита Миноса, а затем – крито-микенской). Миносу принадлежал Лабиринт, где обитал Минотавр – получеловек-полубык (тавр в переводе с древнегреческого – бык), которому покоренные Миносом афиняне отдавали на съедение прекрасных юношей и девушек – до тех самых пор, пока Тесей не покончил с Минотавром. Судя по всему, именно отсюда берет свое начало традиция обрядовых игр и боев с быками.

Еще во II тысячелетии до н. э. на Крите и в Микенах бык как символ занимал очень важное место. Об этом можно судить по большому количеству изображений быков и ритуальных поединков с ними. Зачастую вместо быка изображалась только бычья голова либо же одни рога – так называемые «рога посвящения», значимый культовый символ минойской цивилизации.

Благодаря многочисленным изображениям известно, что одним из важных ритуальных обрядов были прыжки через разъяренного быка. На изумительных фресках дворца в Кноссе изображены минойские юноши и девушки, которые совершают такие ритуальные прыжки, причем главная роль в этом ритуале отводилась именно девушкам. Игры с быками в этом случае явно носили культовый характер. До сих пор нет единого мнения, какова была настоящая цель этого ритуала, – ясно одно, что он не являлся просто рискованным развлечением. Вероятно, он был связан с пробуждением плодородия земли (как, например, и ритуальное совокупление на свежевспаханном поле), так как божественный бык олицетворял мужское начало и символически «оплодотворял» землю, что гарантировало обильный урожай и хороший приплод скота. Некоторые же ученые считают, что целью этого обряда было предотвращение землетрясений, которые случались не так уж редко, и божественный бык символизировал эту грозную стихию, а значит, требовал специальных ритуалов. Этому, скорее всего, были посвящены и сложные ритуальные пляски танцоров в бычьих масках.

В Микенах в играх с быками главная роль принадлежала мужчинам, которые были владельцами этих «игровых» быков. В таких ритуалах значение имело не только мастерство человека, но и тренированность быка.

С исчезновением крито-микенской цивилизации игры с быками трансформировались в таврокатапсию – борьбу с быками, которая была широко распространена в Афинах и Фессалии и проводилась обычно в дни праздника Посейдона. Обнаженные юноши дразнили быка, хватали его за рога и боролись с ним; эта борьба зачастую заканчивалась жертвенным закланием быков.

Такие игры с быками можно считать прообразом современных боев с быками, которые и сегодня проводятся, например, в Испании.

Древнеримские ауспиции тревожны…

Гадания и толкования предзнаменований играли очень важную роль во всех сферах жизни древних римлян. С богами советовались относительно исхода любого значимого дела, будь то военный поход или строительство здания. Этим целям служила четко выверенная система гаданий, которыми занималась специальная коллегия жрецов-авгуров. Авгуры пользовались большим влиянием и, если предзнаменования были дурными, могли даже отменить принятый закон. Они присутствовали на официальных церемониях, появляясь в белых одеяниях с пурпурными полосками.

Загрузка...