Нет, нет, Мечтатель – это не мое имя. И не моя фамилия. И даже не моя черта характера. Правда, иногда кому-нибудь может показаться, что я этакий маниловский персонаж. Но нет, это не безграничные мечтания, а, скорее, рациональное рассматривание маловероятной параллельной реальности. Впрочем, все гораздо проще. Чуть позже я расскажу вам о том, как все это вышло, но прежде я должен вам представиться, не так ли? Рассказать о себе.
Мягко говоря, я уже немолод и успел много чего повидать в этой жизни. Родился я в 1943 году, когда полыхала Вторая мировая война. Попасть на фронт я, естественно, не успел, однако отец мой погиб за месяц до того, как я появился на этот свет. Я видел его лишь на фото. Остальные мои близкие родственники – и бабушка с дедушкой, и мама, и старшие братья – все они выжили благодаря тому, что догадались и успели эвакуироваться. В противном случае их убили бы гитлеровцы за то, что они евреи. Ныне никого из них в живых не осталось, но они закончили свой жизненный путь естественной смертью.
Когда война закончилась, наша семья вернулась в Крым, в те места, в которых она проживала до войны. Моей маме было очень тяжело одной с четырьмя сыновьями на руках, и бабушка с дедушкой взяли под свою опеку меня, последнего ребенка своего погибшего сына. Дедушка был простым подсобным рабочим, работал тяжело, и я не помню ни одного случая, когда у него был выходной день или отпуск. Зато мы в те нелегкие послевоенные времена не голодали. Учился я легко и успешно, болел нечасто и рос вполне советским мальчиком, полностью уверенным в том, что мне посчастливилось родиться и жить в единственной в мире самой замечательной стране. До сих пор помню, как я безутешно страдал и плакал, когда умер великий вождь и учитель Сталин. Бабушка с дедушкой между собой общались на идиш, со мной они обычно говорили по-русски. Я говорить на идиш не умел, но все понимал дословно. Когда они называли Сталина «дер ганыф» (т. е. вор, бандит), я понимал, что это значит, но, к счастью, когнитивного диссонанса на этот счет во мне не возникало. Видимо, я подспудно понимал, что у них жизненного опыта больше, чем у меня, и они имеют право на свое собственное мнение. Теперь-то я давно уже понимаю, насколько они были правы.
Я довольно рано осознал необходимость освоить такую профессию, которая помогла бы мне зарабатывать достаточно для того, чтобы я смог взять на свои плечи ответственность за благополучие моих прародителей. Поэтому после окончания неполной средней школы я не пошел в восьмой класс, а поступил на механическое отделение техникума пищевой промышленности. После первой же практики на консервном заводе я убедился в том, что голодать мы не будем, и это сильно успокаивало. Но одновременно с этим я с грустью обнаружил, что механик из меня получится никакой, и радость от ковыряния в механизмах меня не посетит никогда. Тем не менее комплекс теоретических предметов я освоил успешнее, чем мои однокашники, и получил право первым выбирать из списка тех мест работы, которые были предложены для нашего выпуска. Первого августа 1962 года восемнадцати полных лет от роду я прибыл в город Одессу и приступил к исполнению обязанностей сменного мастера цеха с окладом в 90 полновесных советских руб лей.
Славная Одесса приняла провинциального симферопольского юношу в свои жаркие объятия по-одесски. Началось с того, что в первый же день на городском пляже Ланжерон у меня свистнули всю мою одежду, кроме плавок, в которых я нырнул в ласковые волны Черного моря. Нельзя сказать, что меня оставили без помощи. В пляжном участке дежурный милиционер нисколько не удивился такому событию, вытащил из-под прилавка старые засаленные штаны, дал их мне для того, чтобы я смог добраться до своего жилища, и строго предупредил меня о том, что штаны эти я обязан вернуть незамедлительно, поскольку они вскоре понадобятся очередному лоху. Вообще во время моей одесской одиссеи случалось много удивительного. Я всеми силами старался интегрироваться, однако глубоко разобраться в новой для меня реальности бытия мне не удалось, поскольку менее чем через полгода меня призвали в ряды советской армии для исполнения священного долга по защите своей родины от внешних врагов, вынашивающих дерзкие планы и намерения нарушить нашу жизнь, мирно протекавшую под сенью великого учения марксизма-ленинизма и под чутким руководством безмерно заботливой коммунистической партии. Конкретная цель, которую поставили перед нашим призывом – освоить новую военную игрушку, четырехствольную, скорострельную, к тому же еще и самоходную зенитную установку по имени «Шилка». Немыслимое удовольствие!
Свой долг своей Родине я покорно отдавал в течение трех постылых лет. Это достаточно длинный срок для обдумывания вариантов своей будущей жизни. Мне этого срока хватило, чтобы забыть о техническом образовании и настроиться на гуманитарную стезю. Мне сказочно повезло, я успешно сдал экзамены и был принят в качестве студента философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, который в те времена был наилучшим и наиболее привлекательным вузом из числа тех, что для меня доступны. На втором и третьем курсах обучения я прошел специализацию на кафедре формальной логики, и это стало вторым важным шагом в моем профессиональном становлении. Мало того, мне несказанно повезло в связи с тем, что на нашем факультете была учреждена кафедра методики и техники конкретных социальных исследований. Это был настоящий прорыв на фоне многолетнего отторжения социологической дисциплины как таковой в стране заскорузлого и навязчивого научного коммунизма. Так я стал одним из членов единственной студенческой группы советских социологов, в которых насчитывалось аж шесть человек. Учебников на русском языке у нас не было вообще, и нам пришлось тщательнее осваивать английский язык. Профессорско-преподавательский состав был укомплектован едва ли на треть, и лекции нам читали ведущие специалисты из академического Института социологических исследований. Научный руководитель моей дипломной работы пригласил меня в аспирантуру этого института – так я оказался членом коллектива высоко профессиональных и увлеченных своим делом специалистов, работавших над серьезным и актуальным исследовательским проектом. За три года аспирантуры я успел успешно сдать кандидатский минимум по профессии, а также написать и защитить диссертацию по ВАКовской профессии «прикладная социология».
Потом была целая жизнь. Я работал и в социологических структурах крупных производственных предприятий, и в научно-исследовательских подразделениях, создавал социологическую кафедру и исполнял преподавательскую работу, участвовал в исканиях эффективных способов решения многочисленных социальных проблем в составе аналитических think tanks. Был даже случай, когда меня пригласили на работу в статусе министра в правительстве одной из бывших советских республик, ставшей суверенным государством. Очень хотелось превратить его в успешную и привлекательную страну, но не получилось от слова «совсем». Ничем закончилась также попытка повлиять на решения группы весьма высокопоставленных политиков, которые выслушали меня, но не прислушались (все перипетии наших с ними бесед изложены практически дословно в первой части этих наших хроник). О ни-то и назвали меня Мечтателем. Множество революционных идей относительно реформирования того социального пространства, в котором пребывает земное человечество, сложившихся в наблюдениях и размышлениях в течение всей моей жизни, не нашло положительного отклика ни в сердцах, ни в умах людей, уполномоченных для принятия важных решений.
Знаете, в принципе я считаю себя вполне благополучным человеком. Мне очень часто везло в жизни. Мне повезло встретить и распознать свою жену, с которой мы вместе идем по жизни вот уже более полувека. У нас одна, но замечательная дочка, которая подарила нам и внучку, и внука. Мы безумно их любим и с радостью ловим убедительные признаки того, что и они нас любят и понимают. Вот-вот пройдет еще немного времени – и на свет появятся наши правнуки, наши потомки, которых мы увидим и вырастим в любви и заботах об их благополучии. Мы, конечно, не миллиардеры, но вполне обеспеченные люди в сравнении с уровнем наших потребительских привычек. Да мы просто счастливчики!
Но до чего же гадостно чувствовать свое бессилие, беспомощность и глухую безнадежность в попытках преодолеть укоренившиеся в общественном сознании стереотипы, которые давно и очевидно растеряли уже связь с жизненными реалиями! Впрочем, опять моя везучая судьба вытащила меня из этого болота безнадежности. В этот раз имя этой судьбы было КОЛОНИЗАЦИЯ ПЛАНЕТЫ МАРС. Мне довелось принять активное участие в этом увлекательном процессе, и мы сделали это!
Мы знаем, что каждый из нас, человеческих индивидов, вне зависимости от того, на какой планете он обитает, а также человеческие сообщества, вплоть до глобальных, погружены в социальное пространство. Это отнюдь не то, что пространство физическое. Оно виртуально и, по сути своей, является феноменом сознания. В реальном существовании его нет, но оно способно возникать и постоянно возникает в человеческом воображении, в сознании каждого человека. Такого рода феномены отнюдь не сводимы к «игре в бисер» Германа Гесса, поскольку при всей своей виртуальности и воображаемости социальное пространство теснейшим образом связано с реальным физическим миром и в значительной степени влияет на его состояние и его эволюцию. Между тем каждый человек по-своему уникален не только по совокупности физических свойств его организма, но и по ключевым характеристикам того образа социального пространства, который выстраивается в его воображении под влиянием всей совокупности многообразных жизненных обстоятельств. Этот калейдоскоп многообразных индивидуальных сознаний мог бы лишить человеческие сообщества всякой возможности эффективной кооперации, если бы мы были лишены способности к агрегированию индивидуальных сознаний. Такому агрегированию, которое создает феномен общественного сознания. Этот феномен прослеживается на разных уровнях человеческих общностей – и в узком кругу близких людей, и в многочисленных деловых компаниях, и в крупномасштабных человеческих объединениях, в том числе государственного типа, и в глобальном мире. Всякое агрегирование индивидуальных сознаний может осуществляться разными способами и с применением разного рода механизмов. История человечества полна примерами брутального насилия в процессе утверждения в сознании подданного населения того образа социального пространства, который преобладает в сознании властвующих кланов. Современные сообщества с разной степенью добросовестности дрейфуют к поискам ненасильственного консенсуса в ходе агрегирования воображаемых моделей социального пространства. Тем не менее, и в наши дни на Земле часто приходится сталкиваться с привычкой сортировать людей на основе принципа, сформулированного испанским диктатором Франко: «Друзьям – все, врагам – закон». И это несмотря на то, что с тех пор минул уже целый век. Более того, там до сих пор не устарели и формулы, предполагающие гораздо более жесткие разграничения, точнее их можно сформулировать так: «Друзьям – все, врагам – беззаконие и несправедливость». Для нас, марсиан, предпочтителен такой сценарий, который можно было бы описать так: «Всем – и друзьям, и врагам – по закону и по справедливости».
Социальное пространство многослойно, с целью анализа его удобно разделять на отдельные страты, содержащие в себе бесчисленное множество сегментов. Оно постоянно изменяется как в воображении отдельных индивидов, так и в общественном сознании. Обычно такие трансформации осуществляются практически незаметно, где-то далеко, вблизи неразличимого горизонта социального пространства. Лишь зоркие и вооруженные специальными мыслительными инструментами люди способны разглядеть их и понять суть зародившихся перемен. По мере их перемещения с линии горизонта в глубину осознания привычные модели устройства социального пространства начинают восприниматься как неэффективные до уровня неприемлемости. Мне кажется, что человечеству как земному, так и марсианскому, необходимо научиться конструировать такие инструменты, которые позволяют разглядеть и понять перемены, зарождающиеся далеко за условной линией горизонта. В этом и проявляется высший класс такой дисциплины, которую уместно назвать конструктивной социологией. Понимаю, что это звучит как фантастика, но разве не фантастично то, что уже достигнуто человечеством в сфере техники и технологий?
Еще в те времена, когда все мы жили на планете Земля, в моем личном воображении сравнительно давно созрела убежденность в том, что человеческий мир стоит на пороге крушения основных парадигм своего существования. Эпоха между двумя мировыми войнами на Земле была ознаменована губительным противостоянием идеологий и ненасытным аппетитом к захватам новых территорий. Эта эпоха постепенно сошла на нет и завершилась распадом той стороны противостояния, чьим ядром был Советский Союз. В мировом общественном сознании сложилось радостное ощущение растущей гармонии в глобальном социальном пространстве, укрепления его демократических устоев и перспектив долговременного и мирного процветания. К сожалению, ощущение это оказалось иллюзорным. В реальном мире многие из тех государств, которые возгласили себя демократическими, оделись в квазидемократический наряд, под которым упрятан несгибаемый автократический бронежилет. Впрочем, и современные земные страны подлинной, классической демократии, относимые к так называемому 1-му миру, демонстрируют очевидные и опасные провалы на пути решения жизненно важных и чрезвычайно опасных социальных проблем, которые не могут не тревожить нас. Я полагаю, что на этом фоне актуальной задачей на предстоящий довольно длительный период времени будет проработка конкретных моделей устройства важнейших сегментов нашего социального пространства, способных эффективно противостоять этим угрозам. Некоторые из такого рода моделей, по сути, пока неведомы нам, они гнездятся в нашем будущем и вызревают за линией горизонта глобального социального пространства.
Очевидно, что первые колонизаторы Марса, создавшие человеческую популяцию на этой безжизненной до их прибытия планете, были отважными, воодушевленными и креативными людьми. Изначально, по определению, мы решили, что мы не будем в зависимости от землян, не будем копировать то, как устроено их сообщество, и не будем его частью, а сконструируем свою модель марсианского человеческого мира, свободного от множества тех проблем, под гнетом которых страдают люди на Земле.
На фоне этого нашего решения мы проделали серьезную работу. Главная наша цель заключалась в том, чтобы сконструировать новые модели устройства социального пространства, отдельных его страт и сегментов. При этом мы позаботились о том, чтобы эти новые модели оказались радикально более адекватными и способствующими эффективному решению многочисленных и тревожных социальных проблем не только текущей современности, но и того будущего, которое угадывается несмотря на то, что оно еще не вынырнуло из-за линии горизонта. В своих исканиях истины мы не боялись выходить за рамки устаревших убеждений, вырабатывая новые творческие идеи. Мы считали, что каждый из нас волен перестраивать социальную реальность любым способом, который представляется нам уместным и подходящим для решения перезревших социальных проблем. Мы были вдохновлены мыслью о том, что свободные люди вольны радикально перестроить то социальное пространство, в котором они пребывают. Именно поэтому мы с первых своих шагов на другой планете сосредоточились на задачах выработки способов эффективного решения перезревших социальных проблем.
Сейчас мы наблюдаем много убедительных признаков, свидетельствующих о благоприятном развитии марсианского человеческого мира. В то же время социальная деградация на Земле приобрела признаки катастрофического развала. Ряд ведущих социальных аналитиков, представляющих разные позиции в интерпретации тех социальных проблем, которые несут угрозу самому существованию земного человечества, обратились к марсианам с просьбой провести совместный коллоквиум на эту тему. В этом отношении была достигнута договоренность, мне поручили принять активное участие в сессиях этого коллоквиума и в ходе дискуссии представлять и аргументировать позиции марсианских социальных аналитиков по всему кругу обсуждаемых проблем. Практически дословная запись дискуссий представлена во второй части этих наших хроник. А пока давайте вспомним о домарсианских событиях.