Дворец великой княгини Ксении Александровны

Бывший Воронцовский

Набережная реки Мойки, 106



Этим особняком с самого основания владели люди, влиявшие на политику и историю Российского государства. Одним из владельцев был Семен Михайлович Воронцов – сын хозяина уже известного нам дома. Конечно же, сын и отец хорошо знали эти два дома, проводили совместные балы, различные представления, семейные праздники.


Перед нами – один из самых примечательных домов на Мойке – бывший Воронцовский дворец, имеющий сегодня № 106. Этот отстоящий от красной линии дворец с замечательной решеткой заслуживает особого внимания, так как имеет чрезвычайно удачное расположение: находится точно напротив знаменитой на весь мир арки Новой Голландии. Дом хорошо смотрится и через решетку и через арку с острова.

Известно, что в 1710 году Петр I подарил эту землю контрадмиралу Ивану Акимовичу Сенявину, он и стал первым владельцем участка. Известно также, что при этом владельце здесь не было никаких строений. В справочных книгах имеется запись, что в 1810 году участком владел купец Иван Фрост.

Согласно атласу Цылова, в первой половине XIX века имевшийся здесь дом имел номер 97. Эта, первоначальная, постройка была возведена в конце XVIII – начале XIX века и принадлежала боевому генерал-майору Карлу Ивановичу Альбрехту (1789–1859), который приобрел у купца участок в 1828 году.

Карл Иванович являлся потомком выходца из Пруссии, полковника Ивана Львовича Альбрехта от брака с дочерью лейб-медика Эрминой Карловной Крузе. По отцовской линии Альбрехты происходили от Романа Брюса, который заведовал строительством Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Карл Иванович начал службу в лейб-гусарском полку. Был участником Отечественной войны 1812 года. В июле 1812 года в бою под Островно был тяжело ранен и за отличие произведен в полковники. После выздоровления снова оказался на фронте. Уже в августе вновь участвовал в бою, защищая от наполеоновских войск переправу через Днепр, сражаясь при Бородино. В ноябре за отличия в Бородинском сражении произведен в генерал-майоры. Отличился в битве под Красным: при преследовании французов его полк захватил жезл маршала Даву, 9 орудий и французское знамя.

В дальнейшем, в 1813–1814 годах участвовал во многих сражениях. Особо отличился при взятии Парижа. Был возведен в звание генерал-лейтенанта русской императорской армии.

Первая жена Карла Ивановича была внучкой богатейшего купца Саввы Яковлева. После ее скоропостижной смерти женился второй раз на троюродной сестре Михаила Юрьевича Лермонтова – Александре Александровне Улицкой.

Последние годы своей жизни проводил в своем имении, а затем по совету врачей уехал лечиться за границу. Умер в 1859 году в Баварии.

Но вернемся к участку. Одноэтажное здание в классическом стиле было построено в глубине участка как усадебный дом, перед которым находился небольшой сад. Атлас Цылова повествует нам, что дом имел протяженность в 25 сажен и 11 окон по фасаду, который был украшен шестиколонным портиком тосканского ордера, широкой террасой в центре и двумя лестничными маршами по обеим сторонам террасы.

Еще при жизни Карл Иванович продал свое петербургское владение. В 1856 году весь участок, согласно документам, приобрела княгиня Мария Васильевна Воронцова, урожденная княжна Трубецкая, в первом браке Столыпина. Ее мужем был светлейший князь, генерал-адъютант Семен Михайлович Воронцов – сын известного генерал-губернатора Новороссии и генерал-губернатора Бессарабии Михаила Семеновича Воронцова.

Женой Михаила Семеновича и матерью Семена Михайловича была Елизавета Ксаверьевна – дочь богатейшего польского магната, великого коронного гетмана Ксаверия Петровича Браницкого и одной из пяти племянниц светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического – Александры Васильевны Энгельгард. Одна из сестер Александры, Татьяна Васильевна, вышла замуж за князя Николая Борисовича Юсупова. Широко известно увлечение Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой Пушкиным. Думается, ревность великого поэта к мужу своей симпатии руководила рукой поэта, посвятившего ее мужу известные строки:

Полумилорд, полукупец,

Полумудрец, полуневежда,

Полуподлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

О Михаиле Семеновиче Воронцове сохранились воспоминания как об образованном, храбром и деятельном военачальнике и человеке. О нем можно судить хотя бы по такому факту. Во время войны 1812 года он был ранен при Бородино и для лечения отправился в свое имение через Москву. Там, узнав, что большое количество подвод двигалось в имение с его имуществом, приказал все сгрузить, зная, что скарб достанется врагу, а подводы употребить на вывоз раненых в свое имение, где заботливый уход нашли 50 генералов и офицеров и свыше 300 солдат. При этом каждый рядовой по выздоровлении получил от него деньги, одежду и обувь…

Таким, немногословным, но заботливым и внимательным он был на протяжении всей жизни. Его сын – хозяин этого участка, сохранял жизненную позицию отца. По воспоминаниям, он не обладал способностями полководца и хорошего администратора, но был добр с солдатами и, что в то время считалось необычным – с прислугой.

Архитектор Ипполит Антонович Монигетти

Купив этот участок, хозяева решили коренным образом перестроить дом. Для этой цели был приглашен талантливый архитектор Царскосельского придворного ведомства Монигетти, работавший в основном в стиле позднего барокко.

С 1860 года Монигетти стал архитектором высочайшего двора. Автор многих сооружений в Москве, Крыму, Курской губернии, он особенно плодотворно работал в Царском Селе, где в Большом Царскосельском дворце создал парадную лестницу, выстроил Турецкую баню, дачу Паткуль, здания Николаевской гимназии и ратуши. Одной из самых замечательных построек стала дача Зинаиды Ивановны Юсуповой в Царском Селе. В связи с этим хочется вспомнить, историю, связанную с этой постройкой.

Зинаида Ивановна славилась своей красотой. Овдовев, она обратила на себя взгляд императора Николая I, который, проживая летом в Царском Селе, предложил ей павильон «Эрмитаж», находящийся поблизости от Большого дворца. Но гордая женщина отвергла его предложение, ответив, что поставит в Царском Селе дом не хуже «Эрмитажа». Она договорилась с Монигетти, работавшим тогда в Большом дворце, о создании проекта своего нового жилища. По ее желанию архитектор, не считаясь с затратами, возвел дом, о котором заговорил весь Петербург. Достаточно вспомнить, что в советское время долгие годы авторство этого дома приписывали Бартоломео Растрелли, и лишь специальные исследования при его реставрации в послевоенные годы определили подлинного автора.

Но вернемся к дому на Мойке. Несмотря на то что в это время, как и на других набережных, вдоль Мойки возводились дома по красной линии, этим хозяевам, ввиду значимости их рода для Российской империи, было разрешено перестраивать дом на том же месте, где он стоял ранее, – в глубине участка. Монигетти, конечно же, понимал значимость арки Новой Голландии и учитывал характер близлежащих домов. А потому он изменил своей манере и выполнил здание в строгом стиле раннего французского классицизма. Благодаря этому дом не дисгармонирует, а, перекликаясь с архитектурой уникальной арки, сквозь тончайший ажурный рисунок решетки как бы подчиняется ее величию. Особенно хорошо дом смотрится сквозь арку с острова Новая Голландия.

Автор монографии о Монигетти В. Н. Листов писал об этом здании: «Некоторая сухость обработки фасадов восполнялась живописностью общей асимметричной композицией здания, усложненным абрисом кровли, прорезанной выступами высоких аттиковых этажей». Объем дома архитектор оставил прежним, придав фасаду девять окон вместо одиннадцати. Дом стал двухэтажным на высоком подвале с центральной частью в виде ризалита и высокой крутой кровлей. В левой, боковой части здания Монигетти устроил и второй, зимний вход с навесом. Через него можно было сразу попасть в созданные им пристройки с концертным залом и зимним садом.

Следующие переделки происходили в доме в 1883 году. По архивным сведениям, в это время был капитально исправлен дом, возведена одноэтажная каменная пристройка к основному зданию, в подвальном этаже прорезаны два оконных проема. Эти переделки производились архитектором В. Бернгардом, им же был полностью перестроен второй этаж поперечного каменного флигеля во дворе и, так же как и в главном доме, осуществлено его «капитальное поправление».

Воронцовы, вероятно, думали, что, создав уютное жилище, они обзаведутся потомством и, возможно, передадут дом своим наследникам. Но случилось иначе. У них не было детей. Известно, что Семен Михайлович умер в 1882 году. И в том же году, в связи с его смертью, чтобы не угасал столь значимый для России род, было «высочайше дозволено графу Павлу Андреевичу Шувалову принять герб, титул и фамилию по его матери и именоваться светлейшим князем Воронцовым графом Шуваловым».

В 1884 году Мария Васильевна покинула Петербург и уехала жить во Флоренцию. Десять лет дом оставался на попечении управляющего.

Последние хозяева этого дома в императорской России – великая княгиня Ксения Александровна и великий князь Александр Михайлович.

В 1894 году весь участок у вдовы С. М. Воронцова за один миллион был куплен императором Александром III и «пожалован в дар и вечное потомственное владение» своей дочери – Ксении Александровне, которая вступала в брак с великим князем Александром Михайловичем, четвертым сыном великого князя Михаила Николаевича и внуком императора Николая I.

Александр III очень любил свою дочь. Да и все знавшие Ксению Александровну отзывались о ней с неизменной теплотой. Князь Феликс Юсупов в своих воспоминаниях написал, что ее жилище, где все выглядело приятным, «обязано было своей привлекательностью главным образом великой княгини Ксении Александровне. Даже не красота, а исключительное обаяние, унаследованное от матери, императрицы Марии Федоровны, было ее главной прелестью. Взгляд ее великолепных серых глаз проникал до глубины души. Кротость, скромность и крайняя доброта придавали ей обаяние, которому никто не мог противиться. В детстве ее визиты для меня были праздником. После ее отъезда я пробегал по комнатам, где сохранялся еще запах ландышей, который я вдыхал с наслаждением».

Александр Михайлович, по воспоминаниям того же Юсупова, был брюнетом высокого роста, «очень красивый, имел сильный характер…». Александр Михайлович являлся одним из самых деятельных фигур в семье Романовых. Он стоял у истоков организации военной авиации в России. Не без его участия страна вступила в Первую мировую войну 1914–1918 годов. Накануне революции он писал Николаю II: «События показывают, что твои советники продолжают вести тебя и Россию к верной гибели… Приходишь в полное отчаяние, что ты не хочешь внять голосам тех, которые знают, в каком состоянии находится Россия, и советуют принять меры, которые должны вывести нас из хаоса… Правительство сегодня тот орган, который подготавливает революцию. Народ ее не хочет, но правительство употребляет все возможные меры, чтобы сделать как можно больше недовольных, и вполне в этом успевает. Мы присутствуем при небывалом зрелище революции сверху, а не снизу».

Но эти дельные советы, основанные на реальных событиях и делах, давались императору позже, а в те годы влюбленности в обаятельную дочь императора Александра III, он мечтал о счастливой семейной жизни…

Переделки дома

Из документов известно, что Александр III пожаловал своей дочери на ремонт дома и внутреннее убранство 500 тысяч рублей.

Переделки дома начались в 1895 году с повышения фронтона. На нем появился императорский герб. Все внутренние помещения были полностью обновлены. Изменения интерьеров производились по эскизам замечательного мастера интерьера и храмовых построек Николая Владимировича Султанова (1850–1908). На западном фасаде дома устроили дополнительный вход в здание с наружной лестницей и металлическим ограждением. Над этим входом возводится металлический козырек. Были заменены превосходно исполненные новые металлические ворота и калитка, ведущая на территорию. На чугунных воротах изысканного рисунка появились позолоченные инициалы владелицы. Эти изменения предположительно (согласно справке КГИОП) производились известным инженером-архитектором, графом Николаем Ивановичем де Рошефором (Рошфором).

Точно известно, что по проекту Султанова – известного мастера храмовых построек – во дворце была создана домашняя церковь. «Как и во многих других интерьерах домовых храмов, его главным украшением был иконостас. На сей раз он был медным, что… отвечало традициям XVII века. Как писалось в прессе тех лет, почти все паникадила, подсвечники, поставцы были подлинными произведениями XVI и XVII веков. По программе, составленной Султановым, своды храма были украшены изображениями в круглых клеймах. Центральное место среди них принадлежало образу святого Димитрия Царевича. Композиция св. Отцов Церкви напоминала этот образ из Владимирского собора в Киеве. Храм опоясывала посвятительная надпись. По рисункам зодчего было выполнено все убранство и церковная утварь. Двери были обиты материей и украшены металлическим узорным орнаментом». Эти работы были завершены в 1899 году.

Между тем молодая чета великих князей после бракосочетания, состоявшегося в Зимнем дворце летом 1984 года, провела медовый месяц в любимом крымском имении Александра Михайловича, подаренном ему отцом, в Ай-Тодорском дворце. По возвращении в Санкт-Петербург они поселились поначалу в Аничковом, а затем в Зимнем дворце с выездами за границу, в Царское Село, в Гатчину и другие дворцы и имения, поскольку дворец на Мойке, 106, был еще не готов к проживанию.

Загрузка...