Введение.
Кратко обо мне, для кого эта книга, что в этой книге и моё «зачем» в написании данной книги?!
Дорогой друг!
Для начала я хотел бы представиться.
Меня зовут Александр Толстяков, мне 35 лет. В настоящее время я являюсь практикующим адвокатом широкого профиля, состою в реестре Адвокатской палаты г. Москвы, оказываю услуги гражданам и юридическим лицам в сфере уголовного, гражданского и административного права, в том числе по предоставлению интересов клиентов (доверителей) в арбитражных судах и судах общей юрисдикции различных инстанций, государственных органах и учреждениях по всей территории России. Но так было не всегда.
Свою практику в сфере юриспруденции, после окончания академии права в г. Саратове, я начал в 2008 г., с самых низов. Я был секретарем суда (работа в канцелярии) одного из районных судов г. Москвы, после работал секретарем судебного заседания в том же районном суде, потом работал помощником судьи одного из областных судов в кассационных и надзорных инстанциях, после работал юристом в небольших юридических компаниях г. Тамбова (откуда я родом), потом был юристом филиала одной крупной российской компании, занимающейся охранными услугами, после был юристом в одной из юридических компаний г. Москвы, после работал стажером адвоката и в конечном итоге стал адвокатом, сдав соответствующий экзамен.
У вас может возникнуть вопрос или мнение о том, что я ещё молод или мало опыта в юриспруденции?
Конечно, мой опыт незначителен по сравнению с теми адвокатами, которые занимаются практикой более 20-30 лет и имеют богатых и (или) влиятельных клиентов, как говорится – адвокаты, которые «на слуху». Однако приобретенный мой опыт работы в судах различных инстанций, разных компаниях, с глубоким знанием всех процедур и порядка, работой с разными процессуальными документами, навыками общения, дает мне возможность беспрепятственно ориентироваться в любом процессе и получать желаемый результат, что может оказаться полезным и информационным для вас.
Книга, подойдет не только молодым юристам, которые получили диплом с квалификацией «юрист» значительно недавно, но также будет полезна для практикующих юристов, коллег, гражданам и юридическим лицам, отстаивающим свои правовые интересы самостоятельно.
В книге описаны некоторые приемы (конкретные действия) того, как поступать в той или иной ситуации (например, в суде, при общении с сотрудниками суда и с противоположной стороной дела, при составлении процессуального документа и пр.).
Приемы и советы, которые описаны в данной книге, являются лишь «каплей» в таком «море», как юриспруденция, но убежден, что применяя их, можно получить желаемый результат.
Моё «зачем» в написании данной книги заключается в возможности в настоящем цифровом мире быстро и беспрепятственно передать те знания и навыки, полученные мной более чем за многолетнюю практику работы в суде и работы юристом (адвокатом).
Я не ставил своей целью написание многостраничной книги, с изложением, так сказать, «доводов» и «фактов», хотя не исключаю написание такой книги в будущем. Эта небольшая книга, по большому счету, является моим служением вам, написана в просветительских целях, так как одной из основных целей российской современной адвокатуры является обеспечение доступа к правосудию.
Итак, я раскрыл немного сведений про себя и теперь приступаю к изложению и передачи вам, собственно, приемов и советов, применяемых мной на собственном пути.
Приятного и познавательного чтения
Будьте в позитивном настроении. Улыбайтесь!
«Поделись с улыбкою своей, и её тебе не раз ещё припомнят» (М. Жванецкий)
Некоторые удивятся тому, как улыбка может являться приемом, да еще в юриспруденции?! Не спешите удивляться, ведь давно известно, что улыбка творит чудеса, в самом широком смысле этого слова.
Представьте себе, что ко мне, в то время, когда я работал секретарем судебного заседания в одном из районных судов г. Москвы, приходите вы с желанием получить, к примеру, заверенную копию судебного акта для государственной регистрации права собственности. В канцелярии суда вам сообщили, что дело у судьи и вам выдаст документ секретарь судебного заседания, которым являюсь я. И вот вы идете к кабинету судьи, в предвкушении получения документа, и обнаруживаете, что очередь к судье «не помещается в ваших глазах». И вы начинаете ждать долго и упорно своей очереди, мысленно ненавидя судебную систему, критикуя работников суда и увлекаясь прочими негативными мыслями. И тут подходит ваша очередь, вы заходите в кабинет и буквально с требованием просите выдать документ, указывая ещё и все недостатки в работе системы, которые вы себе навыдумали… Как вы думаете, я выдам нужный вам документ? Скорее всего – нет! Я придумаю любую историю для того, чтобы не выдавать вам документ, и не важно, пойдете вы куда-либо жаловаться или нет. Для меня это не будет иметь каких-либо серьезных последствий. Так работает психология работника, особенно государственного служащего. Привлекая и показывая негативное отношение ко мне, причем я тоже устал, вы привлекаете подобное же отношение к себе.
В мою бытность работы секретарем судебного заседания я подготавливал от 30 до 50 протоколов судебных заседаний в день, не считая работы по подшивке материалов дел, составлению иных документов (запросов, справок), составлению повесток, выдачи дел для ознакомления и выдачи копий судебных актов. Как вы думаете, в каком физическом и моральном состоянии я пребывал? Поэтому, направляя к загруженному работнику суда порцию негативных мыслей, вы обречены уйти из суда ни с чем.
И совсем по-другому, в 90% случаях будет обстоять дело, если вы зайдете в кабинет, с позитивным и спокойным настроением, улыбнувшись, попросите то, ради чего вы пришли. Вы это получите, и не важно порой, где это находится и что для этого нужно сделать.
К примеру, вот вам история: «как-то к концу рабочего дня, когда ни судьи, ни помощника судьи уже не было на рабочем месте, я решил немного пораньше уйти с работы. Я уже закрыл кабинет и направился к лифту. Подойдя к нему, открылись двери лифта и из него вышла женщина средних лет. На её лице сияла улыбка. Увидев меня, она поинтересовалась, где кабинет судьи, секретарем у которого я работал. После моих пояснений о том, что ни судьи, ни помощника уже нет на рабочем месте, она ничего не стала просить, указав на то, что немного разочаровалась, но продолжала улыбаться и пребывать в хорошем настроении. Знаете, что произошло далее? После непродолжительного общения с ней её позитивное настроение и улыбка передались мне. Итогом данного общения явилось то, что я вернулся, открыл кабинет, нашел дело, подготовил нужный для нее документ, заверил его у дежурного судьи и передал ей, на что услышал огромную благодарность в свой адрес. Возвращаясь домой в тот день, я пребывал в прекрасном позитивном настроении».
Улыбка – это одна из самых сокровенных и движущих сил на Земле!
Дейл Карнеги в своей знаменитой книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» писал: «Ваша улыбка – вестник вашего хорошего настроения. Она освещает жизнь всех, кто вас окружает. Для того, кто видит вокруг дюжину злых, хмурых или просто отстраненных лиц, ваша улыбка подобна лучу солнца, пробившемуся сквозь облака».
Главное – ваша улыбка должна быть искренней, от сердца и тогда никаких преград для вас не будет.
Поэтому в следующий раз, когда вам понадобится, например, получить в суде какой-либо документ или узнать информацию, несмотря ни на что, будьте в позитивном настроении, улыбнитесь работнику суда и вы получите то, за чем пришли!
Улыбайтесь
Предпримите все действия по разрешению спора
мирным путем.
«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Матф.5:25–26)
Как часто вы, будучи истом или представителем истца в гражданском деле, до рассмотрения дела судом или до участия в конкретном судебном заседании, предлагали другой стороне (ответчику) разрешить вопрос мирным путем? Речь идет именно о стороне истца, ведь, по практике, сторона ответчика чаще прибегает к урегулированию спора мирным путем.
Думаю, что ответом на этот вопрос больше будет – не часто, а может, и никогда.
И я не говорю об отправке претензии другой стороне как исполнение требований закона по обязательному досудебному порядку урегулирования спора. Такой порядок обязателен в силу закона, поэтому сторона спора, исполняя его, по большей части, не рассчитывает на урегулирование спора до суда. Речь идет именно о переговорной части, когда стороны, с участием представителей или без них, приходят к совместному решению вопроса, к достижению положительного результата для каждой из сторон. Ведь вам неизвестно, какой результат ваш ждёт, когда суд рассмотрит ваше дело и удалится в совещательную комнату для принятия решения. Порой даже в самых бесспорных требованиях, ответчику или его представителю удается перевернуть ситуацию в свою пользу либо затянуть рассмотрение дела.
Конечно, когда сторона ответчика вас не слышит или настаивает на своем, не принимая в расчет ваши требования, предложения, либо основаниями заявленных требований является недобросовестность ответчика или злоупотребление правом, рассмотрение дела судом является последним рычагом воздействия.
В своей практике не встречал ни одного судью, который был бы против утверждения мирового соглашения между сторонами спора. Напротив, утверждение такого соглашения между сторонами избавляет судью от дополнительной работы по рассмотрению дела и практически исключает обжалование судебного акта по делу.
В фойе арбитражного суда Воронежской области на стене расположена надпись, сделанная крупными буквами, которая гласит: «Лучше возмутительное мировое соглашение, чем безупречный процесс». А в арбитражном суде Свердловской области, практически на каждой из дверей, расположена надпись: «Не сделанный вовремя шаг к примирению вырастает в километры».
Лично я полностью с этим согласен и, при малейшей возможности, прибегаю к урегулированию вопроса мирным путем проведения переговоров, ведь решение вопроса в данном формате экономит деньги, силы, энергию, а главное – время.
Подумайте над этим, когда в следующий раз будете готовы отстаивать интересы своего доверителя в суде.
Не спорьте!
«Единственный способ победить в споре – не ввязываться в него» (Дейл Карнеги)