Глава 1 Правовой статус граждан В Области охраны здоровья

Законодательство Российской Федерации (РФ) в области охраны здоровья граждан исходит из положений Всеобщей декларации прав человека Генеральной Ассамблеи ООН от 1948 г., Конвенции о защите основных прав и свобод человека от 1950 г. и др. Законодательством признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Для осуществления этого права в России приняты соответствующие федеральные законы.

Ст. 41 Конституции РФ определяет, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Законодательными актами, которые определяют права на охрану здоровья, являются: Конституция РФ, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. (в последующих редакциях) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Закон РФ от 2 июля 1992 г. (в последующих редакциях) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Закон РФ от 22 декабря 1992 г. (в последующих редакциях) «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Федеральный закон от 20 июля 2012 г. «О донорстве крови и ее компонентов».

Кроме того, принимаются национальные программы по охране здоровья граждан. Национальная программа «Здоровье» предусматривает совершенствование профилактических видов медицинской деятельности, диспансерный контроль за здоровьем граждан; укрепление первичного звена оказания медицинской помощи и модернизацию оснащения, улучшение материально-технической базы лечебных организаций.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

По российскому законодательству выделяют следующие системы здравоохранения (табл. 1.1).


Таблица 1.1

Системы здравоохранения


Законодательством выделены следующие права отдельных групп населения в области охраны здоровья.

1.1. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья

Права семьи (ст. 51 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства.

Отцу ребенка или иному члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учетом состояния ее здоровья присутствовать при рождении ребенка, за исключением случаев, указанных в статье 51 Закона.

Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста – при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

Права беременных женщин и матерей (ст. 52 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Материнство в РФ охраняется и поощряется государством.

Каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Права несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка Нью-Йорк, 1989 г., ст. 54 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: – прохождение медицинских осмотров в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов РФ;

– оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха;

– санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

– медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности;

– получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.


Несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше шестнадцати лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Права военнослужащих и приравненных к ним лиц (ст. 25 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на:

– прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе и для досрочного увольнения с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии;

– получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования – на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством РФ.

Граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе.

Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи (ст. 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Эти лица имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством РФ.

Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период из числа лиц, указанных в статье, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства.

При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы указанные лица имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Испытание новых методов профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации, а также лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий и дезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целей указанных лиц не допускается.

Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья определены ст. 24 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где, в частности, указано их право на медицинские осмотры.

Работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ. Кроме того, в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации.

В обязанности граждан входит забота о сохранении своего здоровья. В случаях, предусмотренных законодательством, они обязаны проходить медицинские осмотры, а если страдают заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

Федеральный закон «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» определил льготы по медицинскому, санаторно-курортному обслуживанию, протезированию и лекарственному обеспечению.

В частности, они имеют право на первоочередное бесплатное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, внеочередную бесплатную госпитализацию и лечение в стационарах, госпиталях, больницах, а также сохранение бесплатного обслуживания указанных лиц в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию.

1.2. Права пациента

Пациентом является физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за медицинской помощью независимо от наличия у него заболеваний и от его состояния.

В соответствие с законодательством каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Права пациента в законодательстве представлены отдельно и изложены в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП), Законе РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и др.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с законодательством;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и/или медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Законодательством (ст. 13; п. 7 ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») определено, что предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений п. 1 ч. 9 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного ч. 2 ст. 54 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (15 лет, а при наличии у пациента наркомании – 16 лет), для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе ОМС (обязательного медицинского страхования);

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с законом.

Правовой статус застрахованных лиц в системе ОМС регулируется ст. 16 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и представлен в табл. 1.2.


Таблица 1.2

Правовой статус застрахованных лиц в системе ОМС


Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» утверждает следующие перечни (табл. 1.3).

Медицинская помощь гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями, имеющими распространенность не более десяти случаев заболевания на сто тысяч человек осуществляется за счет бюджетного финансирования. К орфанным заболеваниям относятся гемолитико-уремический синдром, пароксизмальная ночная гемоглобинурия (Маркиафавы-Микели), апластическая анемия неуточненная, наследственный дефицит факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра), идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура, другие виды нарушений обмена аминокислот.


Таблица 1.3

Перечни социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих

1.3. Права лиц, страдающих психическими расстройствами

Права лиц, страдающих психическими расстройствами, отражены в Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют права на:

– уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;

– получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;

– психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства;

Загрузка...