Глава 1. Теория и секреты

Чтобы всерьез разобраться в таком сложном вопросе как юмор, нам придется перейти к суровой теории, академическим терминам и многозначительным нравоучительным сентенциям.


Благо примеры останутся комедийными и не дадут вам соскучиться. Поехали!

Зачем нужен юмор?

В какой момент мы используем юмор?


Так или иначе, но абсолютно каждому из нас время от времени приходится быть в центре внимания. Для кого-то – это полуторачасовой концерт, в котором он говорит без остановки, и зрители смеются, плачут и глаз от него не отрывают. Для других – это десятисекундный отрезок, пока вы говорите, как вас зовут и кем вы работаете, например, при знакомстве. Для третьих – это минутные конферансы между выступлениями маститых артистов. Для четвертых – это часовые презентации перед коллегами.


В любом случае, вы ведущий. Вы в центре внимания, пусть и на очень короткое время, но люди смотрят на вас, и вы в этот момент являетесь их лидером.


Задача ведущего вовсе не в том, чтобы брать все внимание на себя, но в том, чтобы удерживать градус мероприятия в определенном русле. Чтобы создавать некоторую атмосферу своими комментариями и ремарками.


Какие же могут быть сложности на этом пути? Почему работа ведущего высоко оплачивается?


У нас есть рамки. Мы выходим за них, когда например, всё слишком быдловато либо, наоборот, слишком пафосно. Вспомните свадьбы, на которых вы бывали. На свадьбе пафос может зашкаливать. Допустим, взял микрофон отец невесты, и он собирается долго и нудно рассказывать что-то «очень важное», желать «счастья, ну и еще радости и любви, ну, и конечно, счастья, ну, и любви и радости…", и так до бесконечности. В этот момент пафос мероприятия зашкаливает и, естественно, ведущий в этот момент должен с помощью юмора и шуток вернуть нас всё-таки в адекватное русло. Немного опустить пафос мероприятия.

А может сложиться противоположная ситуация, когда друзья жениха схватили микрофон и рассказывают одну за другой пошлые истории про жениха и про его бывших девушек. В этот момент градус мероприятия слишком низок. Атмосфера может стать некомфортной для приличных людей.


И то и другое является крайними границами русла, в котором мероприятие должно проходить. Задача же ведущего свадьбы возвращать нас от завышенного пафоса в реальный мир, а после пошлых истории напоминать, что мы все-таки на празднике, и есть некоторые ритуалы и стандарты приличия.


То же самое происходит на любом собеседовании при приёме на работу, если у вас слишком серьезный собеседник, то нужно качнуть в смешное и наоборот, если слишком веселый, то нужно его вернуть в серьезное русло, потому что иначе градус вашего мероприятия будет неадекватным: вы поржете-поржете, но вам скажут: «Ну, всё, давайте я вас в контакте добавлю, а на работу кого-нибудь другого позову».


Оба варианта – это крайности. И если вы заметите, то наилучший вариант, когда атмосфера мероприятия, его драматургия, выражаясь театральным языком, движется по синусоиде. То есть от смеха к пафосу, от пафоса к смеху. В любой драме, например «50 оттенков Серого» или боевике «Трансформеры» в начале фильма идет несколько разряжающих обстановку шуток, таких, как эпизод со стяжками в строительном магазине или маленьком роботе, трущемся, как собачка у ног Меган Фокс. Но и в любой хорошей комедии, есть лирические моменты, чаще всего к концу.


Например, в фильме «Горько», который, на мой взгляд, является великолепной комедией, атмосфера постоянно качается из лирической в комическую, и в конце эта амплитуда раскачивается мощнейшим образом. Там всё самое смешное происходит в конце, когда пьяный Светлаков падает, и всеобщая драка и бедлам сменяется резко утром, и нас лирически опускают в примирение, разоблачают перед нами идею всего фильма: мы – одно целое: и «Натали», и клубы с белыми простынями развевающимися на берегу моря. Это все про нас. Что все эти полюса, которые с самого начала нагревались, мол, мы, капец, какие разные, – ничего не значат. В конце нам показали, что, на самом деле, это всё стороны одной медали. И вот в этом мощнейшая сила юмора, которая нам показывает, что весь мир соткан из парадоксов, мы все очень разные, и нам кажется, что никогда не может быть соединено, на самом деле, это всё одно и то же.


Для этого нам и нужен юмор, чтобы удерживать мероприятие в границах выбранного фарватера. Под мероприятием следует понимать любое событие, где вы высказываетесь, даже если речь идёт о собеседовании, на которым вы всего лишь соискатель.


Поэтому обратите внимание в следующий раз, когда будете смотреть «Вечерний Ургант», что чем скучнее собеседник, тем больше Урганту приходится вступать и шутить. Если собеседник тоже с чувством юмора и весело что-то рассказывает, то Ургант, наоборот, уходит в «серьёзку». Он говорит: «Нет, ну, вы же сейчас снимаете фильм, расскажите про это…» Вот, например, Александр Ширвиндт сам шутит и шутит хорошо, тогда Ургант уходит в противоположную позицию и спрашивает их про жизнь: «Расскажите о спектакле, который у вас выйдет, про ваш театр, который вы организовали…»


А вот, фотомодель приходит и не может двух слов связать, она не понимает вообще, что происходит вокруг, у нее испуганные глаза, и она пытается быть смешной и интересной, но люди даже не понимают, что она это пыталась сделать сейчас. В такой ситуации Урганту приходится «вытягивать» шоу вверх шутками, разряжающими обстановку.


Если вы смотрели шоу «Голос», то вам может теперь стать понятно, для чего нужен Нагиев в этом шоу. Он как раз используется для снижения пафоса. Потому, что шоу действительно пафосное, в лучшем смысле этого слова, оно действительно трогательное, лиричное, там действительно реальные переживания и песни, благодаря Градскому, Пелагее, Агутину и Билану. Но загвоздка в том, что без Нагиева большинство аудитории Первого канала не смогло бы смотреть это шоу. Это была бы программа для канала «Культура». Можете проверить, поймав программу «Большая опера», которую ведет Святослав Бэлза.


Потому что люди видят на экране красивую девушку и говорят между собой: «у той тетки классная филейная часть, а вот эта чувиха достаточно фигуристая, чтобы я усадил её к себе на колени». И если этого не говорить, то люди переключат туда, где это будет сказано, то есть на ТНТ. А Нагиев здесь играет, как раз, вот эту роль, он за счет своей гремучей смеси из дворовости и интеллигентности умеет мастерски справляться с задачей раскрытия нужных публике тем, как бы, переводя тему, на которую думают люди у экранов, на нормальный язык, что не оскорбительно для девушек, а подается уже в форме комплиментов.


Его роль в этом шоу – снижение пафоса, он должен нас возвращать к тому, что это всё, на самом деле, на земле происходит и с такими же людьми, как вы.


На самом деле, опять же, если уходить в философию искусства, то зритель – это масса, огромная аудитория. И, когда мы говорим о шоу талантов, таких как «Минута Славы» или «Камеди Баттл», то вся эта масса не хочет увидеть, что герой обладает какими-то выдающимися данными, она не хочет увидеть, что он гениален. Люди хотят увидеть, что герой такой же, как они, но у него получилось. А всё для того, чтобы поверить, что у них тоже могло получиться, и дело только в том, что они не пошли на это шоу.


И фактически эти персонажи являются нашими аватарами. То есть, я могу продолжать «бухать пиво с друзьями в подъезде», и над моими шутками смеются только они, но я сэкономил свою энергию, потому что за меня вот этот чувак на экране всё сделал, потому что пока я смотрел передачу, я в него вселился, подумал: «Он на меня похож». Довольно сложная мысль, но… Надеюсь, вы уловили.


Юмор нужен зрителю, чтобы чувствовать связь с лидером. Решайте сами, вы тот, кто слушает шутки или тот, кто шутит? А пока часть из вас замешакалась… мы с остальными двигаемся дальше.

Каламбур

– Каламбуры как Рифмы

– Каламбуры Созвучия

– Шутки построенные на двойном смысле


Любая шутка относится к одному из трёх типов шуток. Об этом подробнее мы поговорим в разделе «Пирамида юмора».


Начать говорить о трех типах шуток стоит с каламбура. А вот почему именно с него, вы узнаете немного позже. Или даже догадаетесь сами прежде, чем я об этом напишу.


Каламбур – шутка, построенная на созвучии слов.


Пример:


Мойте руки перед и зад.

Лучше синица в руках, чем утка под кроватью.

По улице шел дождь и два студента.

Пенсиардер.

А вам никогда не приходило в голову копье?

Поздний час, половина первого, второй с бензопилой.

Взял стопарик тамада, хлопнул весь, а там – вода.


Если разбираться тщательнее, то можно заметить, что каламбуры бывают трех подтипов.


1. Рифмы.

2. Созвучия

3. Двойной смысл


Рифмы.


Почти любая рифма вызывает повышенный интерес, поэтому самый простой способ сформулировать ваши набросанные сходу идеи – это стишок или песенка. Действительно, часто бывает, что избитые уже идеи или совсем не острые шутки звучат значительно более выигрышно в рифмованной форме. Можете легко проверить, посмотрев любой музыкальный конкурс КВН.


Даже если вы не сочините нового стиха, а просто переиначите популярное произведение – это уже сработает. Можно даже просто нестандартно заканчивать какие-то хитовые песни, и это будет вызывать реакцию у аудитории. Сочинять самому конечно сложнее и ценнее, чем переделывать чужое. Но начинать стоит именно с разрыва прежних шаблонов. Поэтому выберите наиболее популярную в текущий момент мелодию и переделайте текст – у вас получится, как минимум, востребованный и актуальный номер.


При этом стоит помнить, что чем более устоявшуюся в головах фразу песни вы возьмет, и чем нестандартней будет окончание, тем мощнее будет реакция. Поэтому можно использовать и великие шлягеры прошлых лет. Особенно хорошую реакцию вызывают переделки на новый лад, с вкраплением современных слов, не укладывающихся в представления об эпохе, в которой песня была популярна.


Созвучия.


Другой тип каламбуров построен на созвучности слов. Допустим, если вы смотрите номера Гарика Харламова и его персонажа Эдуарда Сурового, то многие его песни построены на созвучности слов каким-то неприличным словам. В ресторане: «а я хочу сибаса, сибаса поскорей» мы подразумеваем, что имеется в виду совсем не рыба сибас. Можно по-разному относиться к тому, можно или не можно пошлить, но в любом случае это шутка, и построена она на каламбуре.


Используя слова похожие по звучанию, вы можете так же вызывать мощную реакцию аудитории. Можете сравнить, например, номера Эдуарда Сурового с классическим шуточным детским диалогом «Несуразные вещи»:


– Что это у тебя?

– Несу разные вещи.

– А чем это они несуразные?

– Вот несу мел.

– Что не сумел? А это что?

– Там марка.

– Какая Тамарка?


Хочется сразу заметить, что типы шуток совершенно не привязаны к жесткости юмора, и каламбур используется и детьми, и закоренелыми матершинниками, и интеллигентами.


Например, хитовый номер «Дороги God Know» от чемпиона высшей лиги команды «СОЮЗ» – привычная идея, что в стране плохая медицина, взятки и плохие дороги, облаченная в форму песни, становится едва ли не лучшим номером сезона.


Вспомните также наши любимые детские шутки, на которых выросло не одно поколение. Это шутки типа «Папе сде, папе сде, папе сделали укольчик», «Нас ра… нас ра… нас рано разбудили…»


Их множество, огромное количество. Если приводить пример песенок, то там есть «Не заплывайте за буй, а то акула вас укусит за…» и дальше «за пальчик». То есть если у нас абсолютно предсказуемая концовка, мы точно понимаем, что здесь рифмуется, но нам заменяют на какое-то другое слово и – бац – из подростковых сердечек доносится радость и смех.


Психологические причины, почему данный ход вызывает смех, лежат в области запретов и табу. Нарушение их – возможность при помощи шутки сказать то, чего, вроде как, говорить нельзя – вызывает особенную радость.


Еще один пример созвучия, хороший каламбур, «пенсиардер». Почему это хороший пример каламбура? Каламбуры действительно бывают хорошие и плохие. «Пенсиардер» хороший пример каламбура, так как он добавляет новый смысл в слово. По сути, создано новое слово. Расширены границы нашего языка. Не исключено, что слово «пенсиардер» уйдет в народ и станет шуткой-приколом, а, может быть, когда-нибудь и реальностью. Она построена на соединении 2-х слов: мы ожидаем услышать «пенсионер», но слышим «пенсиардер», и эта пара букв меняет гораздо больше, чем просто звучание слова. Она добавляет новый смысл. Мы уже видим пенсионера, который является каким-то богачом.


В главе парадокс мы познакомимся с понятием полярности смыслов, а пока просто обратите внимание, что пара букв в слове пенсиардер меняет смысл каламбура с «бедняк» на «богач», то есть меняет смысл на кардинально противоположный.

Давайте еще раз повторим: у нас есть всего 3 типа каламбуров.

С 1-м мы познакомились – это окончание песен, рифмованные стихи и просто рифма.

Другой тип – это созвучность слов, типа «сибаса, сибаса поскорей».

И есть 3-й тип каламбуров, наверное, самый популярный – использование двойного смысла слова.


Двойной смысл.


Существует досужее мнение, что слов с двойным смыслом в русском языке больше, чем в каком-либо другом. И что, мол, поэтому «им нас никогда не понять». Однако высказываются в таком духе в основном люди, не знающие иностранных языков. «Совпадение? Не думаю…»


Например, в фильме Остин Пауэрс, герой говорит: «знаете, он просто сгорел на работе», в тот момент, когда прихвостень суперзлодея упал в чан с лавой. Двойной смысл слова «сгорел» тут используется. Таких каламбуров огромное количество. Более того, в этом же эпизоде этого же фильма и высмеивается злоупотребление каламбурами, когда супершпиону надо спасать мир, а он продолжает свое мастерство каламбурщика: «Какой он… пылкий», «Горячий парень!».


Почему каламбуристов никто не любит?


Часто обвиняют тамаду в том, что он только каламбурщик. Или можно услышать саркастическое «Ну, ты скаламбурил» в свой адрес. У КВНщиков говорят: «Кто дал ему ключи от каламбурошной»?


На самом деле хороший каламбур точно так же ценен, как и раньше. Проблема тут, конечно, не в самом приеме каламбура, а в том, что двойной смысл большинства слов безусловно явен, уже пробит, т.е. эти шутки уже прошучены.


На двойной смысл почти всех слов, которые мы слышим, уже есть шутка. Если вы замечали, то классические анекдоты про Штирлица, «Штирлиц наткнулся на сук и извинился перед девушками» или «Штирлиц падал и чудом зацепился за дерево. На другой день чудо распухло» – все это построено на каламбуре двойного смысла слова.


Происходило это вполне естественным путём. В 50-60-е годы люди сочиняли шутки точно так же, как и во все другие времена, только, вот, они не выкладывали это, как мы, в паблики, в интернет. Они придумывали какого-то персонажа, в данном случае Штирлица, доступного и понятного всем, и его помещали в историю с этим каламбуром. Таким образом, появилось огромное количество анекдотов про Чапаева, в свое время, потом про Штирлица, в какое-то время про блондинок, потом про Вовочку или новых русских.


Персонажи необходимы нам для более понятной передачи шуток. Например, все шутки, связанные с глупостью, можно сливать на блондинок, мол, с блондинкой произошло. Пошлые шутки, мол, не я, а Вовочка так сказал. Психологическая составляющая этого заключается в том, что каждый человек – личность многогранная, и в нас рождаются и слишком заумные, и слишком пошлые шутки. И для того, чтобы образ был цельным, одни шутки мы вкладываем в уста персонажей, подобных Шелдону из «Теории Большого Взрыва», а другие – в уста Джо из «Друзей». Но об этом позже.


К тому же каламбур, оторванный от персонажа, работает плохо. Про себя не будешь рассказывать. Да и про себя ты расскажешь своим друзьям, а они не расскажут уже в другой деревне. А про Штирлица каждый может пересказывать. Вот так при помощи героя анекдоты становились популярными. Естественно, большинство этих анекдотов построено на каламбурах, на двойных смыслах, и до сих пор появляется большое количество шуток, очень хороших, построенных на двойных смыслах.

Загрузка...