В искусство люди приходят двумя большими дорогами.
Первая дорога – дорога экстравертов. Это люди, которые с детства воспитываются как яркие, выразительные персонажи. Люди, на которых приятно смотреть, за которыми приятно наблюдать. Они всегда являются хорошими исполнителями. Но нередко в какой-то момент своей карьеры они тянутся к книжной полке, чтобы понять как наполнить их искусство смыслом.
Вторая дорога – дорога интровертов и это люди, которые воспитывались под диктатом смысла, содержания, правильности исполнения. Они точно критикуют, хорошо пишут, видят зачем, что и как следовало сказать, спеть, станцевать и при этом нередко испытывают стресс, когда им приходится делать это самим. Они тоже тянутся к знаниям, но знания эти противоположного толка: как исполнять, как стать более выразительным, как научиться зажигать эмоции в сердцах аудитории.
Думаю, не стоит и говорить, что я описал лишь две крайности, большинство из нас – находится где-то между, но я думаю каждый подумал про себя и отнес к одному из типов. Это правильно. Потому что честное признание самому себе позволит вам четче сформулировать план действий по нахождению собственного баланса харизмы и логики.
И нет ничего главенствующего, нельзя вытянуть на одной подаче стендап-выступление, если в ваших шутках нет остроты, логики, и нельзя поразить публику одними афористичными точнейшими ирониями, не умея придать им красивой сценической формы.
Если же пытаться найти наиболее близкие к этим крайностям формы, то идеалом подачи без логики может выступать импровизация, клоунада или даже фрик-шоу. Фрик-шоу – когда нам смешно не от того, что человек делает, а от того как он выглядит, мы смеемся скорее над ним. Идеалом же чистой мысли без подачи может быть литературный юмор, шутки из твиттера, телеграмма. Еще раз подчеркну, что все эти формы комедии прекрасны и достойны уважения.
На практике одним артистам следует развивать свои способности «что говорить», другим «как говорить». И это касается любого искусства будь то стендап, пение, танцы, написание книг или кинематограф.
Для того, чтобы помочь и тем и другим в первую очередь мы поговорим о предпосылке. Под предпосылкой мы будем иметь ввиду ситуацию в реальном мире, которая становится объектом для шуток.
Это довольно занудно звучит, но как ни странно для многих первым вопросом после того как они решили написать стендап, становится вопрос: «О чем?»
«Про что шутить?».
В последующих главах мы детально и подробно разберем эту проблему.
Думаю не стоит тратить время на банальные понятия и дословный перевод. Важно понимать лишь, что стендап это выступление от первого лица. То есть когда автор говорит о себе, шутит про то, что с ним происходило в действительности, либо высказывает свое персональное мнение о тех или иных актуальных и исторических событиях.
В большинстве случаев стендап это выступление от первого лица, где автор на сцене не играет, а говорит от собственного имени.
Для сравнения: номер Аркадия Райкина «Дом большой, а поговорить не с кем» или номер Евгения Петросяна «Твари» крайне близки по содержанию к стендапу, однако мы видим, что исполняются они от образа, выдуманного персонажа. Монологи же Незлобина, Руслана Белого и даже Михаила Задорнова, – это уже стендап, где исполнитель не надевает маску выдуманного персонажа.
На этом стоит закончить описание стендапа, потому что границы его весьма размыты: и конферанс на вручении Оскара и удачный пассаж в очереди в Бургер Кинге может оказаться стендапом.
Для тех, кто хочет всерьёз и надолго овладеть этим жанром рекомендую заглянуть на мой сайт www.yartsev.club/standuponline, где вы сможете найти видеокурс с большим количеством практических советов и видеоразборов.
Отмечу лишь то, что делает стендап более запоминающимся и приближает его к общему пониманию этого жанра:
Стендап тем стендаповее, чем больше в нем личного переживания автора, эмоций, логики и аргументации своей точки зрения, юмора (парадоксальности, но точности высказывания), искренности и личного опыта.
Возможны и пародии на стендап. Подобно номеру в шоу «Большая разница» «Камеди Клаб в СССР».
Стендап от образа вообще вполне возможен как пародия на стендап, как пост-комедия, к которой прибегают опытные артисты, чтобы высмеять сами приёмы жанра и штампы. Для того, чтобы делать стендап от образа вам придётся перевоплотиться в вашего персонажа и подумать каким бы был его взгляд на те или иные вещи, какова была бы его оценка, что его бы задевало и будоражило.
Начинающие комики, которым ещё пока тяжело раскрыться и жить на сцене, нередко создают и эксплуатируют некоторый образ, который гиперболизирует одну из их отличительных черт. Чаще всего это позволяет им более безопасно раскрыться на сцене в долгосрочной перспективе.
Многие люди хотят развить своё чувство юмора или чувство юмора своих близких. Но чаще всего они принимают решение, что научиться этому невозможно и нужно с этим родиться. Но это именно решение, а не осознанный вывод.
Практика же доказывает обратное, никто из нас не рождается с умением шутить и этот навык развивается вместе с ростом интеллекта и расширением эрудиции.
Точно так же, как подвижную девочку нужно отдавать в школу танцев, а задумчивого мальчика в шахматный кружок, людям проявляющим способности разгадывать истинную суть поведения и высмеивать её стоит развивать своё чувство юмора.
На деле нередко выясняется, что человек, которого все знают, как успешного комедианта, долгое время развивался в обстоятельствах максимально подходящих для этого.
Западные комики неоднократно рассказывали, что в школе для слабого мальчика юмор это единственная допустимая форма защиты от нападок сверстников, и именно это и закладывает фундамент будущего таланта (в частности об этом говорил в интервью Адам Сендлер). Дело конечно не только в слабости, но в развивающем дискомфорте. В сообществах, где физическая агрессия запрещена, чаще развиваются люди, способные высмеять, доказать свою точку зрения при помощи пародии, визуальных образов и метафор.
Как и во всех других областях человеческой деятельности есть люди более предрасположенные и менее расположенные к юмору, но развить это чувство может каждый. Сложнее всего сделать первый шаг. Я с 2013 года преподаю теорию написания шуток и заметил, что опытным адептам юмора больше нужен разнообразный инструментарий, который я описал в книге «Юмор. Все инструменты комедии», а тем кто просто хочет сделать первые шаги, сдвинуть себя с мёртвой точки и начать хоть чуть-чуть креативить, пришлось подбирать специальные простые упражнения1.
Я отбирал эти упражнения по принципу доступности для самых неподготовленных учеников. По большому счету, это упражнения на антонимы, ускорение и замедление речи, расширение словарного запаса и эрудиции, добавление эмоциональности, яркости речи и настройки чувства на умение определять суть шутки.
Хорошо в этом плане помогает и насмотренность. Если вы смотрите большое количество комедийных шоу смеётесь, то следующим шагом для вас будет умение разложить шутки, которые вы слышите на парадоксы, противопоставления в них заложенные (глава «Парадоксы»).
На моих глазах даже косноязычные ученики становились людьми способными рассмешить зал. Вместе с тем помните, что чудес не бывает и сесть на шпагат за один день невозможно. Однако как только вы сделаете ежедневную тренировку своим образом жизни – вы увидите кардинальные изменения.
Если хотите развить чувство юмора у своих детей, вам следует «вынуждать» их аргументировать свою точку зрения. Задавать им вопросы: а почему ты хочешь эту игрушку? А почему тебе не понравился этот мальчик? Что он делал не правильно? Как бы ты хотел, чтобы он себя вёл? Что заставило тебя смеяться? Почему ты хочешь пойти именно на ту площадку?
Чем больше вы будете стимулировать аргументационную активность ребенка, тем быстрее обнаружите, что он научился выражать свои эмоции точнее.
Далее можно перейти к более интересным вопросам.
Как можно согреться на северном полюсе? От чего можно замерзнуть в Египте? Как пингвину попасть на пляж? Как кошке переплыть реку? Можно ли курить на подводной лодке? Чем дышать на Марсе? Чем богат бедняк? Как горбуну завоевать красавицу? Как карлику одолеть великана?
Чем более парадоксальными будут ваши вопросы тем лучше. Создавайте ситуации со множеством решений и предлагайте ребёнку дать как можно больше различных вариантов решения задачи.
Вы увидите, что интеллект неразрывно связан с чувством юмора.
Позитивный фон и это статистически доказано (слышал от профессора МГУ Вячеслава Дубынина) один из двух необходимых факторов обучения. Хотя конечно, взрослые люди знают, что позитивный взгляд на вещи и юмор это не всегда одно и то же.
В ближайшее время вы найдёте на моём сайте2 отдельный курс с упражнениями и приёмами для родителей, желающих развить своих детей.
Для человека, который долгое время испытывал трудности с проявлением своего чувства юмора существует серьезный страх показаться «Петросяном» (Так говорили мои ученики, они опасаются сравнения с Петросяном). Вместе с тем важно создать условия, в которых вы сможете шаг за шагом развиваться затачивая своё остроумие. Некий парник, в котором сможет прорасти рассада вашего совершенства.
Действительно, если вы сильно сомневаетесь в себе и начнёте шутить при незнакомых людях, то можете травмировать себя, словно высадили росточек в февральскую землю.
Именно под эти задачи я сформулировал приёмы, которые позволяют повысить безопасность ваших упражнений.
Если вам в голову пришла шутка, каламбур, идея для шутки, то по началу вам лучше облачить её в форму вопроса, который вы задайте собеседнику.
Вместо: «Иван Иванович Иванов не заполняет анкету, а использует бланки-образцы» можно использовать форму: «Интересно, если ты Иван Иванович Иванов, то тебе можно не заполнять анкету, а просто взять бланк-образец»? (шутка команды КВН СтепиКо)
Вы можете потренироваться перефразируя шутки из КВНовского биатлона любимой команды.
Форма вопроса вместо утверждения является более «безопасной», более приглашающей к диалогу.
Неологизмы это новые слова появляющиеся в языке. На момент выхода этой книги еще достаточно новыми были слова «хайп», «флексить», «месенджеры», «строис». Дело в том, что новичку бывает трудно найти тему для шутки и он часто шутит так, как до него уже сделали десятки комиков. В результате возрастает риск вызвать у слушателя отторжение, ведь шутка это всегда новизна3.
Выбирая же как объект для шутки селфи, твиттер или ютуб блоггеров вы можете успеть пройти по чистому белому только что выпавшему снегу первым. Подумайте какие слова и понятия появились в вашей жизни совсем недавно и попытайтесь найти, что парадоксального с ними связано.
Самый простой способ сделать смешнее даже самую плоскую шутку это зарифмовать её. Этим уже давно пользуются в народе. Попробуйте убрать рифму и ритм из частушки. Изложить её смысл в форме одного предложения и чаще всего вся магия испарится. Почему бы тогда не действовать в обратном направлении? Если у вас рождаются остроты, но вы пока сомневаетесь как сформулировать их ёмко и четко – зарифмуйте.
К этому же приёму прибегают КВНщики в музыкальном домашнем задании, где нередко уже избытые темы находят новую жизнь изложенные в форме песни.
Дмитрий Нагиев подарил всем людям желающим плавно и безопасно стать комиками шикарный приём: если в вашей голове уже крутится какая-то комедийная идея, но вас одолевают сомнения смешно это или глупо? Шутка или баян? Уместно или пошло? То сочините себе персонажа, которому позволено ошибаться.
Для Дмитрия Нагиева в шоу «Голос» таким персонажем стал «мой дед». В сложнейшей обстановке трехчасового шоу в прямом эфире ему был просто необходим безопасный способ подавать остроты и он его гроссмейстерский использовал.
Пусть ваш персонаж будет умнее или глупее вас, но он будет являться для вас эдаким «громоотводом». Возможно, если вы хотите слишком заумно пошутить в толпе хулиганов, но боитесь выглядеть ботаном, можно сказать: «Моя физичка сейчас бы сказала…», а если вы наоборот случайно оказались в учительской и вам в голову пришла на ваш взгляд весьма подходящая, но несколько скабрёзная шутка, то: «Знаете, мне кажется Вовочка в этой ситуации бы сказал…»
Это идеальный приём для новичков, которые переживают, что буду выглядеть «Петросянами». Он позволяет вам проращивать зерна своего будущего успеха даже в неблагоприятной обстановке. Вместе с тем стремитесь выбирать публику, которая не осуждает вас за попытки научиться чему-то новому. В конце концов вы делаете это для них.
Ученые4 говорят, что чувство юмора, умение шутить появилось у человека очень давно и тесно связано с нашим стайным образом жизни и необходимостью управлять людьми. Так же есть предположение, что именно это повлияло на то, что генетически мужчины чаще обладают этим навыком и проще его осваивают, чем женщины.
Это предположение совершенно не означает, что женщины не могут добиваться высот в стендапе, есть масса примеров подтверждающих это, но в обычной жизни женщинам стоит проверить вот какую гипотезу: юмор является безопасно формой атаки на чужие недостатки. И тот, кто шутит всегда ставит себя выше, того над кем он шутит. Поэтому мужчины очень болезненно относятся, если симпатичная женщина шутит над ними. Это важно понимать только в том случае, если женщина хочет, чтобы мужчина воспринимал её как романтическую пару. Женщинам не стоит шутить над мужчиной, от которого она ждет внимания, потому что внимание он обратит, но вот нравиться она ему станет меньше, так как большинство мужчин видят лидерами и вожаками в отношениях только себя.
Значит ли это, что женщина не должна шутить при симпатичном мужчине? Нет, вы можете использовать своё чувство юмора, чтобы поддержать лидера шуткой. И если «вожак» пошутил над кем-то, то можно пошутить над этим объектом тоже, поддержать атаку. Это ему понравится.
Обратите внимание, что абсолютно тот же расклад в отношениях «начальник-подчиненный». Подчиненные не шутят открыто при авторитарном начальнике, пока тот не сделает это первым. Далее они поддерживают его.
Юмор всегда атакует недостатки поведения. Тот кто шутит считает, что объект его шутки не прав и желает скорректировать его поведение вербальной атакой. Нужно понимать, что очень часто эти атаки являются безопасными. И больше напоминают не пинки и подзатыльники, не осмеяние и позор, а вычесывание блох у сородича.
Смею предположить, что чувство юмора одно из конкурентных преимуществ человека в эволюционной гонке. Те сообщества, где чувство юмора было сильнее развито, где лидер был способен транслировать свою видение мира и правильного поведения, высмеивая неправильное, отжившее, устаревшее поведение, выигрывали у сообществ, где общение проходило более консервативно.
Вполне вероятно, что юмор является иллюстрацией эволюции уже не биологической, а поведенческой. Каждое новое поведение проходит проверку микронасмешками. Так происходит с каждым новомодным веянием, – включите «Вечернего Урганта» 2013 года и увидите, что основным объектом насмешек были новые гаджеты, стремление делать селфи, заявления знаменитостей, новинки кино.
Каждое новое культурное событие неизбежно становится объектом для шуток. И проходя этот этап закаляется и проверяется на прочность. Неправильное поведение делает шаг назад, а удачная «мутация» поведения инсталлируется в культурное пространство и повседневную модель поведения. Как например произошло с селфи: сначала высмеивали, потом это стало нормой.
Это похоже на биологические мутации, которые так же сначала являются отклонением от нормы, но самые удачные приспособленческие нововведения становятся новой нормой.
Это заставляет задуматься о том, какую большую роль играет юмор в формировании не только здорового общества, но и в личной психогигиене каждого читателя (и автора).
В здоровом дружном коллективе легкие шутки над недостатками друг друга являются коллективной работой над собой. Про сатириков нередко говорят, что они «зеркало общества». В этом есть глубокий психотерапевтический смысл и большая польза.
Однако каждый из нас сталкивался с обидными шутками. Многие из вас были по обе стороны баррикад. Иногда шутят над нами, и мы даже замечаем, что шутник не имеет цели принести пользу своими колкими замечаниями, а вошёл в раж и уже действует из живодёрских или хулиганских побуждений.