Старинные ритуалы



Есть нечто в этом времени года, что-то такое в самой зиме и Йоле, что затрагивает самые тонкие струны моей души, заставляет в один момент громко кричать от радости, а в другой – тихо уйти в укромный уголок. Для меня это самый таинственный промежуток года, когда Мать Земля замирает, хотя если мы будем чутко прислушиваться, то различим стук ее сердца. Это важная и проникновенная пора, чтобы свернуться калачиком и заняться самосозерцанием, если только мы принимаем этот период спячки в природе. Это также момент, чтобы, отдав дань настоящей и духовной «тьме», снова возрадоваться возвращению света, отмечая праздник в кругу семьи и друзей.

Все эти чувства возвращают нас к древним предкам, которые проживали свои жизни согласно беспрерывно меняющимся ритмам великого природного Колеса. Весной они сажали зерна, собирая летом и осенью урожай. С началом осени начинали запасать еду, собирали топливо для зимних костров и укрывали от холодов поля. С началом зимнего сезона люди запирались в своих жилищах и проводили холодные, темные месяцы, живя за счет припасенных даров природы, рассказывая истории у огня и иногда совершая рискованные охотничьи вылазки за скудной зимней дичью, надеясь, что они заготовили достаточно провизии и дров, чтобы продержаться до весны. Ранний отход ко сну помогал экономить свечи, масло и другие источники света, а поздний подъем из теплой постели – дрова. С приходом зимы менялась и пища, основой которой становились корнеплоды и другие овощи, крупы и мясо, которое можно было заготовить и хранить. В буквальном смысле наши предки проводили зиму в спячке: суета повседневной жизни замирала и совпадала с ритмом погруженного в сон мира.

Сегодня многие из нас уже забыли, что значит «удачно» впасть в спячку. Круглый год мы придерживаемся одного и того же привычного распорядка, и люди часто ворчат на зимние месяцы, вместо того чтобы приветствовать наступление холодов в великом Колесе природы. В современном мире мы имеем возможность поддерживать одну и ту же температуру в наших жилищах, а яркий, словно летний свет заливает наши комнаты по щелчку выключателя в середине самой темной зимней ночи. Наша диета не меняется нисколько. Если мы готовы заплатить, то можем хоть весь год есть свежие ягоды и весеннюю зелень. Все это безнадежно выбивает нас из естественных зимних ритмов и становится причиной проблем. Что интересно, одна из новейших теорий, рассматривающих сезонные аффективные расстройства, связывает их развитие с борьбой против зимних ритмов вместо их принятия. Даже современным язычникам сложно встречать середину зимы, когда мы настолько оторваны от древних земледельческих циклов: этот момент будет исследован подробнее в следующей главе.

Но не волнуйтесь, празднование встречи зимы сохраняется в современном мире и выполняет важную функцию, напоминая каждому о том, что Колесо продолжает вращаться. Этот саббат несет в себе самую суть «чувства зимы». И особенно это чувствуется в декабре, во время зимнего солнцестояния, именуемого Йолем, когда люди собираются семьями, приглашают друзей, чтобы отметить праздник и встретить саму душу наступающего сезона. В данной книге мы обсудим побудительные мотивы встречи Йоля, а также множество идей о том, как по-настоящему отметить день зимнего солнцестояния. Середина зимы достойна нашего восхищения, ведь это поистине волшебное время года, скрывающее в себе великую тайну.

Зимнее солнцестояние, середина зимы и Йоль: лексикон

Термин «зимнее солнцестояние» описывает специфическое астрономическое явление, о котором мы еще поговорим позже. Solstice[1] означает sun stands still («солнце все еще стоит»), что говорит о медленном, почти незаметном движении солнца по нижней точке небосклона. Что касается термина «середина зимы», то он используется как синоним дню зимнего солнцестояния. С другой стороны, Йоль неслучайно связан с различными религиозными празднованиями и духовными традициями.

Согласно Оксфордскому английскому словарю (ОАС), нормативному толковому тезаурусу современного английского языка, слово «Йоль» восходит к староанглийскому geól и может означать: 1) Рождество или Святки; 2) древнескандинавское jól, что переводится как «языческий пир» длиною 12 дней (с возможными отсылками к Одину и Дикой охоте); 3) слово giuli из языка древних англов, записанное Бедой Достопочтенным в 726 году н. э. и означающее «декабрь» или «январь»; 4) древнескандинавское ýlir – месяц, который начинается со второго дня недели, выпадающей на 10–17 ноября; 5) готическое jiuleis в словосочетании fruma jiuleis, что подразумевает ноябрь. «Йоль» может происходить и из общегерманского языка (jeul-, jegul- и *je ul), но эта теория вызывает вопросы. Есть также предположение о том, что в древнескандинавской поэзии это слово было синонимично «пиру».

В ОАС мы находим сведения также о том, что «Йоль» стал широко применяться с середины XIX века в качестве неофициального обозначения Рождества и связанных с ним торжеств. Одновременно фраза «Доброго Йоля!» стала восприниматься как выражение радости и волнения по поводу празднования середины зимы. ОАС предполагает, кроме того, что Йоль мог быть звуковой вариацией слова wheel (колесо), будь то обозначением смены времен года, кругообращения солнца или колес в повозке Одина. Некоторые лингвисты строят гипотезы о том, что в обыденном смысле Йоль связан со словами joy («радость») и jolly («веселье»).

У древних римлян были собственные обозначения для периода Йоля: Dies Natalis Solis Invicti – день рождения непобедимого солнца. Когда-то римляне отмечали в это время года день появления своего любимого Митры, солнечного бога, культ которого был тесно связан с солнцестоянием и возвращением света. Около четвертого столетия нашей эры Римская церковь стала использовать вместо термина «рождение сына» «рождение Сына», интуитивно постигнув, что в христианстве Иисус – тот единственный, кто способен вернуть свет и жизнь в мир. Заметим, что современные теологи сходятся во мнении, что Иисус, независимо от деталей его земной жизни, был рожден, скорее всего, весной. Однако в середине зимы была установлена дата для почитания дня его рождения, ведь именно в это время язычники привыкли праздновать возвращение света в мир, когда человеческие жизни метафорически возрождаются с каждым днем зимнего солнцестояния.

Помогают ли все эти сведения понять нам, что означает «Йоль»? И да, и нет. Пусть значение самого слова остается не совсем ясным, легко увидеть, что оно имеет богатую историю и веками использовалось в различных культурах и традициях.

А что насчет декабря?

Слово «декабрь» фактически значит «десять» или «десятый». Видимо, у древних римлян словно бы иссякла чаша вдохновения в наречении месяцев с января по август в честь божеств, и остальные месяцы они просто обозначили числительными. Например, сентябрь означает просто «седьмой». Казалось бы, что он должен был бы значить «девятый», так как в современном календаре он стоит именно на этой позиции, однако в изначальном календаре месяцев было меньше, чем в современной версии. Так, сентябрь значит «седьмой», октябрь – «восьмой», ноябрь – «девятый», а декабрь назван десятым месяцем в оригинальном римском календаре. Позже римляне добавили в календарь январь и февраль, таким образом, декабрь стал двенадцатым месяцем, но сохранил свое изначальное наименование во избежание путаницы.

По некоторым источникам декабрь может быть связан также с богиней Децимой, рассматриваемой многими как римский эквивалент греческой богини Лахесис. Обе богини отмеряли жизненную нить смертным и обладали способностью решать человеческую судьбу и определять срок земного существования. Средняя из сестер-парок, или трех Богинь судьбы, Децима часто воспринималась как персонификация настоящего, возможно, отсылая к реальной смерти/возрождению природы в период зимнего солнцестояния. Ее способность «наматывать смерть на веретено» также могла быть аллюзией на метафорическую тишину и символическую смерть середины зимы: тишь, которая предшествует обновлению.

Франки называли декабрь «святым месяцем», или heilagmanoth, англосаксы – «месяцем перед Йолем», или Aerra Geola, ирландцы – «месяцем Рождества», или Mi na Nollag. Все эти названия ясно говорят нам об изобилии зимних праздничных традиций в это время года.

Астрономический цикл Йоля

Середина зимы непосредственно связана с астрономией и движением небесных светил по небосводу. В день зимнего солнцестояния великое сезонное Колесо достигает поворотной точки и начинает движение навстречу светлой половине года. После дня зимнего солнцестояния дни удлиняются, а температура постепенно повышается. Неудивительно, что древние люди так радовались Йолю, ведь они знали, что после дня солнцестояния тяготы зимы скоро отступят, вернутся тепло, свет и изобильная пища.

Астрономический день зимнего солнцестояния – самая долгая ночь в году – обычно выпадает на 21 или 22 декабря. Этот день – часть астрономического цикла, повторяющегося каждый год с незначительными изменениями. Для живущих в Северном полушарии зимнее солнцестояние отмечает начало зимы (самый короткий день в году и самую долгую ночь), и чем ближе к северу, тем более явственны эти явления. Живущие на 45-й параллели (посередине между экватором и Северным полюсом) в день зимнего солнцестояния будут переживать около 8,5 часа светлого времени суток и 15,5 часа – темного. Если передвинуться ближе к северу в сторону Анкориджа, Аляска, то там зимнее солнце будет вставать около десяти утра, а зайдет в три часа дня, показавшись всего лишь на несколько градусов выше уровня горизонта. Для живущих за Полярным кругом день зимнего солнцестояния означает почти полную темноту, а непосредственно на самом Северном полюсе солнце не покажется вовсе.

Загрузка...