Часть II: Путь



7. Три вездесущие гуны

Воистину никто не может оставаться в бездействии даже на миг. Каждый невольно действует под влиянием гун. (Бхагавадгита, 3-5)


Читая предыдущие главы, вы познакомились с одним из базовых принципов философии Индуизма – Майей, великой иллюзией. Внешний мир, внутренний, тело… С какой стороны ни посмотри, на что ни посмотри, когда ни посмотри – всё всегда разное. Разные люди живут в разных мирах, и мир каждого человека постоянно изменяется…

Есть ли хоть что-нибудь постоянное? Джонатан Свифт писал, что в мире нет ничего постоянного, кроме непостоянства. Так оно и есть! Но индуизм даёт более глубокий ответ, объясняя, что в основе всего непостоянства находятся три переплетающиеся гуны: Саттва, Раджас и Тамас. Переводятся они как Гуна Благости, Гуна Страсти и Гуна Невежества. Уходя от сложностей перевода к простой сути, это – Рождение, Жизнь и Смерть.

Вы ведь согласны, что эти три понятия находятся в основе всего? Мы видим их во всём. И они переплетены – без смерти не будет рождения, без рождения не будет жизни, а без жизни не будет смерти.

Каждая гуна по-своему ценна. Однако большинство людей, слышавших о гунах, помнит, что есть хорошая гуна – Саттва, нехорошая – Раджас, и ужасная – Тамас. Это подчёркнуто даже на уровне традиционного перевода – благость, страсть и невежество. Соответственно, одну гуну любят, второй сторонятся, от третьей в ужасе шарахаются.

Во второй главе Бхагавадгиты Кришна говорит Арджуне, что нужно быть выше гун. То есть без привязанностей разума Принимать, Проживать и Отпускать (кстати, это как раз качества трёх гун) всё, что происходит в жизни.

Вы удаляетесь от счастья не в тот момент, когда появляется проблема, а когда вы не хотите эту проблему принять (например, налогового инспектора), или прожить (например, период поиска нового смысла), или отпустить (например, любимого человека). Или другой полюс – вы уж очень хотите что-то принять (например, снова влюбиться), чем-то пожить (например, богатством и славой), и что-то отпустить (например, болезнь). Это и есть негативные и позитивные привязанности.

Знание о гунах приводит разум в покой. Всё, что имеет начало, имеет и конец. Абстрагируйтесь от своих непростых жизненных обстоятельств, и вспомните стандартный литературный сценарий: поначалу в игре всё спокойно, но постепенно нарастает кризис, пройдя который, герой переходит в новое качество, и игра заканчивается. Если же остался ресурс (время фильма, или годы жизни героя), то начинается новая игра – снова благодать, затем развитие с постепенным нарастанием кризиса и кризис с переходом в новое качество… И так снова и снова. В какой бы момент вы ни "пробудились", вы можете понять этап динамики своей игры, то есть, в какой гуне вы находитесь, а также сделать важные выводы – как органично действовать в соответствии со сценарием и что будет происходить дальше.

Все проблемы естественны. Без них не обходится ни комедия, ни трагедия, ни роман, ни детектив… Show must go on. Для развития действия герою необходимо получать новый опыт. А для этого он периодически оказывается вне зоны комфорта и вынужден преодолевать трудности. Если нет трудностей, то нет нового опыта и нет развития…

Невозможно вечно пребывать в Саттве. Непременно наступает время, когда приходит Раджас и Тамас. Это от вас не зависит. Однако от вас зависит ваша осознанность – не наломать слишком много дров в период Раджаса, а в период Тамаса не погрузиться в болото инертности так глубоко, что потом сложно будет выкарабкаться.

Вы можете спать, а игра будет идти. А можете пробудиться, и игра всё равно будет идти. Акт будет следовать за актом. Но, пробудившись, вы станете Человеком!

И вот мудрость: наслаждайтесь происходящим, ни к чему не привязываясь. Всему своё время. Это и есть "находиться выше гун".

8. Как отпустить ненужное. Шаткармы

Мудрецы, уравновесившие разум и отказавшиеся от плодов деяний, освобождаются от оков перерождений и достигают состояния блаженства. (Бхагавадгита, 2-51)


Интересно получается – Саттва очень привлекательна, однако, если вы попытаетесь её накопить, то тут же окажетесь в Тамасе. Потому что всё накопленное уже умирает…

В эпоху общества потребления все личностные кризисы, жизненные проблемы, болезни, как правило, указывают на преобладание Тамаса – Гуны Невежества. Под влиянием этой гуны человек теряет ориентацию, пребывает в тупняке, в инертности. Хотя он этого и не замечает. Поэтому и название такое – Гуна Невежества. Сон разума рождает чудовищ… У каждого человека чудовища свои. У Дон Кихота это были ветряные мельницы. А какие у вас? Проблемы в семье? Социальная нереализованность? Проблемы со здоровьем?

Важно понимать, что сражаться нужно не с чудовищами. Проблемы не решаются в лоб. Это ведь ваш сон! Что проку от борьбы во сне? Нужно проснуться и увидеть направление движения. В этом состоянии всё решается естественно. Так вот, лучший способ уменьшить влияние Тамаса – очиститься от накопленных продуктов жизнедеятельности.

В традиции йоги есть понятие шаткарм, то есть шести типов очистительных действий:

1. Дхоути (очищение пищевода и желудка)

2. Басти (промывание толстого кишечника)

3. Нети (очищение носовых пазух)

4. Тратака (очищение слёзных каналов)

5. Наули (массаж брюшной полости)

6. Капалабхати (пранаяма очищения аджны)

Шаткармы – это простые, но необычайно мощные практики. Выполняя их, важно не терять здравый смысл, чувствовать голос своего тела и избегать фанатизма. Раскачивать маятник опасно! Частые клизмы неминуемо приведут к запорам. А если начать каждый день промывать носовые пазухи, вызывать рвоту и делать клизму, то через месяц вы можете обнаружить своё тело в весьма плачевном состоянии. И это ясно укажет на то, что произошла подмена глубокой эзотерической практики внешней формой и схемой.

Помимо шаткарм можно мыться, голодать, стричься и так далее… Включите воображение. Что ещё вас очищает? Вспомните своё состояние после уборки квартиры. Как же легко становится, если выбросить или подарить некоторые старые вещи…

Когда-то, въехав из Буркина Фасо в Того, в очередной раз сменив симку, я случайно удалил в телефоне записную книжку. Как же интересно тогда себя почувствовал… Российскую симку несколько месяцев назад я отключил и звонков не ждал, ничьих номеров не помнил. В тот момент я реально ощутил, что начинаю жизнь с чистого листа. Интересно, что при этом я чувствовал воодушевление и тихую радость. Но это ощущение не было долгим. Несколько телефонных номеров я всё-таки вспомнил, а через них восстановил всё, что мне было необходимо.

Так работают и чистки. Вы можете попытаться отдать всё. Однако то, что для вас ещё важно, так просто не уйдёт. Поэтому не цепляйтесь за старое, будьте тотальны в очищении!

9. Как просто наполниться Благом

Чувственные наслаждения отпускают человека, который не наслаждается их вкусом. Хотя при этом сам вкус может сохраняться. Однако, даже он исчезает для мудреца, созерцающего Высшее. (Бхагавадгита, 2-59)


В предыдущей главе я рассказал вам о том, как отпустить отжившее. Если вы выполнили любую из предложенных мной практик, то заметили, что в результате автоматически происходит наполнение чем-то новым – как вдох после выдоха.

Так что, засиделись на одном месте? Пытаетесь измениться, но не получается? Хотите личностную трансформацию? Элементарно! И не нужно никаких целителей или психотерапевтов… Магия проста – сначала освобождаете место от ненужного и затем заполняете его нужным.

С освобождением, отпусканием, трансформацией связана гуна Тамас. С точки зрения волшебства – это прекрасная гуна. Но как же сложно в ней пробудиться, включить разум и осознать необходимость очищения… А также критически важно последующее действие – наполнение тем, что вам необходимо для решения стоящих перед вами задач. Ведь вы можете наполнить себя Тамасом, Раджасом или Саттвой.

Самое странное, это после очищения снова наполнить себя Тамасом. Но многие люди неосознанно поступают именно так, продолжая движение по круглой арене цирка своей жизни.

Когда-то в Индии я проходил месячный курс Панчакармы. Это очистительная процедура Аюрведы. Две недели длилась подготовка и само очищение, а затем ещё три недели я находился в госпитале, чтобы наполниться Саттвой.

Если разум не включить и сразу после очищения вернуться к старому образу жизни, знакомым проблемам, то вы снова наполнитесь Тамасом. Если же нырнуть в новые желания, то произойдёт наполнение Раджасом.

Конечно, в окружающем нас мире нет ничего плохого. Все гуны важны. И есть практики йоги, для выполнения которых необходим именно Тамас или Раджас. Как вы знаете, в некоторых случаях даже самый страшный яд является лекарством. Но для работы с ним требуется осознанность и мудрость. Поэтому для начинающих практиковать йогу наиболее благоприятной считается Саттва – гуна благости.

Наполняться Саттвой просто и приятно. Вот три простейшие техники:

1. Просыпайтесь и практикуйте йогу на рассвете (до восхода солнца)

2. Гуляйте и общайтесь с природой особенно на рассвете и особенно весной

3. Вкушайте пищу, в которой преобладает Саттва. Это элементарно – приходите в магазин, выбираете то, что вам нравится, и в гугле проверяете, к какой гуне относится интересующий вас продукт. Через пару часов вы во всём разберётесь, и впредь гугл вам будет уже не нужен. Да и логика очевидна: консервы, продукты брожения, алкоголь, сладкое, мясо – Тамас. Острое, солёное – Раджас. Свежие салаты, фрукты и овощи – Саттва. Разумеется, есть исключения.

А также обратите внимание на следующие важные правила здорового питания:

1. Приём пищи – это ритуал принятия Жизни. Вы становитесь тем, кого вы едите. Принимайте пищу с благодарностью и молитвой.

2. Когда кушаете, воспринимайте это как занятие любовью с пищей. Ощущайте блаженство, чувствуйте всю гамму вкусов и состояний. Не болтайте за столом, не смотрите телевизор, не думайте ни о чём, кроме того чуда, которое сейчас происходит.

3. Сначала кушайте то, что переваривается быстрее.

4. Не запивайте еду.

5. Белковую пищу и углеводную кушайте отдельно.

6. Тщательно пережёвывайте твёрдую и даже жидкую пищу.

7. Не ложитесь после приёма пищи, лучше сидите или прогуливайтесь.

8. Не торопитесь после приёма пищи и, конечно же, не занимайтесь спортом.

9. Не кушайте менее чем за 2 часа до сна. Желательно ужинать, когда ещё светит солнце, так как оно поддерживает огонь пищеварения.

10. Не переедайте.

Если вы проходите курс "36 Шагов Йоги", то практическое задание урока 8 в прямом смысле наполнит вас Благом.

10. Карма и игровая динамика

Достигший невозмутимости, уже в этой жизни освобождается от добра и зла. Поэтому практикуй Йогу невозмутимости как искусство деяний. (Бхагавадгита, 2-50)


Я тут подумал – а может быть, пора закончить книгу? Ведь в двух предыдущих главах я дал вам серию конкретных советов, которым не сложно следовать и которые гарантированно сделают вашу жизнь лучше. Вряд ли вы им уже проследовали. Потому что я знаю на собственном опыте – гораздо проще перелистнуть страницу, чем включить осознанность и начать действовать. Однако я вас верю, поэтому продолжаю :)

И сейчас я хочу коснуться ещё одного краеугольного камня Индуизма – Закона Кармы – всеобщего закона причины и следствия. Этот закон объясняет причину перерождений, и не только.

К сожалению, многие люди рассматривают карму исключительно как способ снять с себя ответственность за негармоничное решение текущих проблем, чтобы с чистой совестью продолжить сидеть, сложив лапки. Попал в аварию – карма, заболел – карма, нет денег – карма… Скажите, когда человек говорит "карма" в таком контексте, меняется ли его жизнь к лучшему? Очевидно, что нет! А значит, это не истинное знание, а камуфляж, прикрывающий проблему – рационализация.

Увидьте закон кармы не как костную статику, а как силу, которая подталкивает вас к движению между условно статическими состояниями, тем самым создавая динамику Жизни.

Вот вам пример… Иван – младший царский сын, и он – дурак. Жалко! Карма? Отец предлагает ему жениться, Иван, не задумываясь, отпускает в небо стрелу, находит её в лапках лягушки на болоте и женится на ней. Жесть! Карма? Лягушка оказывается красивой и мудрой девой, волшебницей. Повезло! Карма? Дальше есть множество вариантов развития истории, и все они приводят Ивана на трон. Карма? Можно было бы остановиться в любой точке сюжета, сказав "такова карма", и история тоже сделала бы остановку, хотя герой продолжал бы ощущать движущую силу, и страдал бы, сопротивляясь ей, называя это занятие своей кармой. А можно продолжать движение вперёд и взойти на трон. В общем-то, можно и на этом не остановиться. Продолжается жизнь, продолжается действие закона кармы, продолжается история. Вот что такое карма при более глубоком взгляде! Карма – это движущая сила игры, источник желаний, серый кардинал… Но люди ведь тормозят, как упрямые ослики. И в этом случае получают пинки под зад, которые обиженно называют кармой :)

Поэтому, если вы жёстко ощущаете закон кармы, не нужно говорить с несчастным видом: "Такова моя карма!" Лучше выполните небольшую практику. Проанализировав свою жизнь, постарайтесь увидеть два гармоничных статичных состояния, между которыми вы перемещаетесь. Если вы правильно определите эти состояния, то, во-первых, они оба вам очень понравятся. А во-вторых, подталкивающую к движению карму вы начнёте воспринимать с благодарностью.

Мудрость трансформирует, исцеляет, освобождает. Убедитесь в этом на собственном опыте! Выполните это задание и заметьте, что произойдёт в момент открытия мудрости. Это будет волшебство! Если же всё, на что вы сейчас способны, – это "открыть" то, что вы уже и так знали, значит, страхи победили и чуда исцеления мудростью не произойдёт. Но жизнь продолжается. Впереди вас ожидает ещё много интересных техник. И конечно же, нужно не только читать, но и практиковать. Я надеюсь, что, читая эту книгу и проходя курс "36 Шагов Йоги", вы делаете реальные шаги на пути к счастью.

Кстати, карму также можно рассматривать и как проявление закона всеобщего баланса. Часто люди смотрят на жизнь очень узко, из какого-то привычного уголка своего разума. Посмотрите шире и вы увидите, насколько гармонично всё устроено! Ваши прошлые действия, ваши действия в настоящем, так же, как и ваше бездействие, убеждения, эмоции, круг общения, место жительства – всё это находится в балансе. У вас есть желания, которые пока что не осуществились? Внимание! Открываю вам ещё один секрет: эти неосуществившиеся желания тоже являются элементом огромной структуры и поддерживают общий баланс. Поймите, у вас есть именно желания, а то, на что они направлены, у вас отсутствует! Например, вам хочется любви или творчества, денег, здоровья… Но желаемого нет! У вас может болеть колено, и вы хотите его исцелить, занимаетесь йогой, ходите на физиопроцедуры… А у другого человека колено не болит, хотя он для этого и усилий не прикладывает. Да, таков этот человек и таков его баланс. Карма? Как же соблазнительно так сказать…

Но вы ведь Человек. А теперь ещё и немножко волшебник… Хотите не хотеть, а иметь? Подумайте, что вам нужно изменить, чтобы желаемое появилось в вашей жизни не в результате титанических усилий, а без усилий, как следствие закона баланса. Просто, чтобы в вашей жизни этого не могло не быть. Причём, вы должны иметь возможность совершить это изменение не когда-нибудь, а прямо сейчас. Сдвиньте точку равновесия. В общем-то, для этого можно даже ничего не делать – достаточно небольшого инсайта (просветления), чтобы весь мир в кратчайшие сроки перестроился на уровнях всех чакр, придя в новую сбалансированную структуру, в которой у вас есть то, что ранее присутствовало лишь в качестве отсутствующего (то есть желания). И это тоже можно рассматривать как карму, ведь событие происходит как бы само собой. Но вы знаете, что это ваше волшебство!

11. Эзотерическая структура практики йоги

Йога действия значительно выше эгоистического действия. Поэтому, о Арджуна, ищи прибежище именно в ней. Ибо бедны и убоги те, кто действует ради получения плодов. (Бхагавадгита, 2-49)


Если вы ездили по узкому горному серпантину, вы наверняка обращали внимание на то, что перед каждым поворотом водители сигналят, предупреждая животных, пешеходов, а также других водителей. Когда вы осваиваете йогу, каждая практика для вас подобна такому же серпантину в духовном мире, и, чтобы избежать негативных последствий, важно соблюдать принципы энергетической экологии.

Тема взаимодействия с духовным миром настолько глубока, что ей можно посвятить отдельную книгу. Возможно, когда-нибудь я её напишу, но сейчас моя цель другая. Поэтому я познакомлю вас лишь с самыми важными принципами. Для начала этого достаточно, а нюансы будут открываться вам в процессе движения по Пути.

Если же вы хотите заглянуть глубже, пройдите мой курс "7 шагов йоги". Это бесплатный недельный онлайн-курс, закладывающий эзотерический фундамент практики йоги. Записаться на него вы можете на странице – https://zamkovoi.ru/yoga7

Сейчас же квинтэссенция:

1. Намерение

Зачем вы хотите выполнить практику йоги? С какой целью? Почему бы вместо этого не полежать на диване? В голове может быть много запутанных мыслей на этот счёт. Чтобы поток энергии между вашим действием и результатом был прямым, необходимо навести порядок в видении своих целей и сформулировать чёткое намерение, с которым вы выполните практику. Для этого я предлагаю использовать критерии SMART: Specific – конкретность, Measurable – измеримость, Achievable – достижимость, Relevant – уместность, Time bound – ограниченность во времени. Практика без чёткой цели напоминает известную басню Крылова о лебеде, раке и щуке. В соответствии с поставленной целью вы сможете конкретизировать техническую сторону (какие асаны, пранаямы, и медитацию необходимо выполнить), какие дополнительные ресурсы задействовать (стихии, энергии, и т.п.), сколько времени практиковать и каков критерий успешной практики.

2. Приветствие

Всегда приветствуйте духовный мир и предупреждайте всех его обитателей о своём намерении выполнить практику йоги. Поприветствуйте место, в котором вы собираетесь практиковать. Особенно если вы практикуете не у себя в квартире, а на природе – в лесу, у озера, на горе… Везде есть обитатели, у всего есть управители. В зависимости от цели, которую вы ставите на практику, они могут на время уйти, или могут пожелать выполнить практику вместе с вами. Они могут поддержать вас, а могут создать препятствия и даже надавать вам по шапке. Если вы давно практикуете йогу, то, возможно, помните ситуации, когда после практики вам было плохо или даже происходили негативные события. Во многих случаях это происходит в результате нарушения этики энергетического взаимодействия.

3. Отброс энергетических "хвостов"

В духовном мире мы связаны с другими людьми, да и не только с людьми. Без необходимости желательно не вовлекать всех, кого попало, в свою практику йоги. Бывает так, что вы выполняете асаны, пережёвывая при этом, например, какой-нибудь конфликт на работе. Мало того, что при этом вы влияете на другого человека, асаны усиливают вашу энергетику, в результате чего деструктивная завязка усиливается. Поэтому перед практикой йоги нужно отбросить подобные "хвосты" и практиковать самостоятельно в энергетически чистом пространстве.

4. Сама практика

Многие люди считают, что практика йоги – это выполнение асан. В действительности понятие практики значительно шире. Вы можете сидеть, а можете стоять или идти, и это будет практикой йоги. А можете делать всё то же самое, но это практикой йоги не будет. Главное не внешнее действие, а то что происходит внутри вас. Далее в этой книге я раскрою элементы, которые свойственны именно практике йоги.

5. Благодарность

После практики йоги обязательно поблагодарите себя, своё тело, окружающее пространство, а также всех, кого вы вовлекли или кто сам вовлёкся в практику. Если вы привлекали в практику какие-то дополнительные энергетические потоки, отпустите их. Если практика включала очистительные процедуры (физические или энергетические), не забудьте прибрать за собой.

12. Восемь ступеней на пути йоги

Когда человек избавляется от страстных желаний разума, о Арджуна, и находит удовлетворённость в Высшем Я, тогда он называется успокоившим разум. (Бхагавадгита, 2-55)


В книжных магазинах можно найти много книг по йоге. Большинство из этих книг написаны относительно недавно – йога для спины, йога для живота, йога сна, йога любви… Между тем, йога – это духовное учение, уходящее корнями в прошлое на тысячелетия. И есть одна особенная книга, которой обычно на книжных полках нет, но которую стоит попытаться прочитать всем, кто практикует йогу. Это Йога-сутры Патанджали.

Я не случайно сказал "попытаться". Дело в том, что это глубокий текст, раскрывающий философию йоги. Приступив к чтению, вы ощутите себя в центре океана, когда крутишь головой по сторонам, а взгляду не за что зацепиться. Это новый мир, в котором нет концепций, привычных европейскому разуму.

И ещё одна особенность – Йога-сутры написаны на санскрите. А это язык мудрости. Современный социум не заинтересован в том, чтобы люди становились мудрыми, и начинали управлять тем, что сейчас воспринимают как данность или "карму". Поэтому многие слова, описывающие духовный мир и движение в нём, в современных языках попросту отсутствуют. И при попытке перевести с санскрита такое слово, вы можете найти несколько десятков очень разных по смыслу современных слов, комбинация которых даёт лишь слабый намёк на переводимое понятие. А теперь представьте возможное количество версий перевода одного предложения, содержащего десяток слов, если каждое слово имеет, допустим, десяток переводов. Насколько разными по смыслу окажутся эти предложения! Таким образом, в результате перевода духовной книги с санскрита вы можете получить поваренную книгу, а можете оказаться с инструкцией по обслуживанию мотоцикла. Помните, как я предложил перевести слово Йога как Счастье? Это мой личный инсайт, моё видение йоги. Очень многое зависит от глубины переводчика и от того, как он видит тему.

В начале каждой главы я привожу цитату из Бхагавадгиты. Санскрит я не знаю, но в Индии мне удалось приобрести замечательный перевод Бхагавадгиты, в котором каждому слову санскрита сопоставлено одно, наиболее подходящее с точки зрения переводчика, слово на английском. Так вот, дословный перевод на английский язык процитированной выше шлоки выглядит следующим образом:



А по-русски это звучит приблизительно так: тщательно отбросить; когда; страстные желания; все; о Арджуна; принадлежа к разуму; в Высшем Я; один; через радость Высшего Я; доволен; стабильность ума; тогда; называется.

Это даже не конструктор Лего или шарада, это тюбики с красками, используя которые переводчик пишет свою картину. Теперь вы понимаете, насколько вольным является перевод священных текстов на современные языки.

В интернете вы можете найти разные переводы Йога-сутр Патанджали на русский язык. Каждый перевод – это шедевр. Однако, чтобы за авторским видением темы уловить базовый посыл Патанджали, примените хитрый приём – попробуйте читать несколько переводов параллельно.

Объем текста Йога-сутр совсем небольшой – чуть больше десятка страниц. Читая его, вы прикоснётесь к зёрнышку, из которого выросло огромное ветвистое дерево книг по йоге, представленных в книжных магазинах. Вы удивитесь насколько чёткой и лаконичной является йога в своей основе. Делай раз, делай два, делай три…

Не переживайте, что многое звучит непонятно. Вы узнаете ровно то, что вам необходимо знать сегодня. Такова особенность духовных текстов. Например, вы узнаете, что практика йоги состоит из восьми ступеней: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. В дальнейших главах мы рассмотрим практики на уровне каждой ступени, и вы поймёте почему йога – это не только асаны. А также вы увидите насколько изящно все ступени интегрированы в единый механизм, помогающий двигаться к счастью.

Йога – это учение вне времени. Поймайте его духовный поток, прочитав Йога-сутры Патанджали!

13. Этика и потоки энергий

У необузданного нет разума, нет силы сосредоточения. Без сосредоточения нет мира. А для лишённого мира возможно ли счастье? (Бхагавадгита, 2-66)


У вас бывает ощущение упадка сил? А, может быть, иногда вам кажется, что кто-то забирает вашу энергию, отсасывая её, как вампир? Как же много людей живут в этой странной рационализации… Посмотрите вокруг и вы увидите, что мир наполнен энергиями! Прекрасные цветы колышутся лёгким прикосновением ветерка, в вышине неба летают птицы, и, проснувшись рано утром, вы чувствуете радость, предвкушение, желание что-то делать или нежелание, и вы хотите встать, а может быть пересиливает желание ещё немного понежиться в кровати, или запеть, станцевать, любить, бороться, искать, узнавать… Всё это – энергии. И вы купаетесь в этих энергиях, как ребёнок в лохани…

Хотите почувствовать энергии телом? Встаньте и выполните Врикшасану (позу дерева). Пока не обращайте внимания на технику. Найдите в конце книги фотографию, и сделайте также.

Получилось? Довольны? Если да, то скорей всего вы выполняли эту асану с открытыми глазами. А теперь повторите её, закрыв глаза, и вы заметите, как же сложно стало удерживать равновесие. Почему вдруг такая разница? Дело в том, что с открытыми глазами вы цепляетесь за окружающую реальность, но, когда глаза закрыты, потоки энергии увлекают вас за собой и вы теряете равновесие. В дальнейшем вы можете исследовать это явление глубже – куда вас тянет сильней – вперёд, назад, вправо или влево. Что происходит, если вы повернётесь в другую сторону? А если рядом есть другой человек…

Поэтому, когда люди жалуются на недостаток энергии, это указывает на одну из двух проблем: либо непринятие потока (борьба с ним), либо на использование энергии не по назначению.

Социальная жизнь наполнена энергетическими потоками. Практикуя йогу, вы учитесь взаимодействовать с ними. Обратите внимание на то, как ловит потоки воздуха кондор, как это гармонично. Любой морально-этический закон, любая норма поведения встаёт препятствием на пути энергетических потоков. В результате потоки где-то ослабевают, а где-то усиливаются. И йога учит вас не бороться с общественной моралью, а парить в потоках энергий, не прикладывая усилий, наслаждаясь своей безграничной свободой.

В общем-то, мы затронули очень глубокую тему. Предела мастерству нет. И далее в этой книге мы на разных уровнях рассмотрим взаимодействие социальных и природных законов с энергетическими потоками. А начнём мы с рассмотрения этических норм, которые в Йога-сутрах Патанджали определены как две первые ступени йоги под названием Яма и Нияма.

Для многих людей путь в йогу начинается с освоения асан и пранаям в фитнесцентре. Конечно, вы можете изучать и практиковать одновременно все ступени йоги. Но не забывайте, не случайно Яма и Нияма идут первыми. В процессе их освоения вы накапливаете колоссальную энергию и становитесь готовы эффективно двигаться дальше. Иначе вы похожи на друшлаг: асаны наполняют вас энергией, но через час её уж нет – слилась…

И ещё хочу вас предупредить: как только вы начнёте практиковать Яму и Нияму, вам это покажется значительно более сложным, чем физическое выполнение асан. Возможно, поэтому они и покрыты забвением. Смысл этих ступеней находится за рамками социальных игр, в которые большинство людей вовлечены с головой. Тем не менее, поверьте мне, поверьте Патанджали – это две важнейшие ступени йоги. В каждой из них Патанджали определил пять принципов. И сейчас давайте перейдём к их освоению.

Загрузка...