ИСТОРИЯ ИНДИЙСКОЙ И ДАОССКОЙ ЙОГИ

Из древности

до наших дней

дошло учение о ней

Очерк истории индийской йоги

Учение йоги родилось в глубокой древности в Индии, будучи по преданию передано человеку в изначальные времена богом Шивой (Шива – один из трех главных богов в Индуизме, божественное в аспекте силы созидания и разрушения). Впоследствии это учение непрерывно развивалось, даря во все времена ее приверженцам мудрость, любовь, внутренний свет, неиссякаемую энергию и необычайные возможности организма.

Около 2000 лет до нашей эры семью мудрецами, риши (мудрецы, основатели древних жреческих родов), основы учения были собраны в четырех Ведах:

– Ригведе – наиболее древней и уважаемой из Вед, Веде гимнов Богам;

– Яджурведе – Веде жертвенных обрядов;

– Самведе – Веде мантр и молитв;

– Атхарваведе – Веде медицины, заклинаний и магических техник.

До возникновения письменности Веды передавались из уст в уста, от отца к сыну, от брамина к ученикам. Записанные впервые около 1000 лет до нашей эры гимны и мантры Вед, и поныне служат связующей нитью учителей и учеников, используются в практиках йоги, арати (ритуал поклонения божеству с подношением огня и распеванием мантр) и киртанах (коллективное распевание мантр – имен и восхваление Бога).

К ведическим текстам относятся также Брахманы, представляющие собой объяснения к молитвам и ритуалам, Араньяки – религиозно-философские обсуждения Вед и Упанишады – объяснения основных философских концепций индуизма, переданные духовными учителями, Гуру (наставник, мастер, ведущий ученика к свету знания), своим ученикам.

Примерно в этот период сформировались шесть традиционных школ индийской философии, основанных на Ведах. Это миманса, веданта, вайшешика, ньяя, санкхья и йога. В мимансе (другое название мимансы – пурва миманса, что означает – полная миманса) подробно рассматривались выполнение предписаний и жертвоприношения, в веданте (другое название ведантыуттара миманса – «после мимансы») – обряды и метафизика. Вайшешика занималась разработкой философской категоризации бытия, ньяя – теорией рассуждений, логикой и диспутами, санкхья концентрировалась на психокосмологии, строении человека и развитии различения и отрешенности. Йога основывалась на философии санкхьи и собрала в себе практики отрешения, различные психотехники и медитации. Параллельно с религиозными ведическими философиями возникла локаята (чарвака) – система материалистической философии.

Несколько позднее, примерно в середине первого тысячелетия до н. э. были созданы две эпические поэмы – Рамаяна и, еще чуть позднее, Махабхарата, составленная из ранних легенд ее автором – Кришной Двайнаяной Веда-Вьясой. Учение йоги продолжило свое развитие в духовном ядре Махабхараты – Бхагавадгите, описывающей историю получения прямых наставлений по йоге воином-предводителем (кшатрием) Арджуной от своего Учителя – Аватара (Аватара (Аватар) – «воплощение», «явление», Бога из духовного мира в мир физический) Кришны, являющегося воплощением бога Вишну в человеческом облике. В ней впервые были обозначены пути Карма, Бхакти и Джняна йоги.

В 4 веке до н. э. царевичем Сиддхардхой (Буддой) было создано учение, получившее название «буддизм». В него вошли глубокие медитативные методы йоги и философия учений Будды, обретшего полное просветление.

Примерно во 2 веке до нашей эры специальные методы учения йоги были систематизированы мудрецом Патанджали в книге «Йога Сутры». Учение Патанджали, названное им Аштанга-йогой, содержит 8 ступеней:

– Яма – следование этическим принципам, контроль органов действия

Нияма – физическое и психическое очищение, контроль органов восприятия, духовная ориентация

– Асана – контроль тела путем специально подобранных для медитации статических поз

– Пранаяма – управление энергией (праной), дыханием

– Пратьяхара – контроль ума, ментальная тишина, отвлечение органов чувств от внешних объектов

– Дхарана – развитие концентрации

– Дхьяна – медитация, превращение однонаправленной концентрации в непрерывный поток внимания и слияние воспринимающего сознания с объектом восприятия

– Самадхи – расширение потока внимания на все объекты Вселенной, слияние с Божественным.

Значительно позднее, в 5 – 10 веках н. э. Матсиендрой и Горакшей натхами в «Горакша сатаке» была сформирована отдельная дисциплина йоги, включившая в себя методы, направленные на работу с физическим телом и дыханием. Натхи считаются основателями традиции йогинов, практикующих кайя-садхану, метод достижения предполагаемого физического бессмертия. От натхов пошла известная в настоящее время «хатха-йога»

Еще позднее (в начале II тысячелетия н. э.) были созданы классические труды по йоге «Гхеранда Самхита», затем «Шива Самхита» и «Хатха йога прадипика», которые продолжили формирование современного облика йоги. В «Хатха йога прадипике» (около 14 века н. э.) первые 4 ступени Аштанга-йоги Патанджали были выделены в отдельную дисциплину, названную Хатха-йогой. Она включила: Нэти и Крия – очистительные процедуры, Асаны – систему специальных физических упражнений, Мудры – статические позы, воздействующие на внутренние органы тела и Пранаямы – управление дыханием.

Другое направление, ориентированное в первую очередь на контроль ума и управление особыми состояниями сознания, было названо Раджа-йогой. В него вошли Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. Методы пранаямы, являясь наиболее сложной практикой в Хатха-йоге, в то же время представляют собой краеугольный камень развития концентрации ума и медитации в Раджа-йоге.

Наше время принесло в древнюю традицию расширение сферы ее взаимодействия с людьми. Это обусловило возникновение множества различных направлений и школ йоги. Основателями наиболее известных современных школ и направлений йоги являются:

– Махаватар Бабаджи, который передал учение Крия-йоги Лахири Махасая, затем его продолжили Шри Юктешвар, его ученик Парамахамса Йогананда, создавший всемирное «Общество самореализации», и ученик Йогананды – Свами Криянанда, основатель общины «Ананда»;

– Шри Рамакришна, чье учение Раджа-йоги было распространено по всему миру его учеником Свами Вивеканандой;

– Шри Свами Шивананда – патриарх храмовой традиции Хатха-йоги, которая дала начало «Бихарской школе» Свами Сатьянанды Сарасвати, а также направлениям, представляемым Свами Вишну Деванандой и Йогачарья Рудрой;

– Махариши Картикейя, проживший по преданию свыше 300 лет и передавший своё учение асан, крий и сукшма-вьяям основателю «Делийской школы» Джхирендре Брахмачари, от которого впоследствии его получили Бал Мукунд Сингх и Рейнхард Гамментхаллер;

– Шри Кришнамачарья, основавший традицию йоги Майсорского дворца, которая породила три всемирно известных ветви – школу йоги Шри Б. К. С. Айенгара, «Аштанга-йогу» Шри Д. П. С. Патаббхи Джойса и «Виньяса-йогу» или «вини-йогу» Шри Т. К. В. Десикачара, основанные на использовании динамических последовательностей асан – виньяс;

– Бхагаван Шри Раджниш (известный как Ошо) в традиции лайя и кундалини-йоги, основатель школы и автор множества книг по йоге и тантре;

– Шри Ауробиндо и Мать (Мирра Альфонсо), создавшие систему Интегральной йоги, основанную на равном использовании методов различных направлений йоги для обретения состояния йоги. Эта система была распространена затем по миру Сатпремом. Другой ученик Шри Ауробиндо – Шри Чинмой создал школу, ведущую к раскрытию высшего духовного сознания через медитацию в искусстве и творчестве.

– Учитель Джняна-йоги Шри Рамана Махарши, являвшийся представителем адвайта-веданты. Основным методом его учения является медитативное размышление над вопросом «Кто есть я?». Его путь Джняна йоги – развитие способности различения через интеллектуальную рефлексию – это реализация осознания неразрывного единства со своим истинным «Я», Атманом, через отрицание существования всего материального.

– Джидду Кришнамурти, вышедший из Теософского общества (руководители Анни Безант, Чарльз Ледбитер), учивший впоследствии йоге как пути развития высшего интеллекта. Кришнамурти осуждал все организованные веры, все отношения типа учитель – последователь, требуя вместо этого работать над полным самоосвобождением человека. Интересно отметить, что Джидду Кришнамурти некоторое время обучался хатха йоге у Шри Б.К.С. Айенгара в традиции Майсорского дворца.

– Направление Бхакти-йоги представлено «Обществом сознания Кришны». Его основатель Шри Бхактиведанта Свами Прабхупада использовал поклонение и медитацию для развития страстной влюбленности в личностный аспект Господа, посредством которой достигалось вхождение в состояние йоги.

– В 1970-х годах Бабаджи (Хайдакханом Баба) было возрождено учение Карма-йоги, основанной на посвящении каждого человеческого действия божественной Воле, отречении от всех эгоистических целей и восприятии Божественного во всех существах и в действиях людей.

– Аватар Сатья Саи Баба, передававший учение Раджа йоги в Гуфа-ашраме в Индии.

– Амма и Бхагаван, дающие посвящения на просветление.

В современном мире широко представлены также школы буддистской йоги, являющиеся отдельным независимым деревом традиций. К ней относятся три направления: хинаяна – «узкий путь» (монашество), махаяна – мирской «широкий путь» и ваджраяна – «алмазная колесница», тайный прямой путь, основанный на тантрических эзотерических знаниях. Традиция тибетского буддизма махаяны и ваджраяны включает школы ньингма, сакья, гелуг и кагью. Ньингма ("Ньингма" в переводе дословно – "школа старых переводов") связана с периодом первого проникновения буддизма в Тибет и содержит в себе, наряду с буддийскими текстами, много заимствованных добуддийских, шаманских, бонских методов и ритуалов. Сакья, гелуг и кагью относятся ко второй волне проникновения буддизма в Тибет. Наряду с тибетским буддизмом, широко распространены китайский буддизм чань и японский – дзен.

Краткий очерк истории даосской йоги

Параллельно с развитием традиции йоги в Индии, в середине первого тысячелетия до нашей эры в Китае возникло другое религиозно-философское течение – даосизм. Его целью являлось обретение единства с первоосновой мира Дао и создание бессмертного тела при помощи методов даосской алхимии – специальных психофизических упражнений.

Основателем даосизма считают Лао-цзы, автора первого даосского трактата «Дао дэ цзин» (6 – 5 век до н. э.). В нем впервые вводится понятие Дао, представляющее собой одновременно первопричину, путь развития и конечную цель бытия. Несмотря на то, что Дао неподвластно восприятию органов чувств, задачей человека является слиться с Дао, жить в естественной гармонии с природой, взаимодействовать и руководить людьми без совершения насильственных действий, избегая борьбы, порождаемой гордыней.

Понятие Дао в китайской философии использовалось задолго до Лао-цзы Конфуцием и его последователями в значении «жизненный путь человека». Однако если Конфуций трактует Дао как путь человеческих деяний, основанных на этических принципах гуманности, справедливости и познания, то Лао-цзы понимает под Дао вселенский принцип, включающий Божественное начало.

Последователями Лао-цзы стали мастера и авторы трактата «Ле-цзы» Ян Чжу и Ле Юй-коу, который содержал истории общения мастеров даосизма с приверженцами других школ и учений. Учитель Чжуан-цзы, живший в 5 – 3 веке до н. э. (по имени которого назван текст «Чжуан-цзы»), развил и детализировал философию даосизма благодаря образности и более легкому восприятию его произведений.

Наряду с понятием Дао, даосизм вобрал в себя также концепцию Инь–Ян, изложенную в трактате И-цзин (И-цзин – один из древнейших канонических текстов в китайской культуре), окончательное ее становление оформилось благодаря мастеру Цзоу Яню, жившему в 4 веке до н. э.

В 1 – 3 веке н. э. усилиями Чжан Даолина и организованной им школы Линбао (школы Небесных наставников) даосизм превратился из философского учения в организованную религию. В этот период были написаны книги даосского канона писаний Линбао: трактат «У фу цзин», включивший описания защитных талисманов, методов медитации и визуализации божеств, «Тай пин цзин» и другие.

В 3 – 6 веке н. э. в даосской традиции ведущую роль приобрела школа Шанцин, основанная Вэй Хуацунь, получившей по преданию откровение от божеств – Хранителей дао. Школа Шанцин была распространенна затем в Южном Китае мастерами Ян Си и Тао Хунцзином. В этой школе было развито учение о строении человеческого организма, взаимодействии внутренней и внешней энергии и божествах, ангелах-хранителях человека, описывались медитативные методы для единения с внешним миром (или вселенной).

Около 11 века н. э. мастером Чжан Санфэном даосские медитативные и дыхательные техники были объединены с боевыми приемами у-шу, что привело к рождению системы Тайцзы-цюань. Как следствие, все возникшие впоследствии системы внутренних стилей боевых искусств Китая (Синь-и-цюань, Багуа-джан и Люхэ-бафа) содержат методы управления энергией ци – цигун. Эти методы сочетают внутреннюю концентрацию и управление дыханием с движениями тела. Во внешних стилях воинского искусства у-шу цигун используется в меньшей степени, и ученики сначала осваивают боевые приемы, и лишь затем учатся управлять потоками энергии. Во внутренних стилях цигун является основой всех боевых техник.

Направления духовного цигуна – даосской йоги принципиально не ориентированы на боевое применение. Она учит внутренней трансформации организма и взращиванию бессмертного «золотого зародыша» в теле, за что получила также название «внутренняя даосская алхимия». Линии преемственности даосской йоги не прерывались по настоящее время. Наиболее известными мастерами и направлениями духовного цигуна являются:

– Лю Гуань Юй, автор трактатов «Секреты китайской медитации» и «Даосская алхимия и бессмертие»;

– Мантек и Мэнниван Чиа, основатели международной школы «Целительное Дао»;

– Сюи Минтан, основатель международной системы «Чжун Юань цигун» использующий мягкие практики цигуна Шаолиньской традиции;

– Ли Хунчжи, основатель популярной и одновременно запрещенной в Китае школы «Фалун гун»;

– школа Сяньтяньдао, особенно получившее распространение на Тайване.

Краткий очерк истории восточной медицины

Духовная гармония и раскрытие поразительных возможностей человеческого организма неразрывно связаны с состоянием здоровья физического тела. Знание путей достижения здоровья передавалось от учителя к ученику в духовных школах в Индии и Китае, где практиковались занятия йогой, цигуном и боевые искусства.

Глубокое понимание структуры организма и способов его исцеления нашли свое отражение в Аюрведе. Наиболее древним (и значительным среди дошедших до нас) из аюрведических канонов является трактат «Чарака Самхита», составленный примерно в 4 – 2 веках до н. э. мудрецом Чаракой.

«Чарака Самхита» состоит из 8 разделов (стхана):

– Сутра Стхана – общие методы лечения, этические наставления врачу, теория дош, гун и вкусов, свойства пищи, диета и т.д.;

– Нидана Стхана – диагностика основных болезней;

– Вимана Стхана – о вкусах, пище, общей патологии и о медицинском обучении;

– Шарира Стхана – анатомия и эмбриология;

– Индрийя Стхана – о диагнозе и прогнозе;

– Чикитса Стхана – о специальной терапии;

– Калпа и Сиддхантха Стхана – об общей терапии.

Дальнейшее развитие аюрведическая традиция получила в «Аштанга Хридая самхите», написанной Шримад Вагбхатой в 6 веке н. э.

В нее вошли: Сутра Стхана – общие принципы, Шарира Стхана – анатомия, Нидана Стхана – диагностика, Чикитса Стхана – специальная терапия, Калпасиддхи Стхана – о продлении жизни, Уттара Стхана – раздел, посвященный типологии и терапии заболеваний.

Источники даосского искусства врачевания чуть моложе Аюрведы. Трактат Жёлтого Императора «О внутреннем» «Хуан-Ди нейцзин», который является самой ранней из дошедших до нас даосских медицинских книг, датируется предположительно 3-м веком до н. э. В нем были сформулированы девять основных законов (небо, земля, человек, время, звук, ритм, звезды, ветер и пространство), и их отражения в теле человека. Он содержал систематизированные сведения о сущности биологически активных точек и объединяющих их меридианов, а также основные теоретические положения иглоукалывания (чжень) и прижигания (цзю).

Второй по значимости в системе канонических сочинений китайской медицины трактат «Трудные вопросы» («Наньцзин», предположительно 2 век до н. э.) посвящен объяснению и развитию концепций трактата Жёлтого Императора «О внутреннем». В нем также рассмотрены понятия «трех обогревателей», жизненных сил, наследственной, сексуальной, защитной и питающей энергий, методы пульсовой диагностики энергетических расстройств организма и основы иглоукалывания.

Текст «Хуан тин нейцзин» школы Шанцин (3 век н. э.) содержал уже подробное описание внутренних энергетических каналов в теле.

Впоследствии из Индии и Китая знания распространились в Тибет. Известный трактат тибетской медицины, составленный Ютог Йондан-гонпо, «Чжуд Ши» был основан на переводе Ринчен-Зампо «Аштанга Хридайя самхиты», в 11 веке. В него также вошел трактат китайской медицины «Сома-Раджа».

Постепенное накопление, совершенствование и углубление знаний о человеческом организме продолжалось до настоящего времени, когда бурный расцвет науки позволил сделать скачок в традиционном лечении. Современность привнесла в древнюю китайскую медицину объективные приборные методы исследования и диагностики биоэнергетических структур организма. Методы Фолля, Накатане, Акабане и других исследователей прочно вошли в современные акупунктуру, рефлексотерапию и гомеопатию.

Общность и различие индийской и даосской традиций

Тысячелетиями менялись и эволюционировали формы йогической практики, непрерывно развивались и совершенствовались методы достижения вечного и неизменного единого состояния йоги. Основой его обретения является установление гармонии, целостного состояния личности.

Единый мир каждого человека проявляется в двух, неразрывно связанных друг с другом, мирах. Это мир внутренний, включающий в себя физическое тело, эмоции, мышление и интеллект индивидуума, и мир внешний, включающий его природно-экологическую, этическую, социальную и научно-технологическую сферы.

Внутренний мир непрерывно взаимодействует с внешним миром, выбирая из него те стороны, которые он способен воспринять, и проявляя те ситуации, которые ему присущи. Тем самым человек сам формирует мир вокруг себя. Но и внутренний мир не остается чем-то неизменным, а постоянно адаптируется к внешнему. Внешние условия накладывают свои отпечатки и ограничения на реализацию предрасположенностей и потенциала индивидуального сознания.

В зависимости от предрасположенностей человека, методы йоги ориентированы на установление и гармонизацию взаимодействия либо преимущественно с внешним миром, либо – с внутренним. Восьмиступенчатый путь индийской йоги, сформированный Патанджали, направляет идущего по нему все глубже внутрь себя, начиная с физического и этического очищения, к овладению анатомическими, физиологическими и ментальными процессами. Дальнейший прогресс основан на отвлечении органов чувств от внешних объектов и развитии способности фокусировки на глубинных структурах организма.

Методы даосской йоги, напротив, ведут путника изнутри наружу, от овладения управлением энергией органов и каналов к взаимодействию с энергией стихий, элементов, «Тремя Наичистейшими» силами Земли, Неба и Космоса.

Таким образом, исторически сложилось определенное разделение методов, присущих этим традициям. Для людей, ориентированных главным образом вовне, возник путь, ведущий через овладение энергиями и стихиями внешнего мира – путь, который несколько условно в дальнейшем мы будем называть путем даосской йоги. Для людей, ориентированных больше внутрь, сформировался другой путь – путь индийской йоги. Условно, поскольку обе эти традиции настолько широки, что каждая включает в себя также методы, ориентированные на противоположный тип людей. Так, в индийской йоге есть школы, направленные на овладение внешним пространством, а в даосской йоге есть методы, направленные на погружение внутрь себя.

Как было замечено даосскими мудрецами, качество переходит в свою противоположность, достигая своего предела. Обе эти традиции приводят, в конечном счете, к одному и тому же единому интегральному состоянию. Ведь «то, что внутри, подобно тому, что вовне». Общим в этих традициях является и то, что постижение как внешнего, так и внутреннего мира основано на максимальном раскрытии и развитии всех способностей организма индивидуума.

Чувствование и управление внутренней и внешней энергией являются одним из ключевых моментов различных духовных практик. О важности понятия энергии в традициях индийской и даосской йоги, где она получила обобщенные названия прана и ци, говорит классификация 10 основных видов пран в индийской йоге и 7 основных ци в даосской йоге. В даосской йоге методы управления ци получили общее названия цигун. Это слово стало практически синонимом понятия «даосская йога».

Теоретические положения индийской и даосской йоги объединяются на основе теории биоэнергетической саморегуляции человеческого организма, развитой в работах Р. С. Фридмана. Понимание корней их единства важно для правильной ориентации как начинающих осваивать методы йоги и цигуна, так и для опытных практиков.

Загрузка...