Глава первая. Про ямы, клады и разных родственников

Два молодых начинающих пирата Гоша Старая Калоша и Сеня Костяная Голова сидели на краю очередной вырытой ими ямы. Они ели бутерброды с бананами и запивали их квасом из бутылок с надписью «РОМ».

– Вот сикараха! – ругался Сеня. – Опять пусто! Как тут угадать, в каком уголке острова рыть?!

– Трудно угадать, – согласился Гоша. – Приличные пираты по картам сокровища ищут. На карте, например, нарисовано: пять шагов на север, три по направлению скелета, копать под деревом, на котором череп висит.

– О! – обрадовался Костяная Голова. – А давай твой череп на дерево повесим! И начнём под ним рыть! Может, так скорее клад найдём! Йо-хо-хо!

– Нет уж, всё же я лучше наугад копать буду, – не согласился Гоша, – потому как отец мой здесь клады находил, и дед, и прадед копали…

– Да знаю я, – оборвал его Сеня, – и все бабушки твои здесь копали. Такой они были народ: уснуть не могут, если парочку ям перед сном не выроют.

– Бабушки не копали, – не согласился пират Старая Калоша. – Они только потом у дедушек эти клады забирали. И разбазаривали их по частям.

Непонятливый Костяная Голова нахмурился:

– Дедушек… по частям?!

Гоша покрутил пальцем у виска:

– Не дедушек, а клады. А один мой прадедушка однажды нашёл на этом острове три сундука с золотом. Один отдал прабабушке, а два опять закопал.

– Чтобы прабабушка не отобрала? – догадался Сеня. У него не было родственников. По крайней мере, Сеня их ни разу в жизни не встречал. Так что вообще было непонятно, от кого Сеня произошёл. Гоша, например, предполагал, что сразу от обезьяны.

– Ну зачем он закопал? – не отставал Сеня.

Гоша отхлебнул из бутылочки и снисходительно пояснил:

– Затем, чтобы нам с тобой было что искать, костяная твоя башка! – Он поднял с земли лопату и отправился копать в другое место, напевая старую пиратскую песню:

Мы Калоши храбрые,

Мы Калоши умные,

Мы на мир глядим

Круглыми глазами!

Мы Калоши мудрые,

Мы пираты хитрые,

Золота везде мы позакопали!

– И пораскопали! И наворовали! – добавил Сеня и отправился вслед за другом.

До обеда было ещё далеко. Заниматься больше, в общем-то, нечем. Два дня назад наши пираты потерпели позорное кораблекрушение. И если бы не крокодил по имени Зелень Наша, который случайно проплывал мимо, местные акулы могли бы плотно поужинать. Зелень Наша перевёз пиратов на их родной Пиратский остров. А пиратский кораблик под названием «Морской дьявол», красиво пуская пузыри, без оглядки ушёл на дно. Всё это случилось из-за того, что Сене захотелось жевательной резинки. На горизонте как раз показалось судно с надписью «Жвачка и другая гуманитарная помощь». Только взяли пираты судно на абордаж… Как бабахнет! Как прилипнет! Оказалось, что это не жвачка вовсе была, а новое оружие. И стреляло оно огромными липкими пузырями.

– Я всегда был против войн и оружия! – ворчал Гоша, как только высадился с крокодила на родной берег.

– Тогда надо ограбить все судна с мороженым, пирожными и шоколадом. Вдруг там тоже не вкусности, а сахарная взрывчатка. Или ядерные леденцы. Даёшь разоружение! Нет войне! Закусай меня пиявка! – негодовал Сеня, доставая из волос водоросли. – Только нам сначала новый корабль купить надо! Или хотя бы лодку.

– Чтобы купить новый корабль, нужно отрыть клад! – благоразумно предложил Гоша. – Других средств у нас нет.

Немного передохнув, пираты взялись за лопаты.

Весь маленький Пиратский остров уже был в ямах. Сеня и Гоша даже запутывались: какие ямы выкопали Гошины предки, а какие они, молодые пираты. В ямах им иногда попадались кости мамонтов. Ещё «секретики», которые прятали Гошины бабушки. Но чаще попадались червяки. И никаких сокровищ.

Но вдруг в очередной яме, прямо под конфетным деревом, лопаты стукнули обо что-то твёрдое. Пираты замерли. Потом отмерли. Спрыгнули в яму и принялись разгребать руками землю.

– О, святая пиранья! – наконец воскликнул Сеня.

– Как звали твоего великого прадедушку?

Гоша уселся на крышку отрытого сундука.

Вытер руки о штаны. Он не мог упустить случая рассказать о своих родственниках.

– Нас всех Калошами звали, – сообщил он. – Может быть, потому, что предков моих в космической калоше на Землю с другой планеты закинули. А может быть, на обезьяне, от которой мы произошли, калоши были. Да, цивилизованная это была обезьяна. Не то что некоторые. Сначала нас называли Новые Калоши. Потом – Молодые Калоши. Потом – Рваные Калоши. Это потому, что при прадеде-корсаре в схватке с другими пиратами из рода Голодных Тапочек была до полусмерти ранена фамильная калоша, что висела, как амулет, на рее. Её потом пришлось по кусочкам собирать и склеивать. А когда мой дед потерял одну калошу, убегая от призрака капитана Флинта, то он стал Антоша Одна Калоша. А отец мой был Мироша Пожилая Калоша. Это мне всё моя мама рассказала. – И Гоша тихо вздохнул.

Зато Сеня, терпеливо выслушав друга, столкнул его с сундука и заорал:

– Да здравствует Гоша Мирошевич Старая Калоша! И все Калоши вместе взятые!

Пираты потянули сундук из ямы.

Яма первая. Для всех желающих

Попробуйте нарисовать родословное дерево Калошей. Придумайте остальных родственников Гоши. Есть ли у вас своя версия происхождения их фамилии? Почему их зовут именно Калошами, а не Кирзовыми Сапогами или Кроссовками?

Знаете ли вы, что означает ваша фамилия? Нравится ли вам она? А имя? Почему вас так назвали? Что такое отчество? Назовите полностью своё имя, отчество и фамилию, словно вы представляетесь самому королю (или президенту).

Что вы знаете о своих прапра..? Как история вашей семьи связана с историей страны, вашего города, села? От кого вы об этом у знали? Вам рассказали или вы это прочитали?

С разрешения родителей постарайтесь откопать в своей квартире самую старую вещь. Сколько ей лет? Кому она принадлежала? Что она может рассказать о своём хозяине?

Заполните свой родословный круг или родословное дерево.

Яма вторая. Для тех, кто выше одного метра с кепкой или старше младшего возраста. Остальные могут из неё не выбраться

Разговаривая о семье, нередко, оказывается, можно услышать такое: «Уменя нет отчества, потому что папы нет». Нужно объяснить, что папы и мамы есть у всех людей на свете. Если бы их не было, то и нас с вами бы не было. Просто часто людям приходится разлучаться. Вот у Пеппи Длинныйчулок мама умерла, но девочка знает, что мама смотрит на неё с неба. А папа у Пеппи потерялся во время шторма. Гошины родители тоже не живут вместе с ним. А Сенины вообще непонятно кто, но это не значит, что их не было.

Подведите разговор к тому, что родители, родственники для ребёнка – один из основных источников информации. А откуда ещё мы узнаём новое и интересное? (Друзья, книги, учитель, Интернет, радио, телевидение, журналы и газеты.)

Основной способ передачи информации для ребёнка младшего возраста – устный рассказ: ребёнку рассказывают, он слушает. Так долгое время передавались из поколения в поколение сказки, былины и рассказы о предках. Ребёнок должен понять, что даже устная информация может надолго сохраниться, передаваясь от человека к человеку, из уст в уста, но почему всё же неплохо её зафиксировать на бумаге или плёнке?

Домашним заданием (если посчитаете вообще нужным задавать задания на дом) может быть подготовка рассказа на тему «Что было, когда меня не было» или «Когда я был маленьким…».

Урок можно проиллюстрировать отрывком из «Грамоты» Э. Успенского (глава вторая, о том, как герои рассказывают о себе), из «Когда я был маленьким» Э. Кестнера (глава первая), из «Волшебной зимы» Т. Янссон (глава четвёртая).

Если вы решите подробнее поговорить об устном народном творчестве, интересно будет привести в пример сказы Натальи Лазаревой: она обработала и записала истории о своей семье, деревне, рассказанные ей бабушкой и прабабушкой (публикации в журнале «Уральский следопыт» № 9, 1994 год).

Автор этого пособия тоже не мог удержаться и записал воспоминания своих предков («Большое сочинение про бабушку» можно найти в журнале «Урал» № 9 за 2011 год).

Полянка для пикника

Александр Сергеевич Пушкин проследил историю своего рода на 600 лет назад. Его предок по материнской линии случайно попал в Россию и служил у царя Петра Первого. Его звали Абрам Ганнибал. Он был африканцем. Предок по отцовской линии тоже был известным человеком по имени Ратша. Он служил киевскому князю.

* * *

У ирокезов родителей гораздо больше, чем у нас. «Отцами» ирокез считает родных и двоюродных братьев своего настоящего отца, а «матерями» – тёток по материнской линии. Соответственно, дети всех его «отцов» и «матерей» считаются его «родными» братьями и сестрами.

* * *

У древних славян был покровитель семьи, жилья и собственности Чур или Щур. Верование в Чура сохранили заклинания «Чур моё», «Чур пополам», «Чур меня», а также названия поколений: дед, прадед, прапрадед, щур, пращур, прапращур.

* * *

В Древней Руси у человека было несколько имён. Одно тайное, одно явное – прозвище. И одно – крестильное: то, как назвали человека в церкви при крещении. Вместе с крестильным именем ребёнок получал Ангела-хранителя: покровительство того святого, чьим именем был назван. Крестильные имена сначала плохо приживались. Ведь все они были иностранными. Но за тысячу лет христианства россияне так привыкли к Аннам, Василиям, Александрам, Мариям, Ильям, Зоям, Катям, Евгениям, Захарам, Наташам, что теперь эти имена встречаются гораздо чаще, чем исконно русские: Люба, Вячеслав, Дара, Ива, Светолик, Весняна, Богдан, Любомир, Мило-слав или Белоснежа. Берестяные грамоты открыли нам много забытых старинных русских имён. Ста-нигостъ, Жиронежка, Домашка, Нос, Швец, Шилъ-ник, Воебуда, Вдовина, Жирочка, Мирожка, Тешка: каждое имя – это небольшой рассказ о его обладателе.

* * *

На эти вопросы можно отвечать не сразу, а по мере прочтения замечательных сказок, герои которых здесь упоминаются:

Как звали дедушку Пятачка?

Имя самого старшего брата Людвига XIV из хитрой семьи Ларссонов, что живёт в норе.

Как звали бабушку кота Матроскина?

Бедная падчерица, которая стала принцессой.

Как имя папы Пеппи Длинныйчулок?

Папа Буратино.

Дядюшка Малыша Свантессона.

Королевич, жених Спящей красавицы.

Папа маленькой разбойницы Роньи.

Младший сын в русских сказках.

Загрузка...