По роду своей деятельности мне приходится проводить много времени в общении с людьми. За эти годы я убедилась, что потребность в общении можно назвать базовой, а само общение – смело – одним из способов реализации основных потребностей человека.
Мы все нуждаемся в дружеском общении или в интеллектуальном общении, как в реализации любви к ближнему, в духовном общении и, наконец, в общении церковном. Но зачастую под этой потребностью маскируется то, что просто заполняет нашу душевную пустоту, ложно утешает в нашей беспомощности, на время заглушает наше внутреннее одиночество. Тогда эта потребность перерастает в зависимость.
Нередко бывает, что потребностью в общении мы оправдываем нашу тягу к самовыражению, например, когда человек вживается в роль этакого весельчака-балагура, постоянно притягивающего внимание к себе своими шутками, порой колкими и циничными. Это уже не реализация любви к ближнему, а самореализация, и проявляется она иногда в крайне негативном виде, когда кто-то реализует свою волю и свое мнение в истерических интонациях, не выбирая выражений и подавляя чужую волю.
Самое печальное, что в состоянии аффекта человек может произнести те самые роковые слова, о которых потом жалеет всю жизнь.
«Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Притч 18:21).
Эти слова из книги притчей Соломоновых потрясли меня до глубины души и подтолкнули к изучению этой темы и к многолетней работе над собой. Надеюсь, что они не оставят равнодушными и моих дорогих читателей.